Начали за здравие, кончили ... как всегда.
Вот 3 параграфа из Энциклопедии по авиации.
ВИХРЬ ПРИСОЕДИНЁННЫЙ -- вихрь, положение к-рого фиксировано относительно обтекаемого тела. При теоретич. расчётах подъёмной силы и аэродинамич. сопротивления крыла, тяги возд. винта и сопротивления его вращению крыло (лопасть винта) заменяется одним В. п. (схема несущей нити, см. Крыла теория) либо непрерывным присоед. вихревым слоем или совокупностью дискретных В. п. (схема несущей поверхности ).
Для случая стационарного обтекания тел посредством В. п. моделируется разрыв скоростей, возникающий на пов-сти тела между внеш. и внутр. областями, а у тонкой несущей пов-сти -- между верх, и ниж. сторонами. В. п. вызывают местные аэродинамич. нагрузки на пов-сти тела, причём как при установившемся, так и при неустановившемся обтекании перепад давлений пропорционален интенсивности слоя В. п. и определяется по теореме Н. Е. Жуковского «в малом». Чтобы выполнялись все ур-ния гидродинамики и поле скоростей было потенциальным, В. п. вместе с вихрями свободными должны образовывать замкнутые системы.
Понятие «В. п.» было введено Жуковским в 1904. При разработке теории гребного винта оно позволило ему вскрыть механизм образования тяги винта, вращающегося в идеальной среде, и использовать для расчётов его хар-к математич.-- аппарат, хорошо развитый для анализа течений идеальной жидкости.
ВИХРЬ СВОБОДНЫЙ -- вихрь, положение к-рого в потоке жидкости или газа определяется полем скоростей. Различают В. с. стационарной природы, оси к-рых совпадают в каждой точке с направлением потока (продольные В. с.) и В. с. нестационарной природы, оси к-рых не совпадают с направлением потока в данной точке (поперечные В. с). Последние перемещаются с местной скоростью частиц среды (см. Вихревое течение). В отличие от вихрей присоединённых на В. с. не действуют аэродинамич. силы.
Появление В. с. за несущими поверхностями связано с возникновением и изменением во времени аэродинамич. нагрузок на эти пов-сти. Вблизи, напр.. крыла В. с. представляют собой пов-сти разрыва скоростей, к-рые возникают при подходе частиц среды к кромкам или стыкам пов-стей с разных частей крыла. При отрывном обтекании (см. Отрывное течение) они представляют собой границы областей, занятых срывом потока. Затем эти пов-сти теряют устойчивость, распадаются и превращаются в объёмные вихревые структуры. В теоре-тич. схемах интенсивности и положения В. с. за крылом увязываются с присоединёнными вихрями, моделирующими несущую пов-сть. В силу теорем гидродинамики интенсивность вихревых нитей в идеальной среде должна сохраняться. Поэтому в стационарном случае присоединённые вихри крыла замыкаются свободными, сходящими с задних и боковых кромок.
Далее -- про нестационарность и отрывные явления.
ИНДУКТИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ — часть сопротивления аэродинамического (сопротивления давления) крыла конечного размаха, связанная с образованием (индуцированием — отсюда назв.) вихревой пелены за крылом и определяемая затратами энергии на поддержание крупномасштабного течения, создаваемого сходящими с крыла вихрями свободными. В асимптотич. теории крыла большого удлинения, обтекаемого несжимаемой жидкостью, плоскопараллельное течение около крыла характеризуется наличием индуктивного скоса потока, вызываемого сбегающей с крыла вихревой пеленой, в результате к-рого у равнодействующей сил давления, вычисляемой по ф-ле Н. Ё. Жуковского (см. Жуковского теорема), появляется составляющая в направлении набегающего потока. И. с. зависит только от распределения подъёмной силы по размаху крыла и не может быть меньше сопротивления крыла, у к-рого нагрузка распределена по эллиптич. закону. .Минимальное при заданной подъёмной силе И. с. пропорционально квадрату подъёмной силы и обратно пропорционально удлинению крыла. Этот результат распространяется также на крылья произвольной формы в плане.
И. с. возникает и при обтекании крыла потоком сжимаемого газа. Однако при скоростях полёта, соответствующих критическому или превышающим его значениям Маха числа, когда становится существенной сжимаемость газа, появляется волновое сопротивление, к-рое трудно отделить от индуктивного. В этом случае на основе импульсов теоремы сопротивление, связанное с образованием подъёмной силы, разделяют на волновое и вихревое сопротивление. В качестве контрольной поверхности обычно выбирается цилиндр достаточно большого радиуса R и длиной L>> R, при этом волновое сопротивление определяется изменением кол-ва движения на боковой пов-сти цилиндра, а вихревое — переносом кол-ва движения через его основание.
------------------------------
По мне, если скос потока (в том понимании как это преподносит lav под индуктивной скоростью, но не причина Xi) есть (его отклонение), то есть и циркуляция, т.е. завихрение. Но закрутиться (на виде с торца) оно в явный вихрь не может.
Почему оговорился, потому, что скос потока это отдельная тема, уже обсуждавшаяся в ветке. В классике понимаетcя как местные отклонения потока.
Вихревая дорожка Кармана (ИМХУ) -- явление восстановительного процесса среды от завихрения присоединенным вихрем (во всяком случае отчасти и для крыла).
Картинка этого завихрения/циркуляции должна остаться с крылом, а воздух должен остаться на месте.
Можно еще добавить, что картина вихря присоединенного это завихрение, которое успевает возникнуть/накопиться при прохождении в воздухе крылом расстояния равного хорде,в то время как свободный, будучи продолжением присоединенного с края консоли, является дополнительной подкручивающей порцией энергии явного сформированного свободного вихря, уходящего и неразрушающегося на расстоянии нескольких десятков хорд от крыла.