Аэродромы, небо и немного пилота-любителя - самолет "Северок"

Thread moderators: Vi-kTo-R
Великолепная эпопея. Виктор - настоящий герой! Повествование в духе Джека Лондона и Ричарда Баха. При этом герой - наш современник, покоряющий Север на летающей "байдарке" с мотором от мотоцикла и рассказывает обо всем этом просто и привычно, как-будто это рутина для множества людей. Самое потрясающее в том, что мы все это читаем почти онлайн, сопереживаем автору в настоящем времени, на острие ножа, не зная, что будет завтра и как завершится его очередной полет. Спасибо Вам за вдохновляющие рассказы! Завидую Вам и мечтал бы окунуться в такую жизнь, не будь это так сложно осуществить. Очень жду продолжения.
 
Друзья, большое спасибо всем за комментарии!
Рад, что читаете и нравится, следите и добавляете технические нюансы!


Откроем фото к новому отчету.
Иногда вот так приходится начинать полеты ночью. С нуля. Просто садиться в самолет и вылетать.

Много. Было много у меня и тренировок и маршрутов заканчивающихся в поздние сумерки.
Но ночных полетов в Арктике не было.

Это немного сродни первому самостоятельному вылету, когда ты в кабине остался один и рядом уже нет опытной руки инструктора, готового исправить ошибку.
Только в этой истории немного все по другому.

Новый отчет следует.
 

Вложения

  • 80_004.JPG
    80_004.JPG
    47,1 КБ · Просмотры: 103
Еще раз вернемся к неисправности.
Не верится что дело в клапанах. Что с ними? Маленький зазор? Пришлепались и при нагреве приоткрывались из-за теплового расширения?
Думаю, что действительно все дело в тепловом расширении. Напомню, что двигатель на двух цилиндрах запускался только полностью остывший, а период потери мощности приходился на постепенно увеличивающийся просвет между тарелкой и седлом клапана. Соответственно, потерей компрессии и постепенного выключения цилиндра из работы.


Еще немного о важном в новом отчете!
О погоде.
   Конечно, есть большой минус при всех плюсах.
Во всех современных прогностических моделях - реальная картина дымки не представлена. Знаю, что много моих друзей читают и следят за полетами самолета Северок и потому остановлюсь чуть подробнее.
Да просто потому, что эта весьма капризная барышня, стелется на малых высотах! Как и туман, образуется и удаляется весьма быстро и спонтанно, по стечению многих факторов. Ветер, высота местности, изменение температуры. На моей практике, совсем недавно пришлось переносить место посадки, буквально в паре сотен метров от расчетной, из-за этой дряни.

  Я вижу, что проще каждый день ставить дымку в прогнозный ряд, иначе предупредить о сложностях Малых авиаторов, будет просто невозможно.
Вот, например, скрин этих дней с дружеского сайта МетеоцентрАзия http://meteocenter.asia/

Довольно часто прогноз дымки в нем реальный, а во множестве случаев не имел ничего общего с действительностью и не мешал вылету.
Но как и прежде, хотел бы обратить внимание -по причине дымки на локальной местности в Арктике, вы должны быть готовы к посадке с подбором недалеко от рассчитываемой точки посадки с подбором (если самолет подготовлен), либо уходить на запасной.
 

Вложения

  • Dymka_002.JPG
    Dymka_002.JPG
    237,1 КБ · Просмотры: 103
  • 81_003.JPG
    81_003.JPG
    91,1 КБ · Просмотры: 96
Часть пятая.
Возвращение в Полярную ночь.

Звёзды сильно блестят – к близкому теплу.
(ненецкая поговорка)


В Амдерме солнце взошло в 10 05, а приказало долго жить в 11 часов 20 минут.
Длина светового дня равнялась... Да какая там длина- чуть более одного часа!
Северок подошел к поселку в 11 10. Пока выгрузка, пока уехал, порешали вопросы и вернулся к самолету, текли драгоценные минуты, переросшие в часы.
Решение по вылету принимать только мне. И, не скрою, что часть уверенности мне еще давали отблески сумерек в морозном горизонте, в которых уже приходилось летать.

Но надежда эта оказалась призрачной.  Гораздо большую поддержку, оказал прогноз взятый по нескольким источникам, ветер -восток, юго-восток, усиление мороза по всем квадратам полета. Насчет дымки вопрос оставался открытый. В кромешной темноте на маршруте-  эх, попади-ка в ее сладкие объятия!

В 14 00 самолет Северок, под свет фары произвел взлет в нескольких километрах от Амдермы и взял курс на юго-запад. Туда, где по курсу над горизонтом еще бились синие сумеречные языки.
Очень долго яркий огонек с водозабора на питьевом озере Тоин- То, маячил за кормой самолета,  поддерживая нас своим светом.

Через семь минут после вылета, над озером Нюдя-Ябтармато, я сменил курс на чистый юг, пропуская под крылом гору Нядейпэ (210)
Скорость со 125 упала до 100 километров в час, а когда снос от восточного ветра достиг максимума, то упала до минимума- 85 километров в час.

Двадцать минут полета. Маленький Северок медленно пересекает остывшее тело Великой (Ою)  В чистом морозном воздухе еще просматриваются изгибы и обрывы этой суровой арктической реки. Высота- четыреста метров.
 

Вложения

  • 82a_001.JPG
    82a_001.JPG
    137,9 КБ · Просмотры: 105
  • 82_005.JPG
    82_005.JPG
    62,6 КБ · Просмотры: 100
Чуть позже уходящие сумерки дали несколько малюсеньких звездочек, но не дали долгожданной луны. Ну и ладно, зато теперь я не один в пространстве..

Имея полетную карту высот препятствий и давление высотомера по уровню Карского моря, держу самолет на безопасной высоте, хотя уже не вижу ориентиров внизу,
Все свои мысли и переживания иногда старался передать снимками фотоаппарата и собственно говоря они такие и получились. Хмурые, темные.
Иногда, чтобы развеять сгущающийся вокруг мрак, включал посадочную фару-прожектор..

Первый проблеск далекого поселка я увидел на удалении пятидесяти километров над хребтом Пай Хой, подняв самолет для безопасности еще на несколько десятков метров. Одновременно радостнее и легче стало лететь, выдерживая курс и горизонт на постепенно приближающиеся огни.
И вот что интересно.
Внимательно рассматривая фото можно увидеть ниже оси направления полета и слева две яркие точки. Но никаких костров или подобного света во время полета я не видел, подо мной было абсолютно безжизненное пространство тундры. Сразу вспоминаются рассказы местных ненцев про чудеса творящиеся у мыса Бельковский Нос и про ночных таинственных жителей тундры, сиртя.
А ведь правда! Мыс от меня всего в двадцати километрах, а побережье Баренцева моря и того меньше!

Поселок стал явственно виден и километров с двадцати появилась сотовая связь. Сначала отправил смс Эдуарду, предупреждая о времени подлета. Ответ пришёл - ждем! А значит, как минимум будет свет снегохода для посадки.
Звоню, Владимиру Вехореву, начальнику посадчной площадки с просьбой включить свет на полосе для ориентира.
- Эдик, меня предупредил, включили!

Гора с плеч.
Так первый раз я садился в окружающей полной темноте, но на освещенную полосу. Посередине ВПП стоял Эдик на снегоходе с включенной фарой и давал мне дополнительный ориентир, ведь полоса не укатывается, на ней полно барханов. Хорошо помогла посадочная фара, давая четкое пятно света на приближающемся снегу.
На фотоаппарате в темноте я случайно крутанул колесико режимов и думая что делаю фото, снял секундное видео подхода на посадку. Если присмотреться, то на нем видно и пятно посадочной фары слева.. И свет снегохода в дальнем торце.

[media]https://youtu.be/sLU8YTLUnTc[/media]

В 15 15 московского времени, полярной ночью, самолет Северок произвел посадку у поселка Каратайка, и вскоре встал на стоянку. Обнял друзей Нефедовых, сходил к Володе Вехореву, поблагодарил за помощь.

Так в блокнотике круглогодичных полетов Малой Полярной авиации в Арктике, перевернулся еще один листочек..

Продолжение вскоре!
 

Вложения

  • 83_004.JPG
    83_004.JPG
    110,7 КБ · Просмотры: 104
  • 84__001.JPG
    84__001.JPG
    55,2 КБ · Просмотры: 104
Часть седьмая.
Воркута


Бледное утро следующего дня.
Рассвет набирал силу и термометр законсервировался на минус 27 градусах. Еще по темноте начал работы по подготовке к вылету. Нужно и прогреть хорошо двигатель с редуктором и загрузку произвести правильно.

Беру с собой в этот раз из поселка пару небольших мешков рыбы. Есть заказ небольшой у меня от жителей Воркуты. Да и Эдик с Беллой, никогда меня с пустыми руками не отпускают. Вот и в этот раз замороженную тушку гуся вручили.
Забегая вперед, не совсем мне повезло в этот раз выступить в роли рыбного поставщика. Оказалось, что часть рыбы поймана по теплу. Заморожена была не сразу и, потому, прилично оказалось некондиции. Ну, что же, опыт -сын ошибок трудных.
На будущее сделал выводы.

Качественный прогрев примусом на морозе, чтобы тепло добралось ко всем узлам, и редуктору на самолете, длится около часа.

В 8 44, Северок вылетел на юг, еле ползущему навстречу солнышку.
Хорошо, что сейчас четко работает спутниковый трекер, оставляя в памяти запись о маршруте, и давая друзьям и близким спокойствие. Ветер небольшой, тот же юго-восток. Своей плотностью не давал разогнаться самолету и вся скорость путевая, чуть больше девяносто километров в час.
 

Вложения

  • 85_008.JPG
    85_008.JPG
    179,4 КБ · Просмотры: 91
  • 85a.JPG
    85a.JPG
    60,2 КБ · Просмотры: 104
  • 86_005.JPG
    86_005.JPG
    122,3 КБ · Просмотры: 98
Почти час шел до базы, где в прошлый раз так удачно сел после дымки.
Наслаждаюсь полнейшим спокойствием и романтикой одинокой тундры. Нигде ни одного живого существа, куда ни кинь взгляд. только чуть живое солнце..

Навестил Николая.
Снегоходчики Василий и Виталий, коротавшие дни со мной вместе, уехали, и потому одинокий сторож был немало обрадован. Беру у него записку о том, что нужно в ближайшее время подвезти бензин для генератора и список продуктов, передам хозяину базы в Воркуте.
В 10 часов 12 минут, иду на вылет.

Через несколько десятков километров, недалеко от брошенного вездехода ГТТ, замечаю пяток беззаботно гуляющих оленей, которые при звуке самолета начинают разбегаться по косогорам в разные стороны.
Диких оленей тут нет, а вот база оленеводов на берегу озера Кёчваньты, совсем недалеко, около пяти километров по курсу.
Нужно сообщить, ведущим весьма непростую жизнь в тундре людям о том, где бегают их непоседливые подопечные.
Заход на посадку на лед озера и по пути пробега ловлю два весьма приличных заструга.
Что же, все в пределах выносливости нашего самолетика.

С горушки от жилья спускается невысокий паренек Ефим, он внимательно слушает все, что я ему передаю по приметам о рогатых беглецах.
К сожалению, хозяина базы Лёвы нет, но мы еще как нибудь встретимся.
В 10 часов 45 минут, Северок продолжил свой воздушный путь.
 

Вложения

  • 87_006.JPG
    87_006.JPG
    57,9 КБ · Просмотры: 101
  • 88_011.JPG
    88_011.JPG
    80,4 КБ · Просмотры: 103
  • 89_006.JPG
    89_006.JPG
    88,7 КБ · Просмотры: 114
Край солнца выполз над низким горизонтом и подсветил 130 метровую горушку за излучиной реки Сядею. До Воркуты осталось 50 километров.
Уже совсем скоро смог позвонить и сообщить расчетное прибытия моим друзьям на базе, Сергею и Григорию.

Иду на приличной высоте над своей точкой посадки.
И все из-за того, что дымка наползла языком и закрыла мой район. Вижу внедорожник Сергея, выехавший из дымки на возвышенность и вставший на аварийке.
Взмах крылом над ними..
И второй заход поодаль в 11 46. Посадка благополучно. Уже на тяге винта проскользил на базу.
Спасибо за встречу, друзья!

Настолько тяжёл морально оказался этот рейс, да и нужно было готовиться к приезду Сергея и Евгения, что я быстро выгрузил самолет, закрыл кабину чехлом и умотал в город.
 

Вложения

  • 90_006.JPG
    90_006.JPG
    116,3 КБ · Просмотры: 96
  • 91_007.JPG
    91_007.JPG
    106,7 КБ · Просмотры: 103
Утром рано, поездом приехали Сергей и Евгений.

Сергей Щербак привез свою замечательную новую книгу-путеводитель под названием "Воркута, здравствуй"
Несколько лет непростого труда, тысячи обработанных фото, карты, описания местности- все вошло в этот авторский фотоальбом. И его по достоинству оценили воркутинцы и все северяне, кому не безразличен суровый город и его окрестности.
Я был на презентации книги и видел насколько был велик интерес людей к работе Сергея.
Встретил там много общих, творческих и путешествуюших друзей- Надю и Славу, Тимура, комэска Ми-8 Олега и многих других.
Славные отзывчивые люди!

А нынче с Сергеем приехал его товарищ Евгений. У Жени отличный характер путешественника и классное умение делать оздоровительный массаж.
Я собирался к самолету, но не смог избежать участи подопытного кролика.
Евгению нужно было разогреть руки и он так намял мне бока, что я не ушел, а сбежал из дома))

В субботу чётко взял прогноз и до подхода циклона поднял в пасмурное небо Воркуты, Яну.
Девушка скоро уезжает насовсем, ее отец имел отношение к авиации и потому не мог отказать в просьбе подняться в родное для нее небо.

Вот так, дружно и интересно мы прожили в городе несколько дней.

Постепенно тундра остыла.
Скоро уже вездеходы смогут пройти к морю и доставить все виды груза в поселки.
Да и мне пора собираться домой, ибо я на полетах больше месяца. Дома ждёт семья и свои неотложные дела.

Но как обычно все решил один звонок.
- Вить, мы хотим чтобы ты еще раз прилетел!
Что же тут сказать, самолет летит, двигатель снова уверенно тянет и мне нужно сделать работу. Для того я и здесь, чтобы быть готовым летать по арктическим маршрутам, когда есть потребность в доставке Малой авиацией, у таких же как и я, северян..

И в этот раз я решил доставив груз в поселок, впервые пройти от Амдермы до Усть-Кары над берегом Карского моря. Почти в разгар полярной ночи.

Будет продолжение!
 

Вложения

  • IMG_7655.JPG
    IMG_7655.JPG
    112,8 КБ · Просмотры: 122
  • 94_005.JPG
    94_005.JPG
    134,8 КБ · Просмотры: 112
  • 96_003.JPG
    96_003.JPG
    124,3 КБ · Просмотры: 106
Для моих друзей.
В свой День рождения я делал эту заметку.
Решил, что это будет самый искренний ответ на все поздравления!
----------------------------------
Часть первая.

Югорский треугольник.

Воркута. Утром на вылет. Прогноз взят заранее и прочно..

Но погода на предгорьях Урала, как взбалмошная девчонка закрутила неожиданно сильнее своим подолом. К вечеру пришел теплый фронт. Резко потеплело и температура достигла ноля. С сильным ветром принесло снежную мглу и морось.

Стоящий боком к ветру привязанный самолет остался невредим, а вот чехлы против хитрого ветра остались бессильны. Задуваемый под них поток приподнимал и надувал ткань- часть завязок не выдержала и лопнула.
Получилось так, что ледяной моросью оказалась покрыта часть крыльев и хвостового оперения. А я уже завез к самолету необходимый груз для Амдермы и уехал в город для отдыха. 
Мой друг, Григорий, который сейчас смотрит за порядком на базе и остается допоздна, честно старался связать хотя бы оставшиеся концы, и этим спас оставшиеся чистыми часть плоскостей.

Ночное такси примчало меня, уже достаточно отдохнувшего к четырем часам утра. На безумно красивом небе красовались звезды, где то в космической дали начинал розоветь небосвод. Мороз быстро набирал силу. Уже минус 7 градусов.
Так же ярко и перспективно сверкал иней и лед, под лучом налобного фонаря, на открытых частях самолета.

Что же, нужно быстро-быстро начинать работу.
Набрасываю чехлы на свои места, протягиваю шнур и обычным феном под плотным материалом начинаю частями оттаивать лед с ткани самолета и следом насухо протирать ветошью.
Нужно быть достаточно аккуратным. Несколько грубых движений по промороженной ткани и она ломается как пластик!
За несколько часов справляюсь с этой работой. К 9 утра начинаю заправку, погрузку вещей, продуктов для поселка, экспедиционного снаряжения. В этот раз нужно разместить и ружье с боеприпасами, ведь маршрут одиночки в этот раз пойдет над Карским морём.
А это совсем не шутки.

Только в 10 40 самолет тяжело открывается от снега с неподготовленной площадки и на закрылках взлетного положения следует курсом на север.
И, это в разгар темного времени года в Арктике.

Надеюсь, имея точный прогноз по нескольким источникам, войти по пути полета в догоняющий меня теплый южный фронт и с ним вместе выйти к Карскому морю. Можно понять по моим планам, насколько важен для меня этот прогноз и его верное толкование.

Когда полетное время перешло полчаса, я увидел последний всхлип солнца.
Где-то позади, южный ветер начинал свои огромные шаги и от этой поступи приходила в движение волна воздуха.
С гряды Сядэйю  позади самолета спускались гонимые ветром языки холодного снега.
Все верно по прогнозу, значит!
Что же, впереди еще 240 километров.
 

Вложения

  • 98_003.JPG
    98_003.JPG
    174,4 КБ · Просмотры: 106
  • 99_008.JPG
    99_008.JPG
    104,4 КБ · Просмотры: 106
  • 100_007.JPG
    100_007.JPG
    77,7 КБ · Просмотры: 94
Темнеет быстро.
Впереди на панели самолета, все ярче, надежным зеленым глазиком, уверенно моргает спутниковый трекер от РАОПА-России.
Уже несколько лет он сопровождает все полеты самолета Северок и всегда позволял оставаться на связи и соединять меня с друзьями и близкими на любое расстоянии.

Все жилые точки в тундре, самолет Северок проходит мимо и режет напрямую реку Коротаиху с ее вывертами и сопками. 
ДорогА каждая минута светлого времени!

Прошел впадение Юрьяхи- место, где я так драматически собирался ночевать и после благополучно стартовал. Теперь это знаковое место надолго останется в памяти.
Перед тем как река уходит влево, замечаю одинокий снегоход на реке и через несколько километров еще один, идущий под фару к нему со стороны поселка Каратайка. Вот здесь нужно пройти ближе и ниже, бог с ним- со временем и грузом. Мало ли что.
Но вижу рядом человека, сигнал о помощи не подает, через снегоход идущий навстречу- тоже в порядке.
Взмах крылом и на север!

От поселка прохожу западнее в пятнадцати километрах и начинаю карабкаться в небо перед грядой Табеймусюр, здесь есть сотовая связь.
Включаю фару и по телефону связываюсь с Нефедовым. Здороваюсь с другом.
Мой ксенон он видит отлично с высоты, сообщаю, что иду напрямую на Амдерму.

Рация у меня на всех диспетчерских зонах включена.
Я слышу когда идут борта, их подходы и маршрут.
Сам на связь не выхожу, ибо уже давно не вижу смысла подставлять своих друзей диспетчеров и начальников аэродромов, связью с "Летучим голландцем".
Так, к сожалению сейчас обстоят дела с Малой авиацией в нашей волшебной стране, и мы еще об этом поговорим.

Под самолетом река Харючейяха.
По преданиям местных, эта река излюбленное место таинственного народа сиртя - предшественников ненцев. Сиртя выходят на поверхность земли по ночам, они очень любят рыбу и весьма искушёны в рыбной ловле.

Такими таинственными интересными тропами уже несколько лет летает самолет Северок.
Над просторами Большеземельской тундрой ходит много сказаний и нужно внимательно смотреть на окружающую вокруг местность, слушать, что рассказывают о своих местах коренные жители. Чтить их историю и уклад жизни.
 

Вложения

  • 101_012.JPG
    101_012.JPG
    85,8 КБ · Просмотры: 97
  • 102_006.JPG
    102_006.JPG
    71,2 КБ · Просмотры: 91
  • 103_005.JPG
    103_005.JPG
    120,9 КБ · Просмотры: 89
Гора Большая Падея слева.
Самолет Северок идет на трехсот метрах.  Лезу еще выше.
Темнеет внизу все быстрее.
Скорость перевалила за 130 километров в час и продолжает увеличиваться. Вот он догнавший меня южак!
Отлично, значит я успеваю под под наступление полной темноты выйти к побережью, а вот сила ветра..
Надеюсь, что мы с самолетиком справимся в очередной раз.

В кабине работают оба навигационных прибора и наглядный Asus с картой генштаба, переведенной под маршрут самолета и чисто авиационный Гланс.
Рядом со мной, заботливо укрытые несколько десятков килограмм боящихся мороза продуктов.

Здесь, днём уже солнце вообще не появляется над горизонтом. Вообще нисколько.
Полярная ночь наступила семь дней назад и шансов на ошибку у меня просто нет.
А ведь дома ждет семья и малые дети и пусть в наше время- это никого не трогает пустыми строчками, мне нужно быть осторожным как лис, как волк.
Идущие, до и после, своими новыми, опасными путями путешественники и авиаторы- жму Вам руку и посылаю пламенный привет!

Но мой маленький двухцилиндровый БМВ из Германии все также уверенно держит обороты!  Редуктор конструктора, Александра Чернова, специально созданный под этот двигатель со своими интереснейшими техническими решениями, уже который год вращает винт из Украины, созданный на стапелях фирмы, Романа Николаенко.
И все мы сейчас делаем одно дело, соединяем ниточкой город и арктические поселки в России, чтобы простым людям было чуть легче.
Разве это не показатель общности людей?

Ведь здесь, по маршруту самолёта Северок- что в Каратайке, что в Амдерме, что на моем родном Диксоне- из значков силы сотового сигнала вас ждет только буква Е, и очень часто с восклицательным знаком!
А это значит, что ваше сообщение дойдет родным  и близким может через час, или пять. А может вообще уйдет в никуда!
И все свои интереснейшие записи и видео Вы скинете в лучшем случае по приезду в город.
А если выйдете на связь через провайдера интернета от своих друзей из квартиры в арктическом поселке, то знайте, что этот интернет оплачивается ими весьма дорого.
А детишки в поселках, в том же интернате, иногда вообще не могут загрузить интересный рисунок или ссылку из за отсутствия интернета.
И это наша нынешняя российская не телевизионная Арктика, далекая и близкая..

Пятьдесят километров до Карского моря.
Указатель путевой скорости перевалил отметку в 150 километров в час. Лететь в этом огромном потоке воздуха - уже дополнительно разгоняющегося с хребта Пай Хой, очень весело и очень страшно))
 

Вложения

  • 105_005.JPG
    105_005.JPG
    130,5 КБ · Просмотры: 103
  • 104_008.JPG
    104_008.JPG
    128,7 КБ · Просмотры: 93
Понемногу подкрадывается все ближе темнота снизу и вскоре на горизонте появляется огонек водозабора озера Тоин-То.
Есть сотовая связь!

Навигация дает время прибытия всего 6! минут до точки. Это значит что сила ветра еще увеличилась и не предприми я действий, Северок через несколько минут просто вынесет в Карское море.
Время на смс нет, звоню. Сотовая связь есть, уже хорошо.

Северок с огромной скоростью несет  к точке посадки в нескольких километрах южнее берега моря.
Наблюдаю справа огни рейсового Ми-8 идущего с запада, вдоль моря, с поселка Усть-Кара. Несмотря на аэронавигационные огни на самолете, включаю посадочную фару и закладываю глубокий вираж заранее. Представляю их удивление, увидеть сейчас здесь маленький самолет Северок, уходящий на посадку с подбором в тундру.

- Встречаю. Посадка размечена, в начале посадки снегоход, в конце пробега- зажжённое ведро с соляркой!

Вот так. Все просто. В поселок на Карском море маленький самолет Северок полярной ночью доставил самые обычные простые продукты питания.
Практически нелегально и с огромным риском.

В наше время надутых нефтью и газом олигархов, пустых разговоров о малознакомых странах по всем ТВ каналам и обалденных историй о семейных баталиях, за которым следят все бабушки страны.

И пусть я сам говорю об этом.
Просто у людей такой богатой мощной страны должен быть выбор- чем заниматься и что покупать. Хоть в Арктике, хоть в Москве. Я здесь для этого.
Страна живет в большом эфемерном мире, по одну сторону экрана пузырь, а по другую, он уже лопнул. И хоть и радужные, но неспособные ни на что потеки по ТВ, мало интересуют замученных собственными проблемами людей.

Ну, а Северок по уже проверенному прошлым рейсом пути встал за защитой крыши почти рухнувшего деревянного строения в нескольких километрах от Амдермы.
Есть у самолетика укрытие, от задувшего с полной силой южака.

Еще немного и в поселке.
Закончив выгрузку, я забежал в садик к маленьким подшефным полярникам. Когда-то и я так же со своими маленькими сверстниками сидел за столиком- самого северного в мире, диксонского детсада.
И о нас заботились родители и государство..

Наверное, когда нибудь выросшие амдерминские малыши вспомнят странного дядю Витю, забежавшего к ним  из Неизвестно откуда и притащившего с собой баночки со свежей кировской ряженкой.
Спасибо за встречу с малышами, Елена Мельникова!  Их всего несколько человек, этих наших малышей- всего одна группа и мне даже стишок рассказали! 
Люблю  маленьких северян и вообще мелких ))

Утром на вылет.
 

Вложения

  • 109_004.JPG
    109_004.JPG
    168,5 КБ · Просмотры: 97
  • 97a.JPG
    97a.JPG
    87,5 КБ · Просмотры: 101
  • 106_004.JPG
    106_004.JPG
    158,4 КБ · Просмотры: 93
Спасибо!

Югорский треугольник.

Часть вторая.
Амдерма-вылет


Утром я выспан, собран и выдвигаюсь.
Жесткий фактический прогноз подтвержден- ветер южный 14 порыв 16 м/сек!
Зато мороз всего около десяти и есть видимость. Тут, как говорится из двух зол.
Был бы север или восток - полоскала бы пурга морозная или сидели бы на сопках туманы, мокро-седые с Ледовитого моря.
Фото 1. Амдерминская лагуна

Приготовил аккумулятор и оружие, для похода к самолету. Зашел в магазинчик Дока к Елене Кононюк выпил кружечку чая.
У Петровича снегоход с утра оказался не на ходу. Да бог с ним - идти несколько километров меня совсем не пугает.
Плохо только то, что полярная ночь съест остатки света и лететь вдоль кромки моря придется потемну.

Недалеко от здания, стоят несколько огромных, с виду новых, Камазов. У одного в кузове манипулятор, чтобы сразу и поднимать и грузить железо.
С некоторых пор в Амдерме работают предприятия по сбору металлолома.
Решил подойти спросить у водителей.
- Приветствую. Подскажите, есть возможность возможность довезти меня к самолету несколько километров?

- А что за самолет? Вы пилот с самолета Северок?
Утвердительно киваю.
Приятно, что в голосе незнакомого водителя слышатся нотки уважения.
- Будьте готовы, через 15 минут, поедем!
Вскоре по лесенке карабкаюсь в здоровенную кабину, предварительно передав свое снаряжение.

Трехмостовый Камаз пройдя несколько километров, прямо у домов Амдермастрой, увяз в затяжном ночном сугробе. Не очень удобно, что из-за моей поездки начались заморочки.
Блокировки мостов, включаясь долго и мучительно шипящей пневмосистемой в сотне метров от самолета, наконец выперли огромную машину на открытое место.

Пошли все вместе к Северку.
Добрели по колено в снегу, перенесли все хохоряшки. Спасибо, Александр и Илья! Мужики решили не уезжать, пока я не вылечу, хоть я и поблагодарил и предупредил, что торопиться не буду. С другой стороны, прекрасно понимаю их интерес, увидеть такой экзотический взлет с тундры.

Время 10 30. Полярная ночь.
Только неяркий свет из-за мутного, поддернутого теплым фронтом небосвода озаряет тундру.
Когда самолет был полностью очищен и прогрет, подготовлен к вылету, все вместе оттянули его назад от деревянного строения - укрытия.
Развернули на ход, пожали друг другу руки.
Фото 2
 

Вложения

  • 111_029.JPG
    111_029.JPG
    113 КБ · Просмотры: 112
  • 113_006.JPG
    113_006.JPG
    121,6 КБ · Просмотры: 98
Куда же я успею долететь сегодня и что меня ждет на кромке сурового моря?

Пробег разгруженного самолета буквально несколько десятков метров и мощный южак бьет под крыло.
Он выхватывает вверх маленький пестрый самолет- на этих просторах он больше похож на воздушного змея.

Делаю круг над строениями, когда то обжитой части поселка и взмахом крыла прощаюсь с водителями.
Две маленькие фигурки и красная машина остаются позади.
Северок уходит на восток, оставляя край истории советской военной Арктики, в виде шаров-укрытий для мобильных РЛС.

Всё.
Теперь только навстречу мрачно-синей полосе.
 

Вложения

  • 112_004.JPG
    112_004.JPG
    188,8 КБ · Просмотры: 97
  • 115_005.JPG
    115_005.JPG
    124,7 КБ · Просмотры: 101
Амдерма. Отход на восток.
Ближе к берегу заметны дружные языки поземки - южак дает о себе знать. Видно Карское море, лагуну и устье реки Первой Песчаной, высота прилива здесь более полуметра.
Далее мыс Нгарка Пэсяля.

А какое облако шикарное по курсу!
 

Вложения

  • 116_005.JPG
    116_005.JPG
    113,6 КБ · Просмотры: 92
Назад
Вверх