Аэродромы, небо и немного пилота-любителя - самолет "Северок"

Thread moderators: Vi-kTo-R
Был рад увидеть, Игоря Колоколова с отличным фотоаппаратом и оптимизмом на лице.
Здесь же, Влад Черкасов, мой земляк по Красноярскому краю. Чуток все вместе пообщались и Игорь растворился в пространстве, продолжая  проявляться в самых разных местах конгресса ведя съемку. Увидел и пожал руку, Олегу Васильеву-  ЧелАвиа, это навсегда!

Стаканчик кофе и захожу в зал.
Тут же рядом Наташа Смирнова улыбается - сел рядышком, а она мне уже и рукавички для работы на севере дарит, привезла с собой)) Спасибо, Наташ!
Чуть выше вижу Юрия Петрова, старшего коллегу по Полярным полетам. Поднялся, посидел с ним- поговорили за нынешнее положение дел.

В зале две компании пишут эфир. Вижу, Игната Соловей и Евгения Максимова из Флайт-ТВ.
Телеканал Известия.
 

Вложения

  • 199_002.JPG
    199_002.JPG
    169,9 КБ · Просмотры: 120
  • 200_003.JPG
    200_003.JPG
    187,1 КБ · Просмотры: 135
  • 205_006.JPG
    205_006.JPG
    197,5 КБ · Просмотры: 117
Чуть позже нас всех пригласили спуститься ближе на первые ряды. Оказалось, что эти места были предназначены для господ из Росавиации и Минтранса.
Никто из чинуш не пришел, а вот листочки с ангажированной надписью VIP -место, остались. Как насмешка и всё их отношение к АОН.

Спустился и я, ближе к выступающим.
Рядом со мной Евгений Мельниченко, молодой инженер из Павлова Посада, эксплуатирующий автожир и следящий за полетами самолета Северок по отчетам.
-Виктор, если нужны будут токарные работы, обращайся! -Благодарю, Евгений!

Начались выступления спикеров, обрисовавших ситуацию в АОН в соответствии с пунктами меморандума.
Слушал внимательно.
Коротко- согласен со всеми выступающими и пунктами меморандума, отдельно понравилось:
Боевой настрой выступления, Сергея Минигулова и Леонида Якубовича!

Выступление по самолету Ил-103. Отличный самолет сделан, но заказов на него от Малой авиации нет! А почему? А потому что нет и самой АОН..

Рассказ о пилоте из Ростова на Дону, который потратил около 800 тыс.рублей борясь со следствием и возбужденным против него делом, несмотря на все разрешительные для полетов документы!
Ст 238 ч1

[media]https://www.youtube.com/watch?v=0n4pSmWqQgg[/media]

Заметным было и выступление товарища из ВКС обрисовавшем печальную ситуацию с обучением военных летчиков.

Рассказ, Сергея Алафинова о том, как убого с двумя самолетами выглядела Россия в  нынешнем Фридрихсхафене
 

Вложения

  • 202_006.JPG
    202_006.JPG
    143,2 КБ · Просмотры: 113
  • 203_005.JPG
    203_005.JPG
    140,9 КБ · Просмотры: 105
Лично у меня сейчас сложилась такая нынешняя картина.
Росавиация, это неуклюжий мишка которому дали в лапы банку сгущенки (АОН) Сожрать ее напрямую он не в силах, а потому грызет, мнет, давит эту банку. Вот она становится все меньше, скомкана, продавлена, мишка бесится, но сделать ничего не может - основная часть осталась целой.

В перерыве подошел, Денис Овсянников из ХМАО, Нижневартовск, он уже несколько раз он поддерживал Северок, приобретая календари. Был рад узнать, что парни развиваются по линии Малой авиации, несмотря ни на что.

С, Андреем Ивановым встретились и перекинулись в зале несколькими минутками общения.

Увидел, Игоря Никитина за столом спикеров, крепко пожали руки. Благодаря ему Северок получил СЛГ в 2017 году и смог официально летать год. Правда и в том, что почти 3 месяца МТУ тормозило выдачу мне долгожданного документа.
Теперь всё снова откатилось назад.

После перерыва гордо выступил товарищ из росавиации. Он опроверг утверждение, что в ра нет пилотов (сам он пилот без ВЛЭК) и тут же предложил начальникам посадочных площадок и аэродромов докладывать о полетах без разрешений, пилотских, и т.п. "Стучать на своих", по нашему это называется.
Мы там все слегка офигели 🙂
Хотя по-моему никто из авиаторов в зале и не удивился.

Нужно с осторожностью с ними вести переговоры или тем более идти на компромисс. Это агенство, за несколько лет своим непрофессионализмом практически угробило АОН.
В идеале, мне кажется, нужно "разойтись с ними, как в море корабли"
А потому хотелось бы пожелать, Вадиму Цыганашу, мы с ним также увиделись в фойе в перерыве, быть осмотрительнее в проведении переговоров с ФАВТ и действовать всем вместе. Конгресс, на мой взгляд сейчас настроен более решительно и радикально, и это правильно!

Ну и в заключении.
Хотелось бы мне, конечно тоже пару минут выступить с высокой трибуны и сказать о том, что промедление с разрешением ситуации в АОН продолжает стагнацию развития полетов в Арктике.
Подходит сезон распутицы, люди будут искать транспорт для выезда на материк, туристы на чем добраться до красивых мест, рыбаки на рыбалку и т.п.  А не дай бог какое происшествие в Арктике, ни один ненец не в силах потянуть спасательную операцию или поиск с участием Ми-8.
Ничего другого там уже нет.
Но времени не осталось мне что то сказать, да и все уже сказано до нас ))

После конгресса встретил Сергея Шевчука из Крыма.
- Прилетай, сказал мне Сергей ))

Таков мой небольшой отчет и свое субъективное мнение.
"Россия должна летать" - вот лозунг Конгресса и я к нему добавлю "И особенно в Арктике!"


Ссылки по теме

https://iz.ru/870081/ignat-shestakov/nebo-obshchego-naznacheniia-pochemu-malaia-aviatciia-spaset-stranu-ot-kollapsa

https://www.youtube.com/watch?v=0n4pSmWqQgg

https://www.if24.ru/leonid-yakubovich-malaya-aviatsiya-v-rossii-nahoditsya-pod-ugrozoj/

https://www.if24.ru/rossiya-katastroficheski-otstaet-ot-ssha-v-oblasti-aviatsii-obshhego-naznacheniya/

https://www.if24.ru/sozdanie-uchebnyh-tsentrov-dlya-chastnyh-pilotov-nado-uprostit-ekspert/

https://www.youtube.com/watch?v=kuVJibcCUcY&feature=youtu.be
 
Вить, привет. Честно, даже не хочется имя пиарить, этого злого на АОН дядьки. Мне кажется они там все уже зомбированные.
По этой ссылке вторая строчка  🙂
http://mtuvtcrfavt.ru/kontakty.html
 
Привет, друзья.
Мои коллеги по северу и любители неба, полетов в Арктике и романтики дальних путешествий.
Праздничный день России прошел и теперь о наших делах насущных.

Что же, я тщетно ждал позитивных изменений и новостей в авиационном законодательстве с января.
Плюс- впервые за несколько лет я смог побыть дома весной и навести порядок в домашнем хозяйстве.
Для питьевой скважины заменил оголовок, вывесил и обновил ушедшие в землю строения мастерской и гаража, сделал новый порог дома, построил будку для молодой собачки, парник для овощей и т.д.
Фото 1

За время этих бытовых подвигов, появился лишний повод удостовериться, что пока нас насильно присадили на землю не давая летать и работать, большая авиация испытывает на себе все те же результаты непрофессионализма чиновников и дает мрачные сбои.
Здесь и кошмар Sukhoi Superjet-100 в Шрм, (объективно на мой взгляд от А. Пивоварова https://www.youtube.com/watch?v=tWDdRIGl0gM)
И неувязки в региональной коммерческой авиации, (фильм Б.Соболева https://www.youtube.com/watch…)

После поездки на конгресс АОН, я еще некоторое время ждал скорых позитивных изменений. Тщетно.
У сидящих на тёплых местах чинов, нет никаких оснований торопиться менять ситуацию ни с Авиацией Общего Назначения, ни с условиями жизни людей в заполярных поселках с угольными печками и северных городах без перспектив нефти и газа.

В декабре, завершив полеты вдоль Карского моря, сверхлегкий самолет Северок, массой 270 кг. с моторчиком в 100 л.с. заплатил за себя 15 тыс. руб. транспортный налог и продолжил быть нарушителем воздушного пространства, не имея возможности продлить летную годность.
Все чаще встречаются объявления моих друзей о продаже ВС и совсем немного появляется в ленте интересных и красочных полетов, а про дальние перелеты и экспедиции я вообще молчу. На данный момент знаю всего два перелета, Сергей Минигулов - перелет Матур-2 http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=155687819.. и разбавил это одиночество даже не российский, а польский экипаж идущий в Токио на самолете Ан-2, через нашу страну. https://web.facebook.com/an2lotdotokio/?eid=ARCg772io..

Ну что же если этому государству и чиновникам не нужна российская Малая авиация, но возможно она нужна и интересна обычным людям. Тем более, что уверен, эта нынешняя ситуация не продлится вечно. Мы не должны терять с таким трудом заработанный опыт и навыки полетов в Арктике. Когда еще кто-то новый придет на север на маленьких самолетах и вертолетах, если не будет нас?

И наш Северок должен летать!

А теперь главное.
С поддержкой Вас моих друзей за время весеннего периода были подготовлены необходимые для замены запчасти к самолету и ВМУ(винто-моторной установке)
Завершающим аккордом пришла посылочка в конце апреля от конструктора, Александра Чернова. Он силами своего производства изготовил и отправил новую переходную плиту редуктора с гнездом под стартер. Этот девайс нуждался в замене после драматических полетов Полярной ночью.
Огромное спасибо всем!

За весенний период я также встретился с друзьями- участниками прошлых экспедиций, Борисом Власовым, Дмитрием Кутало, Александром Савинковым
Фото 2

Друзья, прошу поддержать новую летнюю экспедицию Самолета Северок!
Срок- июль 2019 год.

Воркута - Хабарово - Варнек, Остров Вайгач!
Перелет захватывающий по истории мест и конечно несет значительную долю романтики и риска.

Интереснейшей частью экспедиции должна стать планируемая посадка с подбором близ ненецкого поселка Варнек на Вайгаче, Впервые для самолета на колесном шасси попробуем связать город и удаленный островной поселок новым авиа маршрутом.

Хабарово.
Еще до Вайгача у самого пролива Югорский Шар есть оставленное историческое торговое место поморов и купцов, крайний погост Архангельской губернии Печорского уезда и точки ГУЛАГ.
Для тех, кто имеет отношение и интересуется авиацией понятно, что будет большой удачей подобрать с воздуха и безопасно сесть на тундровую поверхность или береговую линию в обоих местах, там где еще никогда не садился самолет на колесном шасси.
Да и мистика этих мест весьма интригует- к этому мы еще не раз вернемся в последующих описаниях мест.

Схема перелета: фото 3
Буквами Т и красным пунктиром обозначены возможные места посадки с подбором (Каратайка , Амдерма Хабарово - Варнек, Остров Вайгач- берег моря к Усть-Каре) и вероятное продолжение после основного маршрута.
 

Вложения

  • 207_004.JPG
    207_004.JPG
    226,3 КБ · Просмотры: 121
  • 208_005.JPG
    208_005.JPG
    233 КБ · Просмотры: 127
  • 209_004.JPG
    209_004.JPG
    134 КБ · Просмотры: 125
Основная задача одиночной экспедиции будет привлечение внимания к АОН, открытие новых летних туристических маршрутов с помощью самолетов Малой Полярной авиации, ну и конечно, как и прежде, постараемся чем-то побаловать самых маленьких жителей удаленного поселка.

Фото Вид на Остров Вайгач с Ми-8
Фото Н.Кожевникова

Очень надеюсь, что вы поддержите меня, а сверхлегкий самолет Северок, Малой Полярной авиации России откроет новую страничку знаний и опыта северных маршрутов. Для этого у нас есть всё - и опыт и желание и проверенная техника. Для обеспечения экспедиции сейчас нужны только финансы
Все мои друзья помогающие и имеющие отношение к экспедиции будут отмечены в публикациях

Поддержать нас с Северком можно абсолютно любой суммой на мою карту сбербанка 4276 8402 6414 1266.
Друзья, пожалуйста сообщайте в личку если решите поддержать нас и сделаете перевод.
Подготовка началась..
Впереди будет много интересного!
 

Вложения

  • 211_002.JPG
    211_002.JPG
    128,1 КБ · Просмотры: 105
Чтобы оценить задумку и сложность новой задачи - полет на колесном шасси на Остров Вайгач, давайте посмотрим на одну из планируемых точек маршрута экспедиции,  село Хабарово(Никольское) ныне находящееся в забвении на самом берегу пролива Югорский Шар.

Вот как обрисована местность полярной станции, перенесенной сюда в 1942 году с мыса Белый Нос.
Здесь и далее, спасибо сайту Полярная Почта (www.polarpost.ru)

".. В районе станции ширина пролива достигает 8 км, а глубина фарватера – 12 м; берега пролива отлогие, ближе к мысу Белый Нос и к выходу из пролива на северо-восток – они обрывистые. Станция располагалась в 1 км к ЗСЗ от поселка Хабарово..
Окружающая местность представляет собой холмистую заболоченную тундру, изрезанную реками и ручьями. Ближайшая река Никольская протекает в 2 км к югу. Река в некоторых местах достигает ширины 30 м и глубины до 1.5 м. В 40 м к северу от станции течет ручей с хорошей питьевой водой
."

Очень хотелось бы, чтобы самолет Северок здесь побывал, но есть понимание, что посадка в районе становища невозможна на колесном шасси по понятным причинам.
см фото 1 от www.sevprostor.ru
Буду искать места подходящие для возможностей самолета и своего опыта посадки самолета по береговой линии моря и далее уже ногами.
----------------------------------
Становище Хабарово
Мистика событий, стечение судеб только на одной этой точке маршрута зашкаливает..
Сегодня - всего лишь одна маленькая страничка истории..

"..Югорский Шар зимою мертв...
Льды, метели, туманы. Только на выходе в Карское море замкнуто живет юшарская радиостанция, и в становище Хабарове одиноко зимует госторговский пекарь Антон Иванович Зайцев со сторожем-самоедом.
Ничто не нарушает полной оторванности. Заколоченные хабаровские избушки заносятся снегом по крышу, и лишь пекарня - дымом из трубы - свидетельствует и утверждает жизнь. Зайцев зимует по договору с Госторгом. К летнему сезону он должен наготовить ржаных сухарей для самоедов всего востока Большой Земли
В иные ночи, когда заунывной самоедской песнью воет метель и ветер с силой раскачивает податливые стены, задумывается Антон Иванович об Архангельске, об оставленной жене, детях.
Северная тундра не знает оседлости; единый закон движения: летом - на север, в морозы - к югу. Антон Иванович понимал, что ранее полного незаходящего солнца не увидеть человека.

Это полярное одиночество неожиданно нарушилось. Шесть суток дул резкий нордовый ветер. Ступишь с крыльца - отнесет метров на десять.
В этот день Антон Иванович, как всегда, замесил тесто, помыл руки и только что присел к миске со щами, когда в пекарню влетел сторож Павел.
- Русак какой-то пришел! — закричал растерянно самоед.
В дверях показался крупного сложения человек, без шапки, с длинными волосами, в странной одежде, сшитой из старого совика и похожей на водолазный костюм.
- Какой сегодня день? - спросил вошедший и, как мешок с отрубями, опустился на скамью.
Спадающие на плечи и обтянутые лакированным ремешком смерзшиеся волосы странного гостя в тепле пекарни начали оттаивать.
- Кто вы будете? — спросил наконец пекарь, оправившись от первого изумления.
- Я - Травин, путешественник вокруг света на велосипеде.
- Сейчас я с Печоры; переход ужасный, заблудился... Чувствую - отморозил ноги...
Костюм разрезали сухарным ножом, ноги опустили в ледяную воду; пальцы точно оказались обмороженными.
- На велосипеде! - не мог прийти в себя пекарь.
Гостя уложили в постель, и в ту же минуту безмятежно, словно новорожденный, он заснул.

Весной Югорский Шар оживает..
Конец июля, начало августа - разгар заготовок. Агенты без сна, сбиваются с ног. Зайцев по суткам выпекает хлеба. Урожай песцов богатый, - хлеба и товаров нужно больше, чем предполагалось.
Все заняты по горло. Солнце тоже не спит.
Только Травин не находит себе места. Вот уже несколько месяцев, как он в Хабарове. Создалась бытовая неловкость: ел и пил он с общего стола, а пая не вносил.Пальцы давно зажили, - следовательно, пора двигаться в путь. Людей занятых раздражало его безделье.
Наконец он решил уехать, избрав направление Вайгач - Новая Земля.
На севере тундры не растет даже карликовая береза. Доска - богатый подарок. Травин выпросил у фактории несколько досок, сохраняемых, как особенная ценность, на случай ремонта пекарни, и приступил к сооружению лодки. Спустя две недели она была готова. С мачтой и парусом лодчонка, в которой можно было лишь сидеть, при чем ноги упирались в нос, а спина касалась кормы.
30 июля, с утра, разыгрался шторм. Из Карского по проливу гнало в Баренцово пловучие льды.
Травин чисто выбрился в дорогу и спустил лодку. Сколько ни дергал за обрывки веревок, паруса не слушались. Набежавшей волной лодчонку залило, и она беспомощно валялась на гальке, как намокший коробок от спичек. Травин вытряхнул ее и вновь сдвинул к воде.

Все хабаровцы высыпали провожать.
Гуртом вывалили из чумов самоеды, видевшие велосипед впервые. Неожиданность знакомства так поразила их воображение, что они прозвали травинский велосипед «сухим оленем». Они разинули рты, узнав, что «сухому оленю» совсем не нужно искать ягель и что на него не садится овод.
Понятно было их волнение, потому что лохматый человек, владелец столь чудесного «сухого зверя», уезжал навсегда.

С большим трудом Травин отошел от берега. Управляя левой рукой веревками, другой вычерпывая воду, лавировал меж льдин. Соленые брызги слепили глаза. Ветер усиливается, волны дыбились все выше и злее. Лодка то вовсе скрывалась, то, как блоха, выскакивала на гребень.
Самоеды, привыкшие ко всяким превратностям стихии, кричали от удивления: «Хо! Хо!»
- Какой герой! — воскликнула сентиментальная фельдшерица.
- Да, это не блин испечь, - соглашался Антон Иванович, прибежав в фартуке и с оголенными руками прямо от теста. - Только, извини, стыда во лбу нет. Чудаку работать бы... Чего зря кидаться!

В бинокль видели, как у мыса Травина со всем сооружением бросило на камни. Однако через полчаса он снова упрямо плыл.
На третий день на отливе нашли руль.
Позднее стало известно, что у бухты Варнека лодка затонула, но Травин успел выбраться на берег
.."
ВИКТОРИН ПОПОВ. НИКЧЕМНЫЙ ГЕРОЙ 1932.(в сокращении)
Фото 2  от псковского музея-заповедника
--------------------------------------

Летних фотографий становища Хабарово всех лет в интернете очень мало, практически нет фотографий хорошего качества с воздуха и наша задача восполнить этот пробел.

На данный момент экспедиция из разряда возможной переходит в реальную, благодаря вам, моим друзьям..
Поддержать нас с Северком можно абсолютно любой суммой на мою карту сбербанка 4276 8402 6414 1266.
Пожалуйста сообщайте в личку, если сделаете перевод.

Для нашей обычной многодетной семьи самим сейчас собрать средства на экспедицию было бы немыслимо. Поэтому очень тронут, что в наше непростое время меня поддержали:
Ольга Анатольевна С. 
Татьяна Валентиновна В.
Владимир Александрович Ш.
Михаил Юрьевич В.
Максим Викторович  В.
Елена Михайловна Н.
Илья Яковлевич К.
один перевод без подписи.

  Хотя я реально понимаю степень риска и возможные последствия от посадки на непроверенном месте побережья или тундры.
А ведь в такие интересные места Арктики должны постоянно летать самолеты Малой Полярной авиации.

Фото 3. Хабарово с самолета Северок март 2017г.

В ближайшей заметке продолжим не менее интересные исторические экскурсы и рассказ о поездке в Москву на фирму Bask.
 

Вложения

  • Sevprostor.JPG
    Sevprostor.JPG
    114,3 КБ · Просмотры: 125
  • Foto_pskovskij_muzej-zapovednik.JPG
    Foto_pskovskij_muzej-zapovednik.JPG
    149,4 КБ · Просмотры: 132
  • Habarovo.JPG
    Habarovo.JPG
    185,5 КБ · Просмотры: 118
Друзья сегодня еще раз взглянем на карту предстоящего маршрута, точек Хабарово и Варнек, отстоящих через пролив Югорский Шар.
Неполным был бы рассказ о истории этих мест без Полярных летчиков и событий с ними связанных..

1931 год.
"..30 октября пароход «Глеб Бокий» доставил на остров Вайгач третью партию заключенных.
В их числе находился бывший военный летчик поручик царской армии, полковник врангелевской армии, майор РККА, а теперь заключенный – Иван Александрович Лойко.  Отправка его на Вайгач не была случайной. На острове необходимо было подобрать место и подготовить взлетно-посадочную полосу для самолетов. Кто лучше летчика с таким большим стажем мог выполнить это задание?

Взлетно-посадочную полосу на Вайгаче подготовили на отлогой отмели. Первым пилотом, проложившим воздушную трассу  Москва -  Архангельск – Усть-Цильма – Вайгач был известный полярный летчик Фабио Брунович Фарих.

     13 апреля 1932 года из Усть-Цильмы на Вайгач вылетел Ф. Б. Фарих, должен был вывезти с острова семью Эйхманса.
Он решил не перегружать самолет обязательным при любых полетах для полярных летчиков месячным запасом продовольствия и теплой одеждой- расстояние от Усть-Цильмы до Варнека они должны были преодолеть за 40 минут. (Здесь явная ошибка, расстояние почти 600 км., скоростей таких тогда не было -В.М.)

Пурга, как это зачастую бывает в Арктике, началась неожиданно.
Полное отсутствие видимости и невозможность ориентироваться  понудило летчика совершить вынужденную посадку. Пурга продолжалась трое суток. Захваченные с собой два килограмма колбасы и печенья были уже съедены, а вынужденные запуски двигателя для прогрева мотора и обогрева экипажа израсходовали остатки бензина.
На пятые сутки решили еще раз запустить двигатель для питания рации и передачи в эфир сигнала «SOS». Слабый сигнал не приняла радиостанция на Вайгаче, но его принял радист ледокола «Красин», который сразу же направился к Вайгачу, сменив курс, но пробиться через льды не смог. Радист «Красина» передал на остров Вайгач координаты терпящих бедствие летчиков.

     В этой ситуации спасение летчиков и самолета  было поручено Ивану Александровичу Лойко. Получив разрешение, он с двумя ненцами, находящимися в это время в поселке, снарядил пару нарт, погрузив продукты, теплую одежду и бензин. Преодолев расстояние почти в 150 километров за 24 часа на девятые сутки после вылета Фариха из Усть-Цильмы, когда уже отчаяние охватило экипаж,  занесенный снегом самолет, был найден. Восстановив свои силы, откопав и заправив самолет, поспешили взлететь, пока погода этому способствовала.

    Взлетев с места своей, едва не ставшей последней, стоянки самолет должен был по расчетам через полчаса приземлиться в поселке Варнек.
Неожиданно опять стала портиться погода. Густой туман заставил пилота вновь садить самолет вслепую. При посадке была разбита костыльная лыжа.
  Наученный горьким опытом, экипаж самолета и летевший с ними Иван Александрович, не прогревая мотора, просидели в холодном самолете еще двое суток, пока не утихла пурга. Когда она стихла, механик Флегонт Бассейн первым выбрался из самолета и увидел в километре от места вынужденной посадки  церковный крест. Это была церковь поселка Хабарово.
С помощью жителей поселка самолет отбуксировали в Хабарово, где просидели еще трое суток, ремонтируя шасси и прогревая мотор. Лишь на двадцатый день после вылета из Усть-Цильмы самолет Фариха приземлился в Варнеке.
   
     Хорошо отдохнув, тщательно проверив мотор, через несколько дней самолет вылетел с Вайгача в обратный путь. Теперь кроме экипажа в самолете находился Эйхманс и его беременная жена.
     Погода в этот раз была на редкость хорошая. Неожиданно над проливом Югорский шар загорелся двигатель. Едва дотянув до материка, Фарих посадил самолет в верховьях Печоры. При посадке самолет скапотировал, в результате чего был тяжело ранен радист. 

     Только через две недели вынужденного ожидания в тундре их случайно нашли кочующие ненцы.
.."

Материал в сокращении отсюда:
http://www.bvvaul.ru/articles/text/rasskazi/loyko_povest/42.php
 

Вложения

  • 35r5na_vaygache.jpg
    35r5na_vaygache.jpg
    116,2 КБ · Просмотры: 119
  • 36avariya1.jpg
    36avariya1.jpg
    30,2 КБ · Просмотры: 122
  • 37avariya2.jpg
    37avariya2.jpg
    40,6 КБ · Просмотры: 113
Честно- чем больше работаю над новым маршрутом, тем более нас с Северком захватывает прошлое. 
#Становище_Хабарово у пролива Югорский Шар.
И сегодня еще одна интереснейшая страничка истории

..В середине XIX в. промышленники из Пустозерска поставили на берегу Югорского Шара в Хабарово деревянную часовенку во имя святителя Николая Чудотворца.
Фото 1

Югорская Никольская церковь была построена практически рядом с часовней в 1895 г. .."иждивением сибирского промышленника, Александра Михайловича Сибирякова".
В 1886 году приход был открыт «в целях удовлетворения церковно-религиозных потребностей русских промышленников и духовного воздействия на язычников-самоедов». Исторически отсюда они переправлялись на Вайгач.
..Священник Платон Кулаков и псаломщик Чупров на пароходе приехали в становище в июле 1888 года и пробыли там до сентября, но от дальнейших поездок они отказались, ибо  «…там, где природный самоедин, привыкший к бурям и холодам, по суровости климата и дикой местности не может жить зимой, то может ли жить причт».
Приход был закрыт.

В конце февраля 1890 года на Югорский шар из Верколы через Пустозерск отправились четверо монахов и трое послушников, чуть позже выехал и сам настоятель монастыря, игумен Виталий, чтобы помочь монахам обустроиться на месте. До места они добирались три месяца!
Богослужения монахи проводили по строгому скитскому уставу. В свободное время занимались рукоделием и хозяйственными делами.
Осенью игумен Виталий покинул скит, а весной 1891г. прибывший в Хабарово иеромонах Анания, застал страшную картину. Из зимовавших семи насельников обители в живых остались лишь трое. Но и они были настолько слабы, что даже не могли похоронить умерших, а просто положили их в часовню.
Вскоре в скит прибыли первые промышленники и выкопали могилы. Во время похорон умерли еще двое монахов. Все шестеро умерли от цинги.. "

"В 1896 г. Николо-Успенский мужской скит на Югорском шаре был упразднен, и скитской храм приписан к Тельвисочной церкви.
Командируемые из Тельвиски миссионеры успешно справлялись - пребывание в этой суровой местности и дальние переезды по тундре были привычным делом. Одним из них был Дмитрий Васильевич Кошев
"..И самоеды, и зыряне уважали "цилёмов". Когда у последних появилась единоверческая церковь, ижемские и ненецкие оленеводы жертвовали в неё оленей, приезжая в дни ярмарок - на зимнего и летнего Николу, так как Николай Чудотворец издавна пользовался у них особенным почитанием. «Почитай великого Николу и выполняй обет, какой дал слуге Божию Николе» - было у самоедов (ненцев) давно уже общим правилом."
Фото 2

Cтановище Хабарово (Никольское) являлось главным сборным пунктом окрестных и большеземельских ненцев, которые ежегодно весной пригоняли в эти места на летние пастбища своих оленей и свозили в Никольское все, что ими было добыто за время долгой полярной зимы и что можно было продать или заложить приезжающим сюда пустозерским торговцам: шкуры медведя, песца, лисиц, клыки моржа, сало морского зверя, рыбу, пух и прочие продукты своих промыслов.
.. При этом пустозерские скупщики завышали стоимость своих товаров. Они завозили сюда несколько бочек спиртного и спаивая ненцев приобретали промысловую добычу за бесценок « .Самоед ждет, чтобы попасть в прекрасное и веселое Хабарово, и пропиться дочиста, и, если возможно, остаться на долгое время в долгу у торговцев."

Художник А.Борисов работавший на Югорском шаре в 1898  году (рис 3) писал  «… в летнюю пору священник Тельвисочной самоедской церкви исполняет требы самоедов. Он крестит детей, иногда 10 лет от роду и более, отпевает умерших и венчает свадьбы… Самоед, когда хочет жениться, берет полведра водки и идет в чум своей суженой, где должен напоить до бесчувствия и «предмет своей страсти» и родных ее, и только после этого угощения он смеет говорить о цели своего приезда, иначе его со смехом прогонят.

«Тот день (Ильин), - писал отец Дмитрий Кошев в своем рапорте в архангельскую Консисторию, - самоеды и самоедки праздновали хорошо: к вечеру все были пьяные и даже дрались до крови. А в церкви в тот день пожертвований было мало, от продажи свечей выручено только 6 рублей. В часовне же было пожертвовано 6 быков оленей и других вещей рублей на 100. На мою просьбу пожертвовать что-нибудь в церковь, самоеды отвечали: «Мы жертвуем только своему Миколе». Так они называют икону Св. Николая, привезенную из Пустозерской церкви и помещенную в часовне, весьма уважаемую самоедами. "

К началу 1910-х годов построенная на средства А.М. Сибирякова церковь обветшала, о чем сообщил посетивший ее в 1911 году псаломщик Герман Игумнов: стеновые плахи по углам разъехались, крыша прогнила, и дождевая вода заливает пол, море подступает к зданию, съедая песчаную косу, на которой оно стоит.

В 1914 году священник Геннадий Юрьев и псаломщик Герман Игумнов по традиционному пути вместе с ненцами и русскими промышленниками отправились к Югорскому Шару, посещая по дороге чумы, совершая богослужения и исполняя требы. Отец Геннадий, не заезжая в Никольское, сразу по льду через пролив отправился на остров Вайгач, где построили радиостанцию и образовалось постоянное поселение..

"..10 июня 1916 года двое детей вайгачского самоеда Ивана Федоровича Тайбарея поехали за топливом – это были 13-летний Филипп и 5-летний Прокопий. Далее предоставим слово батюшке, который направил объяснения в епархию: «Ехали по льду припая... Братьям встретилась щель глубиною до воды сажень (2,13 метра), с отвесными краями, шириною в аршин (71 см). Филипп решил перенести брата... Он выронил брата в щель... Меховая одежда задержала Прокопия на поверхности воды. Филипп пытался спасти, бросая вожжу собачьих саней, доставая шестом, но малица намокла...» Ситуация складывалась трагическая: пятилетний вопящий парнишка барахтается в узкой ледяной щели, брат-подросток панически мечется, пытаясь зацепить его. Еще бы несколько минут, и мальчик неизбежно погиб от переохлаждения и страха, но: «В это время явился человек в ризах с крестом на груди, и весь седой. Он пальцами взял сюму (головную часть малицы), вынул намокшего бесчувственного ребенка и
положил рядом с Филиппом, и святой стал невидим». Сам священник указывал в своих показаниях, что «Утверждать решительно, что явившийся был святой Николай, никто из нас не может».

Но ведь в нескольких километрах от этого места находилась Никольская церковь и часовня Николая Чудотворца в Хабарово.(рис А.Борисов «Часовня на берегу Югорского Шара» (1898 г.))

Спасибо
www.sevprostor.ru
https://www.proza.ru
http://sobory.ru
http://old.nvinder.ru
 

Вложения

  • CHasovnja_na_beregu_JUgorskogo_SHara.jpg
    CHasovnja_na_beregu_JUgorskogo_SHara.jpg
    31,8 КБ · Просмотры: 109
  • 34898_20150624_011945.jpg
    34898_20150624_011945.jpg
    39,5 КБ · Просмотры: 99
  • 34898_20150624_011754.jpg
    34898_20150624_011754.jpg
    47,4 КБ · Просмотры: 103
Привет всем друзья самолета Северок!

Подготовка к экспедиции выходит на финишную прямую и сегодня я продолжаю знакомить своих друзей с историей интереснейшего нового перелета: Воркута -пролив Югорский Шар -становище Хабарово -пос Варнек, остров Вайгач

Сверхлегкий самолетик на колесном шасси над тундрой и морем..

Давайте вспомним насколько тесно переплетаются судьбы людей в Арктике и над этим не властно время. Сегодняшняя заметка отдает дань странице богатой на драматические события истории мореплавателей проходящих у пролива Югорский шар, точки Хабарово и судьбам людей.
Наши современники-авиаторы также навечно вошли в эту историю..

"2 сентября 1912 года "Святая Анна" встала на якорь в становище Хабарово в проливе Югорский Шар.
Тут скопилось несколько пароходов, которые в течение всего лета тщетно пытаются пройти в Карское море. Все проливы заперты всторошенными льдами...
Со "Святой Анны" спускают шлюпку и Брусилов, забрав все подготовленные письма, направляется к капитанам этих судов узнать обстановку и передать почту.
Рядом со "Святой Анной" стоит шхуна "Нимврод" и пароход "Вассиан".
Возвращается на шхуну, входит к себе в каюту, снимает плащ, садится в кресло, задумчиво рассуждает сам с собой:
- Да, ледовая обстановка далеко не радостная, но нам возвращаться нельзя, это провал экспедиции, концессии… Денег на повторную экспедицию никто уже не даст. Надо рисковать и идти вперед, в Карское море…
"
Фото 1

Уж не знаю был ли кто из экипажа в Никольской церкви или часовенке Николая Чудотворца в Хабарово, но уверен что не единожды осеняли себя крестным знамением глядя с борта корабля на берег и церковные строения становища.
Фото 2

Ну, а далее мы помним, что с большим трудом достигнув запада Ямала, "Святая Анна" вмерзнув в лед в сентябре ушла с дрейфом на север - навсегда.
Через полтора года в апреле 1913 года, часть команды во главе со штурманом Альбановым покинут корабль и отправятся по дрейфующим льдам к Земле Франца-Иосифа. На корабле же оставалось 13 человек, во главе с Георгием Брусиловым.
В составе команды также осталась и единственная женщина, судовой врач, Ерминия Жданко.

Благодаря силе духа и веры,  воли и знаниям, штурман Валериан Альбанов и матрос Конрад, единственные из одиннадцати человек ушедших с корабля, по истечении трех месяцев нашли спасение в  строениях старой базы полярного исследователя, Фредерика Джексона на мысе Флора, острова Нортбрук, Земли Франца-Иосифа.
Всего через 10 дней по счастливой случайности их подобрал корабль "Святой мученик Фока" экспедиции Седова и доставил в становище Рында на Мурмане.
Фото 3

Интересна история вещего сна штурмана во время беспримерного перехода по дрейфующему льду, которую он описывал впоследствии в своей книге.

"...Вижу я, будто идем мы все по льду, по большому полю, как шли вчера и, конечно, тянем за собой, по обыкновению, свои нарты. Впереди, видим, стоит большая толпа людей, о чем-то оживленно между собой разговаривают, которые, по-видимому, кого-то ждут и смотрят в сторону, куда и мы держим путь.

..Подходим ближе к этим людям и спрашиваем, о чем они так оживленно рассуждают и кого ждут. Мне указывают на худенького, седенького старичка, который выходил в это время из-за торосов, и говорят, что это предсказатель или ясновидящий, который очень верно всегда предсказывает будущее.
..Подхожу к нему и протягиваю руки ладонями вверх, как протягивают гадалке.

..Седенький старичок только мельком посмотрел на мои руки, успокоительно или напутственно махнул рукой на юг и сказал: «Ничего, дойдешь, недалеко уж и полынья, а там»… Я не успел дослушать предсказания старичка и проснулся!
Своим воодушевлением я увлек невольно и всех спутников моих. Ни одной минуты я не сомневался, что это вещий сон, что этот старичок-предсказатель был сам Николай чудотворец, иконка которого всегда была у меня в боковом кармане... Конечно, я тогда был болен, и галлюцинации накануне, .. но тем не менее, этот сон, со всеми его мельчайшими подробностями, не выходил у меня из головы всю дорогу, вплоть до мыса Флора
."

Так вот, после того как группа Альбанова достигла Земли Франца-Иосифа, часть команды отправилась по суше острова Земля Георга, сам же Альбанов на двух каяках с матросами отправился вдоль берега.
Больше эти группы никогда не встретились.
----------------------------------------

Ну, а далее сухие строчки из Википедии..

В 2010 году совместно с единомышленниками, Олег Продан при проведении поисковых работ на Земле Георга обнаружил останки и предметы предположительно принадлежащие пропавшей береговой партии группы Альбанова.

В 2013—2014 годах была предпринята вертолетная экспедиция "По следам Двух Капитанов"  по постановке радиобуев на дрейфующий лёд в том месте, где Валериан Альбанов со своей партией покинули «Святую Анну». Дата постановки буев так же совпадала с датой ухода штурмана с судна. .. В результате почти двухлетнего дрейфа... два буя вышли из строя, а один прекратил передавать сигналы в непосредственной близости от северо-западной оконечности того же архипелага.

Во время второй экспедиции «По следам двух капитанов» весной 2016 года, планировалась новая закладка буев, но мы потеряли на острове Белом опытнейший полярный экипаж- Олег Продан, Михаил Фарих,  Алексей Фролов.
Память нашим друзьям и коллегам.

Память всем путешественникам, не щадящим своих сил, таланта и жизней, для открытия новых страниц истории Арктики..

----------------------------------------------
 

Вложения

  • S_S_Yacht_Blencathra.jpg
    S_S_Yacht_Blencathra.jpg
    78,3 КБ · Просмотры: 105
  • Cerkov__v_Habarovo__1893_Snimok_F__Nansena.JPG
    Cerkov__v_Habarovo__1893_Snimok_F__Nansena.JPG
    100,6 КБ · Просмотры: 104
  • Albanov2.jpg
    Albanov2.jpg
    32,1 КБ · Просмотры: 107
Во время второй экспедиции «По следам двух капитанов» весной 2016 года, планировалась новая закладка буев, но мы потеряли на острове Белом опытнейший полярный экипаж- Олег Продан, Михаил Фарих,  Алексей Фролов.
Память нашим друзьям и коллегам. 
Вечная память!!!
 
Спасибо всем, кто следит за подготовкой экспедиции.

Мы обязаны знать историю мест в Арктике к которым стремимся и в которых летаем!..

При планировании посадки с подбором близ арктических поселков и полярных станций, нам с Северком неоценимую помощь оказывают местные жители и полярники. Спасибо моим друзьям с п/ст. Белый Нос, Валентине и Николаю Бибекиным, Наталье и Александру Околович.
Иногда в общении и просмотрах фотографий мест близ возможной посадки всегда узнаем что то новое о судьбе людей работавших здесь. Зачастую эти имена оказываются знаковыми для целых отраслей науки.
К сожалению навечно..

Судьба ледового разведчика
(в сокращ)

" ..– В 1980 году, – рассказывает вдова Лосева, Надежда Васильевна, – сложилась очень тяжелая ледовая обстановка. Погиб теплоход «Брянсклес». В помощь нашим гидрологам были направлены два специалиста из Института Арктики и Антарктики.. Когда они узнали, что на трассе работает Лосев, они сказали, что это лучший гидролог-разведчик Союза, поэтому им тут делать нечего. И следующим рейсом улетели домой.

Гидрологи стали входить в экипажи транспортов, ходивших по Северному морскому пути, а затем пересели на самолеты.. Изменилось и название должности – к нему добавилось словосочетание «ледовый разведчик».
В одном из авиаотрядов, расположенных в Диксоне, работал Валерий Лосев.

..Представьте себе ситуацию – самолет несется на высоте 100 метров. ИЛ-14 в минуту пролетает 4 километра. Гидролог прильнул к иллюминатору. Он должен запомнить всё, что видит внизу, в малейших подробностях. Одновременно с этим его мозг анализирует увиденное. Одновременно гидролог должен рисовать карту ледовых полей. И так на протяжении нескольких часов
. Определение места нахождения самолета у гидрологов было зачастую точнее, чем у штатных штурманов самолетов. У Лосева же это было доведено до совершенства – он чувствовал скорость самолета до одного километра, разворот – до градуса и брался за вычисления только для того, чтобы определить ветровой снос машины. А если ветра не было, то он просто мог ткнуть пальцем в карту и сказать: «Мы тут» - рассказывал Николай Григорьевич Бабич, начальник управления эксплуатации флота ФГУП «Атомфлот»

..- А очно я познакомился с Валерием Михайловичем только в 1983 году в Певеке. Тогда сложилась очень тяжелая обстановка. Один транспорт был затерт льдами и погиб, а еще 29 готовились к зимовке. Меня отправили в командировку, в том числе и для того, чтобы я подменял, если нужно, Лосева. Когда я ему про это сказал, то услышал: «Этого не будет». Я очень хотел, чтобы он взял меня в полет. Едва уговорил. Тогда уже летали на вертолетах. Летим. А полетели далеко – миль за 100. Мы заранее договорились, что после полета сравним свои наблюдения. Я приготовил инструмент, карту. И тут вижу, что Лосев ничего не записывает. Просто сидит рядом с пилотом и по сторонам смотрит. Иногда делал ему знак рукой, и летчик поворачивал машину в нужное место. Тут надо сказать, что пилоты были у Лосева вышколены. Командиром на борту был он, а не летчик. Ну, пролетали мы так несколько часов, возвращаемся на ледокол. Поднимаемся на мостик. В полной тишине все, кто стоял у штурманского стола, расступились перед Лосевым, освобождая ему проход. Он прошел как король. Посмотрел на карту, взял в руки карандаш и за несколько минут нарисовал всю ледовую обстановку. А заодно и курс ледоколу. Капитан заикнулся: «Валерий Михайлович, а почему нельзя вот тут пройти?» – «Я для чего летаю? Ты пойдешь там, где я скажу! И только так!». – «Да, да, Валерий Михайлович, сделаем так, как вы скажете». Я ошалел. "

Андрей КИРОШКО, 03.12.2009
© Мурманская областная газета "Полярная правда"

Фото1 из архива Н.Лосевой.
Валерий Михайлович Лосев справа.

Вертолет-разведчик не вернулся с задания

Принадлежащий Мурманскому морскому пароходству атомный ледокол "Россия" выполнял плановую проводку с востока на запад латвийского танкера "Самбург". Танкер доставил топливо в порт Дудинка и должен был вернуться в Мурманск. Маршрут проходил через пролив Югорский Шар, огибающий остров Вайгач с юга.
Днем 8 марта вертолет Ми-2 с пилотом Юрием Грековым и гидрологом Валерием Лосевым поднялся в небо для проведения ледовой разведки. План разведки был обычным, радиус полета — не более 30 миль. Во время взлета видимость была хорошей, сила ветра не превышала допустимых величин.
Однако через некоторое время погода резко ухудшилась. В 15.40 Греков вышел на связь с ледоколом и сообщил, что в зоне разведки поднялся сильный ветер и пошел снег. Работать в таких условиях было опасно, и экипаж получил разрешение в случае чего посадить вертолет на припайный лед с южной стороны острова Вайгач. После этого радиосеанса связь с вертолетом прервалась.
Когда все сроки ожидания закончились, ледокол отправился на поиски пропавших, но подойти к берегу Вайгача из-за мелководья не мог. Руководство Мурманского морского пароходства, поставленное в известность о происшествии, вынуждено было обратиться за помощью в МЧС.
Утром 9 марта из Нарьян-Мара и Воркуты на поиски вертолета-разведчика вылетели два Ми-8 со спасателями. Примерно в половине второго они нашли разбившуюся при посадке машину. Пожара и взрыва не было, но оба члена экипажа погибли от сильного удара о лед.

8 мая 2002 года в «Российской газете» появилась статья «Новые имена на карте России», в которой говорится, что решением Правительства РФ «для увековечения памяти российского исследователя Арктики В.М. Лосева присвоить наименование «Мыс гидролога Лосева» безымянному мысу Югорского полуострова.
Памятный крест на мысе Гидролога Лосева. Установлен 22 июня 2005 года
моряками ледокола «Владимир Игнатюк» Мурманского морского пароходства.

Спасибо за информацию сайту Полярная почта
http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=8&t=1001#8085

Фото 2, автор Наталья Околович
 

Вложения

  • 1_1810.jpg
    1_1810.jpg
    28,8 КБ · Просмотры: 117
  • 57870484_608812529593907_6105397478309379154_n.JPG
    57870484_608812529593907_6105397478309379154_n.JPG
    146,9 КБ · Просмотры: 111
  • losev_mys.JPG
    losev_mys.JPG
    235,3 КБ · Просмотры: 124
Виктор, приветствую Вас
Все время  хотел спросить у Вас, а  как кабина  у  Вас отапливается?
Или ее бесполезно отапливать, вроде  как кабина  открыта  сзади

Если повторяюсь, прошу  прощения, видимо пропустил эту  тему про Ваше отопление
 
Приветствую.
Да уже рассматривали ранее, у меня приварен кожух к глушителю, набегающим потоком воздуха.
У такого устройства есть и минусы и плюсы
При утеплении кабины даже такой вариант спасает в арктическом полёте ноги 100%
 
Спасибо всем, кто следит за подготовкой!

Предэкспедиционные сборы в Арктику разбавил мой друг, полярник Виктор Гладышев, позывной UA3CN , пригласивший на слет коротковолновиков-радиолюбителей в Сергиевом Посаде. С ним был и полярник Александр Шитов. Они вместе зимовали на п/ст. Преображении, Уединения

Во время слета понравился рассказ яхтсмена, Игоря Зарецкого о прохождении кругосветной гонки Golden Globe Race "Золотой Глобус" в 2018 году.
Меня как пилота весьма интересовала возможность и качество связи на коротких волнах во время удаленной экспедиции.
Ну воткнуть антенну длиной 14 метров на свой самолет мне вряд ли удастся, разве что во время долгих стоянок ))
Фото 1
Слет радиолюбителей.
Слева.
Полярник А.Шитов и В.Гладышев, яхтсмен И.Зарецкий, я и Денис.

А также работа спортсменов-одиночек по экспедиционной подготовке (снаряжение, питание) и получении и обработке и своевременной реакции на метео информацию. Было интересно узнать, что и моряки и пилоты сейчас активно используем Windy.com

Понравился рассказ Игоря о том, как он во время качки боролся на высоте 15-метровой мачты с креплением парусов и при малейшей оплошности мог остаться там надолго при застревании ноги в креплении
И его мысли- Вот типа потом найдут засохшее тельце на вершине мачты. ))
У нас черный юмор приветствуется, что в море, что в небе.

Экспедиционные сборы

Ну, а во дворе я раскинул палатку от #Bask ее одним из первых обжил Рыжик и ему понравилось 🙂
В палатке актуален тамбур, можно готовить еду в непогоду и закрытый отсек для сна - защита от гнуса на высоте.
Проверим ее в Арктике!
 

Вложения

  • 214_001.JPG
    214_001.JPG
    185,2 КБ · Просмотры: 113
  • 217_001.JPG
    217_001.JPG
    131,1 КБ · Просмотры: 120
  • 216_001.JPG
    216_001.JPG
    206,4 КБ · Просмотры: 105
Доброго дня всем.
Прибыл в столицу мира - Воркуту
Несколько интересных моментов и впечатлений от первых дней.

Воркута встретила дождём и стартовыми 10 градусами.
В первый же день распробовал вкусный местный хлеб, когда дома готовил яичницу с помидорами и колбасой.
Тут же на глаза попался анекдот в газете Моя Воркута.

"Страничка из дневника
12 00. Дал себе обещание не жрать, чтобы не случилось
21:00. Случилось

Уже в первый день приезда был рад увидеть своих друзей на базе и приступил к работам по самолёту.

Забот было много.
  Пришлось заниматься и разборкой- ревизией узлов, а после заменой деталей на новые, которые привез с собой.
   Собака Найда с одобрением наблюдала за происходящим махая хвостом,  впрочем абсолютно не выказывая желание как то помочь процессу.
Фото 1
   
И потекли друг за другом дни.
Город понемногу остывал ко мне и таким же оптимистично настроенным жителям и,  вскоре в центре на табло уже болталась надпись, что мы окутаны непередаваемым летним теплом в количестве +4 градусов.
Комары вначале кайфовавшие, враз замедлились и к всеобщей радости повалились к земле лапками. ))
Фото 2

Дело шло.
Основные технические работы перешли к последующим регулировкам. Клапана и настройка синхронной работы двигателя, заменой технических жидкостей и т.п.
Частенько на столе нехитрый обед делился с каким нибудь очень важным механизмом, типа стартера, дабы задобрить его и предрасположить к ответственной последующей работе.
Фото 3
 

Вложения

  • 20190727_182636_resize_29.jpg
    20190727_182636_resize_29.jpg
    168,5 КБ · Просмотры: 107
  • 20190728_194513_resize_32.jpg
    20190728_194513_resize_32.jpg
    71 КБ · Просмотры: 106
  • 20190729_152748_resize_44.jpg
    20190729_152748_resize_44.jpg
    150,2 КБ · Просмотры: 120
  Венцом и апофеозом работ явилась смена шасси с лыжного на колеса.
- Ну-ну,  видя наши продвижения, сказала несмешная сдутая машинка.

Вечерний выход радовал глаз богатством красок сиреневого неба, тундры и скопившихся над оврагом домов.

И постепенно стало теплеть.
Как то иду по району к остановке. Из садика выпархивает стайка детворы и разбегается по песочнице, вот я их и сфоткал сразу же.
Обратил внимание что на улице  +17, а все одеты очень тепло. Наверно не успели за погодой))
А, после минутку поговорил с воспитательнией.
  Оказалось, что детишек в летних совмещенных группах, около 15-20 человек.
  - Так много удивляюсь я.
Да и то что сад работает летом, отрадно..
 

Вложения

  • 20190728_124706_resize_15_compress18.jpg
    20190728_124706_resize_15_compress18.jpg
    217,6 КБ · Просмотры: 112
  • 20190728_214601_resize_4.jpg
    20190728_214601_resize_4.jpg
    160 КБ · Просмотры: 111
  • IMG_8217_resize_40_compress90.jpg
    IMG_8217_resize_40_compress90.jpg
    168,3 КБ · Просмотры: 97
Назад
Вверх