И на первых же полетах обнаружилась премерзкое поведение ручки. При малых отклонениях все вроде было хорошо: нагрузка плавно росла, а потом ручка как бы "проваливалась" к борту. Наиболее отчетливо эта погань проявлялась при энергичных отклонениях, обычно используемых при маневрировании на АХР.
Не мудрствуя лукаво, проблему решили установкой пружинных загружателей. С ними все пришло в норму, самолет очень эффективно работал, но, как говорится, "неприятный осадок остался".
Следующим химиком стал С-50, рисунок 7. Его крыло по геометрии полностью повторяло F-021, однако Паша Федоров для этого крыла изготовил, по нашему заказу, великолепный комплект матриц.
Как и следовало ожидать, без загружателей усилия на ручке по крену остались "неадекватными".
Забыл сказать: на всех предыдущих самолетах элероны не имели весовой компенсации. Считалось, по опыту эксплуатации самолетов с этим крылом: (С-400, Че-25, Че-27, F-022"Банан", "Кречет", китайский BD-205) что склонности к флаттеру оно не имеет, рассчетная критическая скорость флаттера была около 320 км/ч.
Если рассмотреть инерционные силы, действующие на элерон в момент выполнения энергичных кренов, можно увидеть, что при начале вращения ИНЕРЦИОННЫЕ СИЛЫ СТРЕМЯТСЯ ОТКЛОНИТЬ ЭЛЕРОНЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ВРАЩЕНИЯ ! Вот чем объяснялась "ватность" ручки и поганейшая "обратная отдача".
Так вот, я решил попробовать оснастить элероны весовыми компенсаторами, взяв за образец конструкцию Володи Гаслова на А-33. Сначала сделали кабаны с наборными грузами, имея целью отыскать оптимальную весовую компенсацию. Оценивали три летчика: Женя Смирнов, Саша Стволов и я. Самое смешное, что каждому из нас понравилась своя весовая компенсация: мне - 105% без загружателей, Жене - 90% с загружателями, а Саня перся от 80% без загружателей 🙂 Вывод был однозначный:
[highlight]Для самолетов, предназначенных к энгергичному маневрированию, весовая компенсация элеронов строго обязательна!!!![/highlight]
Что качасется Скворца, тут мое мнение таково: 22...23% аэродинамической компенсации элерона плюс 100% весовая компенсация.
Кстати, на "Ястребе" с тем же крылом элероны сделаны с весовой компенсацией.