Бесконтактные системы зажигания. Ликбез

Перемотка  катушек  статора  в эксперементе  трудоёмкая задача тем более толстым проводом.  Не проще для  пробы  использовать  тонкий, чтобы  определиться  с витками направлениями  и  схемой  подключения , а потом  перемотать по боевому.
 
Перемотка  генератора  с  возбуждением  от  ротора  с  постоянными  магнитами -  при  применении  проволоки  разной  толщины и  одинаковом  числе  витков -  будет  давать  совсем  разные  характеристики  по  выходному  току  и  напряжению.  Объяснять  для  не  специалистов  всю  физигу  генератора  от  печки -  долго.  Однако - напомню -  что  нужно  учитывать  внутреннее  сопротивление  генератора  и  считать  по  закону  Ома  для  полной  цепи.  И  не  забывать  про  разницу  между  ЭДС  и  напряжением  на  выходе  генератора  под  нагрузкой.
Кроме  того  -  не  следует  забывать  про  приведение ( пересчёт ) переменного  напряжения  к  постоянному  через  тепловой  эквивалент...

В  общем  съэкономить  намотав  обмотку  из  тонкой  проволоки  не  получится.  Если  только  потренироваться  для  разминки...
 
Для  того - чтобы  корректно  рассчитать  что  получится  при  перемотке  имеющегося  генератора  от  скутера  или  другой  техники - нужно  иметь  достоверные  данные  по  свойствам  магнитов  ротора  -  свойствам  стали  сердечника  и  т.  п.
Кроме  того - нужно  владеть  методикой  такого  рассчёта.
В  итоге -  мало  кто  может  такое  осуществить.
На  практике -  либо  используют  генератор  как  есть  -  с  характеристиками  как  у  заводского  изделия.  Либо  перематывают  на  свой  страх  и  риск  и  получают  то  -  что  получится...  Иногда  ( если  не  нравится  результат ) -  перематывают  и  ищут  оптимум  путём  научного  тыка.
 
Посчитать возможно в Maxwell, но как было отмеченно "нужно  иметь  достоверные  данные  по  свойствам  магнитов  ротора  -  свойствам  стали  сердечника  и  т.  п."

Пара статор-ротор стоит порядка 1200р и это рабочее заводское изделие. К некоторым роторам подходит множество видов статоров - от 1 до 18 катушек...
 
Я  тут  смотрел  в  сети  документацию  от  мотора  Вернер...
Ба - знакомые  всё  лица :

Да, чехи про это говорили. Только схемы подобной ECU не нашел. А покупать дорого. Делов то - сдвинуть сигнал датчика, в зависимости от оборотов, по прошиваемой табличке... Без всяких преобразований. Кроме этого при сгорании ECU чешская система переходит в режим байпас и всё равно работает с фиксированным углом. Вообще немцы из ПВЛ на порядка 2 поприветливее чехов и у них на все вопросы есть решения. Только ценник не гуманный.
 
Я  на  99 процентов  уверен  что  внутри  волшебной  коробочки  в  левом  верхнем  углу  картинки  стоят  два  канала  процессорных  цифровых  ФУОЗ  на  базе микроконтроллеров... 


« VAPE Ignition and regulators for motorcycles»

В  общем  типа  как  две  схемы  Сарумана...
( Система  то  у  Чехов  двухканальная )
И  адаптирована  система  под  работу  с  индукционными  датчиками.
( система  Сарумана  в  оригинале - под  опто  датчик  или  пол  Холл ).


«блок  Саруман»

Естественно  что  чехи  начинку  в  виде  схемы  Вам  не  подарят...  Кстати  там  наверно  программа  ценнее  картинки.  Я  правда  затрудняюсь  угадать  как  у  них  предусмотрено  резервирование  на  случай  вызода  ФУОЗ  из  строя...  Если  только  по  пропаданию  тока  питания  -  тогда  вплоть  до  применения  реле -  которое  включает  датчики  напрямую  к  коммутаторам.

В  отличие  от  схемы  Вайп -  схема  Сарумана  находится  в  свободном  доступе.  Но  схема  Вайп -  видимо  проходила  разные  испытания  и  претендует  на  некий  гарантированный  уровень  надёжности.  А  за  любой  самосбор  -  отвечает  только  автор...  И  то -  как  сумеет.  Потому  чехи  и  денег  просят.

Ну  а  Саруман -  вот  он ( я  и  раньше  давал  на  него  ссылки ) :  http://twowheel-oppozit.narod.ru/

Кстати -  мозги  типа  Сарумана -  теперь  тиражируют  разные  производители  и  продают... 
Один  из  вариантов -  предлагаемых  в  сети :
http://www.ignition.bos.ru/
 
Вопрос по магнето:
Наиболее распространенные китайцы
http://honlingzakaz.ru/advanced_search_result.php?search_in_description=1&keywords=%D1%F2%E0%F2%EE%F0+%E3%E5%ED%E5%F0%E0%F2%EE%F0%E0&x=0&y=0

Я пробовал в том числе магнето со статором 50сс (139QMB)
вроде с тем же ротором можно использовать
Статор генератора JH-70 4T двиг.139FMB

У второго меди на обмотке для зажигания побольше. Какая система - звездочка или полоски будет предпочительна для запуска на низких оборотах - (CDI начинает работать со 160 вольт)...
 
Какая система - звездочка или полоски будет предпочительна для запуска на низких оборотах ...

Если  считать  что  " звёздочка " это  такой  статор :


«Генератор  от  Вайпер Харлей 4т.»

А  " полоски " - подразумевается  статор  в  таком  роде :


«генератор  Пилот  4 Т. Китай.»

Вот  если  сравнивать  такие  статоры  по  пусковым  свойствам - предпочтение  отдать  трудно.  ИМХО  на  мопедах  пуск  получается  достаточно  лёгким  с  любым  вариантом.  Напряжение  на  малых  оборотах  в  первую  очередь  зависит  от  числа  витков  в  обмотке  и  силы  магнитов  ротора...

Есть  версия  что  некоторые  образцы  второго  варианта ( "полоски " )  имеют  более  большую  обмотку  по  числу  витков...  Прямо  скажем - гипертрофированную  обмотку.

Однако  если  мы  имеем  большое  напряжение  при  пуске - мы  имеем  и  очень  большое  напряжение  при  работе  на  полный  газ...  А  это  предпосылка  к  выходу  коммутатора  из  строя.  особенно  если  коммутатор  китайский  и  с  защитой  от  перенапряжения  у  него  всё  плохо...

На  генераторах  как  на  второй  картинке -  ( с  двумя  отдельными  катушками ) - были  нарекания  на  частый  выход  из  строя  коммутаторов.

Есть  версия  что  для  облегчения  пуска  целесообразно  применять  пусковой  отключающийся  преобразователь  напряжения - типа  как  от  вспышки  фотоаппарата.  Эта  система  обсуждалась  уже  3  раза  в  данной  теме.

Ну а  обмотка  питания  коммутатора - должна  иметь  достаточные  но  без  перебора  характеристики.

Слишком  могучая  обмотка - предпосылка  к  выходу  из  строя  коммутатора  и  к  выгоранию  самой  обмотки.  При  чрезмерном  росте  напряжения  может  пробить  изоляцию  обмотки  и  далее  происходит  всё  как  в  трансформаторе  с  закороченной  обмоткой... Вплоть  до  дугового  разряда -  оплавления  проволоки  и  возможности  возгорания  открытым  огнём.

Кстати  - в  ряде  конструкций  для  снижения  напряжения  питания  коммутатора  - применяют  магнитный  шунт.  По  сути - короткозамкнутый  виток. Это  нужно  для  защиты  коммутатора  от  повреждения  слишком  большим  напряжением  в  режиме  полного  газа.

Обратите  внимание  на  медную  пластину - поверх  катушки  питания  коммутатора  в  генераторе  Пьяджо :


«Генератор Piaggio NRG MC2.»
 
В  некоторых  случаях -  обмотки  на  прямом  сердечнике  тоже  снабжают  магнитным  шунтом.  Бывает  что  на  железо  сначала  наматывают  несколько  слоёв  бумаги  с  лаком  потом  несколько  слоёв  медной  фольги. Край  фольги - припаивают  к  предидушему  слою.  И  сверху  мотают  ещё  слоя  три  бумаги  с  лаком.  Поверх - наматывают  обмотку...  3 - 7 тыс. витков  проволоки 0,12 - 0,15  мм.  И  о  наличии  внизу - магнитного  шунта  можно  никогда  не  догадаться.  Я  не  уверен  что  китайцы  о  таких  вещах  думают...

Немцы  при  перемотке  генераторов - в  ряде  случаев  применяли  короткозамкнутую  обмотку  из  толстой  проволоки  поверх  обмотки  питания  коммутатора.


«mhkz_hsr.»

Ещё  картинка.  Статор  фирмы  Кокусан ( Япония ).
Обратите  внимание -  на  торце  катушки  питания  коммутатора - квадратная  медная  рамочка  из 2 мм  листовой меди.
Эта  медяшка - короткозамкнутый  виток ( магнитный  шунт ).


«kokusan_85w»
 
Однако  если  мы  имеем  большое  напряжение  при  пуске - мы  имеем  и  очень  большое  напряжение  при  работе  на  полный  газ...  А  это  предпосылка  к  выходу  коммутатора  из  строя.  особенно  если  коммутатор  китайский  и  с  защитой  от  перенапряжения  у  него  всё  плохо...

2kvadratov. Спасибо за полный ответ! И про магнитные шунты интересно. "Полоски" всётаки попробую, у меня наконец CDI неплохие тайваньские  🙂

Сейчас искра получается с 3 оборотов в минуту, не знаю стремится ли к меньшему или мутить с декомпрессорами.

Еще удивило высокое напряжение с индуктивного датчика Джог - 80 вольт!

По китайцам - есть ли брэнды которым уже можно доверять?
И клоны каких магнето надёжнее 139qmb или Jog
 
.. Еще удивило высокое напряжение с индуктивного датчика Джог - 80 вольт!

По китайцам - есть ли брэнды которым уже можно доверять?
И клоны каких магнето надёжнее 139qmb или Jog

Про  доверие  к  китайпрому - у  меня его  нет  совсем.
Меньше  чем  к  сделано  в  СССР.
Качество  не  стабильное.

Недавно  разобрал  пару  конченных  китайских 4 т мопедов - просто  мрак. Чинить  зарёкся. Одноразовые  игрушки.

Про  датчики.

вы  не  путаете  ЭДС  индукционного  датчика  и  напряжение  при  подключенной  нагрузке ?

ЭДС  может  быть  очень  большим.
Особенно  если  мерить  на  незагруженном  датчике  цифровым  тестером.
Если  крисоединить  коммутатор -  к  примеру  такой :


«Yamaha   CDI»

И  измерить  напряжение  датчика  прибором  типа  ВК 7 - 9  - думаю  что  напряжение  от  датчика  будет  много  скромнее.


«Вольтметр универсальный ВК7-9»
 
Муки реального выбора на одноцилиндровый парамотор с ФУОЗ.

Внешний ротор
Без датчика
На многих парамоторах стоит магнето с внешним ротором итальянской IDM без датчика. По паспорту должно работать с 500 до 8500 оборотов и иметь ФУОЗ. Образец который есть у меня реально начинает работать с 3.4 герца (200 оборотов). В статоре 4 катушки, без датчика, только 1 катушка работает на зажигание - 2 искры на оборот (3 катушки не используются). Самое забавное, что при подключении коммутатора IDM (интегрированного с высоковольтной катушкой) к статору/ротору от PVL с внутренним ротором ФУОЗ отслеживается. Чудо...
У ПВЛ искра мощнее и жирнее, но начинается только с 400 оборотов. ПВЛ с внешним ротором начинает работу со 100, а с батареей и на 50, но стоит 380 евро если прямо с завода.

Второй вариант с внешним ротором от GY-6 диаметром 109.5 мм и 8 катушками из которых только 2 идёт на зажигание. Есть и Китай и в 3 раза более дорогой Тайвань. Отличить внешне очень сложно.

Третий от Ямаха джог 3KJ - поменьше диаметром, магнитная система близкая предыдущей, 7 катушек. Одна большая сдвоенная на зажигание.

Есть у меня хорошие внешние роторы бензопил в стиле скутерных. 4 "магнита". Можно попробовать поставить внутрь одну полоску от 139FMB или чего ещё...

Скутерные генераторы с внешним ротором серьёзно потребляют механическую энергию - несколько сотен ватт...
__________________________________________________

Внутренний ротор
Дешевле всего китайское зажигание от опрыскивателя с внутренней крыльчаткой диаметром 85 и внешним блоком с магнитопроводом. Как проверить надёжность... Начинает работать с 500 оборотов. Стоит 5 баксов. Садится на конус 15мм 1:5. ФУОЗ нет.

Есть китайская копия Сузуки/Кавасаки с внутренним ротором 58 мм в стиле ПВЛ, работать начинает с 240 оборотов (ПВЛ с 400). Искра бъет до 40мм, ужас. Но как опять проверить надёжность... Вертятся у меня на стенде при комнатной температуре, сбоев нет. ФУОЗ больше 30 градусов. Расчитан на большие кубатурные моторы, лёгкий запуск и большие обороты.

Может чегото упустил. И есть лучшие и достойные альтернативы для недорогого мотора с посадочным конусом 15 мм 1:5 ? С чешским Вапе зарёкся общаться. Инженеры хорошие - маркетинг $$#%86

Заказал очень хорошие тайваньские катушки с интегрированным CDI с программируемой кривой. Работают со всеми магнето с внешним датчиком.
________________________________________________
Лирика
Вообще после всех мучений PVL 479 за 140 евро не кажется слишком большой суммой. Особенно когда искра отчетлива видна при ярком свете и лупит с точностью в доли градуса относительно паспортной кривой.

Кстати в ветке упоминалась зажигание Лимбах - ее делает тоже ПВЛ
Please have a closer look to this system, the PVL 426 module on the LIMBACH-Flywheel (they make their own!) is only a part of the hole system. There is a second box with electronic and ignition coil inside for each PVL 426 charging/trigger coil.
So the whole system is one (1) flywheel, two (2) charging coils and two (2) electronic/HT-coils.
 
На  тему  применения  зажигания  от  бензопил  с  ФУОЗ.
Встретил  пару  интересных  видео :

Широко  известный ( в  узких  кругах )  АКА  UA3USY писал :

у некоторых не получается установить пильное зажигание на двигатель мотоцикла. в этом деле самое главное соблюсти направление вращения и если оно не совпадает перевернуть ротор вместе со старотором это крайне важно.
зажигание хорошо тем что имеет изменяемый угол опережения что можно увидеть на видео

[media]http://www.youtube.com/watch?v=nuUGoLwY0Kg[/media]
http://www.youtube.com/watch?v=nuUGoLwY0Kg

ну и инсталированное зажигание на кроссовый чезет

[media]http://www.youtube.com/watch?v=gFSc1XTTrEE[/media]
http://www.youtube.com/watch?v=gFSc1XTTrEE

искра мощная хорошая запуск прекрасный.

удачи

Источник  информации :

http://www.wagnerland.ru/index.php?topic=134.0
 
Лет 10 назад использовал зажигание от мокика ЗИД "Птаха" очень компактый и легкий ротор со статором, выносной коммутатор с катушкой типа бензопильной.
 
зажигание хорошо тем что имеет изменяемый угол опережения

На всех Пулан стоял модуль зажигания от Вальбро. Неизвестно какой. На сайте Вальбро этот файл убрали. Не осталось ли у Вас этого каталога посмотреть кривую.

И как бы узнать диаметр маховика и посадочного конуса - спросить АКА  UA3USY


Я из патриотизма перещупал много нашего (включая бензопильные) параметры очень слабые, слабее среднего уровня Китая.
 
Назад
Вверх