Аэродромы, небо и немного пилота-любителя - самолет "Северок"

Thread moderators: Vi-kTo-R
Вся дальнейшая работа по самолету Северок сводилась к новостям, перемежающим радость и огорчение. Успех и разочарование.

После выхода двигателя на устойчивый режим, не успел я вкусить приятный рокот, как дала течь трубка соединяющая шланг радиатора с масляным поддоном. Да еще и в самом неудобном месте. За нижним креплением двигателя. Стальная обжимка резинового шланга к трубке. Из под нее течь.

Десятки раз в самые разных условиях я снимал нижнюю облицовку капота с радиатором. Снимал редуктор для проверки и обслуживания или крышки клапанов двигателя для регулировки. Отчасти, шланг всегда передавал вес на эту трубку.

20241105_174541 1.JPG


Поначалу думал, что вариантов с ремонтом не получится и придется снимать узел и везти на Большую землю. Но, когда приехали с Евгением на базу, где ремонтируют гидросистемы в Усинске, посмотрел на стеллажи с комплектующими и работу спецов, воспрял духом.
Хотя, вначале.
Встретились с мастером. Иван, его зовут.
Первый вердикт- сделать не сможем. Если разрежем обжимку, то не сможем поставить шланг такой же размерности. Нет у нас таких шлангов.
-Ну ладно. Вдруг приходит в голову мысль.
-А, сможете сейчас просто поджать мою обжимку, чтобы возможная течь ушла и мне завершить обкатку двигателя?
-Да, конечно.
Специальным барабаном похожим на по действию на кулачковый патрон дрели обжали стальную обойму, даже не взяли копеечку.
Когда приехал на базу и прикрутил шланг, то чуда не произошло. Также гонит масло под трубкой.
Настроение у меня стало, как и масла в моторе - в упадке.
Вновь собираемся ехать на производство. Ранее, Иван говорил, что есть и более сложный вариант ремонта.
Делать узел по новой, используя концевик трубки и на него привариваем новую переходную часть. Поворотного фитинга уже не будет, поэтому нужно выдержать угол соединения.
---------------------------

Усинск.
Компактный городок и богатый углеводородами усинский городской округ, расположены посередине болот, тайги и лесотундры. Город находится в полукольце рек Печора и Уса.

Безымянный.jpg


Яркими красками фасадов зазывают витрины магазинчиков, которые есть еще практически в каждом доме.
Если верить инету, то в округе Усинска добывается 60 процентов нефти и 3 процента газа всей Коми.

20241106_102207 1.JPG


Если честно, это было потрясением после Воркуты в которой я жил и проводил экспедиции несколько крайних лет.
Замечательной Воркуты с хорошими людьми и города непростой судьбы, который потерял массу доходов от сокращения угольных шахт и добычи угля.
В Воркуте не то, чтобы магазинов во многих домах не осталось, какие то есть, конечно. Особенно в центре.
Но и в самом городе и поселках рядом, множество этих домов стоят частично или полностью нежилые.
---------------------------------------

Второй раз мы в гидравлике.
Я подготовил свой старый шланг как образец, зафиксировал установочные углы и передал мастеру. Денис везет меня дальше работать на базу, а Евгений уже через несколько часов привез готовый вариант.
Сделано надежно и прочно.
Принимаю решение о замене в последующем и второго шланга.

20241106_110524 1.JPG

20241106_113108.JPG


Вечером этого же дня закрепил на местах все приборы в панель после установки электронных блоков двигателя.

20241105_152816 1.JPG


Вишенкой завершения длинных рабочих часов - кабина с установленными креслами пилота и пассажира.
Все эти окончательные фото ложатся в подборку для подготовки документов по регистрации самолета Северок.
Спасибо Павлу, он помогает и постоянно на связи.

20241105_190018.JPG
 
Спасибо за оценки коллеги, друзья! Рад вас видеть на связи.
---------------------------

Уже не первый приезд к самолету я стараюсь хоть немного улучить времени и выйти на берег большой северной реки Усы.
Посмотреть на кораблики, услышать шум волны. И пусть сейчас природа и люди готовятся к зиме, дни все короче, но весь этот речной колорит все равно неповторим и к нему постоянно тянет.

20241106_115046-01.JPG


Выпал снег и мороз к 5 градусам, но река пока не сдается и тянет по поверхности обрывки и даже небольшие поля льда. Конечно скоро они пересилят под действием холода остывшую воду и скуют ее плотным покровом, но сейчас бессильно бьются друг о друга, стучат и шипят. С ходу наползают на береговой ледок и бессильно крутясь плывут дальше. Чтобы влиться в Печору.
Подошел к самой воде. Идет хороший восточный ветер и руки с телефоном быстро остывают.
Пару снимков ноября на Усе.

Уса.jpg


Навстречу плотный мужичок с собачкой. Здесь не так много людей, чтобы просто не поздороваться.
Небольшой разговор о погоде, о реке. Оказывается ниже по течению, еще до сих пор кто-то пробивается, перевозя различную технику, сделав на своем пароме усиленный стальной корпус. Что же заработки никто не отменял, а альтернатива в виде моста через Печору будет еще явно не скоро...

20241106_115537-01.JPG


День сегодня хоть и получился с романтическим настроем, но работы увенчались новыми победами. Нам изготовили новый второй шланг на масляный радиатор.

Теперь можно завершить установку и шлангов и облицовки капота. В нем, кстати, провожу замену крайнего винта соединяющего две половинки капотов. Верхнего и нижнего. Где то на просторах севера улетел мой винт и остался не найденным.
Хорошо, что заказал несколько запасных винтов с обжимками, ранее при восстановлении.

20241106_221434 1.JPG


-----------------------------

Следующие-же дни можно было бы назвать по русски. Полный пис.ец.
Сухие строчки дневника "Запустил мотор, прогревал, потёк топливный насос. Меняю."
Из трех топливных насосов бывших в самолете, два были напитаны внутри илом и грязью после того как Северок ушел под воду весной и восстановлению не подлежали. Третий же новый насос купленный в прошлом году с Евгением сейчас дал течь в районе обратного клапана. Не помогли ни новые прокладки, ни дополнительные усилия.

20241108_144501 1.JPG


К слову сказать, изначально установленный в Северке бошевский насос служил безотказно все эти долгие годы. Пока, соответственно не нахлебался воды.
Нужно на будущее искать подобный.

20241107_174124 1.JPG


Чтобы продолжить проверку двигателя я вырезал в обычной питьевой баклажке бок и уложил туда раненый в бок насос. Течет драгоценный бензин, но двигатель работает.

20241108_101549 1.JPG


Я на остатки мизерных запасов по финансам тех, что мог добавил к деньгам друга и вот Евгений привез новый насос. Обычный насос фирмы Хофер, которых полно в автомагазинах и на Озоне за 1700-2000 руб. В Усинске он стоит ровно в 2 раза дороже.

20241108_143328 1.JPG


Обратный клапан уже встроен в корпус насоса и соединение на обычный штуцер гораздо удобнее.

Дневник
"Утром яичницу пожарил с лучком, остался кусочек и запарил пюре в стаканчике. Сейчас добавлю курятины из банки.
Ну а на ужин пельменей еще полно. Пока пируем🙂
Отличный хлеб в Усинске. Большой, настоящий, пропеченный, как когда-то раньше."

20241107_124926 1.JPG


Из продуктов, если на базу едут Евгений или Денис, то всегда спросят, что привезти. Честно сказать, я несколько раз забывал купить обычный лук или картошку свежую при скорых поездках.
И, потом, при готовке печалился ))
 
Последнее редактирование:
Вечером этого же дня закрепил на местах все приборы в панель после установки электронных блоков двигателя.
Виктор, хочу дать вам совет, который вы не просили, но не могу удержаться. Установите футовый высотомер и вариометр со шкалой в 2 раза меньше чем у вас сейчас стоит (можно до 15м/с, но лучше согласованно с высотомером, футовый, до 2000ft/min). Это позволит получить более точные показания параметров и лучше контролировать самолёт в сложных условиях. Те приборы, которые у вас стоят предназначены для пилотирования более тяжелых и скоростных самолётов.
 
Радиовысотомер это хорошо, но это штука довольно сложная и небюджетная.
 
Привет, коллеги. Рад всех видеть.
Спасибо за комментарии по существу. Чуть убрал несколько строк.
Сегодня суббота. Один из немногих дней когда многие дома. Есть время и у меня посидеть и погладить клавиши компа.

---------------------
Окончание работ.
А я то уже настроился на позитив. Вдохновился. Двигатель ожил. Теперь он может качать и потреблять бензин, благодаря новому топливному насосу.
На редуктор ставлю винт. Столкнулся с тем, что ступица выходного вала нового образца редуктора Чернова для БМВ, имеет другое стандартное посадочное отверстие.

20241108_122845.JPG


Для этого, пришлось перевернуть втулку винта другой стороной и, соответственно, переставить лопасти.
Все сделал как надо, можно радоваться.
Расширить отверстие в планшайбе кока винта отложил до приезда домой. Там аккуратнее получится с инструментом.

20241108_121731.JPG


Дневник
"...С генератором надо разобраться, не работает. Если снимать, то двигатель откручивать. Аккумулятор еле живой"

И это уже был полный трындец.
Мотор работал, но не мог обеспечить себя током. Только благодаря зарядному устройству получалось подзарядить аккумулятор, запуститься и дать немного поработать. Тот же топливный насос постоянно нуждался в электричестве.
Отличный гелевый аккумулятор Дельта на 24 ампера, угасал на глазах. Зарядный ток, который по идее должен был уменьшаться по мере зарядки, оставался неизменным. Зато нагревалась сама батарея.
Чудес не бывает. Он как и всё в самолете был под водой минимум полтора часа.

20241108_102121 1.JPG


Была еще слабая надежда, что возможно щетки генератора закисли, износились. Созваниваюсь с Иваном Худяковым, хорошо знающим двигатели и мото БМВ. Обмениваемся мыслями.
- Виктор, лучше заменить генератор на бу . Они копейки стоят а после утопления его использовать на самолете такое себе. Эти генераторы не ломаются на мотоциклах… у них ресурсы огромные 400000км. и больше - говорит Иван.
---------------------

У нас прошел настоящий снегопад, да еще и с ветерком. Допотопный кустик рядом на глазах преобразился.
В гости на базу нет, нет и забегают транзитом соседские собачки. Среди них есть подросший щенок с забавно висящими ушами. По доброте душевной высыпал им старый хлебушек, но не тут то было, понюхали и даже не притронулись. 🙂

20241109_095508 1.JPG
 
Что же, снимаю и убираю обратно винт.

Хоть ни разу до этого не снимал генератор, обошлось все без особых трудностей. В который раз удивлен продуманностью и хорошим доступом к различным частям двигателя. Респект инженерам БМВ.
Снять-то генератор получилось, а вот обратно уже так не поставить.
Защита ремня генератора вплотную подходит к силовым трубам кабины. При обратной установке придется раскручивать и опускать двигатель с верхнего крепления.

20241108_114247.JPG


Всё. На этом все работы закончены.
Давно пора на работу, а карман мой совсем опустел. Как в песне поется.
Уже и так очень сильно задержался. Уезжая из дома, рассчитывал пробыть в Усинске три дня, а уже прошло 6.
Беру билет через сайт РЖД на вечерний поезд Усинск- Котлас на верхнюю полку в плацкарте. Почему до Котласа? Потому что в Котласе перейду в другой вагон и там поеду снова на верхней полке уже до своей станции, г.Александров, Владимирской обл.
Прямые билеты есть только на верхних боковушках в проходе.

На сборы остается совсем немного времени. Все вещи в самолете и жилом балке скомпоновать, навести везде порядок. Постирать что-то даже успел.
Хорошие, добрые люди тебе помогают всем чем могут, нужно и к ним относиться соответственно.
Совсем скоро и неожиданно приехал повидаться капитан, Иван Мартынов.

20241109_164923 1.JPG


Несколько раз ему звонил по приезду, но телефон не отвечал. Люди завершали навигацию, это понятно.
С ним и Качери, Сергей и Алексей. Все помогали, чем могли когда Северок ушел в воду.
Вспомним на минутку как это было.
Весна 2023

kzycXqyUPvo.jpg


Очень рад всех их был видеть!
Передал с Качери для Миши Артеева памятную кружку с изображением Северка в Коми республике. Ивану календарик на 25-й год. Узнав о проблемах с самолетом крайних дней, Иван перевел мне копеечку и я тут же ее перевел на рабочий б.у генератор для самолета! Благо все координаты уже были. Спасибо Борису, через него и новая кольцевая антенна пришла прямо в Усинск.
Иван улетел на снегоходе и в дорогу мне скоро привез горячие блинчики от Люды, своей супруги и свежую рыбку. А я то уже загрустил, думал домой вернусь без гостинца)
-------------------
Едем к поезду с Евгением. Хороший он, отзывчивый душой человек.
В вагон идет посадка.
Я стою рядом с проводником, это молодой парень и держу открытым паспорт.
- Можете посмотреть мое место? Смотрит на меня и говорит.
- Конечно. Давайте паспорт!
- А это что?
Немая сцена. Смеемся с Евгением. 🙂
 
Хороший, новый, спокойный вагон. Как и прежде, мало интернета и много времени для чтения и обдумывания всего, что окружает тебя и вообще нас всех.
Из переписки
"..Сейчас пока до Печоры полно народу. Рядом два парня едут с Усинска на Воркуту. Домой. Здесь в Усинске работают.
...А как можно ехать с Усинска на Воркуту, если поезд идёт на Печору, а это совершенно в другую сторону?
🤔

Если посмотреть по карте, то поезд так и катается. Сначала едет от стыковки (ст. Сыня)на запад на Печору, а потом из Печоры обратно на Сыню и уже на северо-восток.
На Воркуту.."

20241109_234810 1.JPG


Еще один день.
Вырванный из стука колес кадр фото.
Северная большая река Вычегда и еще пробивающийся по ней паромчик.

Вычегда.jpg


15 00.
В Котласе у меня почти час для романтического отдыха. Ухожу к страшно обмелевшей Северной Двине у давно покинутого реч. вокзала. Беру по дороге в Пятерочке баночку пива и свежей колбаски.
Перекус и свежий воздух.

20241110_144350-02.JPG


Рядом с берегом две женщины местные, почем зря ругают местные власти. Слышу, что именно они виноваты в том, что в реке теперь нет воды. Интересно, правда это или нет.

20241110_144703-02.JPG


Котлас. Сейчас мы тронемся.
Печальный, черно-белый взгляд из вагона.

20241110_151754-01.JPG


Завтра я буду дома.
 
После возвращения, через три дня мне пришел заказанный рабочий генератор -5000 руб +900 руб пересыл.

20241114_204618 1.JPG


А мой снятый генератор разобрал в Усинске хороший мастер, Василий. И определил неисправность. Поломка бендикса в шкиве.
---------------------------

Что еще точно вышло из строя и нуждается в первоочередной замене: аккумулятор(10), радиостанция(50), наушники и СПУ(переговорное устройство)(30), спутниковый трекер(100), оригинальный топливный насос(10), рессора шасси(?) В скобках примерная стоимость б.у или новый на сегодняшний день.

Задача на 2025 год.
1. Завершить работы по восстановлению систем самолета.
2.Получить необходимые разрешительные документы.
3. Провести новый экспедиционный маршрут.

Хотел бы выразить признательность всем, кто следит за нашими работами и отчетами, поддерживает и помогает!
Спасибо отдельное за встречу и поддержку в этой поездке:
Геннадий Андреев, Евгений Бондаренко, Иван Мартынов.

А сегодня, я заказал новый аккумулятор для Северка!
Как придет (обещали 19 декабря) обязательно сфоткаю и отпишусь.
Мой коллега, частный пилот, Виктор Каменюк и строитель своего самолета из Питера, Геннадий.
Без вас это бы невозможным, спасибо!
-------------------------
Всем кому нравятся наши отчеты и кто хочет поддержать дальнейшие работы по самолету можно сделать перевод на карту Сбер
4276 1609 1615 9677. Получатель Виктор Владимирович М.
Отправлю яркие календарики на 2025-й год или сувениры с самолетом Северок различных форматов.
Скажем, фотокалендарь формат А4 очень удобно вставить в стандартную рамку и это уже небольшая картина.
Сообщайте обязательно о переводе в личном сообщении.

20241205_105316 1.JPG


Ребятам в поселке Ираёль республики Коми, которые на крайнем снимке отправлю календарик с Северком на 2025-й год в подарок. Напишите. Многие из вас у меня в друзьях.
Шли пару километров от школы после нашей встречи на таежное озеро, чтобы увидеть в полете маленький, пестрый Северок который завершил ремонт. Молодцы!
Очень помог тогда мне местный умелец, промысловик, Вадим Аверьянов.
Замечательные люди у нас на севере живут!


Продолжение следует.
 
С Наступающим Новым годом, авиаторы и все причастные!
Совсем немного времени осталось до 31го числа и так хочется, чтобы 2025 год, дал всем частным пилотам больше хорошего и разного, открытого неба!
-------------------

Я вернулся от Северка. Работаю. Идут и идут дни.
Неожиданно от Надежды из компании Баск приходит сообщение - "Очень надеемся увидеть Вас на нашем семинаре 4 декабря."
Вот же все таки, молодцы, эти Баск! - говорю я.
Северок уже год на стоянке и мы не делаем экспедиций. Потихоньку восстанавливаемся. И все равно следят за поездками, работами и отчетами, держат руку на пульсе и не забывают про маленький самолет в своей дружной команде.

Из Сергиева Посада, отложив все дела отправляемся с супругой в путь, на 388м автобусе.
1ч.20 минут в дороге и еще одна станция метро. От ВДНХ до Алексеевской. Вот и улица Годовикова.
Внутри тепло, светло и интересно. На входе регистрация и вызывающая улыбку новогодняя лотерея. Какой шарик не вытащить, все равно в нем будет сюрприз.

IMG_4400.JPG


Я выиграл классные регулируемые подтяжки. С моим небольшим животиком, очень кстати 🙂
Много знакомых лиц и новые знакомства.
Улыбки, позитив.

20241204_172746 1.JPG


Владимиру Богданову -генеральному директору и самой компании, исполняется 65 и 35, соответственно. В сложении, просто 100!

IMG_4984.JPG


Владимиру Федоровичу я привез в подарок наш памятный календарик и кружку с изображением Северка.

IMG_5053.JPG


Была программа.

20241204_180254 1.JPG


Круглый стол и в который раз новый, красочный фильм. В этот раз о марафонском пробеге "Полюс холода" в Якутии.
В хорошем качестве и со звуком экран передает чувства людей бегущих 40 км дистанции и покрытых сосульками под 50 градусов мороза просто мороз по коже ))
Было очень приятное вручение подарков от компании, которые объявлял тот же ведущий, Краснов Андрей, что и в прошлом году. Кстати, Андрей с авиационным образованием.
Видно было, что ему приятно было заявить среди именитых спортсменов, альпинистов и лыжников своего коллегу.

IMG_4940.JPG


В завершении мероприятия неформальное общение и очень много вкусностей.
Спасибо за приглашение, замечательная компания, Баск!

IMG_4484.JPG


-----------------------

19 декабря пришел наш новый аккумулятор для Северка! Прошел тестирование, состояние отличное.

20241220_130157 1.JPG


--------------------
Огромная благодарность тем, кто в эти дни счел возможным помочь и поддержать продолжение работ по самолету Северок.
Виктор К.
Геннадий З
Максим М
Дмитрий Д
Александр С
Филипп К
Дмитрий П
Олег М
Игорь Р
Памятные календарики отправились в Красноярск и Воркуту, Питер и Новосиб, в НАО и Воронежскую обл. Печору, Липецк и Кумертау.
Спасибо, друзья!

20241217_113535 1.JPG
 
Назад
Вверх