Бесконтактные системы зажигания. Ликбез

АКА  UA3USY - Вячеславу  чистову - можно  написать  и  спросить
Он  нормальный  товарищ - полагаю  ответит.

http://my.mail.ru/mail/ua3usy/photo?album_id=30#page=/mail/ua3usy/?

Можно  спросить  прямо  в  комментариях  под  его  фотографиями.

А  вот  его  сайт.  Там  много  интересного  и  есть  обратная  связь :
http://ua3usy.narod.ru/

Про  зажигалки  от  отечественных  бензопил - они  практически  все  были  убогие...

Кому  интересно  почитать  исчерпывающие  описания  вариантов - у  меня  они  сложены  в  альбоме :

http://fotki.yandex.ru/users/kvadrat67/album/122497/
 
Вячеславу  чистову - можно  написать  и  спросить

2kvadratov
Ответил сразу 🙂 Для меня ротор мелковат - большие стартовые обороты, а сам блочок Пулан интересен.

Есть у меня 10 комплектов таких зажиганий как на картинке. Ротор внешний. Работают только в одну сторону - против часовой если смотреть со стороны зажигания. 2 катушки - одна используется и с контактами и электронным прерывателем и из неё торчит высоковольтный провод. Такая во всех уонтактных магнето Бош.

Вторая выполняет роль прерывателя - инициируется дополнительным мощным магнитом, встроенным в ротор с 4 магнитными башмаками. Расковырял, схему нарисовал.

Как заставить работать это дело при вращении в обратнои (а лучше в любом напровлении) да еще бы Фуоз прилепить 🙂

Полярность основной катушки поменять - сложно и извращение. Проще наверно изменить схему прерывателя...
 

Вложения

  • ignition_001_001.jpg
    ignition_001_001.jpg
    94,7 КБ · Просмотры: 172
  • Circuit_Board_top_1_001.jpg
    Circuit_Board_top_1_001.jpg
    97,2 КБ · Просмотры: 169
Читал  у  парамоторщиков -   для  увеличения  диаметра  бензопильного  ротора  -  отпиливали  сектор  с  магнитами  и  приклёпывали  к  дюралевому  диску.  На  другой  стороне  диска - приклёпывали  не  магнитный  противовес.  Балансировали.  В  результате  получался  ротор  в  два  раза  большего  диаметра. Это  позволяло  получить  возможность  уверенного  запуска  мотра  за  винт...  Идея  пуска  за  винт  -  кажется  мне  опасной... Не  советую.
Но  увеличить  диаметр  ротра - идея  вполне  годная.  Если  мотор  тугой  на  проворот -  облегчение  при  пуске  за  бечовку  ожидается  существенное.
________________________________________________

Это  про  модернизацию  магнето  от  бензопил  и  триммеров.
Примерно  таких  как  на  картинке :


«25cc 30cc 38cc 40cc 45cc 52cc 58cc 62cc engine fly wheel ignition coil 2 stroke engine fly wheel brush cutter chain saw flywheel.»

Следует  иметь  в  виду  что  некоторые  магнето  такого  типа - имеют  ФУОЗ.  А  некоторые  не  имеют.  По  схеме  они  бывают  как CDI - так  и  транзисторные - с  индуктивным  накоплением  энергии...  В  каждом  конкретном  случае  - приходится  разбираться  индивидуально.
 
В  каждом  конкретном  случае  - приходится  разбираться  индивидуально

Вот и хочется узнать конкретно у какой широкодоступной техники алюминиевые маховики диаметром 105...150мм и конус 15мм 1:5 (или достаточно "мяса" чтобы расточить)
не всегда большой диаметр свидетельствует о малых стартовых оборотах
Что пока нарыл
STIHL: 009, 010, 011, 012, 017, 020, 021, 023, 025, MS 200, MS 210, MS 230, MS 240, MS 250 = 90мм 500 оборотов

026, 028, 029, 034, 036, 038, 039, 044, 048, MS 260, 290, 310, 390, 340, 360, 360 C, 440, FS 360 and FS 420 = 106.3
064 and MS 640 = 114мм 750 оборотов 😡
внешний ротор 070 = 92мм 400 оборотов
у 028, 038, 048, 051, 076, 084 вместо целой катушки бывает маленький сенсор и очень низкие стартовые
Опять же это продекларированные данные - можно ли верить. Я измерял У 38 и 380 модели стартовые порядка 300, диаметр могу измерить!!!

PARTNER: R420, R421 T, P55, P70, MP650 = 89мм 750 оборотов
HUSQVARNA: 33,  66, 266 = 116мм 900 оборотов 😡
48, 50, 51EPA, 61-NEW, 240R, 245R, 250PS, 250Rx, 254, 257, 261, 262, 268, 268K, 272, 272K 89мм 750 оборотов
36R, 42, 181, 234, 238, 268R, 242, 246, 281, 288  125мм 900 оборотов

Пока всё достаточно кисло.

Экономные модули с ФУОЗ практически есть у
Poulan 530039209 - маховики (размеры неизвестны)
Poulan 530039167 - блоки зажигания (стартовые обороты ?)

подороже
Echo CS-550
Echo CS-680
Oleo-Mac GS 820
EFCO МТ7200 и МТ8200
Efco МТ 6500 BCP/64R

У ПВЛ есть блоки и цифровые и аналоговые работающие с 280 до 8000 оборотов на маховике 150мм. Но сам ПВЛ делает не ротор, а магнитный башмак для присоединения к ротору.
 
На  тему  применения  зажигания  от  бензопил  с  ФУОЗ.

Потестировал подобное зажигание. Не понравилось. Очень слабая искра. В итоге чем увесистее внешний блочок и больше диаметр ротора, тем лучше работает. Лучше всего блоки с Ш-образным железом.

Кстати подробно потестировал зажигание итальянских парамоторов от IDM. На этом летает большинство парамоторов - никаких восторгов.
- Вариант с внешним блочком-статором работает также как от самых дешёвых мотокос.
- Вариант с внешним ротором ФУОЗ несколько градусов, практически отсутствует. Искра слабая, как на самых маленьких катушках скутеров. Физику не обманешь. 4 магнита на оборот действительно мало. В катушке мало железа. Половина искр тратится впустую.

В итоге подсел на универсальные тайваньские коммутаторы, с программируемым ФУОЗ, работающие с любыми магнето с внешним ротором, есть как AC, так и DC версии.

Хорошо бы дополнять данную тему кроме электрики размерами элементов зажиганий. Видел гдето немецкий интернет магазин где приведены размеры роторов и статоров скутеров. Потерял... Никто не подскажет?

И от какой техники может быть такой статор со снимаемыми катушками?
 

Вложения

  • magneto.JPG
    magneto.JPG
    24,6 КБ · Просмотры: 177
Вопрос к  kvadratov.
Что посоветуете? Занимаюсь проектирование 5-ти цилиндровой звезды, система газораспределения имеет 5 распредвалов, т.е. на каждый цилиндр своя. Не знаю что выбрать. Ставить на каждый распредвал по датчику Холла или же применить магдино по типу показанному в посте 443. При магдино смущают низкие обороты роторов, да и требуются 2-х искровые катушки зажигания. Если использовать датчики Холла то надо соответствующее число коммутаторов. Раньше, когда работал на моторных заводах, не заморачивался, были КБ электриков. Сейчас заводов нет, конструктора электрики поразбрелись, как и все остальные.
 
Вопрос к  kvadratov.
Что посоветуете? Занимаюсь проектирование 5-ти цилиндровой звезды ... 

Я  подумал  бы  на  тему  применения  трамблёра  от  5  цилиндровой  машины Ауди 100 ....
По  схеме - всё  как  у  ВАЗ 2108 -  но  на 5  цилиндров.

Вращение  можно  взять  от  одного  из  распредвалов.

Вы  не  рассматривали  такой  вариант ?
 

Вложения

  • Raspredelitel_5.jpg
    Raspredelitel_5.jpg
    14,6 КБ · Просмотры: 135
Честно говоря я этот вариант не учитывал. Для авиамотора наверное более предпочтителен вариант магнето. Батарейные системы зажигания хороши на автомобилях. Вот и возникают у меня дурные мысли о применении магдино от МГД.
С магдино приходилось работать достаточно плотно, на больших оборотах особых проблем нет, а вот при оборотах ротора в пределах 250...350 об/мин как они будут себя вести?
Знаю, если магниты типа нашего ЮНДК, то ничего хорошего, если на базе редкоземельных элементов то всё более менее нормально. Наверное действительно надо ориентироваться на тромблёр.
 
Автоконверсии  моторов  Фольксваген  жук  - в  ряде  случаев  летают  с  трамблёром.  Другие  автоконверсии - тоже летают  с  трамблёром - к  примеру   Suzuki G13-BB.
На 4  или  на  5  цилиндров  трамблёр - на  надёжностиь  не  влияет.  У  упомянутых  моторов - трамблёр  ИМХО  не  является  узким  звеном  в  плане  надёжности.

Магнето - не  плохо...  Но  где  Вы  магнето  авиа  на  5  цилиндров - брать  будете ?  Ну  пару  штук  -  найдёте  антикварных...  Под  восстановление.  Или  купите  в  америке  за  приличные  деньги...

Можно  предусмотреть  возможность  установки  как  агрегатного  магнето  -  так  и  трамблёра.  Но  трамблёр - заводской  блок -  компактный  и  довольно  высокой  надёжности.

Про  индивидуальные  магнето. ( типа  бензопильных ).
Такое  решение  применялось  на  3  и 4  цилиндровых двухтактных  звездообразных  моторах  Кёниг.  Можно  и  на  5  цилиндров  сделать...
Но  чтото  оно  меня  не  очень  впечатляет...  Тоесть  при  5  цилиндрах - получится  какой  то  огород...  ИМХО и  при  4  цилиндрах - с  компоновкой  зажигания - перебор.


«K[ch246]nig SC430 dreicylinder.»

b2_001.jpg


Ещё  ссылки :

http://www.faucheurs.com/faucheurs/images/PlaneursMembres/CirrusSd/D-KCAE-CirrusSdM-Info.htm

Трёхцилиндровый монстр - парамотор Pagojet-M4 с двигателем Кёниг SC430 :
http://paraplan-irkutsk.ru/content/view/75/37/
 

Вложения

  • KG_nig.gif
    KG_nig.gif
    83,3 КБ · Просмотры: 234
На  По - 2  ( и  некоторых  иных ЛА )  применялись 5 цилиндровые звездообразные  моторы М 11.

Для  зажигания  там  были  применены 2  агрегатных  магнето  и  одно  пусковое...

Хочу  напомнить - как  всё  это  было  устроено.
Просто  или  сложно -  применять  такое  теперь  или  нет -
думайте  сами. Тут  нет  одного  рецепта  для  всех.

-----------------------------------------------------------------

Выдержка  из  инструкции  аэросаней  ОСГА-6:

Установленный на аэросанях двигатель М-11 и его модификации (М-11В и С-11Д) имеют систему зажигания топливной смеси от двух магнето типа БСМ-5. Каждое из них подает напряжение на свой ряд свечей (по две, на каждом цилиндре). Это повышает надежность работы двигателя и улучшает его запуск при низких температурах. Тем не менее для еще большего облегчения запуска в кабине водителя было ручное пусковое магнето.
---------------------------------------------------------------------

Система зажигания на самолете У-2—М-11
http://www.airpages.ru/ru/u2_15.shtml
---------------------------------------------------------------------

На мотор ( М 11 ) может быть установлено магнето БС-5П или БСМ-5...   и  т.  д.  :
http://samolet-po-2.ru/po-2-stati/shema-zazhiganiya.html
---------------------------------------------------------------------

Свечи и магнето для зажигания в самолете ( детгиз ) :
http://rjstech.com/samolet/zazhiganie-samoleta/svechi-i-magneto-dlya-zazhiganiya-v-samolete.html

Это  отсюда :
http://rjstech.com/samolet/
----------------------------------------------------------------------
Как  устроен  авиационный  двигатель  ( ВВФ 1925г. ) :
http://scilib-avia.narod.ru/AEngines/index.html
---------------------------------------------------------------------

Магнето б/у -БСМ-5 ( от По - 2 )
( агрегатного  типа ).
DSC_0003.jpg


Если  в  поисковике  Яндекс  набрать  запрос :  Ремонт рабочих магнето типа БСМ - и  открывать  сохранённые  копии - можно  прочитать  много  интересного. ( Основные  ссылки  не  работают - во  всяком  случае  у  меня ).
 
Большое спасибо  kvadratov за столь подробную информацию. Да, погрузили Вы меня в раздумья. Надо всё прорисовывать, то бишь компоновать и сравнивать габариты. Как говорится, судьба. С системой питания всё более, менее ясно, это впрыск под клапан. С зажиганием прийдётся повозиться. Во время своей работы больше специализировался на системах питания, зажиганием занимался поверхностно, вот и плоды моего раздолбайства. Ваша ветка наиболее интересна, занимаетесь хорошим делом.
 
Впрыск - это  значит  компьютер ?

Ныне  такие  вещи  делают  на  автомобилях   снегоходах  и  мотоциклах -  с  индивидуальными  катушками  на  каждую  свечу  ( или  на  пару  свечей ) -  реперным  диском и т. д.  Примерно  как  у  крайних  выпусков  мотоцикла   Suzuki GSX-R и  прочих  подобных....

Я  не  очень  люблю  такие  конструкции.  Они  иногда  дохут  от  косого  взгляда  и  ремонту  в  полевых  условиях  не  поддаются.

ИМХО  из  того  что  встречалось  в  СССР -  Злин  с  6  цилиндровым  Вальтер  Минором - был  вне  конкуренции.
( Если  не  стоит  задача  получить  вазочку  за  пилотаж.  Тогда -  ЯК  и  Сушка -  рулят. )

И  все  эти  самолёты  летали  без  всякой  сложной  электроники  и  компьютеров....

Из  импортных  китов - любуюсь  на  Sonex sport aircraft  с  мотором  AeroVee 2.1.  И  на  некоторые  близкие  к  нему  конструкции...  Весма  неплохо  и  приспособлено  под  любительские  нужды...  Одно  плохо - цена  AeroVee 2.1 кусается.

Мой  товарищ построил  самолёт  по  чертежам  Зодиака  с  мотором  Ротакс  593  от  снегохода  Скандик. Проект  обошолся  примерно  в  пределах 200 т.  руб. ( и  около  3  лет  работы по  строительству ).  Стало  ясно - что  мотор  слабоват.  Планер  хороший - но  с  мотором  -  чуть  сильнее  582го -  только  вокруг  площадки  крутиться  и  ждать  отказа.  AeroVee 2.1 на  такой  самолёт  наверно  лучше  бы  подошол.  Но  он  денег  стоит - конских. 7000 долларов  без  растоможки и  доставки...  Это  дороже  чем  весь  самолёт  который  уже  летает.  Мрак.  Жаба  давит  - Мой  друг ( хозяин  самолёта )  не  имеет  таких  доходов - чтобы  безболезненно  вынуть  из  своего  бюджета  такую  сумму....
..........................................................

Схема  современной  системы  зажигания  от  мотоцикла.
Число  выходных  транзисторных  ключей  и  катушек  зажигания - бывает  разным - в  зависимости  от  числа  цилиндров.


«Коммутатор  современного  мотоцикла..»


Два  индуктивных  датчика  и  реперный  диск - на  мотоцикле Хонда.

«reluctor pickup_01  old CBR 1000.»
 
Кстати - если  уже  я  тут  упомянул  про  Фольксвагенообразные - наверно  будет  уместно  написать  немного  о  интересной  дублированной  системе  зажигания   AeroVee

( картинки  накопаны  с  сайта )   :
http://www.aeroconversions.com/


«AeroVee  magneto.»


«магнето AeroVee»


«маховик  AeroVee» ]


«маховик  чб. AeroVee»


«AeroVee маховик  крупно.»


«Модуль  зажигания»


«ротор - модулятор»


«магнето  в сборе»

Как  я  понял - мотор  заводится  на  батарейной  транзисторной  системе  зажигания.  При  чём - она  настроена  видимо  на  более  поздний  угол.  При  достижении  некоторых  оборотов - начинает  работать  зажигание  от  индивидуальных  магнето  бензопильного  типа.  Ини ( Как  я  понимаю ) - настроены  на  более  ранний  угол.  И  требуют  для  своего  функционирования - более  высоких  оборотов.


«AeroVee 2.1 Engine.»
 
kvadratov, я тут на досуге подумал и решил. Нужно компоновать 2 типа зажигания, один на базе магдино, другой на базе трамблёра. Трамблёр буду брать от ВАЗ-2108. Крышку переделаю под 5 выводов. В 70-х годах делали сами крышки из полиамида. Сейчас можно сделать пресс-форму и отливать из полиамида или прессовать из АГ-4С. Восьмёрочный траблёр достаточно компактный и должен хорошо компоноваться. Импортный трамблёр можно ставить на опытное изделие, затем всё равно прийдётся переходить на отечественные комплектующие.
 
В моторах аэрви оба контура зажигания по мануалу выс тавлены на 25 градусов, но реально,  чтоб завести мотор пришлось магнитик блока электронного зажигания сместить назад в ВМТ
 
По  поводу  использования  трамблёра  ВАЗ 2108 -  как  заготовки -  возможно  это  имеет  смысл.  Для  5  цилиндрового  мотора  нужно  будет  изготовить  другой  модулятр  - с  5  вырезами  и  не  забывая  про  соотношение  длинны  вырезов  и  железной  стенки.  Закон - если  вырез  10  мм  -  то  стенка  20  мм.  Числовые  значения  могут  быть  разные.  Важно  что  1  треть  воздух - 2  трети  железа.  Я  об  этом  уже  писал  в  этой  теме.

Крышки  5  цилиндрового  трамблёра  и  бегунки  -  ИМХО  есть  в  продаже  в  интернет  магазинах  и  на  разборках  машин.  Изготовить  самоделку  можно...  Но  трудно.  Надо  ли ?  Можно  просто  адаптировать  крышку  от  Ауди  к  трамблёру  ВАЗ.  Или  применить  трамблёр  от  иномарки  целиком.  Я  видел  крышки  трамблёров  для  иномарок - выточенные  из  больших  кусков  плекса...  В  советское  время  запчастей  небыло. Голь  была  хитра  на  выдумку.  Но  чаще - всёже  приспосабливали  целиком  не  родной  трамблёр.  Я  сам  ставил  трамблёр ( с  датчиком  холла ) от  ВАЗ 2105  на   Вольву  345.  Ездит  до  сих  пор...  Лет  15  прошло...  Лить  из  пластмассы  крышку - на  мой  взгляд  сложно  и  смысла  не  вижу.

Вибратор  ( электронный  аналог  вибратора )  - ИМХО  для  запуска  на  исправном  трамблёре  с  датчиком  Холла  не  потребуется.  Искра  при  самых  малых  оборотах - будет  -  слона  убей.

Про  крышки -  ссылочка :

http://audi100.ru/index.php?option=com_jfusion&Itemid=5&jfile=viewtopic.php&f=23&t=21291&start=30
 

Вложения

  • kryshki.JPG
    kryshki.JPG
    87,3 КБ · Просмотры: 124
о  интересной  дублированной  системе  зажигания

Как сделать очень надёжную систему переключения между батарейной (для запуска) и основной системой зажигания? Если свечи не дублированны. Механическим коммутатором или... Если запуск производится электростартёром лучше наверно gривязаться к его пусковому реле.
 
Если  переключение  зажигания  требуется  только  для   перехода  с  пускового  режима  на  маршевый -  я  бы  тупо  поставил  тумблер - переключающий  питание  блоков  зажигания.
( К  примеру - тумблер ТП - 1 - 2. - или  подобный ).

Если  применяются  самодельные  коммутаторы  CDI  -  тогда  может  получиться  весьма  незамысловатая  схема :
( Можно  предучмотреть  чтобы  тумблер  автоматически  переключался  на  второй  контур  при  даче  ручки  газа  на 2 / 3. )


«Схема 1.GIF »

Если  применить  одновременно  транзисторное  зажигание  и  CDI -  тогда  схема  получается  чуть  сложнее. Потребуется  ещё  реле.  Схема  нарисована  для  случая  применения  маршевого  CDI  и  коммутатора  ГАЗ  для  запуска.


«Схема 2.GIF »

Применять  в  системе  переключения  реле  стартёра  ИМХО  не  разумно.  Лучше  дать  мотору  поработать  несколько  дольше  на  первом  контуре  зажигания. Реле  шунтирования  первого  контура  во  второй  схеме  -  можно  применить  автомобильное  с  нормально  разомкнутыми  контактами.  В  принципе - первый  контур  можно  выводить  из  работы  и  шунтируя  мощным  проволочным  резистором  обмотку  питания ( зарядную  обмотку  CDI ).  Резистор  потребуется  примерно  250 [ch937]  не  менее  чем  на  5 Вт.

В  приведенных  схемах -  схемы  коммутаторов  не  догма. 
Схемы  нарисованны  для  рассмотрения  вариантов  внешней  коммутации  при  применении  одной  катушки  зажигания  и  двух  коммутаторов.
 
@ kvadratov

А если  поставить два датчика и тумблером  переключать сигнал от них на входе коммутатора.Тогда вроде и второй контур не нужен.
 
Назад
Вверх