@ А.Веггер
Я вам, как местному психотерапевту всё как на духу выложу! 🙂
Хоть я и погрузил руки в смолу, при изготовлении аэропланов ещё летом 84г, я тут далеко не самый продвинутый композитчик. Но осознаю это, и учусь...
Композитные дела для меня не хобби,а один из способов зарабатывания хлеба насущного, но хотелось бы, оставить лишь как часть хобби.
Стоимость изделий доходила до 1000$/кг(тогда их было всего 1 кг);D, а сейчас -на порядок меньше.
Проблемы следующие:
1.Трудоёмкость изготовления оснастки-болванов и матриц. Они делаются в основном ручками (голыми). Это долго, пыльно и грязно. Ручки сильно страдают и долго не выдерживают,особенно зимой. :'( Вам Malish наглядно показывал эти процессы на фото. Бывает целесообразно делать малоресурсную оснастку из МДФ,но и с ней не всё просто. И если соблазняешся сэкономить трудоёмкость на оснастке,на изделиях она вылезает кратно. Это закон такой. 🙁
Фрезерные станки с ЧПУ используются, при возможности, однако в миллионном индустриальном городе, где я обитаю, совсем не просто найти владельцев станков с ЧПУ, которые могут и согласны делать ваши болванки за вменяемую цену. Кто-то из этих станочников чувствуют себя Небожителями, большинство-просто режут буквы для вывесок, более ничего не умеют и не заморачиваются сложными вещами.
Так рядом с моей мастерской работает знакомый владелец дешёвого китайского станка. Звоню ему, с просьбой сделать мне простенькую разовую оснастку (матрицу) из моего куска фанеры (3Д модель у меня уже есть). Он говорит:
"Там работы-на 40 мин., ты мне заплатишь за это примерно 1000 руб ,что нормально, но я за эту 1000 даже станок включать не стану, у меня минимальный заказ сейчас-4000 руб!"(пол-дня работы)
Парень нашёл для себя оптимальную формулу работы, когда напрягаться ему нужно не более 2 недель в месяц. Остаётся позавидовать... а я продолжил поиски,на которые уходит ВРЕМЯ! Необходимость изготовления какой-то оснастки возникает часто по ходу дела. Приходится сидеть в и-нете, искать предложения, договариваться, отвозить материал, забирать изделия,потом исправлять их брак (довольно часто). Кроме ткани,смолы и пенопласта, в композитных изделиях и оснастке довольно много бывает металических деталюшек, которые нужно начертить, купить для них материалы, заказать изготовление, забрать и довести (слесарная обработка, гальванические покрытия)Часики,часики... :'( Теперь вот мой друг купил такой станок, жаль,что живёт он довольно далеко,но проблема фрезерования серьёзных изделий вроде решилась.
Если говорить об частях самолёта, то их приходится ещё доводить и подгонять после выемки из матриц.
2.Проблема снабжения материалами. В России всего 2 города, в которых можно практически сразу купить всё для формовки эпоксидного пластика-Москва и Питер. Из остальных приходится всё искать в и-нете, заказывать, оплачивать, ждать, забирать в транспортных компаниях. Опять часики... Совсем недавно, не смог купить 1-2 кг эпоксидного гелькоута нужного мне цвета (красный), в результате работа над изделием продлилась в 2 раза (2 недели вместо 1, не считая фин. потерь и нервотрёпки). Часики, часики...К окончанию этого процесса,нужный гелькоут в продажу поступил, о чём меня известили по электропочте. Очень порадовали! 😡
3. Дефицит производственной площади(арендуемой),не позволяющий правильно разделить производственные зоны, и избежать всепроникающей пыли и грязи и бардака.
Эту беду наблюдаю у многих.
4.Нехватка правильного современного инструмента, происходящая от дефицита финансов.
5. Большую часть года, в помещении температура гораздо ниже требуемой, для наших техпроцессов. Преодоление этого также требует затрат времени и финансов.
6. Преодоление лени и нежелания заниматься грязной и вредной работой также требует времени. Тут и НЛП и аутотрениг идут в ход.
Я строил композитные ЛА только в коллективах.1 раз руководил процессом постройки частично композитного с-та.
Все эти аппараты были закончены и летали. Самый быстрый процесс постройки 1- местного планера занял 1,5 года. Участвовало примерно 8 чел, в основном в свободное от работы и учёбы время.
И вот если вдруг создам себе возможность строить свой самолёт, делать буду по "рутановской" технологии, однако не питая иллюзий по поводу простоты и быстроты. 😉