Куда на взлете смотреть винту?
"Боевое" шасси примерно поровну нагружает переднюю и задние опоры, поэтому произвольное изменение тангажа на взлете – затруднено. При этом в посадочной конфигурации ось винта сильно задрана вверх: не помешает ли это взлету?
Отклоненная вверх на угол [ch966] тяга винта, с одной стороны, облегчает вес самолета на шасси и крылья, а с другой – уменьшает в cos([ch966]) свою продольную составляющую, разгоняющую самолет. Где оптимум для разбега?
Известна формула для длины разбега S при горизонтальной тяге ("Теория полета" Р.Мизес, М.,1949, стр. 514):
S [ch8776] m[ch10799] V[sub]отр.[/sub][sup]2[/sup] / (F[sub]0[/sub] – F[sub]1[/sub]),
где m – масса самолета, V[sub]отр.[/sub] = = [ch8730](mg/(Cy [ch961]/[sub]2 [/sub]S )) – скорость отрыва, F[sub]0[/sub] – разгоняющая сила на месте, F[sub]1[/sub] – разгоняющая сила в момент отрыва.
И если теперь мы тот же самолет будем разгонять с отклоненной вверх тягой, то в числителе изменится Vотр.[sup]2[/sup], а в знаменателе появится множитель cos([ch966]):
S [ch8776] m[ch8729]((mg - F[sub]тяги отр.[/sub][ch8729]sin[ch966])/(Cy [ch961]/[sub]2[/sub] S))/((F[sub]0[/sub]- F[sub]1[/sub])[ch8729]cos[ch966]),
где F[sub]тяги отр.[/sub] в числителе – это тяга винта в момент отрыва, которую у данного самолета можно выразить через тяговооруженность T как долю mg: F[sub]тяга винта[/sub] = T mg .
Теперь вынесем за скобки все константные характеристики самолета, чтобы увидеть чистое влияние наклона винта [ch966]:
S [ch8776] [(m[ch8729]mg)/((F[sub]0[/sub]- F[sub]1[/sub])[ch8729]Cy [ch961]/[sub]2[/sub] S)][ch215]((1-T[ch8729]sin[ch966])/cos[ch966]).
На рисунке показан график функции (1-T[ch8729]sin[ch966])/cos[ch966]) при тяговооруженности 0.4G. Как видим, длина разбега имеет минимум при отклонении винта вверх на 24°, что хорошо соответствует тангажу "боевой" посадки. То есть – можно не париться за тангаж.