Ну и сплющенными шариками Вы меня заитриговали сильно:
Это только теоретически шарик касается только точкой или двумя точками с канавками внутреннего и внешнего кольца.
На деле и шарик и кольца не абсолютно жесткие. При нагрузке контакт шарика и кольца представляет собой пятнышко из за вдавливания того шарика в кольцо.
Поэтому смятие происходит одновременно в четырех местах: 1 - кольцо, 2 - шарик, 3 - тот же шарик, 4 - второе кольцо.
Таким образом в нагруженном подшипнике увеличивается радиальный зазор.
Считают, что суммарная деформации шарика и дорожки качения равна примерно 0,0001 от диаметра шарика.
Это для одного контакта шарика с кольцом и столько же со стороны другого кольца.
Если диаметр шарика 5 мм, то суммарное смятие будет равно 1 микрону.
Но сам подшипник уже изготавливается с определенным зазором который диктуется условиями смазки.
Если умудриться в неком гнезде так сжать внешнее кольцо, что зазор сведется к нулю (чего нельзя делать), то при нагрузке этот зазор будет уже не нулевым.
А зазор никак нельзя уменьшать по условию смазки. В сильно тонкой масляной пленке растут разрушающие силы.
Хотим мы или не хотим, верим или не верим, но подшипник опирается только не более чем на половину шариков находящихся там где их сдавливают кольца, а остальные шарики "сачкуют" и просто перекатываются без нагрузки.
Это справедливо для чисто радиальной нагрузки радиального подшипника коль мы рассматриваем прессовую посадку.
Поэтому нормальный радиальный зазор будет влиять на что угодно, но только не на ресурс.
Теперь по поводу ресурса если сжать кольцо подшипника при прессовой посадке.
Если сжать кольцо по диаметру то в кольце возникнут силы напряжения.
Если вспомнить тот график зависимости удлинения от нагрузки, по которому мы определяет зону упругой деформации, то в напряженном кольце точечка на графике "переползёт" от нуля в сторону начала пластической деформации.
А вдавливаемому шарику останется "огрызок" на графике от точки заложенного напряжения преднатягом до точки начала пластической деформации.
Это как раз и снизит ресурс подшипника.
Напротив, если укрепить в гнезде подшипник без этого сжатия кольца, то шарику достанется вся часть упругой деформации на том графике.
Так вот, проведенные испытания подшипников на ресурс показали, что у обжатого подшипника этот ресурс меньше практически в 4 раза по сравнению с вклеенным подшипником.
По поводу
5ZF писал(а) Сегодня :: 00:10:20:
И все же, как же клей СНАРУЖИ выбирает зазор ВНУТРИ подшипника? Очень хочется узнать.
Вы не совсем поняли о каком зазоре идет речь.
Повторюсь.
Сделали нарезной инструмент с допуском.
Нарезали каждую шестеренку с допуском.
Прорезали гнездо по координатам с допуском.
Поставили подшипник с родным радиальным зазором.
В результате появился зазор или упор между зубьями шестеренок.
Пусть эта величина после сборки составит от плюс 0,3 мм до минус 0,3 мм.
Что делать?
Если это традиционное исполнение, то делают возможным смещение этих гнезд с запрессованными подшипниками относительно оси сопрягаемой шестерни с последующим шплинтованием.
В случае с герметиком можно просто прорезать гнезда подшипников на 0,3 мм больше номинала, а при вклейке подшипников сразу установленных на оси шестерни придвинуть эту шестерню к другой шестерне и подождать полимеризации того клея-герметика.
Но при вклейке подшипников мы их установим наиболее точно, устранив еще и угловые отклонения осей валов.
Думаю, что на этот раз я доходчиво объяснил.