Вот и подошло к концу мое обучение в Уральском УТЦ. По крайней мере, первая, теоретическая часть.
Можно подвести итоги и написать о впечатлениях. Окончательные цифры: "начислено" - 160 часов, реально состоялось - 86. Итого, мы отзанимались только 53,75% от того, что указано в учебном плане.
Таким образом, мои первоначально высказанные сомнения в том, что нас будут учить полных двадцать восьмичасовых дней, полностью оправдались. Как я и говорил с самого начала обучения, оно нереально растянуто. Хороший, наполненный информацией курс можно легко уместить в 80 часов. Качество точно не пострадает. Зато точно привлечет людей (так, мы с моим товарищем Витей два месяца работали без выходных, вставая в 7 утра каждую субботу и воскресенье, а он еще и ездил из Челябинска - это непросто даже в 30 с небольшим, а ведь есть курсанты и старше).
Теперь о качестве. В 86 вышеуказанных часов я включил ВСЕ время реального нахождения в учебной аудитории с преподавателем. Если брать время, посвященное изучаемым предметам, то оно составит, в лучшем случае, часов 50. Очень много было авиабаек, очень много - разговоров "за жисть".
Реально полезными оказались четыре предмета: навигация, метеорология, аэродинамика (основы полета) и психология ("возможности человека в летной деятельности"). Соответственно, преподаватели: Бабинцев Владимир Иванович, Позднякова Валентина Анатольевна, Марданов Эрик Нуриевич и Ветчанин Вадим Леонидович. По ним можно смело ставить "пять". По остальным - так же смело - "двойки". При этом, надо сказать, что у нас было две аэродинамики: вторую часть вел Марданов Эрик Нуриевич, и это было круто. ВСЕ мои знания по аэродинамики - от него. Действительно знающий и строгий преподаватель.
Воздушное право - полностью бесполезно. Кроме названий нескольких ФАПов не осталось ничего.
Основы авиационной безопасности - не понял, зачем нужен этот предмет. Речь там шла не о безопасности полетов, а о, фактически, контртеррористической подготовке пилота. Единственное полезное, что узнал - необходимость личного досмотра пассажиров на предмет оружия и взрывчатки. Курс полностью не адаптирован для АОН. Через слово "САБы" и прочая.
Аварийно-спасательная подготовка - смелый ноль. Узнали только об устаревшем оборудовании (радиостанция Р855-УМ, с ней летал еще Гагарин).
Устройство самолета - изучали ТОЛЬКО большие пассажирские самолеты. Из двигателей - ТОЛЬКО реактивные. На мой взгляд, это тоже "ноль". Предмет интересен только тем, кому интересны "большие". Собственно для будущего пилота АОН - ни крупицы полезных знаний.
Я понимаю, что пишу нелестные вещи и тем самым могу кого-то обидеть. Сразу скажу - люди в УТЦ, действительно, ВСЕ замечательные. Общение было очень приятным, вежливым, с соблюдением договоренностей. Признаю, что зачастую мы сами соглашались с предложением преподавателя закончить пораньше. Лично я это делал тогда, когда было очевидно, что в познании собственно темы мы уже не продвинемся, а обсуждать отвлеченные темы желание закончилось.
Однако, очень часто слышны разговоры про то, что все катастрофы в авиации - от недоученности. Так вот, дамы и господа, эта самая недоученность и начинается в УТЦ. Я, закончивший курс подготовки в УТЦ, сейчас, реально - недоученный пилот. Ко многим темам мы уже не вернемся ни во второй части, ни в летной подготовке. А надо бы. Так, аварийно-спасательная подготовка, как показала недавняя катастрофа Робинсона под Тверью, не помешала бы многим (не все слышали, в частности, про SPOT, а коспасс-сарсатовская система, как показал опыт, не так эффективна). Не дай Бог кто-нибудь окажется после вынужденной посадки один в тайге без спутникового телефона и/или спота. Вспомните хотя бы девочку Лизу, давшую название добровольному спасательному отряду.
Или аэродинамика - не уехал бы один преподаватель в командировку, не приди к нам Э.Н.Марданов, я бы аэродинамику знал бы плохо (и сейчас не фонтан, т.к. не хватило времени, но небо и земля по сравнению с недельной давностью). Как минимум, одну катастрофу могу вспомнить, одной из причин которой послужило незнание пилота того, какой момент создает выпуск закрылок - пикирующий или кабрирующий. Кстати, кто читает эти строчки - сможете ответить?
И еще. Есть две черты, который мешают УТЦ хорошо готовить будущих частных пилотов. Первый я уже упоминал - формализм. Мало ли что там написано в учебном плане, мы расскажем, как знаем, и за столько часов, за сколько удобно. Мне кажется, что такой формализм ничего хорошего не приносит.
Второе препятствие - это непонимание кого и зачем УТЦ учит. У всех преподавателей есть убеждение, что нормальный человек рано или поздно должен летать на "больших". Пассажирские самолеты преподаватели называют "серьезными", про маленькие отзываются в духе "вша на поводке", постоянно описывают большие аэродромы с профессиональным оборудованием, ссылаются на приборы, которых у нас нет, описывают ситуации, которые в АОН никогда не возникнут, много времени посвящают оборудованию, которое в АОН не используется (шасси, виды крыльев, электроника, двигатели и т.п.). Поэтому много материала дается "с запасом" - для инструментальных и пассажирских полетов, а очень много информации, полезной "маленьким", не дается вовсе. Мне особенно хорошо это заметно, т.к. я параллельно читаю американский учебник для частного пилота (только не говорите мне, что не надо сравнивать нас с американцами! я не сравниваю их с нами, я сравниваю методологию и качество преподавания).
Для чего я это все пишу? Для всех, кто собирается учиться в УТЦ и кто уже отучился. После обучения, однозначно, придется доучиваться самостоятельно. Возможно, кому-то это позволит сделать выбор в пользу этого или другого учебного центра.
Также надеюсь, что какой-то отклик будет от УТЦ (возможно, их к этому, как основной потребитель учебных программ, Чел-авиа). Составить конкретные предложения по улучшению программы, ежели это кому-то интересно, вполне возможно.