Аэродромы, небо и немного пилота-любителя - самолет "Северок"

Thread moderators: Vi-kTo-R
С Рождеством дорогие друзья!
Всем здоровья и тепла, настроения и мира! Свершения намеченных планов и новых интересных идей на будущее!

На фото новогодний аэродром Северка.
5 января. 16 30
Я приехал по приглашению частного пилота и владельца авиамастерской, Ивана Постникова.
Подробнее вскоре.

20250105_163604 2.JPG
 
Привет всем и особенно Вам, Виктор. Я слежу за вашими письменными записями о вашей повседневной деятельности и особенно о работе, которую вы выполняете на своем самолете «Северок». Вы вызываете мое огромное восхищение и снимаю перед вами шляпу. Я из Чехии и сейчас строю дома сверхлёгкий самолёт. У меня, как и у вас, мотоцикл BMW R1200. Тоже хочу его использовать и поставить на него такой же редуктор (редуктор) Буду очень признателен, если вы поделитесь своим опытом использования обгонной муфты (центробежной муфты) на разных режимах полета. Меня в основном интересует, как ведет себя винт при заходе на посадку (окончательную посадку) при работе двигателя на холостом ходу. Пропеллер медленно вращается при снижении скорости холостого хода или имеет тенденцию набирать обороты до предела? Какие обороты в процентах по сравнению с круизным режимом? Вызывает ли свободно вращающийся пропеллер снижение скорости и снижение скольжения самолета? Короче говоря, меня очень интересует работа этого моторного агрегата с центробежным сцеплением. Я бы хотел его использовать, но у наших авиационных властей есть вопросы к этому типу свободного хода. Я не очень хорошо знаю русский язык, хотя мы учили его в детстве. Мне 51 год. Тем не менее, я использую автоматический переводчик. Спасибо за великолепные рассказы и за талант писать о путешествиях, который у вас определенно есть. Я с благоговением наблюдаю за вашей страной и поражаюсь вашей неутомимой натуре. Желаю Вам крепкого здоровья и счастья Вам и всей Вашей семье в новом году. С уважением, Михал

IMG_8556.jpg
 
Последнее редактирование:
Михал, надеюсь правильно понял имя. По нашему это конечно Михаил 🙂 Приветствую и спасибо за письмо из Чехии!
Взаимно с Новым годом и Рождеством.
Мы рады нашим коллегам-пилотам во всех уголках Земли ))
Давайте я попробую ответить на ваши вопросы, так как я их понял и как я вижу ответ на них.
Это действительно важно для самолета с редуктором Чернова на обгонной муфте.

1 "Меня в основном интересует, как ведет себя винт при заходе на посадку (окончательную посадку) при работе двигателя на холостом ходу. Пропеллер медленно вращается при снижении скорости холостого хода или имеет тенденцию набирать обороты до предела?"

Начнем с того, что обгонная муфта срабатывает постепенно, начиная от оборотов уже чуть выше 1000, когда центробежная сила только начинает действовать и прижимает лепестки муфты к приемной обгонной чашке. Даже этого момента хватает, чтобы винт не вращался свободно и не раскручивался под действием набегающего потока. Напомню, что по рекомендации производителя редуктора Александра Чернова, рекомендуется после запуска переводить обороты двигателя на 1800-2000, чтобы избегать ударных нагрузок от холостых оборотов BMW R-1200. На таких оборотах муфта уже передает практически полностью крутящий момент.
То есть. Даже если вы идете на посадку и обороты двигателя чуть выше холостых, то винт уже зафиксирован муфтой, не раскручивается потоком, а вращается с двигателем.

2. При снижении на полностью холостых оборотах или с выключенным двигателем, винт раскручивается произвольно набегающим потоком, поскольку муфта выключена. Это вращение тем сильнее, чем с большим углом вы идете на снижение. И дальность планирования заметно уменьшается. Я не знаю как обозначить это в процентах.
Это влияние имеет значение и я начиная первые дальние маршруты задумывался о возможности стопорения винта.
Потом привык, приспособился, потому что Скайрейнджер действительно очень летучий и имея даже небольшой запас высоты способен спланировать и с произвольно вращающимся винтом ))

На фото- так винт после посадки раскручен ветром.

IMG_9168 1.JPG
 
Привет, Виктор, спасибо за объяснение проблемы с центробежным сцеплением. У меня двигатель BMW R1,2 и еще есть мотоцикл с этим двигателем. Это абсолютно надежная машина, которая всегда доставит вас домой. Вот почему я хочу, чтобы в моем новом самолете был такой же двигатель. К сожалению, он двухцилиндровый и имеет крутильные вибрации, которые разрушают ламинированные пропеллеры. Также рассматриваю вариант без центробежного сцепления и с деревянным двухлопастным винтом. Но я не знаю ни одного конкретного случая в такой комплектации, как у вас, но без сцепления. Вы думаете, что это совершенно невозможно без центробежного сцепления? Интересно, что бы сказал на это Александр Чернов? У вас есть его контакт? Я пока не знаю, как решить. Но я знаю, что самостоятельное вращение может стать проблемой, особенно потому, что у меня более быстрый самолет. Снижение планирования является проблемой для наших властей, несмотря на то, что у нас одни из лучших правил спортивных полетов в Чешской Республике. Мой самолет имеет МТОВ 600кг. Я все еще рассматриваю мотор Suzuki с ременным редуктором, изображенным ниже.
Я благодарен за ваше внимание к моим вопросам и ваше время.
Желаем приятно провести время!
Михал
 

Вложения

  • image0.jpeg
    image0.jpeg
    255,4 КБ · Просмотры: 86
  • image1.jpeg
    image1.jpeg
    193,7 КБ · Просмотры: 83
  • image3-1200x900.jpeg
    image3-1200x900.jpeg
    159,4 КБ · Просмотры: 85
Единственным вариантом редуктора без сцепления для моторов с большими импульсами крутящего момента(bmw или honda silverwing) ременной редуктор с поликлиновыми ремнями. С зубчатыми ремнями не подходит. Найдите на форуме тему про мотор honda silverwing
 
Я уже хотел построить что-то подобное, но не смог найти ничего, что кто-то уже мог бы сделать. Я не хочу экспериментировать на себе.

sunwheel33.jpg
 
Я уже хотел построить что-то подобное, но не смог найти ничего, что кто-то уже мог бы сделать. Я не хочу экспериментировать на себе.

Посмотреть вложение 569894
На этом форуме полно конструкций и даже изготовителей редукторов с поликлиновыми ремнями.
Ищите.
 
Приветствую, Michal-AA
Приветствую всех, спасибо за интересные мысли, фото и комментарии.
За период эксплуатации у меня было два случая когда обгонная муфта предыдущей серии вышла из строя. Первый раз лепестки заклинило в чашке и редуктор с винтом был заблокирован, вращался только с двигателем.
Так вот когда лепестки заклинило, то ударные нагрузки были очень сильны и реально это было опасно для целостности конструкции редуктора. Практически от минимальных до средних оборотов двигателя. Я тогда был вынужден прекратить полеты.

Второй вариант, когда пружин в муфте было еще по одной на лепесток. Они лопнули со временем. Лепестки находились в свободном положении и муфта срабатывала сразу после запуска. Фото 2014 год.
При поломанных пружинах и свободных лепестках, у меня не было возможности их сразу заменить. После запуска я сразу переводил обороты на 1800 и редуктор вел себя как обычно, без вибраций. Я летал на этом варианте весьма долго в экспедиции без возможности достать пружины.

IMG_7902.JPG


Ну а после когда вернулся, просто подобрал подходящие по размеру в автомагазине и использовал их. Кстати, эта муфта до сих пор со мной в дальних полетах как запасная, несмотря на вес.

IMG_7904.JPG
 
Февральские работы.

Завершаю работы по кронштейнам крыла на производстве, Александра Савинкова. Все размеры и профиль кронштейнов выбраны, теперь облагораживаем их внешний вид убирая лишний металл с граней.

Наконец-то, этот сплошной шестигранник длиной немного более метра, Практически бесценный по трудозатратам, приобрел законченные формы.


Посмотреть вложение 526093

На подкосах крыла размечаем отверстия под кронштейны.


Посмотреть вложение 526092

Отверстия в подкосах просверливаем пока только с одной стороны. Ибо.
Планирую выставить самолет в горизонт и провести проверку расположения консолей крыла - простейшую нивелировку с помощью двух оставшихся оригинальных подкосов, строительного уровня и шнура.

10 февраля знаменовалось креплением передней лыжи и предварительной установкой воздушного винта.
Новый капот разработанный под Ротакс имеет расхождения размерами под БМВ и редуктор Александра Чернова.
Поэтому на ступицу винта ставлю небольшую проставку, чтобы обтекатель винта не задевал за внешний край капота, да и глушитель нонче заметно выходит за границы нижнего капота.
В любом случае самолет все больше приобретает законченный вид.

Посмотреть вложение 526089

Середина февраля знаменовалась несколькими мощными снегопадами, поэтому дождался их окончания и вот, самолет Северок в своем зимнем лыжном варианте впервые вырвался на волю!

Чтобы не повредить, было сложено хвостовое оперение и снят винт.
С сыном Илюшей за несколько часов, изрядно промучавшись из авиадомика переместили Северок на расчищенную площадку.

Посмотреть вложение 526100

Выставляю самолет в соответствии с рекомендациями изготовителя в горизонт по верхним трубам кабины.

Консоли крыла встают на свои места и закрепляются. Вначале выставляю одно крыло по двум оригинальным подкосам, после таким же образом второе. Вначале подгоняю по высоте оригинальных, новые задние подкосы, проверяю на правой и левой стороне их полную идентичность.
Молибденовым сверлом в кронштейнах из нержавейки сверлю томительно ручной дрелью поочередно отверстия через подкосы.
Есть! Установил.

Толщина уха кронштейна порядка 7.5мм и позволяет без труда выполнить его плавный изгиб в тисках для соединения подкоса с консолью.

Посмотреть вложение 526112

Измеряю v-образный угол протягивая шнур от центра крайних болтов консолей крыла. По инструкции шнур должен быть выше от корневых болтов крыла примерно 100мм.

Посмотреть вложение 526114

Точно замерить не могу, на кабине Северка уже установлено лобовое стекло и крыша. Примерно, 125мм. получилось.

Посмотреть вложение 526115

Поскольку в рекомендации строгого соблюдения этого размера нет, а есть указания по исправлении крена в испытательных полетах последующей регулировкой кронштейна переднего подкоса, решил пока никаких изменений не вносить. Будет испытательный полет, если будут поправки , то изготовим другие кронштейны компенсирующие крен.

Проверяю отвесом установку отверстий для контрподкосов. Размечаю и засверливаю. Устанавливаю новые болты для уголков контрподкосов с гладкими шляпками.

Еще пару дней плотно уходит на полировку новых подкосов.
Все эти работы зимних месяцев здорово нанесли им царапин.

Посмотреть вложение 526113
А лыжи в итоге какие имеют размеры?
 
Длина прежняя- 1.5 метра.
Ширину лыж не помню так сразу. Я пока далеко и замерить не могу. . В моем случае уширители и так немаленьких лыж, дают по 6см с каждой стороны подошвы лыжи. И это очень значительный эффект!
 
Друзья-авиаторы
Поздравляю с Крещенскими праздниками.

Творческая работа над которой работал несколько дней, посвящена всем друзьям самолета Северок.
Композиция называется "Полярная ночь"
Тем кто помогал и помогает развивать Малую частную авиацию на севере и за Полярным кругом.

Стихи, фото и видео авторские из экспедиционных альбомов.
Музыка создана на платформе ИИ "Суно"

География композиции- Коми, Воркута.
Югорский полуостров, Каратайка, Амдерма, Усть-Кара.
Остров Вайгач, Варнек
Спасибо всем северянам, где летает #самолет_Северок за отзывчивость!

 
Привет всем!
Вот и прошел первый месяц нового 2025 года. Все длиннее становится день и это значит, что пташка весна уже не за самыми дальними горами.
Краешек солнца появился у друзей в далеких поселках.
Каратайка
Фото, Изабелла Нефедова

Изображение WhatsApp 2025-01-25 в 09.36.03_9d145a14.jpg


Амдерма.
Фото, Руслан Приказчиков.

Изображение WhatsApp 2025-01-25 в 10.13.58_a86b6d4d.jpg



2 февраля. День моего рождения и День Солнца на Диксоне.
Дошло, докатилось потихоньку и до родины.
Так хочется, чтобы и во всем мире становилось светлее и спокойнее с каждым днем.
Фото, Юрий Ахломов.

photo_2025-02-01_12-11-27.jpg


-----------------
Январь принес много разных событий. Также несколько новостей непосредственно для самолета Северок.
Но обо всем подробнее.

Наш форумчанин, Александр Steuermann подготовил и переправил из Калининграда компактную радиостанцию ATR500!
С ней вместе разъем, кнопочка, переключатель. Нужно самому сделать распайку проводов. Я такие работы аккуратно точно не сделаю- просто нет опыта. Поэтому позвал парней из кружка радиолюбителей, душой и основателем которого, был не так давно ушедший от нас полярник, Виктор Гладышев. Денис и Андрей моментально откликнулись, приехали.
Определили возможность распайки и запуска рации на базе наших мастерских, поскольку наушники для рации и стационарная антенна находятся на самолете в Усинске.
Прошло несколько дней и Денис прислал видео, где уже сделал пробное включение рации с соединением на выносную тангенту с динамиком и маленькую антенну с утонувшей рации Айком.

20250120_131447 1.JPG


--------------------------
В первых числах января наши близкие друзья, Анатолий и Елена Колесниковы из села Дерезовка Воронежской области отправили нам настоящую новогоднюю посылку, как когда-то раньше отправляли друг другу в Советском Союзе ))
А там различные вкусности и сладости, радость для нас и детей.
Спасибо огромное за настроение и ваше отношение!
Из переписки. "На фото кот Персик. Не может понять откуда в доме запахло Дерезовкой ))"

20250111_143618 1.JPG


----------------------
Неожиданно закончилась моя работа в компании Мегамаркет. Дело и шло к тому. Появлялась инфо, что компания испытывает трудности, в инете писали про банкротство. 15 февраля всем нам самозанятым водителям просто сообщили, что больше не нуждаются в услугах.
Почти год я проработал здесь. И хотя дорога до работы была в час езды из дома и 60 км. по непростой ярославке рано утром и поздно вечером, к работе я привык и относился нормально. Нравился коллектив и новая техника.
На фото крайний день работы. Наш терминал в Мегамаркет.

Что же, уже есть опыт и наработки- водители везде нужны. К огромному сожалению не так как частные пилоты. Поэтому сейчас продолжаю работу водителем-экспедитором и посматриваю новые вакансии.

20250115_183857 1.JPG


------------------
Помните я выше говорил о том, что ездил на аэродром Северка по приглашению, Ивана Постникова. У Ивана большой светлый ангар и в нем мастерская для ремонта и проверки самолетов. Проще говоря АТБ для Малой авиации.
Каково было мое удивление и благодарность, когда Иван предложил одну из раций ранее работавших на борту ВС и отдельный интерком для нее.
Через несколько дней мне в Сергиев Посад пришла готовая связанная распайкой конструкция. Блок радиостанции отвечающий за GPS, Иван исключил. Это приемник старого поколения с минимум функционала. Все сделано на высоком уровне, очень аккуратно и добротно. Иван настоящий мастер и отзывчивый авиатор.

20250124_182202 1.JPG


На фото, мы рядом с самолетиком Ивана. Эмблема на борту, правильная ))

20250105_173423 1.JPG


Неожиданно у нас с Северком, имевших с момента начала полетов только маленькую носимую станцию Айком А6, которая вышла из строя и постоянно выслушивающих упреки диспетчеров в отсутствии хорошей связи, появилось две хороших станции! Обе компактные, удобные для работы.
Планирую использовать их и как стационарные на борту и как поддержку с земли при базировании на жилой удаленной геоточке. Не нужно говорить насколько, это нужная связка.
Впереди еще изучение мануала по обоим рациям, поиск внешней антенны.
Спасибо, Александр, спасибо, Иван! Это настоящая авиаторская поддержка от коллег!

-------------
В самом конце января пришлось полежать и под моей верной помощницей ВАЗ 2106 из Воркуты. Вернее из Воргашора.
С 2020 года работает машинка без отдыха и зимой и летом в Подмосковье, проделав путь из Воркуты до Сосногорска на платформе и далее своим ходом.
Ни разу не подвела меня за эти 4 года, хотя уже и мотор масло расходовал и тяги не было.
Этой осенью перебрал сам двигатель, заменил поршневые кольца, нашел три сломанных кольца и заменил вкладыши коленвала.

20240924_171601 1.JPG


Поездил несколько месяцев и давление масла упало сильно, пришлось снова разбирать мотор. Нашел два задранных коренных вкладыша, один из новых оказался с браком.
Короче, практикуемся в работах автослесаря и очень отрадно, что всегда на связи друзья из Воркуты и наших северных поселков. С ними всегда делимся опытом и практикой ремонта в полевых условиях.

---------------------
Есть небольшая позитивная весточка от Павла по регистрации воздушных судов. Пока она не касается Северка, но уже несколько ВС по которым как обычно дело заворачивала росавиация получили бортовые номера.
Будем надеяться, что и наше дело сдвинется, ведь сегодня Солнца на Диксоне стало еще чуть больше.
Фото, Ю.Ахломов

photo_2025-02-03_00-44-23.jpg


Продолжение следует!
 
Привет всем авиаторский!
-----------------
О пирожках и не только. Остров Диксон.

Днями заходила мама. Напомнил ей о том, как вкусно она готовила, когда мы еще мелкие закутанные в шубы, шарфы и шапки ходили в диксонский садик и школу.

Мама приехала на Диксон в далёком 1967 году и жили они с отцом в Первом доме по ул. Папанина в коммунальной квартире. Совсем молодые и детей еще не было. Пока мама ждала место в радиоцентре телеграфисткой, подрабатывала тем, что убиралась в общежитии, а отец ей помогал по возможности, работал радистом.
Отец занимался боксом, был мастером спорта и уборка в весёлом знаменитом общежитие номер 3 "шкатулка" всегда шла на спокойном уровне.

Дом 1 и далее общежитие дом 3 по ул.Папанина
Фото из семейного архива


IMG_20250212_0004.jpg


- Готовить- то я толком и не умела, молодая, - вздыхает мама.
-Как же так, говорю. И перед глазами возникает большая кастрюля в которой доверху уложены недавно снятые со сковородки, золотистые с румяными бочками пирожки. С капустой были мои любимые.
А тефтели залитые под верх вкуснейшей подливой? А рыбные котлеты из карского омуля?

- А пирожки я научилась готовить, благодаря одной женщине с маленькой собачкой, рассказывает дальше мама.
- На Диксоне она оказалась пролетом из Тикси в Ленинград. Такие были рейсы.
Представляете, насколько было развито авиасообщение между центром и Арктикой в Советском Союзе!

Ледовый аэродром в Самолетной бухте Диксона
Фото из семейного архива


i (1).webp


Поселили эту женщину в одной из коммунальных комнат по соседству с моими родителями. Оформляла документы, что-то очевидно с пенсией. Пожилая была.
- К сожалению имя ее я подзабыла,- продолжает мама. Но мы все заметили, как замечательно она готовила.
- А давай-ка, Нина я научу тебя готовить правильно пирожки!
И вот постепенно пирожки у мамы стали получаться все лучше и лучше под зорким взглядом и впоследствии стали такими замечательными, как и в оригинальном исполнении))

Нина Михайлова в диксонском РМЦ(радио метео центре)
Фото из семейного архива


IMG_20250212_0002.jpg


- А кулинарные способности её вскоре стали понятны,- говорит мама. Жили-то мы очень открыто и общались искренне.
Рассказала, что работала много лет в московской кремлёвской столовой и готовила для самого тов. Сталина.
Такие интересные люди работали и жили раньше в самых удалённых арктических посёлках и на полярных станциях. Такими же интересными становились и наши родители, читая замечательные книги и набираясь жизненного опыта.

Разговор записан 08.02.2025
 
Назад
Вверх