• Если у вас не получилось войти, инструкция для пользователей находится тут. Если вы ее прочитаете, узнаете куда написать если "ничего не получается!". Не бойтесь, мы вас не бросим в беде.

    Если коротко, пароль старый. Если пароль забыли, а почту помните, воспользуйтесь функцией восстановления пароля (она работает!).

    Вопросы, замечания и пожелания можно оставлять в специально созданной ветке, где вам обязательно ответят!

Akeon таки рассказывает о своем пути в небо :).

Akeon

On my way to Airliner Career
Ну, для начала, с кем я еще не знаком — представлюсь. Виталий Басен[ch243]к. Живу в Москве, базируюсь в настоящий момент на площадке Батюшково и летаю на сверхлегком самолет Jetfox-91D.

Сергей тут попросил поделиться моим путем в небо, создал для этого тему. Я попробовал там ответить, но ответ затерялся в дебрях ветки. Раз такое дело, и раз появился вопрос — что же, я, пожалуй, с удовольствием расскажу как оно все было. Так как с самого 2009-го года, когда я впервые приехал на аэродром, я тщательно фиксировал каждый свой вылет и писал «отчеты» в свой электронный журнал (www.akeon.livejournal.com, кому интересно), то материала у меня полно и вспомнить все по дням будет несложно. Вот я возьму, и потихоньку буду выкладывать все свои посты посвященные авиации начиная с того периода. А дальше — уж до куда эта ветка доживет и будет ли вообще кому-то интересна :).

Итак, поехали.

11 мая 2009 года.
Птенец оперяется!
Я давно этого ждал, давно собирался, планировал. И вот, наконец, случилось. Поздравляйте: перед вами учлет. Курсант. Будущий пилот дельталета. Сегодня я сделал первый свой шаг в Небо.

С инструктором я предварительно договорился еще в начале апреля, но пришлось ждать пока подсохнет полоса. И вот, после длительного и нетерпеливого ожидания, на 10 мая было назначено первое занятие. Изначально оно предполагалось на 7 утра, но ввиду празднования Дня Победы, наши боящиеся все и вся органы запретили любые полеты на 9 число, и половину дня 10-го. В итоге, занятие перенеслось на 19 часов.

Приехал я аж к половине шестого — не утерпел. Но Константин, инструктор, вылетев на разведку погоды, сказал, что для первого занятия слишком сильная болтанка, надо дождаться вечера, чтобы атмосфера успокоилась. Я, начитавшись теории, уже понимал о чем идет речь, да и сам видел, как аппарат болтало после взлета. Пока суть да дело, мы с еще одним учлетом отрабатывали на земле работу с ручкой (принцип управления дельталета отличается от самолетного, но об этом еще расскажу). В итоге, около 21 часа, я, наконец, сел на второе кресло.

Ну, друзья мои хорошие, словами этого не передать. Рев двигателя — и дельталет помчался по дорожке. За считанные секунды он набрал скорость и взмыл в небо. Это совершенно не похоже на то, что чувствуешь сидя в аэробусе. Там как будто в трамвае едешь. Нет изумительного ощущения воздуха, несущегося навстречу, пытающегося сдуть шлем, с шумом обтекающего крыло, треплющего одежду! Нет, это ощущение ни с чем не сравнить.

Самое интересное, что страха не было совсем. Не тряслись руки-ноги (разве что на высоте от встречного потока — холодно! Будет мне наука, надо еще лучше утепляться). Перед вылетом Константин объяснил, что будет происходить в воздухе. Для начала, он показал, что аппарат сам себя держит. Приотпустил ручку — дельталет, как ни в чем не бывало, продолжил полет. Потом он показал как ведет себя аппарат на максимальной (135 км/ч) и минимальной (~65 км/ч) скорости. А я старался одновременно обращать внимание на происходящее с аппаратом, на движения инструктора, и просто наслаждался высотой и полетом. Около 65 км/ч дельталет начал сваливаться (что и предполагалось мне продемонстрировать), инструктор взял ручку на себя, аппарат ухнул вниз, Константин добавил газу и выполнил правый вираж. Тело стало невесомым, потом, наоборот, вжало в кресло. Я ждал, что начнет укачивать — как бы не так! Организм просто растворился в восторге полета...

Потом были две «коробочки» в исполнении инструктора, а, затем, моя, етественно, со страховкой. И тем не менее, это были четыре моих разворота. Я держался за ручку, припоминая все теоретические навыки, и, расслабившись в стремлении уловить и почувствовать аппарат, выполнял свои первые маневры в воздухе! Я летел! Неровно, с круглыми от восхищения и новизны происходящего глазами, с недотягиваниями, попытками свалиться или, наоборот, задирая нос, но я летел!

Потом была посадка. Мчащаяся навстречу трава, легкое касание, неизбежная тряска.

Потом — греющие душу слова инструктора, что это была далеко не худшая попытка для первого раза. Он увидел, что я начал понемногу чувствовать аппарат.

В воздухе же произошла интересная вещь. Дело в том, что пилотам самолетов бывает сложно переучиваться на дельталет из-за того, что принцип управления здесь обратный привычному для них стереотипу. Тут нет элеронов, стабилизаторов, киля. Здесь только крыло, которое можно наклонить вверх-вниз (изменение тангажа) и вправо-влево (крен). Для управления крылом служит ручка, являющияся основанием треугольника, вершина которого находится как раз по центру крыла. Соответственно, чтобы направить аппарат вверх, нужно взять ручку от себя, а не на себя, как это происходит на самолете. Чтобы совершить разворот, необходимо сначала накренить аппарат взяв ручку в сторону противоположную крену. Так вот, я-таки перепутал пару раз, когда изменял тангаж! При том, что у меня не может быть стереотипа пилота — до сего дня я никогда не управлял летательным аппаратом. Тем не менее, факт налицо. Я, правда, в финале «собрался в кучку», и перестал ошибаться, но про себя отметил такую тенденцию. Надо будет в следующий раз обратить на это особое внимание.

Что в итоге? Управлять дельталетом не так легко, как могло бы показаться. К трехмерному пространству надо привыкнуть. Но и заумного тут ничего нет. Просто надо анализировать, слушать и — летать, летать!

Но, главное, у птенца прорезаются крылья ;)!

В конце немного фоток. Вида сверху нет, извиняйте. Сегодня было не до того. Но как нибудь обещаю сделать фотки «оттуда». :)

Ангар, летное поле, «чулок» или «колдун», чтобы видеть ветер.


Другой пилот собирает свой аппарат.


А на этом «Пегасе» я через некоторое время совершу свой первый в жизни вылет в качестве курсанта.


Взлет! Аппарат с пассажиром в воздухе!


Вот так, друзья :). Ждите дальнейших репортажей. Я собираюсь максимально подробно описывать весь процесс своего обучения.

Да... Сегодня мне открылось Небо...
 

Akeon

On my way to Airliner Career
17 мая 2009 года.
Пишу прямо с аэродрома! Треть занятия состоялась, осталось еще две двадцатиминутки. Бог мой, это потрясающе! Чуть позже заапдейтю пост, выложу фотки. Если получится, сфоткаю вид сверху.

Интересные, увлеченные люди, люди Неба. Ребята, здесь такая жизнь! Здесь само это понятие приобретает ни с чем несравнимый вкус и оттенок...
 

Akeon

On my way to Airliner Career
18 мая 2009 года

Вот же, столько событий, что все не успеваю описывать. Да что там, на комменты отвечать не успеваю! Так что про раскрашенные фильмы дообсудим чуть позже. А сейчас продолжаю серию репортажей учлета!

Итак, второе занятие, полный летный час.

На этот раз мы поехали с Ромой, коллегой по Вебэксперту. Свои ощущения он, думаю, опишет сам. Я в этот раз уже совершенно был настроен на работу. Второе занятие было разбито на три двадцатиминутки.

Взлет, инструктор отдает мне ручку, и я начинаю крутить свои «коробочки» одну за другой. Интересное впечатление: в Крыму, где я много времени провожу за веслами, у меня ни разу не возникало ощущения родства со стихией. Я учился видеть, чувствовать, понимать море — тем не менее, оно всегда оставалось внушающим уважение, но недоступным пониманию миром. Где мог — я боролся с ним, где не мог — искал обходные пути. Совершенно не так я вижу Небо. Оно — мое. Хотя я еще очень мало его знаю, не всегда его понимаю, но тот мир, в котором я оказываюсь после взлета — мой мир. Кажется, что Небо меня принимает. Меня не укачивает ни на каких виражах. Все пинки и удары атмосферы абсолютно не доставляют неудобств, они — неотъемлимая часть Неба, которую я принял, и которой рад. Я оглядываюсь кругом в редкие секунды ровного полета аппарата — и вижу мир таким, каким, знаю, немногие могут его увидеть. И я могу лететь куда захочу — я сам прокладываю себе дорогу!

Вот такое ощущение рождает во мне этот сильнейший наркотик — Небо.

Любопытно то, что после часа занятий я настолько вжился в чувство полета, что некоторое время на земле меня потом пыталось «штормить». Ну точно как после первого раза на батуте, когда оказываясь на твердой поверхности, упираешься ногами в пол, и долго учишься заново ходить!

Вот какие выводы я сделал на этом занятии.

Во-первых, чтобы идти по курсу, удобнее намечать себе цель на хорошем рсстоянии, тогда моторика нарабатывается намого быстрее, организм сам ищет нужные движения, чтобы вывести дельту на цель.

Во-вторых, после первой двадцатиминутки начали болеть плечи — балансирное управление требует приложения силы. Поэтому я постепенно вырабатываю для полета «гитарную» методику: «ключевое слово — легко!». Постоянного напряжения совершенно не требуется, поэтому расслаблеными руками я жду пинков атмосферы, напрягаясь ровно настолько, чтобы обработать их, и не уйти с курса. Естественно, пока я часто промахиваюсь, зато уже почти не раскачиваю аппарат по продольной оси.

В-третьих, начал ловить момент иннерции аппарата. Далеко не всегда, но, тем не менее, постепенно лошадка укрощается :).

Вот так. На закуску смотрите фотки. Я общал «вид сверху». Смотрите. Более того, я снял на телефонное видео рулежку и взлет. Видео обрывается, потому что я едва успел забросить телефон в карман, как Костя передал мне управление.
Упс, видео чуть позже, его надо обработать. Ну, смотрите фотки пока.

Ах, да, чуть не забыл. Все-таки, наша бардовская тусовка вездесуща. На летном поле я познакомился с Михаилом Новиковым, ныне руководителем клуба «Пилигрим» в Королеве. Оказывется, он хорошо знает ЦАПовцев, часто бывал еще на Осипенко. После полетов еще посидели, попели немного. :)

Бардовская мафия вездесуща и неистребима! ;)



Инструктаж и осмотр аппарата перед вылетом.


Пробую управление.


Готов к вылету!


Будущий пилот.


Выруливаем на взлет.


Кабина с приборами управления.


Счастливое возвращение.
 

Akeon

On my way to Airliner Career
Ok, тогда продолжаю :).

24 мая 2009 года
Погода подвела, в эти выходные полетать, увы, не удастся :(. До безумия не хватает Неба, но что же делать... У летчиков есть поговорка: «лучше сидеть на земле и мечтать оказаться в небе, чем быть в небе и мечтать оказаться на земле». Пока же суть да дело, делюсь ранее обещаным видео. С ним есть та проблема, что оно повернуто на 90[ch730], и мне не удалось его вернуть в нормальное положение без потери качества. Если кто может это сделать, или готов поделиться способом — буду рад. Исходник в gp3 переброшу.

Пока же, то, что есть, выкладываю на «Вконтакте», там его можно при просмотре повернуть в нормальное положение.

 

Akeon

On my way to Airliner Career
27 мая 2009 года

Ну, что - продолжаем.
Сегодня летаем на "Поиске-6" с крылом "Небо". Время 8:00. Ветра нет, облака перистые, высокие, температура воздуха около +18 градусов.

Отлетал первую 20-минутку. Крыло очень легкое и медленное, летаем порядка 60-65 км/ч.

Я отрабатывал "коробочку", когда Костя заметил поднимающийся из соседней деревни дым. Полетели на разведку. Оказалось, кто-то жег костер рядом с домом, ничего страшного. Зато аппарат сразу стал послушным, летел практически точно куда я хотел. Как только вернулись в зону "коробочки" - меня опять начало носить во все стороны. Никак не удается приноровиться к управлению!

А в поле, совсем рядом, поет жаворонок...

Ага, все, пора идти учится дальше. Продолжение следует!

Апдейт.
Ну, все, началась болтанка. Теперь мало не покажется. Только прилетели. Аппарат мотыляет во все стороны. Началось еще ничего, а к после 10 минут совсем стал терять управление. Один раз даже повис - слишком нос задрал, Костя перехватил управление, дал газу и выровнял дельту. После этого я стал больше следить за крылом, держал его немного внатяг.

Посмотрим что будет дальше.

28 мая 2009 года
Инструктор вчера выдал отпадную фразу: «От винта!» — это не боевой клич летчиков, а обязательная проверка перед вылетом».

А потом серьезно добавил, что кричать надо громко, и после еще внимательно оглядеться. Ведь, если что, человека винт порубит в капусту.

Я вчера видел шлем, попавший под винт. Учлет положил его на двигатель, а пилот перед запуском не обернулся назад... Результат — убитый винт и куски шлема, которые до сих пор попадаются в траве рядом с ангаром.

Хорошо, что в шлеме не было ничьей головы.

А вообще, сел в кресло — начинай вертеть головой на 360 градусов до самой остановки двигателя.
 

Akeon

On my way to Airliner Career
6 июня 2009 года
Сегодня, кроме небольшого рассказа, покажу вам красивейшие фотки. Наш мир бесконечно прекрасен с высоты, хочется поделиться с вами этим великолепием.

Итак: занятие 06.06.2009, летаем на «Пегасе» с крылом «Атлет». В воздухе провели час: 7:30-8:30. Ветер юго-западный, 3-4 м/сек., облаков нет, температура воздуха около +15 градусов. Инструктор Константин Мешальников. Общий налет с учетом крайнего занятия — 3.15 ч.

На сей момент, это было, пожалуй, самое интерсное занятие — дело не только в открытиях, которые я сделал для себя как для пилота: в этот раз не обошлось без маленьких приключений.

Я приехал на аэродром к 6 с мелочью. Костя уже был там, вдвоем мы быстро выкатили дельту, вынесли крыло, собрали аппарат, и через 40 минут были готовы подняться в воздух.

Костя решил, что мне пора начинать отрабатывать развороты. Смысл в том, чтобы, описав полный круг, попасть в точку начала разворота. Но сперва было решено выполнить несколько «коробочек» для разминки.

И вот взлетели. Совершенно неожиданно, я стал «зажимать» ручку. Мне начало казаться, что аппарат постоянно лезет вверх, а я очень хорошо запомнил как на прошлом занятии начал сваливаться, сильно задрав нос на повороте. Разумеется, тут же заболели руки. В наушнике прозвучало инструкторское «отпусти его», и Костя немного прибрал газ. В этот момент я понял, что дельта по высоте управляется не столько крылом, сколько газом. А Костя просто прибавлял газ перед каждым моим маневром, чтобы на развороте не потерять высоту.

Сразу вспомнилась книга Василия Ершова, и поговорка, смысл которой вдалбливают курсантам чуть не с самого начала обучения: «лучше потерять жену, чем скорость на разворте».

Дело пошло на лад, я расслабился и стал «ловить ощущение машины». Начали отрабатывать развороты. Это оказалось неожиданно легко: нужный крен выбирался как-то сам собой, я спокойно клал машину на крыло, попадал точно на исходную точку, перекладывал крен и выходил на противоположную «коробочку».

Схема разворота:


После нескольких кругов Костя предложил слетать и сфотографировать строящийся недалеко поселок — его просил прораб этого строительства. И тут, при очередном развороте, непристегнутый чехол, который лежал у меня за спиной, чтобы было удобнее сидеть, вывалился и полетел вниз. Я даже ахнуть не успел. И нет чтобы сначала проследить куда он упадет — я сразу забил тревогу. Вроде, примерный сектор падения уловил, и ладно. Стали нарезать круги, да где ж его в траве сверху увидишь! Сели на дорогу, вылезли, отправились искать. Вот тут я оценил как далеко может улететь предмет, который уронили с высоты 150 метров на скорости 90 км/ч. Чехол нашелся примерно в 100 метрах от того места, которое я себе представлял, даже имея ввиду поправку на скорость. Вернулись, и Костя сказал: «Повезло, что в винт не попал, а то могли бы легко не отделаться».

Все пристегнули, сели в дельту. И тут Костя говорит: «А что, все у тебя отлично получается, держи ручку, будешь взлетать. 20 метров держишь крыло вот так, потом даешь полностью от себя». Интересно, что никаких нервов у меня не было, почему-то это показалось совершенно естественным. И только в воздухе, я осознал, что сам взлетел! На радостях стал выравниваться слишком низко, Костя быстро вывел меня из этого состояния дав ручку от себя. Зато я совершенно неожиданно почувствовал суть управления дельтой. Понял, что нужно совершать круговые движения крылом. Не «в сторону-от себя-в сторону», а одновременно, описывая руками круг. И как только я это осознал, повороты стали на порядок точнее.

Потом полетели к поселку. Пока кружили над ним, увидели в стороне дым. Аэроклуб работает под эгидой МЧС и занимается, помимо прочего, наблюдением за пожарами, поэтому мы тут же взяли курс на дым — проверить в чем дело. Выяснилось, что кто-то просто жжет костер на своем участке, и этот костер сильно дымит. Ничего страшного, в этот раз обошлось. Зато пока летали, я от души налюбовался красотами утренней земли! Следить мне нужно было только за курсом, поэтому была возможность оглядеться.

Ребята, как же красива земля сверху! Речки, озера, деревни... И потрясающий эффект: солнце, отражаясь от крыла аппарата как от зеркала, создает вокруг тени на земле изумительное свечение! Раз уж у Кости в руках оказался фотоаппарат, я попросил его поснимать виды, и, пока пили чай на земле, скопировал все на диск. А теперь с удовольствием делюсь с вами!

Вот поселок, строительство которого Костю просили сфотографировать:






А это деревни Мишуково и Пашуково, место базирования клуба. Маленький белый домик в центре, расположенный вплотную к песочному пятну на зеленом поле, и есть ангар с дельтами.


В правом углу виден тот самый дым, который мы летали проверять.


Смотрите, как красиво выглядит церковь с высоты птичьего полета!


Утренняя земля во всей красе!


Та же церковь, только снята поближе.


Видите светлый блик с серым пятном в левом нижнем углу? Это то самое о чем я говорил. Это Свет, который я спускаю с Неба на Землю ;).


Из самого, пожалуй, приятного: Костя отметил у меня хороший прогресс. Стало получаться выдерживать курс несмотря на ветер и болтанку (ну и немного перекосившееся крыло ;) ). И вообще, он доволен тем, как я стал чувствовать машину.
 

Akeon

On my way to Airliner Career
10 июня 2009 года
Сначала общая информация: занятие 10.06.2009, дельталет «Пегас» с крылом «Атлет». В воздухе провели 30 мин.: 7:30-8:00. Ветер северо-западный, 1-2 м/сек. у земли, дождевая облачность, температура воздуха около +18 градусов. Инструктор Константин Мешальников. Общий налет с учетом крайнего занятия — 3.45 ч.

А теперь интересное :).

Сегодняшнее занятие, было, пожалуй, самым коротким. Но мало не показалось. Сегодня Небо недвусмысленно намекнуло мне, что не всегда будет ласковым, и церемониться со мной не собирается. Что ж, намек понят, пора птенцу привыкать к реальности.

Костя проспал, поэтому приехал почти на час позже. К его приезду я расчехлил аппарат, выкатил его и поставил против ветра — одним словом, подготовил все, что можно было сделать в одиночку. Утро было солнечное, и на мой дилетантский вкус, беды ничего не предвещало.

Приехав, Костя стал то и дело поглядывать на небо, в сторону Москвы. Оттуда на нас вяло, но неотвратимо, на ходу меняя очертания, разбухая, навигалась мрачное облако. Тем не менее, ветер был приемлимым, инструктор принял решение вылететь, а в воздухе ориентироваться по обстановке. Сегодня я должен был отрабатывать «змейку» (выражаться это должно было в том, что инструктор сбивает аппарат с курса, а я должен возвращать его обратно). Когда взлетели, я услышал в наушнике голос Кости: «пожалуй, тебя и без «змейки» хорошо поболтает». Что ж, поболтает — так поболтает. Я взялся за ручку...

Следующие полчаса я потел так, как не потел еще ни разу за всю свою недолгую летную учебу. Опытному пилоту это показалось бы забавой, а мне, зеленому курсанту... Облако оказалось довольно вредной штукой. Фронт должен был пройти как раз над нами, а в воздухе мы оказались на самом его крае. Костя потом, на земле, рассказал мне, что творилось вокруг нас, оставаясь невидимым для глаза, но более чем чувствительным для крошечного самолетика и двух его пилотов. Земля, нагретая утренним слонцем, вовсю отдавала тепло, и оно взлетало в небо — будто его всасывали немыслимым пылесосом! — на глазах превращаясь в грязную, дождливую кучу над головой. А с краев этой мерзости вниз, к земле, стекал охлажденный воздух. Он сталкивался с землей и, отражаясь от нее, завихрялся, расползаясь и сворачивась кольцами, как сотня гигантских змей.

И во всей этой кутерьме мы летели. Дельту швыряло на потоках вверх и вниз, било со всех сторон. Если бы я, как на прошлом занятии, опять вздумал зажимать ручку, ее вырвало бы вместе с руками. По ветру аппарат несся как истребитель, против ветра мы еле ползли, разворачиваясь на углах «коробочки» чуть что не на месте.

Один раз там так поддало нисходящим потоком, что аппарат камнем рухнул вниз, дав хороший левый крен. Костя подхватил его, дал газу, выровнял на пикировании. Все это заняло секунды, я даже не успел сообразить что происходит. После этого эпизода мне нестерпимо захотелось влезть повыше, чтобы иметь запас высоты на другие такие случаи...

Мы летели, а нас било и швыряло во все стороны. Я старался слиться с дельталетом: это меня лупили потоки, меня старались опрокинуть! Я расслабил руки, подхватывая крыло так, чтобы, по возможности, плавно «перетекать» ужасные завихрения атмосферы. Взгляд норвил сузиться, я же старался «распустить» его, чтобы видеть все вокруг. И держал, держал курс!

Удивительно, но дельта управлялась лучше, чем на всех занятиях до этого. Видимо, организм понял, что пришло время выживать, что надо собраться, и сделать все правильно.

Через полчаса Костя взял управление и посадил нас. Мы быстро убрали крыло: ничего хорошего от фронта ждать не приходилось, и, от греха подальше, решили переждать — «лучше быть на земле, и хотеть в небо, чем быть в небе, и мечтать оказаться на земле». Увы, мне было пора ехать на работу, так что больше сегодня я не взлетел. Но впечатлений сегодня — хоть отбавляй.

Что ж, я все равно люблю Небо, как бы оно себя не вело.

Фоток сегодня нет, понятное дело. Опубликую одну из тех, что я делал на прошлом занятии, и которая не вошла в соответствующий пост. Игра называется «найди мою маленькую машинку» ;).

 

Akeon

On my way to Airliner Career
11 июня 2009 года
Занятие 11.06.2009, летаем на «Пегасе» с крылом «Атлет». В воздухе провели час: 7:30-8:30. Ветер юго-западный, 1-2 м/сек., облака незначительные, высокие, во время занятия образовалась небольшая кучевка. Температура воздуха около +23 градусов. Инструктор Константин Мешальников. Общий налет с учетом крайнего занятия — 4.45 ч.

Сегодня — коротко, потому что делиться нечем, только хвастаться ;). А вот похвастаться есть чем: я начал понимать машину. Уверенно держу курс. Сегодня отрабатывали «змейки». Я понял как не раскачивать телегу, и совершать плавные развороты с точным выходом на нужный курс. В общем, через занятие начнем предпосадочную подготовку: удержание посадочного курса и глиссада! Взлетаю я уже сам, Костя для контроля держит руку на ручке, но не вмешивается.

Правда, атмосфера сегодня спокойная, от солнца нас почти все время удачно прикрывало медлительное, плоское облако. Тем не менее, Костя очень доволен, даже бросил фразу «ну, ты же парапланом занимался, воздух чувствуешь». Это он имел ввиду мой пресловутый полет на параплане на 500-метровой лебедке в Монино. Тот опыт даже полетом нельзя назвать, так маленькое знакомство. Так что коплимент приятен вдвойне.

Вот так! Пожелайте мне и дальше осваивать родную стихию с не меньшим успехом! ;)
 

Akeon

On my way to Airliner Career
17 июня 2009 года
Занятие 17.06.2009, летаем на «Пегасе» с крылом «Атлет». В воздухе провели 20 минут: 7:30-7:50. Ветер у земли был слабый, а на высоте 100-200 м. сильный северный, порывами. Во время полетов к месту занятия подходил фронт. Температура воздуха около +15 градусов. Инструктор Константин Мешальников. Общий налет с учетом крайнего занятия — 6.05 ч.

Ну что сказать. Опять поколбасило. Мало не показалось, как в тот раз, который я недавно описывал. Впечатления, а скорее, выводы, немногословны и неутешительны: я крайне мало знаю, и крайне мало еще умею, несмотря на все успехи. Попросил Костю потом посвятить серию занятий работе в таких вот сложных условиях, мне необходимо уметь выйти из любой ситуации. Сегодня мы летали уже на грани: при встречном ветре аппарат еле двигался, зато по ветру несся как реактивный истребитель. И что толку от того, что я уже правильно выбираю поправку на боковой ветер, если меня через десять метров порывом выкидывает с курса, да еще так выкидывает, что Косте приходится постоянно вмешиваться в управление? И для меня не служит утешением тот факт, что сегодняшний полет и для опытных пилотов не самое приятное, что в жизни бывает. Естественно, первое и самое важное, чему следует научиться — это не попадать в сложые ситуации. Но не менее важно уметь из них выходить, если уж прижало.

Небо, мое родное Небо, ошибок не простит. Так что — работаю, работаю и работаю.
 

Akeon

On my way to Airliner Career
29 июня 2009 года

Летное. Опять чисто технический пост.

Занятие 23.06.2009, летаем на «Пегасе» с крылом «Атлет». В воздухе провели час: 7:40-8:10 и 8:45-9:15. Ветер у земли был слабый, а на высоте 100-200 м. сильный север-восточный, порывами, 2 м/сек. Облака высотные, перистые. Температура воздуха около +20 градусов. Инструктор Константин Мешальников. Общий налет с учетом крайнего занятия — 7.05 ч.

Как сказал Костя, сегодняшнее занятие можно зачесть за 5 в обычной обстановке. Опять попали в болтанку: мешанина воздуха у земли, воздушные пузыри и прочие прелести. Опять швыряло во все стороны. Зато нарабатывается навык.

Из интересного: сегодня начали подготовку к посадке: глиссада с уходом на второй круг на высоте метр-два над точкой прицеливания. Тут мне еще работать и работать.

Сегодня решил, что получение летного удостоверения буду отмечать шумно и весело. Ибо труды, которые я вкладываю в обучение такие, что не помню когда я крайний раз так вкладывался в учебу. Наверное, только на гитаре.

Ориентировочно, часов через 3-5 можно будет говорить о самостоятельном вылете.

Ощущения сегодня — как после хорошего тренажерного зала.
 

basmen

Старейший участник
А с краев этой мерзости вниз, к земле, стекал охлажденный воздух. Он сталкивался с землей и, отражаясь от нее, завихрялся, расползаясь и сворачивась кольцами, как сотня гигантских змей. 
да с таким талантом - книги писать!!
Игра называется «найди мою маленькую машинку» .
машинка - та, что типа газели с белым фургончиком?
 

Akeon

On my way to Airliner Career
да с таким талантом - книги писать!!
Хех, спасибо :). Я иногда и балуюсь. Не книгами, а небольшими очерками. Вот, если интересно, из того, что я выкладывал на форум:
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1290198610
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1385372860
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1382184104
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1369482515
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1353358641
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1352407374


Вот это - история того, как я обретал свои крылья:
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1351070656


author=59737D7776180 link=1395305122/7#7 date=1395309581]
машинка - та, что типа газели с белым фургончиком? [/quote]
Не, тогда у меня был маленький Гетц, он там где-то возле ангара чернеется.
 

Akeon

On my way to Airliner Career
2 июля 2009 года

Занятие 02.07.2009, летаем на «Пегасе» с крылом «Атом» и двигателем «Судзуки G10». В воздухе провели 45 мин: 21:45-22:30. Штиль, облака слабые, примерно 1600-1700 м., кучевые. Температура воздуха около +20 градусов. Инструктор Константин Мешальников. Общий налет с учетом крайнего занятия — 7.50 ч.

Самое главное — я первый раз в жизни приземлился. Эпопея была та еще. Но — обо всем по порядку.

Началось все с того, что полеты в Мишуково были временно прекращены, поэтому просидев до вечера и не получив разрешения на вылет, мы поехали на другую базу, под Дмитров. Там оказался оборудованный ангар, причем такого размера, что дельталеты можно хранить в неразобранном виде.

Еще на пути туда я успел заметить, что места там просто великолепные. Живописные холмы, дорога петляет между ними, то взбегает наверх, то стекает вниз, стелется по лугам; по сторонам дороги попадаются сказочные озера. Красота! Да и погода — «миллион на миллион», как говорится. Сразу подумалось, что летать будет одно удовольствие. Вероятно, пребывая в таком благостном расположении духа, я мечтательно сказал Косте: «эх, сейчас бы забраться туда, наверх, и потрогать облако рукой!» Но тут же спохватился, и исправился: «я учиться приехал, поэтому пусть облака будут приятным дополнением, если останется время».

Когда прибыли на место, нас встретили двое ребят из Дубны, тоже Костины ученики. Один с налетом 3 часа, другой — час. Я летел вторым. Еле дождался своей очереди. Взлетели.Сразу за торцом полосы склон холма нырнул вниз, и мы оказались на порядочной высоте. Это потрясающе ощущение трехмерности!

Надо сказать, что крыло «Атом» чрезвычайно легкое и приятное в управлении, между тем, довольно скоростное, не то что «Небо-18» на котором мне разок довелось полетать (один из инструкторов как-то обозвал его за низкую скорость «Летащие Трусы»). Так вот, управлять «Атомом» оказалось огромным удовольствием. Костя показал на темнеющую вдали небольшую гряду облаков, и сказал: «полетели туда». Ну, раз инструктор говорит, надо лететь ;).

Руки начали болеть уже через 5 минут: тянуться с заднего сиденья оказалось делом нелегким. Взбирались наверх минут 15. Костя показал на прибор: высота 1480 м., земля далеко внизу. Вот тут я осозознал как много значат приборы: до сих пор я летал на высоте 150-200 метров, где тангаж, например, легко определяется на глаз. А тут, когда земли не видно, понять свое положение можно только глядя на приборы. Разве только, крен еще виден по горизонту.

Поднялись на полтора километра, а до облаков еще далеко, к тому же, они начали рассасываться. Костя решил поворачивать назад. Я с тоской посмотрел вверх, и увидел удивительную вещь: на земле мы привыкли видеть движущиеся облака, и здесь, где относительно земли своего движения уже не видно, кажется что облака несутся навстречу, но потом понимаешь, что это ты несешься мимо неподвижных клочков облаков со скоростью 90 км/ч. Любопытное наблюдение, и необычное ощущение!

Повернули назад, и начали снижаться. Постепенно наплывала земля, под крыло уходили поселки и небольшие озерца; районы новостроек сменялись деревеньками. Я летел, нет — плыл над дорогой, в прозрачном, безветренном Небе, неспешно приближаясь к аэродрому.

Неожиданно, в наушниках послышался шум и треск, а через минуту звук прекратился — в моем передатчике сел аккумулятор! Я жестом показал Косте, что не слышу его. Он кивнул, и показал, что будем отрабатывать посадку. И вот родной аэродром, белеющий ангар справа от полосы. Начинаем заход. Я пробую прицелиться на полосу, выстраиваю глиссаду, но промахиваюсь, и Костя уводит нас на второй круг. Пока я разбирался в Костиных жестах относительно нового направления захода (ветра не было, поэтому мы имели возможность садиться с обоих концов полосы), подошло время опять строить посадочный маневр. На этот раз я начал заходить под углом к полосе, хотя и попал в торец. Костя дал мне почувствовать землю, коснулся полосы, метра 2 мы катились, после чего мотор взревел, и мы опять оказались в воздухе. Я «собрался в кучку», но слишком рано начал выполнять разворот, поэтому не успел выстроить правильную глиссаду, и прошел левее полосы метра на два. Еще один заход, уже лучше: опять коснулись травы, немного прокатились и ушли вверх. Теперь я был полон решимости точно вывести нас на цель, построить гилссаду, и во что бы то ни стало удержать аппарат точно на курсе. Вот оно! Я, вдруг, почувствовал необычную легкость, напряжение, возникшее было на предыдущих попытках, исчезло, я шестым чувством понял, что в этот раз все получится. И, точно, на этот раз я шел точно по центру полосы, не давая аппарату увести меня. Точка выравнивания приближалась, и на этот раз я видел, что рассчет верен. Вдруг, Костя слегка стукнул по ручке. Что же я: все сделал правильно, а выравниваться начал поздновато! Эх... Касание было чуть более жестким, чем надо. Но, все-таки, я посадил его!

Конечно, на разборе, потом, Костя сказал, что мне еще надо тренироваться, ведь это были идеальные, безветренные условия, а так будет далеко не всегда. Что, ж, это правда, мне еще работать и работать. Но, как бы там ни было, а я его посадил, первый раз в жизни ;)!
 

Akeon

On my way to Airliner Career
9 июля 2009 года

Занятие 09.07.2009, летаем на «Пегасе» с крылом «Атом» и двигателем «Судзуки G-10». В воздухе провели 35 мин: 20:45-21:00, 21:30-21:50. Ветер северо-западный, 4-5 м/сек, порывами, облака кучевые, высокие. Температура воздуха около +20 градусов. Инструктор Константин Мешальников. Общий налёт с учётом крайнего занятия — 8.25 ч.

В этот раз я отрабатывал исключительно посадку. Летали опять на базе под Дмитровом. Что я могу сказать? Я сел в кресло, и понял, что это мой день. Сегодня получалось все. Я взлетал, садился, снова взлетал...

Понял, что обожаю крутые пике и виражи с сильным креном. Поймал себя на мысли, что если бы я оказался на Великой Отечественной, пошёл бы в штурмовики. Даже зная, что это была самая опасная лётная профессия. Пикировать, нагоняя страх на вжимающуюся в землю пехоту, огрызающиеся зенитки... Ладно, все сказки, хотелось бы, чтобы никогда не пришлось этим заниматься. Но разворачиваться «на пятке», введя дельту в крутое пикирование с хорошим креном, а затем, выдирая аппарат, становиться точно на выбранный курс — в этом есть ни с чем не сравнимая прелесть, и ощущение живого полёта.

Первый раз, когда я заложил такой вираж, аппарат начал сваливаться, но это я быстро поправил и в дальнейшем не повторял.

Но это было не самое интересное, хотя, безусловно, приятное. Самое главное, все же, конвеер, отработка посадки. Как я уже сказал, все получалось на отлично. Ok, на хорошо ;). Я, вдруг, осознал, что чувствую аппарат. Жаль только, крайняя посадка получилась немного левее полосы (до этого был боковой ветер, но к вечеру он стал стихать, а я, по инерции, взял поправку на него). В итоге собрал на колеса гербарий и получил бесценный урок того, как высокая трава тормозит аппарат, и как с этим справляться. Я, конечно, в режиме on-line не сообразил, а Костя тут же дал крыло немного вверх, чтобы нас не перевернуло. После, конечно, я понял всю несложную механику процесса, надеюсь, в другой раз не повторю. Правда, сильнее надеюсь на то, что больше не плюхнусь в траву :), но тут загадывать бесполезно.

Костя был доволен, сказал, что прогресс очень заметен.

Выводы сделал такие: посадка, в принципе, вещь несложная. Просто движения должны быть чуть более выверены, чем на полете по курсу. То есть, надо быстрее реагировать на «сюрпризы» атмосферы, движения более мелкие и точечные. Тогда и в болтанку можно спокойно посадить машину. А поработать надо с точкой прицеливания и выравниванием: пока есть ошибки в рассчёте расстояния и высоты. Пресловутый «метр» я вижу, просто нужна практика моторики. Ну, это, как и везде, нарабатывается задницей.

В этот раз притащил полетать Пашу, своего друга, и его девушку Аню. Паша, пофигист, сказал что-то вроде «ну, сначала интересно, а потом скучно», а вот Аня вернулась с горящими глазами, кажется, Косте прибавится учеников. Причём, Паша попросил спокойный полет, а женщина сказала «по полной программе». Снизу на эту «полную программу» без пакетика смотреть было нельзя. Костя расстарался. В какой-то момент они спикировали на нас, да так, что я сказал Паше: «если повторят заход — будем падать на траву и демонстративно закрывать голову руками» :). Потом, видимо, Ане дали подержаться за ручку.
Похоже, теперь одним больным на всю голову авиатором будет больше.

А дельталёт и посадки мне уже снятся.
 

Akeon

On my way to Airliner Career
27 июля 2009 года
Занятие 27.07.2009, летаем на «Поиске» с крылом «Небо». В воздухе провели 20 мин: 21:05-21:25. Ветра не было, облака кучевые, от 500 метров. Температура воздуха около +22 градусов. Инструктор Константин Мешальников. Общий налёт с учётом крайнего занятия — 8.45 ч.

Ну что сказать. Я собой недоволен, Костя доволен. Аппарат тормозной, никаких маневров делать не позволяет, все время только и держишь его, чтобы не свалить.

Что мне так не понравилось в себе — раскачка на глиссаде, и, хотя Костя раскачки не заметил, я свою руку знаю. Кроме того, я еще невнятно рассчитываю ссотношение скорости и высоты, Костя все время бубнит во время посадки «зажимай, зажимай ручку — будет перелет...», хотя сам за ручку практически не берется. Насколько я понял, Костя хочет более пологой глиссады, а я, по неопытности глазомера, начинаю активно снижаться только вблизи от точки выравнивания, и, хотя, попадаю в цель, но делаю это не так красиво, как надо... и как хотелось бы. Ну, это мы жопой возьмем, ничего страшного.

Сам-то Костя тут же показал мне класс: посадил аппарат с предварительным пролетом параллельно полосе, в направлении, противоположном посадочному, с последующим разворотом на 180[ch730] и одновременным снижением. «С лету», что называется. У меня аж слюнки потекли.
 
Уважение к тем Человекам, которые хотя бы на салфетках вели программу обучения!
Потом можно в мемуары! :D
Респект!
 

Akeon

On my way to Airliner Career
30 июля 2009 года

Занятие 30.07.2009, летаем на «Поиске» с крылом «Небо», двигателем «Хирт» и «Пегасе» с крылом «Атлет», двигателем «Сузуки». В воздухе провели в общей сложности, 2 часа 20 мин., летали с перерывами с 9 утра до 9 вечера. В течение дня погода менялась: малооблачное и безветреное утро сменилось дневным прогревом и болтанкой, образовались кучевые облака от 500-600 метров, к вечеру погода успокоилась. Температура воздуха в течение дня изменялась примерно от +18 до +27 градусов. Инструктор Константин Мешальников. Общий налёт с учётом крайнего занятия — 11.05 ч.

Вот фотка для затравочки:


Н-да, посмотрел сейчас видео, которое собираюсь выложить — и покраснел. Удачнее момента, Костя, конечно, заснять не мог :). Ладно, что было, то было, правду скрывать не буду :).

А день прошел так.

На аэродром я приехал к 8 утра, как договоривались с Костей. Потихоньку собрались, и вылетели отрабатывать посадки. Летали на маломощном «Поиске», который жрет смесь бензина и масла со страшной силой. Прожорливая табуретка, одним словом. Вылетели мы, когда земля начала потихоньку прогреваться, потому что Костя считает, что мне уже нет смысла тренироваться в спокойных условиях, меня должно трясти и швырять, простые «прогулки» пользы уже не принесут. Сказано — сделано, полетели «колбаситься».

Почему-то именно сегодня я как следует почувствовал силу восходящих потоков. Видели когда-нибудь, как облака приближаются к горе, и перед самым склоном, обтекая его, стрмительно поднимаются вверх? То же самое происходит и в поле, если за ним есть лес: ветер «ползет» по деревьям вверх, и если ты оказываешься над таким местом, то он подхватывает тебя, и хорошенько подкидывает вверх. На взлете, кстати, очень способствует набору высоты. Костя, в частности, научил меня летать по кромке «поле-лес», чтобы пользоваться этой халявой, экономя топливо. А взлет с таким «спецэффектом», особенно, на медленом, маломощном аппарате, выглядит забавно: ревет двигатель, винт рвет воздух, а табуретка в крыльями еле-еле скребет высоту. Но вот граница леса: здесь тебя берут, простите, за задницу, и дают хорошего пинка, от которого ты за пару секунд оказываешься метров на 30 выше, чем был. И уже не так страшны наползающие деревья, о которых какой-то частью мозга паришься «как бы успеть их перемахнуть, как бы не бросило в сторону, а то высоты не хватит перелететь...». Ты наверху, и тебе уже, как говорится, «сам черт не брат»!

Вот этот самый лесок. Видите два светлых участка поля, разделенные чуть более темной полосой? Эта полоса и есть наша взлетно-посадочная полоса, ниже покажу самодельные посадочные знаки на торцах.


В какой-то момент Костя углядел внизу лисицу, быстро отобрал у меня управление, и стал делать на нее заход. Лиса посмотрела вверх, и почла за лучшее убраться, мгновенно ретировавшись в лес. Жаль, не вышло ее сфоткать!



Во время одной из посадок случился забавный эпизод. Восходящий поток не дал мне приземлиться. Первый раз с таким столкнулся: я не смог продавить воздух. Изо всей силы тяну ручку на себя, а дельталет скользит себе по прямой, как ни в чем не бывало! Ощущение такое, как бывает, если пытаться прижать надувной шарик к полу. Так и ушли на второй круг — аппарат не пожелал снизиться, к торцу полосы мы еще висели метрах на 5.

В общем, позанимались еще минут сорок, приземлились, и поехали перекусить в расположенное недалеко кафе. Вернулись, еще полетали мнут сорок, починили порванную каким-то дельталетом штору ангара, сели за компьютеры — и тут повалил народ. Проезжающие мимо машины останавливались завидя аппарат, из них выходили люди, шли в ангар, и спрашивали про полеты. Кое-кто не выдерживал, и тут же просился полетать. Приехал еще один пилот, разгрузил Костю с покатушками. К тому времени, прожорливая табуретка скушала весь бензин, и пришлось ехать в Дмитров за топливом и едой. Пока ездили, я договорился встретить в Дмитрове kМишу с Олей, чтобы вместе съездить искупаться.

Вечером вернулись на поле, а там уже был аншлаг: в воздухе постоянно кто-то гудел. Как только я увидел, как ребята рванули за ангар посмотреть на взлет, я понял, что не смогу отпустить этих двоих просто так, поэтому обязал обоих по-очереди прокатиться :). Впечатления, думаю, оба еще выложат, возможно, с фотками ;).

Ну а я, напоследок, вылетел с Костей еще разок, уже на быстром «Пегасе», чтобы еще несколько раз отработать посадку. Забавно, что, привыкнув к медленному «Поиску», на быстрой машине я проскочил первый разворот — просто расслабился, и не уследил за ориентиром, который, по привычным ощущениям, казался еще далеко.



Заходить на посадку на быстром аппарате оказалось гораздо легче. «Поиск» из-за своей маломощности кажется с первого взгляда, более простым в управлении. Еще бы, если развернутся можно на пятачке одним легким движением крыла. Или посадка: против ветра мы сели на десяти метрах. Ощущение как в замедленном кино: земля еле ползет, только коснулся — и остановился. Но это только видимость. На деле оказывается, что, заложи крен чуть сильнее — и аппарату не хватает мощности, он начинает сваливаться. Летаешь, по-возможности, блинчиком, и следишь как бы чего лишнего не сделать.

Другое дело — «Пегас»: чувствуешь с руках сильную машину, которая рвется в воздух. Это уже не прогулка, тут работаешь ручкой, но и отдача от дельталета такая, что усилий не жалко! Я, на радостях, на первом развороте заложил такой вираж, что Костя неодобрительно покачал головой, и потом, на земле, высказал мне про «молодых, необстрелянных ребят, впервые взявших в руки маузер». Пришлось оправдываться, что, мол, не удержался, очень уж захотелось попилотировать, используя возможности машины.

А на одной из посадок произошло вот что: почти что перед выравниванием меня, вдруг, швырнуло влево, да так, что, не успей руки сами отработать маневр, могли бы и аппарат разложить. Костя потом, а земле, объяснил, что нам еще повезло. Это был спутный след от другого, только что взлетевшего дельталета. «Ты», говорит, «еще не видел, как из-за спутного следа и опытные пилоты аппараты раскладывают». Что ж, мое дело — мотать на ус: садишься или взлетаешь за кем-то — знай, в спокойном воздухе спутный след живет несколько минут. Значит — не расслабляйся, будь внимателен и бдителен.

Вот еще забавный эпизод: кто-то из летчиков сверху заметил дежуривших у перекрестка гаишников. И даже разглядел за что они там останавливают. Естественно, всякий, выезжающий с площадки, получал сводку текущей ситуации на дороге, а пилоты пролетая мимо, поглядывали вниз, и потом, на земле, обновляли данные :).

Еще я, наконец, начал осмысленно тренировать себя на постоянный подбор площадок с воздуха, на случай «если что». Как бы ни был загружен полетом, что бы ни происходило вокруг — пилот всегда должен иметь ввиду любой экстренный случай с отказом техники. И должен наперед представлять себе последующие действия. Теперь, когда я постепенно приобретаю уверенность в управлении, надо учиться летать в полном смысле этого слова, а не просто передвигаться по воздуху.

Кстати следующее мое занятие пройдет на земле. Я сяду на переднее сиденье, и буду нарезать круги по аэродрому: пришло время почувствовать педали газа и тормоза. А это означает, что вскоре я полечу, сидя на месте первого пилота! Костя сказал, что я уже готов. Вот так, друзья. Самостоятельный вылет не за горами!

Здесь я умолкаю, а для вас еще есть несколько фотографий из-под Дмитрова.А в качестве дополнительного бонуса — видео отработки посадки в исполнии вашего покорного слуги (на это намекает носок моего ботинка в первых кадрах ;) ). Насчет того, что я говорил в самом начале: первый заход был вполне удачен, а второй позорен. Меня неожиданно унесло влево перед самым выравниванием, естествено, пришлось уходить на очередной круг без касания. В свое оправдание скажу, что это был неожиданный порыв ветра, с которым я на справился, и это был единственный такой случай за весь день. Уж в торец-то я попадать научился. И еще: Костя сказал, что погода была близкой к предельной даже для опытных пилотов. Так что никакой ругани и слышать не хочу! :))













[media]http://youtu.be/kYIAaHH7Vtk[/media]
 
Вверх