Аэродромы, небо и немного пилота-любителя - самолет "Северок"

Thread moderators: Vi-kTo-R
Заход на посадку в тундре на новом месте.
Готовлюсь.

До этого я прилетал в Амдерму на пороге зимы на колесах или шлифовал на обледеневшем бетоне лыжами. Сейчас же мне несколько дней искали место для безопасной посадки.
Пришлось друзьям уходить несколько километров в тундру от поселка, искать снег.
Ходили, ездили, проверяли, фотографировали.
Спасибо, Алексею, Ирине, Елене, Ивану!

Скорость 144 километра в час у самолета Северок, солнце зашло 15 минут назад.

Ложу самолет в плотный вираж и слежу за углом крена во время перехода с попутного на встречный ветер. На конструкцию и аэродинамику самолета в это время начинают действовать большие разнонаправленные силы

Ближе к земле наблюдаю примятую снегоходом траву, тут и там поблескивает ледок на лужицах и озерцах в тундре.
 

Вложения

  • 24_039.JPG
    24_039.JPG
    133,6 КБ · Просмотры: 91
  • 23_047.JPG
    23_047.JPG
    143,1 КБ · Просмотры: 109
Ориентир конца пробега зажжённое ведро с соляркой. Все как учили нас отцы и деды ))
Посадка, чётко. Хватает уже нам опыта...

Глушимся, отправка спутниковым трекером команды ARR. Ответное смс на телефон. Насколько я был замудоханный полетом, видно слегка на фото  🙂

Но спасибо компании Баск, остался в тепле!

Поиск места для стоянки, находим укрытие у каких то остатков строения, перегоняем самолет, выгружаем, чехлимся увязываемся.
Под заснеженной травой, примятой ногой тут же проступает вода. Прикольно.. Сегодня минус 8 градусов. А завтра?
Что же- увидим.

На снегоходе временами печально скрипящем на дороге без снега, уезжаем в поселок.
Привел себя в порядок, а вечером с моими близкими друзьями, семьей Елены и Ивана Кононюк душевно поужинали.

С Иваном Петровичем частенько под завывания ветра за окном слушаем музыку- его любимых украинских исполнителей -братьев Радченко и т.д.
 

Вложения

  • 25_046.JPG
    25_046.JPG
    96,2 КБ · Просмотры: 97
  • 27_041.JPG
    27_041.JPG
    82,8 КБ · Просмотры: 109
  • 28_034.JPG
    28_034.JPG
    195,7 КБ · Просмотры: 107
Еще с вечера зная, что погода для меня нелетная, решил что завтра навещу своих маленьких подопечных полярников в школе.

Пятница.
В 9 утра ветер достиг 17 метров в секунду. Продолжает теплеть -5 градусов. Звонок.
- Виктор, ты будешь готов к 11 часам провести детям небольшой рассказ?
Звонила, Галина Порывкина, зам директора школы Амдермы. Уже несколько лет мы дружим с ней и ее супругом Виталием Порывкиным, учителем ОБЖ и физкультуры.
- Конечно, Галина Алексеевна!
Что же пора потихоньку собираться.

И в этот раз Галина Алексеевна помогла мне организовать и провести замечательный час в маленькой уютной школе. Я рассказывал о том, что свежо в памяти. О Священном лесе, Хебидя Пэдар, о истории Арктики и округа.
Друзья, вы не представляете как было тихо и насколько внимательно слушали ребята!

Так случилось что во время нашей беседы в школе находилась и комиссия с окружного отдела образования. Весьма приятные две женщины. Надеюсь что им тоже понравилось.
Вот как написала Ирина Коваль, учитель химии и биологии в своей заметочке в ВК о нашей встрече с ребятами.
https://vk.com/id70256984?w=wall70256984_617%2Fall%5B

В обед ветер стал стихать, а температура продолжила повышаться.
С Иваном Петровичем на Буране мы проехали проведать самолет Северок- всё норме.

Далее проведали в порту буксир Чибью. Недалеко колыхается на волнах еще один такой же кораблик.
Как назовешь корабль, так он и поплывет. Чибью мне напоминает голос воробья и внешне немного похож. Рябой и шустрый.
Он со своей боевой командой вносит веселую сумятицу в жизнь поселка своим прибытием. Ведь за ним на веревочке идет баржа на которой едут продукты. Иногда их обоих здорово бьют шторма, иногда баржа садится на мель, все это бывает очень задерживает в пути.
Так или иначе, это самый дешевый вид транспорта в Амдерму с Большой земли.
 

Вложения

  • 26f.JPG
    26f.JPG
    171 КБ · Просмотры: 95
  • 29_032.JPG
    29_032.JPG
    188,8 КБ · Просмотры: 103
После порта Иван Петрович отправился домой на обед, а я сказал, что пойду к морю и практически съехал на пятой точке с крутого берега. Еще нет двух часов дня, а света осталось просто мизер.

Умылся соленой водой родного моря и наверно с час гулял по берегу, вдыхая насыщенный запах, наслаждаясь плеском воды и шуршанием прибойных камушков.
- Где же ты, белый медведь, что был тут несколько дней назад?
- Ау! 🙂

К 18 часам температура перешла через ноль. Зима, ёпт!
Несмотря на это, я гуляю с фотиком. По улицам пробежалась детвора, а в порту кипит жизнь, кораблики собираются разъезжаться по домам.
 

Вложения

  • 30_027.JPG
    30_027.JPG
    167,3 КБ · Просмотры: 98
  • 31_034.JPG
    31_034.JPG
    113,3 КБ · Просмотры: 104
  • 32_033.JPG
    32_033.JPG
    65,1 КБ · Просмотры: 94
Зашел в ДК, послушал подготовку к концерту и чуть позже собрались в кабинете у директора Владимира.
Подошло еще несколько человек, все мне знакомые друзья!
Пили чай, пели песни под гитару. Ай, хорошо!

Когда шёл домой, термометр показывал +1 градус, поселок покрыт туманом.

Что же, если я правильно прочувствовал нутром прогноз, утром я буду пробовать на вылет!

Продолжение скоро следует!

P/S Огромное спасибо моим друзьям, кто заказывает календарь от самолета Северок на 2019 год, тем самым поддерживая наши дальнейшие полеты!
 

Вложения

  • 33_042.JPG
    33_042.JPG
    70,5 КБ · Просмотры: 101
Суббота.

Температура к 10 утра опустилась до минус 3, дождь закончился.
К вечеру восточный ветер в Амдерме ожидается уже под 18 м/сек с похолоданием.

Иван Петрович меня привез к самолету и не хотел оставлять одного, но мы договорились, что если не буду успевать до темноты или какие накладки, то позвоню ему предупрежу.
Подготовка самолёта после ледяного дождя затянулась. Укрывная палатка к кабине, а чехлы к лопастях винта промокли и примерзли, не особо входя в положение бегающего вокруг них пилота 🙂
  Пока мороз небольшой, удалось теплом рук и дыханием все оттаять и очистить, благо поверхность крыльев на постоянном ветру осталась почти чистой.

Вылетел в 11 20 и чуть набрав высоту сразу зацепил нижний край облачности. Махом нахватал изморози на самолет. Тут же дает себя знать работа обледеневшего винта, появляется вибрация, тряска.

  Сполз вниз и на 90 метрах крадучись пошел над береговой тундрой мимо мечты сталкеров- тропосферной станции СССР, уходя от больших высот.
Ну, а дальше все равно в набор, иначе хребет не пройти.
Довольно часто в своих путешествиях я стою перед выбором продолжения полета или разворот на 180.
Мой метеоминимум уже давно по налету коммерческий, но и он ставит часто большой вопросительный знак при таких условиях.

Сливается всё впереди.
 

Вложения

  • _____1_021.jpg
    _____1_021.jpg
    125,6 КБ · Просмотры: 95
  • 45_021.JPG
    45_021.JPG
    46,4 КБ · Просмотры: 94
  • 34_030.JPG
    34_030.JPG
    58,3 КБ · Просмотры: 107
Над возвышенностями прохожу сложно, прихватывая свисающую с неба взвесь.
А вот на открытых ниже пространствах, наблюдаю, как река Великая(Нгою) недалеко от устья не дает сомкнуться над собой ледяному панцирю, лишний раз напоминая о силе своего течения и о возможных зимних промоинах.

И все равно пробился к Каратайке!

Эдуард Нефедов как всегда тепло встретил
 

Вложения

  • 35_020.JPG
    35_020.JPG
    76,9 КБ · Просмотры: 92
  • 36_022.JPG
    36_022.JPG
    136,2 КБ · Просмотры: 105
  • 37_016.JPG
    37_016.JPG
    55 КБ · Просмотры: 93
Здорово, что самолет Северок на своем пути встречает людей, которые впоследствии становятся нам друзьями на всю жизнь. Хотя в северных краях по другому и не бывает!

Воскресенье. Нелётное.

Остаюсь в поселке Каратайка. Восток, 17 метров в секунду. Мороз начинает придавливать с обеда. Все чаще задумываюсь о том, что в темное время суток при ясной морозной погоде очень много возможности для полета.
Останавливает большое расстояние между населенными пунктами и непредвиденная ночная посадка с подбором по метеоусловиям.
Разложить самолет таким образом, вариантов хоть отбавляй.

Вечером сходил проведал свинюшек у Нефедовых.
Еще по весне они привезли поросят. Помню, как тогда смеялся, когда Белла, супруга Эдаурда, интересовалась, можно ли привезти им сено на самолете Северок 🙂
Сейчас, для подросших хрюшек, построен теплый микродомик из бруса, внутри стоит печь, варится похлебка.

Черный шустрый пуделек с большим удовольствием пережидает ненастные дни в компании свинок. Уж не знаю чем они там занимаются- мож анекдоты травят или делятся историями из жизни, но отлично ладят между собой.

В новой баньке у Эдика отогрелся и отмылся за непростой день.

Зашел в дом.
-Вить, селедку будешь?
- Как селедку, откуда?
Несмотря на то что устье реки Каратаихи всегда славилось рыбной добычей, про ловлю селедки я еще ничего не слышал.

Оказывается недавно был рейсовый борт из поселка Варнек на Вайгаче и друзья передали Нефедовым великолепную селедочку. Она там вполне ловится. И еще весьма интересен посол, такой вариант я раньше не слышал. Селедку солят в морской воде и потому перед употреблением ее нужно промывать. Ну или не промывать, кому как нравится))
Эта рыбка, вообще мною давно любима.
Помню, как на родном Диксоне, несмотря на достаточное количество местной -свежей и солёной рыбы, постоянным спросом пользовалась привозная селедка пряного посола.
 

Вложения

  • 39_018.JPG
    39_018.JPG
    141,3 КБ · Просмотры: 95
  • 38_016.JPG
    38_016.JPG
    124,7 КБ · Просмотры: 101
А хотите еще историю?

В чайнике у моего друга при наливании чая, слышится какой-то стук. На мой немой вопрос Эдик вытряхивает на свет приличную старинную серебряную монету.

В недавний летний день стадо оленей вышло к берегам Карского моря. Шедший за дровами-плавником в чум оленевод, неожиданно среди прибрежного хаоса разглядел странной формы тряпицу. Развернул.
Внутри оказался сосуд полный серебряных денег!
Таким образом был найден тайник, возможно одного из промысловиков, работающего на этих берегах пару веков назад.

Понедельник.
Красивое утро холодного рассвета.
Встал раньше 7 часов и начал готовиться к вылету.
Вскоре Северок запущен и прогрет. В 7 30 снегоходом перемещен на исполнительный.
Эдик с Беллой провожают..

Красивейший выход слабенького солнца был запечатлён неоднократно с борта не быстро летящего навстречу самолета Северок.
 

Вложения

  • 40_021.JPG
    40_021.JPG
    92,2 КБ · Просмотры: 104
  • 43_018.JPG
    43_018.JPG
    105,1 КБ · Просмотры: 94
  • 44_020.JPG
    44_020.JPG
    55,3 КБ · Просмотры: 90
По пути посадка на геоточке и совсем недолго. Нужно проведать сторожа- передать несколько буханок свежего хлеба. Выполнено!

В 10 часов утра, через два полетных часа, Северок приземлился в Воркуте, закончив первый такой непростой маршрутный полет в сезоне осень-зима 2018.
--------------------------------
Буквально через несколько дней снова возникла необходимость протянуть ниточку к милой сердцу Амдерме и этот полет был настолько сложен и непрост, что расскажу об этом отдельно..

Продолжение придет к тому, кто его ждет !
-------------------------------
P/S Благодарю всех моих друзей, кто заказывает календарь от самолета Северок.на 2019 год с эксклюзивными фотографиями.
Работа над сборкой календаря вчера была закончена и он отправляется в типографию.
 

Вложения

  • 46_012.JPG
    46_012.JPG
    113,3 КБ · Просмотры: 89
С Новым 2019 годом, друзья!

В конце года принято подвести небольшой итог и сказать спасибо тем, кто был и остается с нами на связи в радости и ненастье, помогал- словом и дело
Короче первый тост за Вас, мои друзья!

Итак, с февраля по декабрь 2018 года, сверхлегкий тканевый самолет Северок, Малой Полярной авиации России, провел больше 140 самолето-вылетов в Арктике с общим налетом 72 летных часа.

Основные вехи:

Февраль- во время облета был поврежден трос натяжения  передней лыжи и носок её во время отрыва попал под винт. Самолет встал на ремонт.

Апрель -весь нижний силовой узел фюзеляжа, облицовка и багажник были восстановлены, винт и две лыжи были заменены на новые. Самолет встал в строй.

Май-состоялись полеты
1. К термальному источнику  Пым Ва Шор, поселку Харута, реке Адзьва.
2. На Полярный Урал к озеру  Усваты
3. Смена сторожей на базе в горах
4. Доставка оборудования геологам

Июнь.
Сообщение с удаленными поселками. Карское, Баренцево море. 2 рейса.

Июль.
Сообщение с удаленными поселками. Карское, Баренцево море 1 рейс

Август.
1.  Сообщение с удаленными поселками. Карское, Баренцево море 2 рейса.
2. Воркута- Амдерма- река Море-Ю. Священный лес, Хебидя Пэдар.
3. Воркута-Вашуткины озера-река Море-Ю.

Ноябрь.
Сообщение с удаленными поселками. Карское, Баренцево море 2 рейса.

Декабрь.
Впервые в условиях Полярной ночи, сверхлегкий самолет Северок доставив груз в Амдерму, прошел с посадкой вдоль берега Карского Моря.
Маршрут  Воркута- Амдерма- река Ливаръяха -Усть Кара - Воркута, закрыв более чем 700-километровый одиночный маршрут.

Спасибо Вам, мои друзья, это наша общая победа!
На фото: стоянка самолета Северок в устье реки Ливаръяха на берегу Карского моря в декабре.

С Новым годом!
 

Вложения

  • 48_014.JPG
    48_014.JPG
    103,8 КБ · Просмотры: 91
  • 47_013.JPG
    47_013.JPG
    142,5 КБ · Просмотры: 93
Ура, друзья, со всеми наступившими праздниками, Новым годом и Рождеством!

Итак, в этих словах и цифрах - "с февраля по декабрь 2018 года, сверхлегкий тканевый самолет Северок провел больше 140 самолето-вылетов в Арктике "- есть немало улыбок, радости, встреч - с новым и неизведанным.
 

Вложения

  • 53_012.JPG
    53_012.JPG
    118,7 КБ · Просмотры: 108
И все это- по своему гораздо важнее самой ответственной работы по перевозке Малой авиации грузов и т.п.
А что приносит радость обычным людям?
Когда нибудь мы могли себе позволить подняться в небо Арктики по своему желанию?
И я рад, что у многих, это получилось!

За прошедший 2018 год в полетах самолета Северок за Полярным кругом, приняли участие больше пятидесяти человек!
И очень рад, что среди поднявшихся в небо, было множество ребятишек, которые навсегда пронесут в своей жизни ощущение настоящего полета.
Тот самый полет, который дарит легкое невесомое крыло.

А ведь возможно, кто-то из этих ребят станет в будущем, гордостью Страны - авиации или космоса. А еще лучше, если хорошим прогрессивным руководителем в какой либо отрасли. Типа авиации.
Уж коли нашему поколению не довелось видеть прогресса

Одними из первых на борту самолета Северок, были ребята из центра реабилитации города Воркуты.
 

Вложения

  • 52_010.JPG
    52_010.JPG
    122 КБ · Просмотры: 100
  • 54_015.JPG
    54_015.JPG
    125,3 КБ · Просмотры: 94
Хочу заметить, что все полеты происходили в различные месяцы года и в различных погодных условиях.

Условия Безопасного полета, были обеспечены собственными силами и умением пилотирования, а также предприятиями работающими на благо сверхлегкой авиации - в России, Белоруссии и Украине!
 

Вложения

  • 50_010.JPG
    50_010.JPG
    137,5 КБ · Просмотры: 101
  • 51_013.JPG
    51_013.JPG
    129,9 КБ · Просмотры: 92
Да, кстати, недавно я собирался рассказать как проходил один  непростой полет.

Я дома в Воркуте, звонок.
- Виктор если ты готов прилететь к нам, то мы тебя встречаем! Звонили мои друзья из поселка Амдерма, несмотря на то, что я только несколько дней вернулся из рейса. Это значит, что снова есть потребность в полете маленького самолета.
Впрочем уже несколько лет мы с Северком стараемся не обмануть этих ожиданий. Вот и в этот раз начинаю незамедлительно готовиться.

Погода за Полярным кругом настолько непредсказуемая, что даже предварительно лётный день на длинном маршруте может неожиданно завершиться в любой момент. А ведь в окончании рейса Северок выходит к берегу Нарземского или Ледяного моря. Так в прошлые век называли Карское море. И то что там может нам встретиться- на побережье, по моему опыту кардинально отличается от погоды в Воркуте.
Дожди, ветра, туманы, пурги..
Даже южный ветер, начинающийся с предгорий Урала в 2 м/сек., у Карского моря может набрать скорость в десять раз больше и будет норовит выбросить тебя в море, подальше от спасительной суши..

Но рейс самолета тем и ценен, что он быстро передвигается и везет различный нужный груз.
Так и в этот раз, со мной в кабине летит около 40 килограмм аккуратно упакованных и укрытых продуктов, не терпящих мороза и тряски.
Остановка крайне нежелательна..

И чтобы вы думали- как ни посмотрю на прогноз, если ветер не сильный, то все равно присутствует проказница дымка. Как при таких условиях я все еще умудряюсь летать визуально, самому удивительно 🙂

Впрочем дальше будет интереснее..

Четверг, день вылета.
Мороз минус 20 и продолжает холодать.
Северок загружен под завязку и даже часть запасных частей и инструмента пришлось оставить. И, это тот самый раз, когда пришлось пожалеть- очень-очень.

Начинаю движение.
Снег под лыжами долго стоящего самолета противно скрипит и не хочет отпускать..
Пробег... И не смог оторваться. Второй раз, тоже самое! Мои провожающие друзья, всегда обеспечивающие безопасный взлет, уже с тревогой смотрят за отменой взлета..
Двигатель тоже с трудом раскручивается к взлетному режиму и не может набрать нужных 6200 об/мин.
Очевидно, влияние мороза и превышение точки вылета на 200 метров. И ошибся! Но тогда еще этого не знал..

Тогда делаю то, что всегда делали предки, не желающие выгружать так необходимый груз. Загоняю самолет на ближайшую возвышенность и разогнавшись с нее отрываюсь..

Покачав крыльями над базой, самолет в медленном наборе уходит на север. Мой спутниковый трекер четко рисует линию нынешнего полета. Завтра его оплата заканчивается, но я надеюсь выполнить рейс и проплатить деньги из поселка. К сожалению раньше этого сделать не смог, по объективным причинам.
Спираль событий продолжала неумолимо раскручиваться..

В 11 ч. 45 минут, через 20 минут полета, на высоте 320 метров, Северок вошел в уплотняющуюся дымку и практически сразу начал индеветь.

Смотрим на подкос крыла..
 

Вложения

  • IMG_7505.JPG
    IMG_7505.JPG
    47,5 КБ · Просмотры: 111
Выход уйти из этой ситуации был только один, набрать высоту, над тут и там колыхающихся и закрывающих обзор эфемерных гор и зАмков из дрянной дымки.
И что же..

С огромным трудом на полностью выпущенных закрылках и максимальных оборотах, самолет начал карабкаться вверх, одновременно продолжая цеплять на себя все больше и больше ледяную бахрому.
Воткнулся на полном скаку в дымку, обмерзание усилилось.. Перешел в полет по приборам по авиагоризонту от Гланс Эфис. Прибор отработал четко.

Краем глаза, я еще тут и там видел проблески синего неба над бескрайними красивейшими холмами дымки, смыкающимися вверху над Северком и несущими в себе страшную опасность слепого полета. Перешел в ППП.

Пять минут набора высоты - 420 метров, мы с Северком находимся в прямолинейном слепом полете без набора, а при взятии ручки управления на себя, обледеневший самолет начинает сваливание.
Немедленно на снижение!

И пошел по приборам на ближайшую жилую точку-базу оленеводов. Через десять минут слепого полета, самолет  Северок четко вышел на линию заданного пути.
Точные ориентиры подтверждены огромным оленьим аргишем, неожиданно появившимся под крылом.

Прошел базу.
Самолет хоть и с большим трудом, но выдерживает прямолинейный полет. Иду по своему маршруту на высоте 90 метров, неба нет, а иней на самолете верно продолжает нарастать.
Что за чудо- этот мой маленький выносливый самолетик!

Когда я поравнялся над второй точкой- бывшей базой геологов Северок находился над широкой рекой. Чтобы набрать высоту, для разворота и посадки, я добавил обороты и неожиданно произошло падение мощности в двигателе!
Уставший обледеневший самолет тут же начал валиться на крыло, закручиваю его в падении на крутое пике, и перед самой тундрой вытягиваю в горизонт! Терпи малыш..
Четко!

Километр до базы Северок прошёл на тяге ослабевшего двигателя.

Продолжение следует..
 

Вложения

  • 58_.JPG
    58_.JPG
    44,8 КБ · Просмотры: 93
  • 59_008.JPG
    59_008.JPG
    43,3 КБ · Просмотры: 92
  • 60_006.JPG
    60_006.JPG
    112,8 КБ · Просмотры: 107
Ну Вы и отжигаете, коллеги.
Зачем самолету такой же двигатель?
БМВ никогда меня не подводил, вот и сейчас честно вытянул.
Читаем далее..

Спасибо за неравнодушие!

--------------------------------

В жилом балке я встретил знакомого сторожа Николая, а чуть позже приехали и Виталий с Василием. Они хорошие товарищи, любители путешествий.
Мирок тундры настолько тесен, что оказалось с Василием мы хорошо знакомы, а с Виталием виделись в прошлом году в этих местах, когда я шел с короткой посадкой на Воркуту.

Здесь в балке мне и удалось сохранить ценный груз.
В течении следующего дня температура за бортом составила минус 22 градуса.
С раннего утра я бился, то с очисткой всего самолета от инея, то с непонятной работой двигателя, переставшего набирать необходимую мощность.
Но сначала замерзший двигатель пришлось основательно прогреть  примусом, а после беречь бензин во время всех запусков - ибо тут он уже на вес золота.
С 13 часов наступила темень и работал уже только под фонарем.

С диагностикой движка оказалось гораздо сложнее, ибо часть необходимых инструментов и запчастей, включая насадку на свечной ключ и запасные свечи и катушки зажигания остались в Воркуте.
Вот когда пришлось себя корить!

Несмотря на это, благодаря подручным средствам, смекалке и дублированной системе зажигания в моем БМВ, удалось проверить поочередно всю систему зажигания, помимо этого проверил оба топливных насоса, основной и резервный, продул топливные форсунки.
В завершении я затащил в балок заиндевевший винт и отогрев его немного изменил регулировку лопастей, ослабив нагрузку на двигатель. 

Мои соседи реально переживали за исход эпопеи и помогали и советом и теплым вещами, когда я обмерзший вваливался внутрь..
К вечеру услышав ровную работу двигателя, Виталий произнес
- Ну вот, кажись запел..

Со спутникового трекера я отправил несколько сообщений близким, чтобы не беспокоились.
Совсем замотавшись и забыв, что он уже отключен и связи с внешним миром у меня больше нет..
 

Вложения

  • 61_007.JPG
    61_007.JPG
    132 КБ · Просмотры: 108
  • 55_020.JPG
    55_020.JPG
    110,6 КБ · Просмотры: 96
  • 62_009.JPG
    62_009.JPG
    108,1 КБ · Просмотры: 96
Эх, не бережешь ты себя, Виктор.
Отец рассказывал, что тоже столкнулся с обледенением, когда на рыбалку полетел (я был на вахте). Описывал, что "газ в пол", а самолёт летит все медленнее и медленнее. В общем, он тогда сел на болото, отряхнулся, взлетел и вернулся на "базу".
 
Назад
Вверх