8 сентября 2009 года
Занятие 08.09.2009, летаем на «Пегасе» с крылом «Атлет» и двигателем «Сузуки». В воздухе провели час: 8:00-9:00. Легкий утренний туман, за время полетов поднявшийся на 270 м. и превратившийся в небольшие облачка. Полный штиль. Температура воздуха около +18 градусов. Инструктор, Константин Мешальников. Общий налет с учетом крайнего занятия — 16.05 ч, из них самостоятельно 1.20 ч.
Ну что, у меня начался период самостоятельного освоения Неба. Вчера, опять же, натерпелся страху. Сейчас расскажу.
Но, сперва, вот что: я решил, что посты про авиацию будут делиться на «технические» и «романтические». Часто они, разумеется, будут пересекаться. Потом, я никогда не забываю про стилистику, поэтому буду все расписывать в красках, чтобы вы почувствовали то же, что и я — насколько это можно передать «на бумаге».
Причина деления постов такова, что я, чем дальше, тем больше понимаю: летная профессия — достаточно требовательная работа, над собой в первую очередь. Не то, чтобы это было открытие, просто пока не ввяжешься — до конца не поймешь, сами знаете. А я привык добиваться того, чего хочу, тратя на это столько сил, сколько потребуется. Но понимаю, что не всем могут быть интересны учебные будни, даже если я буду писать об этом легким языком и с шутками-прибаутками. Для меня сейчас каждое занятие — большой личный этап, час полета дает потом пищу для размышлений на несколько дней, я еще и еще раз возвращаюсь мыслью туда, в небо, пытаюсь понять где я ошибся и что можно было бы сделать, чтобы ошибку не повторить. И эти записи для меня — своего рода «вехи», напоминания и уроки.
На этом занятии я впервые столкнулся с тем, о чем только читал: с иллюзиями. Дело в том, что дельталет с одним мной на борту сильно теряет в весе. Он реагирует на все движения с легкостью, которая потрясает воображение, округляет глаза и заставляет задуматься о памперсах. В частности, на взлетном режиме эта хреновина устремляется почти что прямиком в космос. А вот теперь представьте себе, что вы сидите в кресле так, что ноги выше головы, и это кресло со скоростью 90 км/ч. прет вверх, норовя при каждом неострожном движении завалиться набок. Вот тут меня подстерегла первая иллюзия: так как скорость не видна — там просто не с чем сравнить свое движение! — возникает ощущение, что ты замер на месте, и сейчас вся конструкция полетит к земле спиной вниз! Поди докажи мозгу, что прибор показывает наличие скорости — да еще какой скорости! Нет, братцы, мозг мечется в панике и орет «Сделай же что-нибудь, мы падаем!!!». И, по первости, ты поддаешься этому ощущению, бросая газ и догадываясь (хвала небесам, как объяснит потом инструткор!) дернуть ручку на себя. Аппарат, в полном соответствии с законами физики, зависает и переваливается мордой вниз. Горка! Глаза вылезают из орбит, кровь приливает к голове, наваливается перегрузка. Хорошо, что пока опомнился, высота уже за 200. И вот ты несешься к земле, но это, почему-то, не успокаивает: скорость становится 110 км/ч, в тросах и крыльях гудит раздираемый воздух, мозгу плохеет окончательно, и руки-ноги, уже совершенно самостоятельно, дергают трапецию от себя и жмут педаль газа до упора. Реакция аппарата точно как на взлете: круг замкнулся, все повторяется. И повторяется это до тех пор, пока не поймешь, что газом и ручкой надо работать исключительно плавно, что аппарат имеет момент инерции, и плавно отпустив газ и поджав ручку, надо подождать немного, пока он встанет носом по горизонту. Страх при этом такой, что только диким усилием воли заставляешь себя держаться и работать. Помогает еще и то, что деваться некуда: здесь руками не закроешься, управления не бросишь. И ошибки твои не исправит никто: только сам. Честно и по-мужски. Но страшно.
Другая проблема — видеть высоту и удаление до места посадки. Мне повезло, что посадки получаются неплохо, а то было тут: глиссада, держу курс, изо всех сил налегаю на ручку — теряю высоту — и тут понимаю, что отошел слишком далеко от знаков, не рассчитал, думал, на 230 метров высоты понадобится большая дистанция. А оказалось, надо было брать меньше. И несет меня прямо в кусты перед полем. Мне бы эти кусты для других дел, но это потом, сейчас надо сесть. И, уже на излете, я легко-легко даю ручку на несколько сантиметров от себя, и тут же обратно. На последних каплях скорости дельталет переплывает эти кусты, и нежно касается колесами травы. Мягко сел! Правда, Костя потом прокомментировал: «Это идеальные, безветренные условия, а вообще учти: один порыв ветра в это момент — и привет. Так что аккуратнее с такими посадками».
А один из моментов, во время четвертого разворота, меня опять раскачало, при этом я еще газа поддал. Это был, пожалуй, самый страшный момент за все занятие: на какое-то время я перестал понимать что происходит и практически потерял управление аппаратом. Причина: непривычно легкое управление в виду отстутсвия пассажира. И, опять же, диким усилием воли, преодолевая страх и панику, я вцепился в ручку и оставил обороты двигателя так, чтобы они перестали плясать. Удержал аппарат, потом выправил. Внизу Костя невинно поинтересовался: «Что это ты там за пируэты выписывал?» Какие пируэты, я за жизнь боролся 🙁!
В общем, выводы для себя сделал такие:
1. Приборам надо верить, хоть там что. А чувствовать полет еще научусь.
2. Все движения пусть будут энергичные, но обязательно плавные.
3. Бояться нельзя. Надо делать все легко, и получать от процесса удовольствие, иначе лучше и не летать.
4. И это главное: обязательно надо высыпаться. О-бя-за-тель-но!
А вот обещанное видео: Костя катает Лешу Сурина, брата моего друга. Катает по полной программе. Может, с земли не всегда зрелищно, но кто понимает — оценит. Леша оценил 🙂.
[media]http://youtu.be/BAu5kTrBlbs[/media]