«АКТ об осмотре остатков аэроплана кап. Л.М. Мациевича «Фарман с номером N 20».
Мы, нижеподписавшиеся, осматривали остатки аэроплана 25 сентября (1910 г. - прим. ред.) на другой день кватастрофы в 11 ч утра в присутствии Товарища Прокурора и Судебного Следователя 3-го уч. СПБ. уезда.
Аэроплан, упавший в 25 шаг. от трупа кап. Мациевича, представлял груду обломков; сверху всего лежали рули направления, сохранившиеся в целости; бруски, соединяющие хвостовую коробку с поверхностями аэроплана, равно как и самые поддерживающие поверхности переломаны во многих местах; руль высоты пострадал сравнительно не много; стойки на нем, от которых идут рулевые тяги, целы: равно как и все рулевые тяги. Ручка от руля высоты и боковых крылышек изломана на оси вращения; стойки, соединяющие верхние и нижние поверхности частью поломаны, частью целы; Две стойки по бокам авиатора выскочили из своих гнезд, как и все остальные, одна из них надтреснута: к этим стойкам перед полетом кап. Мациевичем для опоры спины был привязан на высоте 9 вершков снизу тонкий трос; этот трос сохранился на стойках. Аэроплан при своем падении перевернулся в воздухе и упал на землю верхнею частью. Одна лопасть деревянного винта разлетелась на мелкие части еще при начале катастрофы, другая же лопасть упала почти целою; мотор не был выключен и продолжал вращаться до соприкосновения с землею, в которую довольно сильно зарылся; вращение мотора в земле подтверждается изгибом рычагов и тяг клапанов. Передняя часть сидения сильно врезалась в землю, так что с трудом можно было ее вытащить оттуда. Диагональные растяжки диаметром в 2 мм в передней части все целы; в задней части около мотора, где эти растяжки были в 3 мм, они лопнули, и одна из таких оттяжек попала в мотор, откуда нами была извлечена, на моторе видны сбои, по всему вероятию, от этой проволоки. Перед полетом кап. Мациевич взял с собою барограф, который висел у него на груди; при падении барограф упал и разбился; осколки его собраны шагах в 10 от авиатора; барограмма цела, на которой видно, что катастрофа произошла на высоте 385 м. Во время падения аэроплан сильно поломался и его деревянные части некоторые падали сверху; так шагах в 15 от аэроплана упала часть хвостового бруска.
С остатков аэроплана при разборке снято ряд фотографий; после разборки остатки были перенесены в сарай, где они еще раз осматривались нами 30 сентября.
Самая катастрофа произошла следующим образом: аэроплан, находившийся на высоте около 400 м, медленно шел против ветра, находясь почти над серединою аэродрома. В 6 ч 2 мин лицами, наблюдавшими за аэропланом, были замечены какие-то неправильные движения аэроплана, аэроплан как бы потерял
жесткость, затем передняя часть аэроплана нагнулась вперед и из нее выпал кап. Мациевич ногами вниз с вытянутыми руками вверх; приближаясь к земле, кап. Мациевич перевернулся в воздухе несколько раз; в это время с шеи его соскочил барограф и упал на землю. Капит. Мациевич упал на землю грудью, кажется более левою стороною, затем тело подскочило аршина на 1,5 (1,07 м - прим. ред.) и упал на спину. На месте первого падения на земле остался отпечаток в грунте глубиною в некоторых местах до 2,5 вершк. При самом начале катастрофы близ стоявшими около змейкового аэростата были замечены падавшие осколки винта, которые почти все были подобраны публикою сейчас же после катастрофы. Аэроплан после выпадения авиатора с вращающимся двигателем перевернулся в воздухе, сильно деформировался, частью поломался и упал на землю шагах в 20 от Л. Мациевича, причем двигатель, сильно заоылся в землю и остановился. Полковниками Семеновским и Найденовым были приняты меры к охране остатков аэроплана.
На основании рассмотрения остатков аэроплана, показаний очевидцев и собственных наблюдений катастрофу можно объяснить следующим образом: полет происходил нормальным образом; неожиданно для самого авиатора лопнула одна или обе проволоки диагональных растяжек перед мотором; при осмотре эти проволоки и оказались порванными, в то время как другие растяжки в передней части аэроплана сохранились целыми; оборванная проволока попадает в винт и мотор, одна лопасть от удара о проволоку разлетается на мелкие куски, а другая почти целая падает на землю; попавшая проволока в двигатель своим натяжением заставляет лопнуть и соседние растяжки, от чего нарушается жесткая связь хвоста с поддерживающими поверхностями. Аэроплан теряет устойчивость и вследствие нарушения жесткости, передняя часть его наклоняется вперед, авиатор всеми силами старался восстановить устойчивость, должен был отклониться назад и взять на себя руль высоты. В это время проволока, привязанная перед полетом за спиною авиатора, по всему вероятию, способствовала ускорению выпадения авиатора, так как авиатор, отклонившись назад, получает толчок в спину, который передается в ноги, упирающиеся в круглый рычаг диаметра 3 см от руля направления; вследствие толчка при наклонном аппарате вниз, ноги легко могли соскользнуть и авиатор выскользнул вниз ногами, так как правая рука авиатора была на ручке от руля высоты, то при падении, весьма вероятно, авиатор схватился инстинктивно и правой рукой за ту же рукоятку; вследствие этой нагрузки на рукоятку быть может она сломалась еще наверху, а кап. Мациевич оборвался и стал падать вертикально ногами вниз и с вытянутыми вверх руками. Поломки аэроплана во время падения объясняются тем, что мотор «Гном», лишившись винта и работая в холостую, причем вместо винта случайно задержался обломок, вращался неравномерно весьма с большою скоростью и раздергивал аэроплан. Ручка от рычага руля высоты могла сломаться и при падении о землю аэроплана, так она с большою силою своим концом ударилась о землю.
Перед полетом кап. Мациевич жаловался своим механикам на усталость и некоторую ломоту в спине, другим же никому об этом не говорил. Самый полет им совершен с целью подготовить себя для полета на высоту на следующий день; в день же катастрофы он собирался подняться только метров на 500.
Есть предположение, что капитан Мациевич мог впасть в обморочное состояние и свалиться с аэроплана, но это предположение отпадает, так как иначе трудно объяснить поломку винта на верху и поломку всего аппарата в воздухе.
Надо признать весьма вероятным, что причина была непредвиденный разрыв диагональных растяжек диаметром 3 мм; разрыв этот может произойти, так как эти оттяжки и напряжены сильно и подвергаются сильной вибрации от вращения двигателя; затем разрыв растяжек еще не так опасен, как опасно попадание проволоки в двигатель и винт.
Как вывод из этой катастрофы выходит, что необходимо
диаметр этих оттяжек увеличить и принять меры, чтобы в случае обрыва они не могли попасть в двигатель и винт.
Подлинный подписали: Военный Инженер Полковник Найденов, Авиатор Ефимов, Авиатор Сегно, П. Орловский» [Воздухоплаватель, 1910 г., N 11.].