Дельталёт катастрофа Чита 2018-09-19

Голландский шаг на взлете - отчаянные попытки борьбы с креном. 

Голландский шаг, если он был, это прогрессирующая раскачка по крену В ОБЕ СТОРОНЫ, а не в одну. Если не верить в то что видели очевидцы, то можно строить разные теории. Если исходить из того что видели очевидчы, то это не реакция на асимметрию. Тот кто лечил право-леволеьы, с голландским шагом это не спутает.
 
[/quote]
Про поперечину верно, а про нижние троса не верно. Крыло висит на верхних тросах. Разные длины нижних тросов приводят только к сдвигу трапеции от оси симметрии в сторону короткого троса.  [/quote]

Все верно. А теперь поставьте трапецию симметрично, как на фото. Так что я бы не исключал этот вариант пока. Теоретически там и верхний контур можно криво собрать, хотя как это сделать я плохо представляю. По любому при таких вариантах должна была быть проблема при натяжке поперечины. Усилие не стандартное. Как следствие опускание лопухов и естественно раскачка в полете. В полете при отдаче ручки и сбросе газа можно как то это компенсировать теоретически если понимать суть процесса и если это вообще возможно с этим крылом. Но этот режим очень узкий и попасть в него тяжело и самое главное удержаться.
При взлете как раз такой режим присутствует далее подбор ручки и что то типа голанского шага.
 
Голландский шаг на взлете - отчаянные попытки борьбы с креном. 

Голландский шаг, если он был, это прогрессирующая раскачка по крену В ОБЕ СТОРОНЫ, а не в одну. Если не верить в то что видели очевидцы, то можно строить разные теории. Если исходить из того что видели очевидчы, то это не реакция на асимметрию. Тот кто лечил право-леволеьы, с голландским шагом это не спутает.

Раскачка по кренам в обе стороны могла быть следствием чрезмерных резких усилий по компенсации паразитного крена. Например, если задний пилот подключался к управлению. Перекладки направо из паразитного левого крена могли выполняться и с целью возврата на взлетный курс. Эту чехарду, зафиксированную очевидцами, объяснить можно.

Крыло было облетано и производителем, и эксплуатантом. Предпринимались попытки улучшить некоторые характеристики. Для этого крыло разбирали. После разборки-сборки все случилось. Фотографии кривого крыла сделаны именно после последней сборки. Очевидно тут все.
 
в полете верхние троса прослаблены, от их длины зависит только наклон мачты, который может влиять при приходе оттяжек на вершину мачты.
Картина соответствует управляемости аппарата у которого гуляет по направлению вектор тяги. При люфте шарнира управляемость с переднего места и с заднего разная. Задний пилот не столько откренивает, сколько разворачивает вектор тяги, который загоняет крыло в еще больший крен. Это может объяснить успешный облет крыла одним и катастрофа с другим.
Думаю, если поперек шарнира ставить краспицу и растянуть ее на килевую аппарата и на перед и зад телеги, люфт можно убрать в ноль
 
Леонид , есть еще фото с данного ракурса?

Обратил внимание на нижние троса с правой стороны , сложилось впечатление что трос перекручен. Посмотрел подобные фотографии наших аппаратов: Фрегата с Атомом, Аэроса со Стренжером , ни на одной фотографии не увидел похожей картинки. Везде видно две параллельные нитки нижних тросов. Не уверен что это перекручивание могло быть фатальным, но оно могло бы дать ответ на то как был сделан предполетный осмотр крыла перед последним полётом.
Фотографии лучше выложить на яндекс.диск это позволит более внимательно разглядеть крыло.
 

Вложения

  • IMG_3199_001.jpg
    IMG_3199_001.jpg
    143,9 КБ · Просмотры: 100
в полете верхние троса прослаблены, от их длины зависит только наклон мачты, который может влиять при приходе оттяжек на вершину мачты.
Задний пилот не столько откренивает, сколько разворачивает вектор тяги, который загоняет крыло в еще больший крен.
И так далее.
Уважаемый Zakhar имейте совесть. Нам все это приходится читать.
Думаю, если поперек шарнира ставить краспицу и растянуть ее на килевую аппарата и на перед и зад телеги, люфт можно убрать в ноль 

Если вы не в курсе там еще как минимум три шарнира. Если везде ставить краспицу то что получится? Про пилота я вообще молчу. Ему куда краспицу ставить. А если по делу, то на Атоме один из лучших узлов подвеса на мой взгляд конечно.
 
Для Пуха то, что я написал, слишком сложно. На конкретные вопросы могу дать конкретные ответы.
Шарниров там два - по крену и по тангажу. А люфт по курсу мешает откренивать аппарат и убил уже многих пилотов. То, что этих людей убил именно аппарат, вы уже не оспариваете?
 
Для Пуха то, что я написал, слишком сложно. На конкретные вопросы могу дать конкретные ответы.
Я думаю не только для меня. Лучше в личку, а то здесь и так много лишнего не по теме.
То, что этих людей убил именно аппарат, вы уже не оспариваете? 

Один человек когда то давно сказал. Не надо путать палец указывающий на луну с самой луной.
 
Пару раз летал с перекрученными боковыми тросами никак на полет не сказалось, просто собрали, сразу увидели но нужно было полетать. Однажды тоже брат попал в кирдык полный газ двигателя турбированной сузуки в наборе с поджатой трапецией привело к тому что дельт вошел в голандский шаг и крены были под 60 гр уборка газа спасала но набор с увеличением режима приводил только к раскачке, убрал газ сел отдышался на земле все белые распереживались ошибка была в том что пилот с легкой телеги с рмз или планеты, сразу полетел на этой дуре и старые навыки пилотирования в этом случае были опасны. Режим большой +подобранная трапеция на себя дельт валиться вроде как скорости маловато, реакция пилота дать газ побольше опустить нос и кирдык ближе и ближе. Пару раз и с вихрем чуть не навернулся после сборки крыла оказалась разная купольность в полете висел на боковой чтобы исправить крен спасло то что убрал газ полностью и уменьшил скорость планировал как в молоке.
 
раскачка от пережатой ручки и кирдык это совершенно разные режимы, которые вызываются разными причинами. 
  Боковая раскачка часто вызывается избыточной круткой и малыми углами атаки, в результате чего уши идут на отрицательном угле и дают обратные обычным моменты по курсу.
 
если поперек шарнира ставить краспицу и растянуть ее на килевую аппарата и на перед и зад телеги, люфт можно убрать в ноль
Нарисуйте пожалуйста схематично как это выглядит.
Или дайте фото уже воплощённого в металл.
 
Пару раз летал с перекрученными боковыми тросами никак на полет не сказалось, просто собрали, сразу увидели но нужно было полетать.

Я понимаю что перекручивание боковых тросов не фатально. Есть процедура осмотра, если проигнорировали или пропустили этот очевидный\на поверхности лежащий факт при осмотре , то что говорить о том как контролировались другие не очевидные, но более важные моменты в сборке крыла. 
Иногда спешка желание успеть во чтобы то ни стало приводит к очень серьезным последствиям. Знаю не по наслышке, проходил на своем личном опыте.
Посмотрел видео облета данного крыла ( https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=ggR4yDO-Rcc ) , в начале ролика четко видно две параллельные нитки тросов. Видимо это такой ракурс у фотографии. Мало кто будет раскручивать боковые троса , в обычной жизни это требуется только в момент замены тросов.   
 
Мне кажется на словах понятнее, чем если я рисовать начну. Если болт на котором качается телега вперед-назад продолжить в стороны на 15-20 см  и на концы болта пустить растяжки с начала и с конца килевой, то относительно болта  килевая по курсу гулять не сможет.
Теперь на концы болта надо пустить оттяжки на хребет и переднюю трубу. Так как это будет тянуть концы болта вниз, нужно или оттянуть их наверх или эти оттяжки заменить стержнями.
В железе этого нет. Я придумал давно, еще при первых кирдыках. Но я сейчас на дельте не летаю.

Скорее, надо сделать мощные моментные рога, исходящие из хребта и приходящие в теоретическую точку  на 20 см по оси болта шарнира. А на эту точку уже пустить растяжки вперед-назад на килевую
 
...
Почему на взлете справились, а позже уже нет? Возможно скорость другая стала, или погода.
В борьбе с управлением - прижим ручки (и увеличение скорости как следствие) вполне адекватная реакция пилота. Плюс дополнительный вес, плюс сдвиг ветра - выход затягивания из физических пределов управляемости. Попадались такие крылья: на пробежках и при минимальной скорости никакого затягивания нет, а при увеличении скорости и загрузки еле справлялся ...  :eek: На одном - стаканы не симметрично были собраны (х-157), на другом (аэрос-стренджер! Уж правильно собранный - точно!! После ремонта.) так пока и не разобрались: в одиночку на полных оборотах чуть влево затягивает (нормальная реакция от правого винта), загруженное под завязку - вправо. Вполне разумная версия.
 
Мне кажется на словах понятнее, чем если я рисовать начну. Если болт на котором качается телега вперед-назад продолжить в стороны на 15-20 см  и на концы болта пустить растяжки с начала и с конца килевой, то относительно болта  килевая по курсу гулять не сможет.
Теперь на концы болта надо пустить оттяжки на хребет и переднюю трубу. Так как это будет тянуть концы болта вниз, нужно или оттянуть их наверх или эти оттяжки заменить стержнями.
В железе этого нет. Я придумал давно, еще при первых кирдыках. Но я сейчас на дельте не летаю

Не надо так делать. Когда растяжка Ваша порвется или соскочит обязательно, потом окажется в винте, тогда у Вас шансов никаких уже не будет.
 
Сделать так, чтобы трос не соскакивал и не попадал в винт не трудно. У вас же есть и другие троса, они то в винт не попадают?  А люфт в шарнире смертельно опасен и контролировать его величину без растяжек трудно. Я думаю, такой узел был бы оптимален. Но можно и просто увеличить базу крепления шарнира , конечно
 
otto писал(а) 26. Сентябрь 2019 :: 00:09:
Конкретно с Вами, Василий, и с Le, и тем, что Вы сторонники того, что бы замалчивать все то, что происходило ДО(!) (с какими непонятками по аппарату сталкивались хозяин аппарата и погибший) наступления данного события.


Во первых, после события ни с какими непонятками погибшие не сталкивались, ибо ни аппарата ни их не стало. Задумайтесь о том что пишете.

И вот тут Василий, ВЫ(!) задумайтесь о чем пишите. Вам говорят о том с чем могли сталкиваться ДО, но вы с упорством переворачиваете и пишите о том что после. ГДЕ ЛОГИКА? Василий.

Как бы там ни было, достоверных причин случившегося нам не определить. А вот выводы, хотя бы промежуточные , надо бы делать.
Исходя из того, что говорили очевидцы, при сбросе газа аппарат выровнялся и мог лететь более-мене ровно, при таких обстоятельствах надо было бы экстренно садиться прямо по курсу. Тем паче,что полоса из видео и фото на данном аэродроме это позволяла. И далее, не уверен в сборке на 1000 процентов, нечего было вообще принимать решения на взлет. А добиться, путем согласования с производителем, полной ясности в правильной сборке.
 
Обвинять погибших легко. Я несколько раз попадал в опасные режимы. Они часто приходят резко. Вроде нормально летишь и есть возможность парировать возмущения, потом раз- и все, тебя куда то валит. 
  Думаю, что в этом случае определить причину можно, потому что описание их падения совпадает с описаниями падений других пилотов. Это типичный кирдык, о которых хорошо писал Григ
 
Деликатный и вежливый Палыч, который облетывал аппарат и находился в этом последнем полете на переднем кресле, характеризовал крыло одним словом -"какашка", и этому есть свидетели.

Если он так отзывался об этом крыле, зачем принимал решение на полет, да еще с пассажиром. Наверно, надо было бы, сначала, разобраться с ним до конца. А уж потом лететь с пассажиром.
 
Плавающая поперечина (или килевая, о терминологии спорить не будем) подразумевает свободный ход килевой в полете и на земле. Крыло чуть наклонено вправо по полету, каркас мог сместиться под собственным весом или боковой составляющей ветра до ограничения по вырезу мачты и килевой вправо. Говорить о неправильной сборке я бы на основании фото не стал.

Сквозь обшивку просвечивает распорный узел. Посмотрите, как сильно он смещен вправо! Как он так смог сместиться, если там все правильно и трос натяжной обнимает мачту? Какая сила тяжести там могла иметь место, когда наклон крыла всего пару градусов? Ветра во время фотосессии нет, аппарат стоит свободно.

Владельцы крыла Атом подскажут может ли свободно плавать килевая в пределах выреза при правильно собранном крыле. Для многих других крыльев это возможно при небольшом статическом крене на земле. У меня нет Атома, утверждать не могу.

Может Василий,может и должно перемещаться и тем больше,чем больше слабина в поперечном контуре тросов. Может даже порвать вырез. Этим и объясняется положение крыла на фото.Это будет с любым крылом,если присутствует слабина тросов.
  И еще у меня вопрос--это как надо убить аэродинамику крыла,что бы получить голландский шаг на взлёте??? мне это непонятно...
  На своем Атлете убрал слабину тросов и не могу нарадоваться на крыло...Не могу понять для чего все это нужно...сравните с подкосными крыльями...
  Ну а с ребятами.мне кажется так было...крыло новое,строгое,не вытянутое,пропелирующая часть крыла, для повышения качества крыла,поджата латами отчего устойчивость по крену
заметно уменьшена...аппарат легко выводится из одного состояния,как тут же попадает в другое,Сброс газа уменьшил расход ручки,но не изменил сути явления.Нужно было поддерживая горизонтальный полет,устраняя крены развернуться и сесть.Взлетный режим реактивным моментом завалил аппарат и не оставил ребятам никаких шансов. Что то похожее произошло и с нами в 2010 году. Мы выкарабкались только благодаря указанным действиям.На сброс газа мы потеряли 25-30 м. высота была около 70 м.
 
Назад
Вверх