Бесконтактные системы зажигания. Ликбез

статистика по 7 батарейным зажиганиям от двигателей беспилотников от 18 до 62лс, кому надо переведёт  🙂

For 60%+ of UAV engines the curves are real close to that:
- gradually grown from 3...5° BTDC at 0rpm to 28...32 at 4000 rpm and after 4k rpm is ~30°

For 30% + (e. related one cylinder and boxers)
- at 0-2000rpm, the advance timing is 15°,more than 3500rpm, it's 30°

If you cannot afford expensive electronics the thing you can do is to time the engine 28° BTDC. It works well for years before.

If you observe severe component quality problem (says chinese casted pistons of AlSi12 instead of eu or japan forged ones) outdated scavening or combusting chamber, lack of cooling (due wrong cowl design) you can reduce advance angle at working rpm but it would reduce fuel effeciency.

При сомнениях в надёжности мотора, в том числе при неквалифицированной эксплуатации и отсутствии контроля  перегрева рекомендуется прилагаемая 479 кривая для аналоговых зажиганий двухтактных. У 4-тактных благодаря лучшему охлаждению возможны опережения вплоть до 45 градусов.

Это из письма ведущего инженера разработчика PVL.DE - производителя зажиганий авиационных моторов Лимбах, двигателей беспилотников локхид, www.3w-international.com, www.uavenginesltd.co.uk, www.evanguy.com, Ricardo's Wolverine3, лицензиата чешских ZDZ, ICU-S, ICU-P, ICU-L, ванкельных Aixro, всяческой другой гоночной техники и др с общим числом установленных систем по миру более 7 млн.

Кривая приведённая ранее для 43 - 120 кубовых электронных зажиганий с электронным процессором (с прямым процессорным управлением карбюратором) от штиль.

M-Tronic точно регулирует момент зажигания и дозирование ­топлива­ в любом режиме ­работы с помощью электроники. В расчёт принимаются внешние условия - температура,­высота над уровнем моря и качество топлива. система M-Tronic во время работы постоянно проверяет объём топлива и регулирует его с помощью электроники. Вам больше не придётся регулировать карбюратор вручную с помощью регулировочных винтов при изменении внешних условий, таких как температурные колебания, высота над уровнем моря или неоднородное качество топлива. При этом в режиме максимальной мощности также компенсируется концентрация этанола в топливе до 25%.
http://www.youtube.com/watch?v=WJIBdSURoAQ

Понятно что PVL и Stihl не авторитет для Письмана. Но слава богам и интернету у данной ветки есть более адекватные читатели, которые извлекут пользу от приведённых ранее кривых и правильно их поймут. У меня лично ушло несколько лет чтобы полностью прочувствовать и принять умом каждый сегмент кривой от M-tronic (ОТВЕТ 575 И 582).
 

Вложения

  • teaser-ms-261-c-m-mtronic-zoom_rdax_85.jpg
    teaser-ms-261-c-m-mtronic-zoom_rdax_85.jpg
    41,4 КБ · Просмотры: 182
  • 479100zk_inst.png
    479100zk_inst.png
    15 КБ · Просмотры: 204
Я все равно перевел для себя.... выложить труда не составляет.
Ничего противоречащего тому что я писал - не вижу.

 
очень желательна. субьективность должна быть исключена.
попробовал снять зафиксировать, одному чертовски неудобно пилить и держать камеру так чтоб видно было уползающий от вибрации тахометр. вообщем на ролике цифр не видно, когда будет помощник - пересниму.
А пока результат такой: хускварна 268, мах. обороты хх с режущей гарнитурой 12100, при пилении падают до 10800. результат может быть не совсем корректным из за заточки цепи - ограничительный зуб сточен на 1мм больше рекомендованного и нагрузка получается значительно больше. С помощником попробую сделать рез новой цепью.
На штиле 180-м результат почти такой же 11800/10200, с цепью те же грабли. сегодня других пил в наличии нет.
 
А пока результат такой: хускварна 268, мах. обороты хх с режущей гарнитурой 12100, при пилении падают до 10800. результат может быть не совсем корректным из за заточки цепи - ограничительный зуб сточен на 1мм больше рекомендованного и нагрузка получается значительно больше. С помощником попробую сделать рез новой цепью.
На штиле 180-м результат почти такой же 11800/10200, с цепью те же грабли. сегодня других пил в наличии нет. 
На меньшие обороты при увеличении нагрузки не переходит? мне казалось при наблюдении со стороны что обороты существенно меняются при изменении нагрузки.
 
А пока результат такой: хускварна 268, мах. обороты хх с режущей гарнитурой 12100, при пилении падают до 10800. результат может быть не совсем корректным из за заточки цепи - ограничительный зуб сточен на 1мм больше рекомендованного и нагрузка получается значительно больше. С помощником попробую сделать рез новой цепью.
На штиле 180-м результат почти такой же 11800/10200, с цепью те же грабли. сегодня других пил в наличии нет. 
На меньшие обороты при увеличении нагрузки не переходит? мне казалось при наблюдении со стороны что обороты существенно меняются при изменении нагрузки.
🙂 естественно переходит  🙂 цепь заточена агрессивно, нажимом на пилу я могу остановить цепь совсем, ну или почти совсем, при этом начнёт буксовать сцепление. потому и сделал оговорку про заточку цепи. при штатной заточке падение оборотов и составляет 1000-1500.
 
....Всё что было оговорено в первых постах относительно переключения катушек сделано.
Если Вас не затруднит---- продолжим!!

Как Ваши успехи ?  Коммутаторов никаких не нашлось ?

А я тут по случаю пару страничек документации накопал :
Из каталога запчастей Чапарраль - Фуджи - практически все как у Вашего стартера от Камацу.







Полный документ :

http://www.vintagesnow.com/Chaparral_files/G34.pdf

Выкладывали в теме :

Продам двигатель Chaparraal

http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabbA/YaBB.pl?num=1314608321
 
На просторах сети встретил  обсуждение про тиристорное зажигание с ФУОЗ аналоговой системы - похожее на применяемое в некоторых бензопилах. Обсуждение не сильно толковое... Но там есть ссылка на интересное видео.  Конструкция на базе  минского - восходовского генератора с  интересным датчиком и своеобразным блоком зажигания. Судя по видео - момент изменяется плавно - не скачком. Собственно так и должно быть у данной конструкции...

Ссылка на обсуждение :

http://roker.kiev.ua/forum/viewtopic.php?f=36&t=3798

Видео - в котором можно видеть собственно все самое интересное :

ФУОЗ для генератора 43.3701   от АКА  Heval3141

http://m.youtube.com/watch?v=ov4ngvPWFJ8




P. S.  Нашлась тема  где автор видео - АКА  Heval  писал про свою разработку :

http://www.moto.com.ua/forum.php?id=41985&page=77

Речь пойдёт о ФУОЗе, именно на "Минске" с генератором 43.3701.
Немного "философии":
Когда-то, в журнале "Изобретатель и рационализатор", пишет некий Автор как он придумал прерыватель для автомобиля с двумя контактами и он чем-то там лучше штатного.
Находится Оппонент, который говорит, что "всё это полная ерунда т.к. есть электронное зажигание которое заведомо лучше справляется".
Тогда Автор отвечает: "А вы пойдёте на медведя с ружьём, в котором микросхема и батарейка?"
Эта фраза так впечатлила, что я задался целью сделать ФУОЗ, заменив ставший привычным микроконтроллер "напильником". Похоже - это удалось. Получился CDI  с ФУОЗ который:
1.Не содержит подвижных деталей.
2.Всей "электроники" - два транзистора и тиристор.
3.Большой диапазон реализумых функций.
4.Высокая надёжность.
Минусы:
1.Система аналоговая и требует индивидуальной настройки.
2.Для настройки необходим стробоскоп и терпение.
Пока всё работает на стенде.
Это кому-нибудь интересно?
http://youtu.be/ov4ngvPWFJ8

Схема ранее не выкладывалась....
.... Где-то, через недельку, отформатирую видео и выложу. НО! эта система сделана и подходит ТОЛЬКО к генератору 43.3701.
В электросхеме нет ничего особенного,(классический триггер Шмитта) всё заключается в ФОРМЕ магнитопровода индукционного датчика. Для осознания:
Это написал мой единомышленник(хотя я его и не знаю), он гараздо сильнее меня в эпистолярном жанре, но я всецело с ним согласен.
http://www.motoizh.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=952:2011-06-21-15-38-20&catid=7:2011-02-20-13-01-59&Itemid=5

Необходимую функцию ( изменения угла ) - (чтобы её смоделировать) для "Минска" я нигде не нашёл. Даже на завод звонил, но там не понимают, о чём речь.
Поэтому есть возможность изменять максимальный угол от 15 до 32 градусов и варьировать скорость увеличения (возрастания) угла ОЗ в диапазоне от1000 до3500 оборотов.
Оптимизировать буду по поведению мотоцикла в движении.

Чертеж сердечника датчика и магнитного экрана :

 
Нашлась еще тема с  обсуждением и картинками :

ФУОЗ для "Минска" с генератором 43.3701 на Минскмото ру :

http://www.minskmoto.ru/viewtopic.php?f=8&t=7036

Вставлю несколько  наиболее важных картинок по теме  зажигания с датчиком типа '' косое Ша '' 
- ибо все что лежит на сторонних  форумах - сегодня есть , а завтра - ошибка 404 и тю тю....

Датчик типа '' косое Ш ''  :



Первый ( старый ) вариант схемы коммутатора для датчика '' косое Ш '' 
( с формированием входного сигнала транзисторным триггером Шмитта )   :






  - АКА  Heval  писал  :

Возможность ( снять осциллограммы в контрольных точках ) появилась частично.
До конденсаторов уже не добраться.

Эпюра в точке  ( а )
http://youtu.be/Gkj0hbK4SNA

Эпюра в точке (b)
http://youtu.be/bxTcYmLC73U

Эпюры в точках (a) и (c)
http://youtu.be/VybCPKtFq3k

На  крайнем  видео - переключал диапазоны, поэтому дёргается...

Х  Х  Х  Х  Х  Х  Х  Х  Х  Х  Х  Х  Х  Х

... А потом решил улучшить CDI.
Нормировать время открытого состояния тиристора, отказаться от дискретных транзисторов, ввести индикацию наличия питания и сигнала датчика (для экспресс- диагностики) ...
И вообще - очень доволен. Всю зиму незря  старался....

Новый вариант коммутатора с формирователем на микросхеме :

В микросхеме  работают оба таймера.
Первый - это триггер Шмитта, который собственно всё и определяет, а второй - укорачивает и стабилизирует по длительности управляющий импульс тиристора (0,15mS) дабы не греть зря обмотки.
Да и фронты импульса, за счёт двухтактного выхода микросхемы, получаются круче.






Речь идёт о зазоре между магнитопроводом датчика и взаимодействующими с ним магнитами ротора. Т.е. -
увеличиваем зазор, а снижение уровня сигнала датчика - компенсируем регулируемым входным делителем. Получаем иную зависимость УОЗ от N.
Чем больше зазор, тем круче подъём графика функции.
Есть три регулируемых параметра: Зазор, коэффициент передачи входного делителя и поворот статора...
Получается много всякого и разного.
Самое забавное: я очень, очень примерно представляю себе, как выглядит для "Минска", оптимальная (f) N.
 
Квадратов, если помните,я  писал что у меня нечаянно реализовалась схема с существенным изменением уоз в правильном направлении на стандартных аналоговых компонентах. я не спец чтобы проанализировать причины такого события, но факт налицо- те просто подбором параметров аналоговых элементом можно добиться изменения уоз.
И в поднятой Вами теме про минское зажигание сказано что функция изменения уоз "запрограммирована" только формой магнитопровода! Если бы это было так то это было бы здорово- компьютер без микросхем! так вот вопрос к гуру- возможно ли такое? и можно ли такое реализовать путем наклона, или подпиливания Ш- образного сердечника катушки-коммутатора обычного бензопильного типа. например сделать скос на центральном- управляющем башмаке?
 
почитал- и то что понял- такое возможно когда датчик срабатывает по "нарастающему" фронту. возможно что это я и реализовал в свое предыдущей конструкции. -там это возможно тк генератор и коммутатор отдельные и соединял их я сам- там 2 отдельных провода. но насколько я помню работала система только при одном соединении проводов- что говорит о том что коммутатор воспринимает определенную полярность сигналов.
и тем не менее наблюдался значительный- даже более значительный чем нужно, рост уоз по мере увеличения оборотов.

а простейшие блоки типа бензопильных срабатывают почему то при сходе магнитопровода с магнита- по падающему фронту. возможно поэтому у них не реализуется рост опережения.
хотя сижу-думаю, что это похоже не имеет значения. важно наличие зазора между датчиком и ротором, сопоставимого по величине с требуемым ходом опережения зажигания в абсолютных линейных величинах. и достаточно   мощные магниты чтобы наводить сигнал в удаленном на больше расстояние датчике. те если при моем роторе диаметром 90мм 10градусов это 7мм- то зазор между датчиком и ротором должен быть не штатные 0,4- а больше, в статье сказано про 4мм.
тут я сразу вспоминая про мои опыты 15ти летней давности со штатным зажиганием Соло-210, который дико пинался при запуске- прямо пальцы отрывал. при отодвигании датчика от ротора двигатель от ручки запускался мягче- но переставал запускаться от электростартера с 12в аккумулятором- те очевидно что пусковые обороты увеличивались. видимо и здесь будет тоже- изменяемый уоз в обмен на увеличенные пусковые обороты.

может удастся добиться какого то компромисса при "косом" расположении катушки?- что бы "входной" выступ магнитопровода был ближе к ротору, а "выходной" дальше?
 
Это кому-нибудь интересно?
http://youtu.be/ov4ngvPWFJ8
Очень интересно! Сейчас рисую проект авиамотора и там должен быть решен вопрос зажигания.

Особенность в том, что генератор должен давать искру на свечу на два цилиндра через 180 град. Но свечей в цилиндре должно быть две. То есть 4 свечи, и два независимых канала ...
 
Несколько слов о моем отношении к системе зажигания с датчиком типа косое Ш  и о его достоинствах и недостатках по сравнению с  системами реализующими программируемый  формирователь угла опережения зажигания  ( программируемый ФУОЗ ).

Система  с датчиком косое Ш - это  система с аналоговым параметрическим  ФУОЗ.  Это весма продвинутый вариант системы с аналоговым  ФУОЗ.

Давайте задумаемся от чего зависит  эффективность  ( диапазон изменения  момента зажигания )  у аналоговых  ФУОЗ.

Как тут уже написали -  аналоговые системы часто  работают за счет использования  системы в которой  тиристор открывается  восходящей волной положительного импульса - который возникает в индукционном датчике при приближении к нему магнита закрепленного на вращающемся роторе.  При этом крутизна этого синусоидального ( или пилообразного, или колоколообразного ) импульса  и амплитуда ( вольтаж ) импульса зависят от :

1. Скорости вращения ротора с магнитом.
2. Силы магита и зазора между магнитом и частями  датчика.
3. Характеристик обмотки датчика.
4. Формы  стального сердечника датчика. ( сердечник изготавливается из шихтованного трансформаторного железа или из простой стали  с мягкими магнитными характеристиками. Тоесть сердечник  легко примагничивается магнитом - но сам магнитом не становится ).
4. Имеет значение размер и форма магнита на роторе - и то, на сколько четко (  или наоборот -  не строго )  обособлены полюса магнита на роторе.

Подбирая  баланс между этими факторами - можно добиться получения растянутого пилообразного ( или колоколообразного ) импульса - который будет сильно изменяться по ширине и высоте (напряжению ) при изменении оборотов ротора. При увеличении оборотов - импульсы будут сстановиться  шире и выше...

Если  уровень срабатывания электронного блока четко задан по некоторому уровню напряжения - мы получим более раннее срабатывание зажигания - при более больших оборотах.

Для того' чтобы уровень срабатывания коммутатора был точно такой, как нам хочется нужно :

Применять качественные тиристоры со специально подобранными характеристиками. И ( или )  дополнительно применять пороговые формирователи входного импульса (  как вариант - транзисторный триггер ).

Для настройки  системы предпочтительно иметь на входе с датчика регулируемый при настройке делитель ( на постоянных и ( или ) переменных резисторах. )

Для настройки этого  устройства требуется грамотный в электике человек, время,  и минимальный набор необходимых  приборов  ...
Тестер. Стробоскоп. Тахометр. Факультативно - желательно и осциллограф.... Но в ряде случаев - без осциллографа можно обойтись. Без других перечисленных приборов - врятли.

Комуто кажется сложно....   Думаете с программируемой шарманкой дело сильно проще ?  Вы уже собрали или купили программатор ?
Вы умеете писать программы для  микропроцессоров ?  При программировании у  Вас микропроцессоры не дают сбоев ?
Собирать некую плату с деталями придется - как не крути.
Защита  микроконтроллера от помех - это тоже не всегда просто.
Можете почитать в сети как люди десять раз переписывают программу - а она глючит....  ИМХО  с  программируемым  ФУОЗ все еще сложнее - но он выигрывает при условии массового тиражирования - если конечно грамотно спроектирован и установлен. Причина ?  Просто не требуется настраивать каждый экземпляр изделия.

Это я прошолся  ( со своей колокольни ) по общей теории и идеологии создания и постороения систем зажигания с  ФУОЗ.
Не претендую  на мнение в конечной инстанции.
Адептам  программирования - сразу предлагаю открыть свою тему и начать выкладывать там личный опыт  создания коммутаторов с программируемыми мозгами. С радостью почитаю - но пока я сторонник  более старых  методов  получения искры для ДВС.
Далее напишу более конкретно про теорию и проблемы с созданием аналоговых систем зажигания.
 
В любом современном автомобиле стоит компьютерный впрыск и такой-же автомат опережения. Никому в голову не приходит менять это на аналоговые или механические устройства. Просто в автоиндустрии создают компы и пишут программы профессионалы. С точки зрения надежности  в условиях воздействия атмосферного электричества лучше магнето с прерывателем ничего нет. По этому их до сих пор ставят и на самолеты и на Робинсоны. От разряда молнии сдохнет что 555 таймер , что PIC-процессор. У тиристора и транзистора  при этом есть шанс остаться в живых. Мне кажется, что имеет смысл всерьз рассматривать упрощенные системы для резервирования основных на случай форс-мажора.
Тот-же популярный блок Сарумана позволяет загрузить любую зависимость УОЗ от оборотов и при стоимости равной 3-ем  канистрам бензина может работать от батарейки крона весь сезон.Существует полно людей , готовых помочь его подключить и запрограммировать. Если не разбираемся в процессорах, давйте и телевизоры на лампах сами паять будем  и от GPS-ов откажемся- будем по АРК и картам летать.
 
Можете почитать в сети как люди десять раз переписывают программу - а она глючит....ИМХОспрограммируемымФУОЗ все еще сложнее - но он выигрывает при условии массового тиражирования - если конечно грамотно спроектирован и установлен. Причина ?Просто не требуется настраивать каждый экземпляр изделия.

ага, где то так. программирование путем пиление сердечника это жесть. хотя если отбросить заумность- требования к форме кривой достаточно просты- начинаем искрить с попозже, и плавно (важно именно это а не нюансы формы- чтобы не возникли неустойчивые режимы) поднимаем градусов на 10 к рабочим. а дальше близко к ровному. такого диапазона гарантировано хватает чтобы мотор работал хорошо на всех режимах.
 
Понятно что PVL и Stihl не авторитет для Письмана. 

ну понятно что всякие ротаксы с фиксированными 17-18гр вообще не аргумент. ну вот еще одна конторка утверждает что для двухтактника на нагрузочных режимах зажигание должно (о боже!)- позднится. и о ужас, до смешных 15гр. и вся задача заумного компьютера обеспечить форму СПАДА кривой, а не его роста.
http://www.sip-scootershop.com/files/catalogue/#/385
да, забыл, мелкая конторка, в принципе для начитанных не в счет. итальяшки... polini
 
Для kvadratov

Выпуклая кривая выгодна для мотоциклов (хорошая тяга на низах) - для ручного инструмента и авиамоторов выгоднее кривая которую уже приводил, но она достойна повторения.

На Limbah, ZDZ, Aerowee и множестве других используется кривая попроще

Градусов 10 от старта (около 160 оборотов в минуту) до порядка 3000 и потом быстрый переход на градусов 30.

ВОТ И ГЛАВНЫЙ ВОПРОС КАК СДЕЛАТЬ НАДЁЖНО И БЕЗ ИЗЛИШНЕЙ ЭЛЕКТРОНИКИ ХОТЯ БЫ ТАКУЮ СТУПЕНЧАТУЮ КРИВУЮ, ИЛИ лучше С ПЛАВНЫМ ПЕРЕХОДОМ ОТ 10 ДО 30 например от 3000 до 4000.

Двухдатчиковая схема? Один на малые обороты + основной?
 

Вложения

  • curve_001.jpg
    curve_001.jpg
    48,8 КБ · Просмотры: 142
наткнулся на страничку с относительно профессиональным  обсуждением по зажиганиям 2т.
пока сам читаю. если баян- снесу.
http://www.motoizh.ru/forum/viewtopic.php?f=3&t=27151

А вот здесь лежит собственно тот же файл, но  с интересными картинками кривых опережения для 2т
http://www.yunker-moto.ru/forum/viewtopic.php?t=6420
 
Назад
Вверх