Аэродромы, небо и немного пилота-любителя - самолет "Северок"

Thread moderators: Vi-kTo-R
Дмитрий, привет, друг! Рад, что следишь и бате привет!
Между полетом на рыбалку и постоянными дальними полетами с ответственным грузом, есть две большие разницы. Да и ты сам это прекрасно понимаешь..
Если в первом случае, ты можешь и выждать погоду дома и соответственно сесть на лыжах зимой переждать если накрыло, то во втором случае нужно включать максимум умения и ответственности, чтобы по возможности быстро и регулярно прибывать на место, где тебя ждут.
Естественно, без излишнего риска. У нас с тобой его и так хватает


---------------------------
Часть 3

Следующим днем в субботу к 11 часам, загруженный вновь полностью Северок, благополучно произвел взлет с геоточки.
И под сенью вездесущей дымки, снова постепенно покрываясь инеем, направился на север.

Все наши приключения старался запечатлеть на старенький Кэнон -верный спутник всех путешествий самолета Северок!

5 минут-полет нормальный. Северок идет вдоль большой реки на север, своим постоянным маршрутом.
15 минут -все в порядке.
20 минут полета. Северок находится на удалении от базы почти  тридцать километров.

Чёрт! Снова начинается прошлый симптом. Очень плавное падение мощности!
Теперь уже вернуться назад я точно не смогу, а до ближайшего поселка Каратайка, вблизи Баренцева моря меня отделяет почти 60 километров по руслу реки.
Спокойно готовлюсь к посадке и в этот момент второй цилиндр полностью выключается.
Вовремя, ёпт! Место для посадки подобрано..

Сажаю самолет на высоком берегу реки и глушусь. Выдыхаю. Как же заеб..сь! ))
Тут же к нам с Северком со всех сторон подступает тишина арктической тундры. Вот оно единение с природой! Правда немного не так, как запланировано))
Да и не знает никто, где я завершил полет, трекер-то отключён. А я, загруженный событиями по привычке продолжал отсылать команды о посадке, совсем об этом забыв.

Отошел немного поодаль и сделал снимок на память об этой веселухе. Расстроен, конечно и небрит, да и прошлая простуда приложилась.
Фото 1

  Вначале еще есть немного место расстроенным чувствам, но недолго. Нужно приниматься за работу, пока еще светло.
Кабина остывает медленно и в первую очередь, закрываю ценный груз в кабине, плотной палаточной тканью.
Немедленно начинаю искать место для безопасной стоянки- самолет нужно убирать с высокого места. Крепить его поблизости не к чему, а ближайшей сильной пургой с большой вероятностью его или унесет или превратит в груду хлама.
Фото 2

  Сейчас пишу эти строчки и по новой переживаю свое состояние, тогда.
Но, как и говорил- во мне не было чувства какого страха, а знаете что было?
Как ни удивительно чувство какого то подъема внутренней силы, что ли. Спасти груз, спасти самолет, себя, наконец!
То есть тот самый момент, когда понимаешь, что ты стоишь перед выбором - сможешь или нет справиться с подкатившей ситуацией, а в первую очередь- с самим собой..

Продолжим.
Внимательно осмотрелся. Проверил свое местонахождение на топографической карте. Самолет находился на левом берегу реки Каратаиха в месте впадения в неё реки Юрьяха. У местных ненцев или оленеводов, это слияние определяется как прямой, (43 км.) выход от поселка, к реке Каратаиха и дальнейшая дорога вдоль реки на юг к Воркуте и далее..
Фото 3
 

Вложения

  • 79_003.JPG
    79_003.JPG
    86,7 КБ · Просмотры: 124
  • 64_006.JPG
    64_006.JPG
    32,3 КБ · Просмотры: 115
  • Bezymjannyj_127.JPG
    Bezymjannyj_127.JPG
    203,3 КБ · Просмотры: 111
Через несколько километров по тундре и через речку, виднелись два строения. Вот, везёт же!
Там хотя бы есть четыре стены и крыша, правда еще непонятно какая.

В крайние годы в тундре наметилась отвратительная тенденция, уничтожать жилье или относиться к нему как к временному и у некоторых оленеводов и у некоторых туристов. Часто сжигают доски со стен или перекрытия в печках или гадят- ломают, выбивают стекла, оставляют открытыми двери и т.п.
Уже сталкивался не раз с этим..

Но мне будет легче выжить по-любому.
Чтобы туда мне перебраться нужна тяга двигателя, которой нет. На одном цилиндре полностью груженный Северок весящий полтонны, сам себя не тянет даже на малейшем пригорке.
Все, что мне удалось, это спустить самолет  на пологую часть тундры у высокого берега. На одном цилиндре.
Чтобы переместить его через реку в этом состоянии и речи нет.

Пока еще виден дневной свет, начинаю продолжение технических работ! Благо техникой я занимаюсь давно и с любовью, вспомню мопед Верховина на Диксоне, переделанный в снегоход, а гайки крутить на морозе, это еще то для нас, северян, наслаждение ))

В первую очередь нужно исключить те узлы и детали которые уже были проверены у балка, поэтому занимаюсь следующим - полностью выключаю из системы топливный фильтр, соединяю трубопровод напрямую.
Бензином поливает руки, фильтр примерзает к пальцам, а хомуты со шланга так и норовят выпасть на снег под самолетом и пропасть без вести.

Есть подозрение на длинный металлический трубопровод под самолетом от топливного насоса к двигателю.
Бесконечные переходы через ноль нынешней погоды, могли привести к образованию изморози не только в баке, но и в трубопроводе.
И еще.
Из наставлений по ремонту автомобилей и двигателей из моей практики, считается одним из самых сложных поисков неисправность не сразу проявившаяся, а с течением времени.
И все это, мне надо определить теперь быстро и вдали от цивилизации, с грузом боящимся холода.

Определено, что постепенно со временем выключается именно правый цилиндр.
Как диагностируем?

При работе двигателя из правой выхлопной трубы идет теплый воздух. Сгорание неполное..
А левый цилиндр, сгорание есть! Выхлоп горячий.
Свечи на моем БМВ, по две на цилиндр, обе проверены. Как и  катушки зажигания.
Снова снимаю форсунки и как только можно в тундре прочистить методом губ и силы легких, прочищаю назначенную деталь. Меняю местами. Что еще можно сделать здесь?

Ни в коем случае не потерять ни малейшего винтика или какой пластмасски от БМВ во время работ))
Здесь- посередине глухой Арктики, без всякого сообщения при становлении рек и болот, это моментально означает кирдык! 
И вставай на лыжи.

Темнеет. Мудохаюсь.
Прошло два с половиной часа. Над тундрой сверху осталось только зарево. Безопасный ход самолета вперед, теперь можно определить только по включенной фаре.
Не знаю, что еще можно придумать. Самолет давно стоит в ремонте и остывает. Фото

Решаю, даже на тяге одного цилиндра тянуть к реке, вниз- подальше от ветров и ближе к балкам. Запускаюсь, вот-сука! Опять один цилиндр!

Еще немного идет на собственной тяге самолет. Бензин неимоверно расходуется, я толкаю Северок сбоку своего посадочного места, за обрамление кабины, рядом с ручкой газа. И тут, неожиданно, подключается второй цилиндр!

А я хоть и не готов, но все гаечные ключи убраны в кабину, капот закрыт, самолет набирает ход. Молодчина!

Запрыгиваю на ходу в родную левую чашку КВС, самолет выходит на взлетный, бл..ть, кайф!

Я, так и не успел понять, что послужило причиной вылета- может везение, а может высшие силы богов Арктики, помогающие нам с Северком.
Неисправность мною пока не найдена. Но я разгоняю самолет со склона и в наборе ложу в крен и на курс- не напрямую над тундрой, а над руслом реки.
Здесь длиннее путь в поселок на 15 километров, но это река - это жизнь..

И впоследствии, снова говорю большое спасибо за удачу и прозорливость.

Непростое продолжение движется к Вам!
 

Вложения

  • 65_012.JPG
    65_012.JPG
    110,8 КБ · Просмотры: 109
У меня был аналогичный случай. Поймать практически было не возможно. В полете на морозе начинает вырубаться один горшок, потом пока снимаешь капоты и начинаешь менять катушки местами, всё снова не ловится. Оказалось что общая катушка видимо давно уже то работала, то нет, а теперь ещё одна из основных стала вести себя так же. В итоге заменив две катушки проблема решилась. Потом вспомнил, что иногда наводка на рацию была. Выключаешь контур - пропадает.

Расковыряли потом общую катушку. Как и ожидал - "Оловянная чума". Припой на контакте превратился в токонепроводящий порошок. От вибрации то был контакт, то не был.

Вить, катушки я бы в запас всегда возил с собой при такой эксплуатации самолета.
 
Оказалось что общая катушка видимо давно уже то работала, то нет, а теперь ещё одна из основных стала вести себя так же.

Что за "общая катушка"? у меня вроде две на одном цилиндре (каждая на свою свечу) и при отказе одной из них мотор толком не работает. Нет там "дублированного зажигания". Поигрался и купил 912-й
 
Оказалось что общая катушка видимо давно уже то работала, то нет, а теперь ещё одна из основных стала вести себя так же.

Что за "общая катушка"? у меня вроде две на одном цилиндре (каждая на свою свечу) и при отказе одной из них мотор толком не работает. Нет там "дублированного зажигания". Поигрался и купил 912-й

У меня было по одной своей катушке на каждый цилиндр и одна общая на два горшка. Итого три катушки.
Не важно. Важно то что они могут умирать не сразу, а как раз как пишет Виктор - то заработало, то вырубилось.
 
У меня было по одной своей катушке на каждый цилиндр и одна общая на два горшка.

Может быть у меня другая модификация. Не буду утверждать стопроцентно, но, один датчик холла, одни мозги, по две свечи две катушки на каждый цилиндр, при отказе одной свечи или катушки из четырех, мотор толком не работает. А еще куча проводов, разьемов и разьемчиков, и чуть нет контакта- в аварийный режим работы, тарахтит не тянет. И с этим счастьем зимой вокруг Каратайки. Зато какой сюжет, динамика, драматизм! Виктор, ты мой кумир! Жду продолжения рассказа
 
в аварийный режим работы, тарахтит не тянет. И с этим счастьем зимой вокруг Каратайки. Зато какой сюжет, динамика, драматизм! Виктор, ты мой кумир!
Не сотвори себе кумира.
На своем БМВ, я зимой и не раз и не два ходил мимо Каратайки. У многих моих друзей на ЛА стоят эти моторы и люди довольны.
Сергей, я вас раньше не видел на форуме и ваших познаний по БМВ не знаю. Но я, например, себе не позволяю говорить Ты незнакомым людям и приводить свои уверенные тезисы на чужих страничках форума.
Что БМВ, что Ротакс -по моему мнению отличные моторы.
Или Вы чисто потроллить тут?

-----------------------------------------------------
Часть 4
Река

Итак, мне удалось неожиданно для самого себя вылететь с места, которое могло надолго стать пристанищем.

Северок в наборе высоты идет на север, а сумеречный свет на глазах уходит, оставляя только смутные очертания реки под крылом. Семь километров пройдено и теперь меняю курс на запад, уходя в сторону по руслу.
Еще двадцать километров полета и снова на прежний курс. Под крылом еще заметен обрывистый берег, а вот противоположный уже не виден- река здесь имеет ширину больше трехсот метров.

Ну вот и началось. Чудеса бывают только в кино. Хотя и нынешний сюжет весьма не плохо заточен под какой нибудь вестерн))
Плавно двигатель начинает сбавлять обороты и я иду со снижением, не допуская ухудшения аэродинамики.
Включаю посадочную фару и становится еще хуже. Свет от нее растворяет все внизу.  Окончание сумерек - самое непростое время для полета. Выключаю фару.

Еще ниже. Начинаю различать поверхность реки и тут внимание привлекает змеящаяся вдоль берега полоска- то ли трещина, то ли след какой. Но сейчас это, то что надо! Хорошая привязка на поверхности для благополучной посадки.
Еще немного! И снова включив фару, вижу отчетливо снегоходный след. Плавно подвожу самолет к нему- касание..

Вот впору и вспомнить, что, если бы выбрал прямой маршрут от реки, то пришлось бы сейчас моститься под фару в тундре. С финалом, полным неизвестности.
Фото 1

Курсовой прибор показывает расстояние до Каратайки- двадцать пять километров. Двигатель еще имеет запас тяги и я запускаю Северок в скольжение. И неплохие аэросани получились, скажу я вам!
Лыжам досталось конечно, поскольку временами след снегохода выводил  на заснеженный заструг или на ледяное торошение.
Это тебе не по мягкому небу лететь!

Еще девять километров удалось пройти своим ходом по реке, прежде чем второй цилиндр окончательно умер. Северок встал.
До поселка осталось шестнадцать.
Я вышел, включил сотовый телефон. Ну-ну, наивный!))

На фоне темного неба, был виден противоположный высокий берег. Одеваю налобный фонарик и отправляюсь через реку к нему.
Долго карабкаюсь по плотному заснеженному склону, а потом, уже наверху, снова пробую включить телефон. Безрезультатно. Связи нет.
Пора спускаться. Теперь уже проще, садишься на пятую точку и по своим следам погнал вниз. У меня отличные теплые штаны от фирмы Баск с подходящим покрытием.
Но прежде улыбнуло. Еще наверху увидел зячьи следы у края, а после и дорожку от заячьей попки внизу.
Шустрый косой!))

Возвращаюсь к самолету. Сел еще в теплую кабину и начал вырубаться, но после взял себя в руки. Спать нельзя.
Мороз вокруг и кабина быстро остывает, чревато это все.
Вышел чтобы закрыть груз на пассажирском сиденье и бросив взгляд назад, не поверил глазам.
Где то далеко на юге, с той стороны откуда пришел Северок, моргал огонек фары.

Когда снегоход подошел ближе, я включил бортовые огни. Северок на фоне взошедшей за облаками луны выглядел ярко и перспективно.
Ну и что, что не летает, зато смотрится как! ))
Фото 2

На подошедшем снежике с нартами, было двое парней возвращающихся с рыбалки. Быстро перекинулись словами, нашли общих знакомых. Попросил их позвонить моему другу, Эдуарду Нефедову, обрисовать ситуацию. Парни умчались, порадовав меня на прощанье фразой, "...все равно что нибудь придумаем, не оставим"

Через час-полтора, бросив все дела примчался на Ямахе, Эдуард. Зацепили с ним, увязали самолет.
Все шестнадцать километров честно протащил снегоход нелегкий Северок по реке и через заснеженные болота.
Я сидел на снежике позади для балласта и наблюдал за своим крылатым коньком, чтобы не отвязался.
Иногда на самых  колоритных участках местности слезал и делал весьма  оригинальные фото.
- Полярная ночь, посередине кустарников тундры идут снегоход и самолет в связке. На фото уже и огни Каратайки видно.
Фото 3
 

Вложения

  • 66_008.JPG
    66_008.JPG
    154,8 КБ · Просмотры: 123
  • 67_006.JPG
    67_006.JPG
    174,2 КБ · Просмотры: 117
  • 68a.JPG
    68a.JPG
    130,3 КБ · Просмотры: 110
К вечеру субботы, четырьмя весьма и весьма непростыми участками, самолет Северок благополучно достиг промежуточного населенного пункта. Удалось с помощью друзей, неравнодушных людей, собственных сил и конечно её величества Удачи, спасти самолет и весь груз.
Но ведь еще осталась конечная точка маршрута, поселок Амдерма. И меня ждут там!
А значит нужно двигаться вперед.

Вечером дома начал приходить в себя. Белла, супруга Эдуарда великолепно накормила, а я еще и в новую баньку попал под выходные.
Теперь у меня появилась возможность связаться с Большой землей и выйти хоть и не быстрый, но вполне рабочий интернет от семьи Нефедовых. В первую очередь сообщил родным и близким, что с нами все в порядке.
На этом месте в субботу я перестал существовать ))

Продолжение новое следует. Не переключайтесь!
-------------------------------

P.S Новые календари с поддержкой полетов самолета Северок уже прибыли мне из типографии, они подписаны и отправляются к первым его заказавшим друзьям!
Питер и Ленинградская обл., Амдерма, Надым и Воронежская обл, Ставрополь и Печора и т.д!

Теперь на календарике стоит наш фирменный лебл Малой Полярной авиации, а каждый разворот подписан авторским четверостишием. Это еще более творческое издание, чем прежде и я этому очень рад!
В месяцы календаря вошли наиболее яркие события крайних экспедиционных полетов, наиболее полюбившиеся пользователям фотографии, а также эксклюзивные фото с перелета на Диксон в 2013 году.

И еще.
Каждый заказавший получает скидку 20 процентов на обзорный полет на самолете Северок!
Для заказа календарика, отправляем перевод 2000 руб на карту сбер 4276 8402 6414 1266 и обязательно сообщить  мне в личку.
Всех с Наступившими праздниками!
 

Вложения

  • Kalendari.JPG
    Kalendari.JPG
    129,8 КБ · Просмотры: 102
С огромным трудом на полностью выпущенных закрылках и максимальных оборотах, самолет начал карабкаться вверх, одновременно продолжая цеплять на себя все больше и больше ледяную бахрому. 

Несколько необычная техника. Выпущенные полностью закрылки создают много добавочного сопротивления и лишь незначительно увеличивают подъёмную силу. Сопротивление и так уже слишком большое из-за инея и льда - понятно, что карабкание будет с "огромным трудом". Кроме того, при обледенении вообще не рекомендуют трогать закрылки. 
 
Возможно, vladk что это необычная техника, но только при убранных закрылках у меня самолет с максимальной загрузкой плюс нижний подвесной багажник идет со снижением на крейсере, а при выпущенных, продолжает прямолинейный полет.

Либо добавлять обороты, либо закрылки. Иногда, в особых(как и в описанном. На этом фото) случаях, приходится включать оба варианта.
 

Вложения

  • 56_011.JPG
    56_011.JPG
    54,5 КБ · Просмотры: 104
Условия Безопасного полета, были обеспечены ...но только при убранных закрылках у меня самолет с максимальной загрузкой плюс нижний подвесной багажник идет со снижением на крейсере...

Вы КВС, Вам виднее...
 
Часть четвертая.

На свежем воздухе

Следующими днями произошла масса событий, память о которых осталась запечатлена только в нескольких беспристрастных фотках. А почему.
Да потому что было просто холодно и была куча работы. Впрочем осталось место и для интересных встреч и новостей. Так например зазвонил телефон и мой друг, Сергей Щербак сообщил, что приезжает в Воркуту через два дня. А у меня ключ от его квартиры!  🙂
Впрочем обо всем подробнее.

Задачей номер один всех работ, было определение неработоспособности двигателя самолета.
А в это время остывший Северок, стоящий мордочкой на восток между строениями, как раз получал по полной юго-восточным ветром и морозом под 20 градусов. И даже не ведал, что я с ним буду творить.
Звоню своему хорошему знакомому Ивану Худякову в Подмосковье.
Иван, давно работая с сервисом БМВ, отлично знает двигателя этой марки, однотипные с моим и когда Северок возвращается с севера)) я стараюсь показать двигатель Ивану, для качественного обслуживания и диагностики.

  Вот и сейчас, Иван внимательно выслушав рассказ о симптомах двигателя и о проделанной мною работе, произнес короткую тираду. А смысл был очень простой- в первую очередь не надо чистить систему, искать ушедшую искру и т.п. - двигатель ведь достаточно протяженное время работает нормально.  А нужно просто снять крышки цилиндров и проверить клапана!
По рекомендации БМВ, эти активно работающие детали на высокооборотистом, оппозитном  двигателе должны проверяться и регулироваться намного чаще, чем на обычных двигателях.
После мы еще целый консилиум провели и до кучи еще решили прочистить форсунки. Под рукой оказалась хорошая фирменная байда для очистки впускного тракта.

На фото 1 уже снятый редуктор с винтом стоит на снегоходе, Эдик собирается ехать за водой для бани. Это я ему прилепил для скорости ))  А то он меня частенько просит, чтобы я ему подогнал, то крылья, то самолет целиком.
 

Вложения

  • 69_005.JPG
    69_005.JPG
    128 КБ · Просмотры: 121
Ах Иван, вот же золотая голова!
Надеюсь прочитаешь эти строчки и поймешь мою благодарность.
Периодически я проводил синхронизацию работы цилиндров, которая положена через 10000 км наземной работы, а вот в клапана не лез, не имея опыта с оппозитом и довольный отличной работой двигателя.

И полилось ледяное масло на морозе на руки со снятых крышек цилиндров и то, что пришлось делать вырез на облицовке капота, чтобы снять крышку левого цилиндра и подобраться к клапанам- это уже детали.

Сложно сказать сколько кружек чая я выпил, ибо через 5-10 минут в трубе ледяного ветра руки и лицо становились чужие. То, что эти детали моего организма уже давно поморожены никак не прибавляло оптимизма и даже рабочие перчатки не оденешь. Ведь надо не только аккуратно завести тонкий щуп между деталями клапанного механизма, а еще и провести регулировку и затяжку, после которой нужный зазор как назло убегает. Фоток по понятным причинам не сделал.
Справедливости ради в форсунках тоже очистка не помешала.

Недалеко от меня, Эдуард также старался вдохнуть жизнь в снегоход и занимался поиском слетевшей трубки с топливного насоса. Так что на чай мы, как в известной детской песенке, частенько "ходили парой".
Вечером в понедельник работы были закончены.

Мороз поджал, по небу каталась туда-сюда веселая луна и я решил проведать в интернате ребятишек из поселка Варнек. Там сегодня на смене работает Валя Нефедова, дочка Эдуарда.
Несмотря на девятый час вечера, трое мальчишек на спортивной площадке под светом далеко стоящего фонаря, гоняют мяч.
Сам интернат представляет собой два здания стоящие рядом. В одном живут ребятишки оленеводов работающих в тундре, в другом, как и говорил,маленькие жители с Варнека. В маленьком поселке на Вайгаче школы нет.
Внутри деревянного, очевидно давнишнего здания, светло и тепло - кто то из воспитанников занимается уроками, кто то играет.
Я решил собрать их всех на минутку и сфотографировать. Думаю мои друзья из посёлка Варнек,   будут рады увидеть близкие лица. Дети быстро растут и вскоре уже эта фотография останется историей..
 

Вложения

  • 70_.JPG
    70_.JPG
    121,6 КБ · Просмотры: 109
  • 70__001.JPG
    70__001.JPG
    199,5 КБ · Просмотры: 104
  • 71_010.JPG
    71_010.JPG
    193,6 КБ · Просмотры: 116
Утро.
А что утро?
Прогретый, собранный и загруженный Северок взлетает в 10 утра и благополучно делает проверочный круг у поселка. Снова работает наш спутниковый трекер! Спасибо РАОПА, и лично Владимиру Тюрину, перенесли срок оплаты и включили.

И сразу после проверочного под контролем Эдуарда, внимательно следящего за полетом сначала со снегохода, а после и по треку, мы уходим на Амдерму! Ну конечно я ужасно переживал. А вдруг что то недоглядел. Вдруг, это не клапана.
Здесь, на участке больше ста километров, среди возвышенностей хребта и петляющих в обрывах рек, вообще посадка нежелательна.
А тем более с неисправностью..

Что же время идет в полете. Десять минут, полчаса.. И я постепенно успокаиваюсь.
В 11 08 с попутным ветром достигаем Карского моря! Обычная посадка с подбором.

А здесь уже тепло встречают, выгружаюсь. Но вспомнив, что в Воркуту послезавтра приезжает Сергей, решаю возвращаться в Каратайку.
В уходящих сумерках и в Полярную ночь. 

Продолжение планирует))

P/S Благодарю своих друзей, кто следит и поддерживает самолет Северок!
Новые календари отправились в Нижневартовск, Коряжму, Новороссийск и Бельгию!
 

Вложения

  • 72_008.JPG
    72_008.JPG
    92,8 КБ · Просмотры: 102
  • 72_.JPG
    72_.JPG
    106,3 КБ · Просмотры: 117
  • 73a.JPG
    73a.JPG
    114,9 КБ · Просмотры: 119
Виктор, вот здесь:
https://bmwclubmoto.ru/showthread.php/11341-BMW-R1150GS-техническое-обслуживание-Масла-фильтры-и-др
очень много полезной информации по BMW. Прямо на первой странице и с видео. Стоит поглядеть в свободное время.
 
Не верится что дело в клапанах. Что с ними? Маленький зазор? Пришлепались и при нагреве приоткрывались из-за теплового расширения?
Но тогда резко цилиндр не вырубится, а главное не подхватит просто вдруг.
Зазоры перед регулировкой меряли? Были по нулям?
 
Назад
Вверх