Экранопланы.

Не видел чтобы прям бодро летали. Так себе они летали. Длинный разбег и вялый набор. И невысоко а то перегреется Буран в наборе.
Я видел. Толстых людей тогда сильно меньше было, а скороподъёмность 2 м/с считалась хорошей. 🙂 Над водой, и 1 м/с хватит.
 
Думаю, заднее крыло у Йорга сделано и установлено так, чтобы (отчасти) компенсировать затенение передним. Что касается разницы углов заклинения - то в отсутствие экрана отрицательное продольноe V означает апериодическую неустойчивость. В частности, если из неустойчивого равновесия модель выведена кабрированием - то будет развиваться кабрирование. Устойчивость схемы Йорга у экрана - это именно устойчивость табуретки.

Продольное V у Йорга как раз положительное (см предыдущий пост - #360), а не отрицательное. Конечно какой-то эффект в стабилизации есть от разноса планов (то что вы называете "устойчивость табуретки"), но не только - помимо этого у Йорга ещё и сильно разные профили переднего и заднего крыла.
И, да - обратите внимание на положение ЦТ: по сути львиную долю подьёмной силы у Йорговского тандема создаёт переднее крыло, а кормовое больше работает в качестве несущего (и сильно переразмеренного) стабилизатора.
 
Последнее редактирование:
По оригинальным йоргам реально мало инфы. Вот на этой фотке видно, что переднее крыло не такое уж тонкое (и нижняя сторона близка к плоской).
BeenBuild.jpg

Вот здесь чувак говорит о своих злоключениях, когда для радиоуправляемой модели выбрал вогнуто-выпуклый профиль. Пришлось заменить плосковыпуклым.

Но заднее крыло полюбому толще. Если взглянуть на фотку самого крупного детища Йорга (надо полагать, вобравшего весь опыт) - ОЧЕНЬ сильно толще! У меня впечатление, что Йорг перестраховывался, чтобы не дай бог заднее крыло не ушло в тень переднего, если машина чуть поднимет нос.
foil9.jpg

А угол заклинения заднего походу меньше. В то же время выглядит так, что и переднее крыло установлено под углом, далёким от критического - то есть вздыбившаяся машина срыва на нём не получит и к земле за счёт этого не вернётся.

В общем, безотносительно к выводам, к которым пришёл сам Йорг, я считаю, что табуретка есть табуретка и её трудно сделать так, чтобы "не стояла". Вот можно глянуть продолжение опытов того самого сигавшего экспериментатора:
Тут как раз видна игра на отстоянии. То есть даже если крылья одинаковые - то достаточно сделать переднее более нагруженным, чтобы оно прижалось ближе к экрану - а значит, при уходе от экрана ОТНОСИТЕЛЬНОЕ уменьшение подъёмной силы на нём будет больше, чем на заднем, а значит, машина опустит нос.

В принципе, нет проблемы добавить интерцепторы на переднем крыле, чтобы уж с гарантией не улететь. А вот с колебаниями сложнее.

Вот статья, где экраноплан виртуально засунули в жёлоб (почти по Циолковскому) и исследовали его устойчивость.
 
На этом рисунке Углы крыльев почти одинаковые Переднее крыло не имеет вогнутости
Оптимальными углами считаются переднее 4 градуса заднее 6 градусов
Скорее всего Г Йорг экспериментировал поэтому на разных машинах разные крылья и разные углы их установки

shema_seriynogo_produkcionnogo_ekranoplana_yorga.jpg
 
Последнее редактирование:
По рисунку примерно получается хорда переднего и заднего крыла 3 м Между крыльями 1,2 м
Угол переднего 5 гр толщина профиля 12%
Угол заднего 1 гр толщина 15 %
Центр масс в районе задней кромки переднего крыла
 
🙂

... Переднее крыло не имеет вогнутости...

Если вы думаете за ту пунктирную линию под передним крылом, то это лишь линия скулы, а не то что вы себе фантазируете.

Это тот же самый аппарат "Йорг II", в тех же самых видах , только с профилями в разрезе - переднее крыло вогнуто:
2abbec263cd1c13678ceb9c216d3d04b.jpg



Скорее всего Г Йорг экспериментировал поэтому на разных машинах разные крылья и разные углы их установки

С углами и профилями, Йорг экспериментировал в аэродинамических трубах, а также на радиуоправляемых и самоходных моделях, ровно до появления "Йорга-II".
Дальше он в схему каких то принципиальных изменений уже не вносил, а только лишь масшатабировал во всё более и более крупные образцы:

724c071f11bf2aa62697b3cdacc8248c.jpg
aad13b47aaea6c7a1f7e0a1440fa79aa.jpg



Кстати, видео более раннего варианта двухместного "Йорга", где отлично видно профилировку переднего и заднего крыльев:

 
🙂



Если вы думаете за ту пунктирную линию под передним крылом, то это лишь линия скулы, а не то что вы себе фантазируете.

Это тот же самый аппарат "Йорг II", в тех же самых видах , только с профилями в разрезе - переднее крыло вогнуто:
Посмотреть вложение 543868




С углами и профилями, Йорг экспериментировал в аэродинамических трубах, а также на радиуоправляемых и самоходных моделях, ровно до появления "Йорга-II".
Дальше он в схему каких то принципиальных изменений уже не вносил, а только лишь масшатабировал во всё более и более крупные образцы:

Посмотреть вложение 543866Посмотреть вложение 543867


Кстати, видео более раннего варианта двухместного "Йорга", где отлично видно профилировку переднего и заднего крыльев:

Почему так агрессивно, может и не понял
Какие по вашему размеры крыльев и углы их установки ?
Если вы в этом аппарате хорошо разбираетесь
 
Последнее редактирование:
Всё же непонятно, зачем у Йорга заднему крылу придан такой толстый профиль. Ещё одна версия: может, для того, чтобы обеспечить отсутствие срыва на верхней поверхности при заведомо ударном обтекании передней кромки (то есть обтекании её вспять воздухом, "выдавливаемым" из-под крыла). Тем более, что под заднее крыло попадает, кроме прочего, воздух, уже поджатый передним крылом (а при выходе из-под него разогнанный и завихрённый).

И ещё. Где бы почитать, как зависит качество экраноплана от угла атаки при разном отстоянии (в % хорды)?


_____
А вот статья, авторы которой поняли, что брызги под крылом (т.е. увеличение плотности среды) - это полезно!
 
- Спасибо. Статья одновременно информативная и поверхностная. С одной стороны, ещё одно свидетельство, что крылья экранопланов "любят" меньшие углы атаки, чем самолётные. С другой - оптимальный угол атаки крыла самого по себе не то же самое, что оптимальный угол атаки того же крыла как части ЛА. В составе ЛА оптимальный альфа оказывается больше, потому что паразитное сопротивление сдвигает поляру Cy/Cx вправо. Причём у экраноплана доля паразитного сопротивления больше, чем у самолёта. Походу авторы статьи это недоучли.
 
Дальше он в схему каких то принципиальных изменений уже не вносил, а только лишь масшатабировал во всё более и более крупные образцы:
Чем кончилось-то? Возят пассажиров по рекам Европы?
 
Всё же непонятно, зачем у Йорга заднему крылу придан такой толстый профиль.
"Есть мнение". ))
Во-первых "приятно обнаружить", что и у Йорга правило продольного V имеет место быть.
Поэтому:
игра на разнице отстояния . . .
пардон, -- далеко НЕ ВСЯ.
Далее, -- собственно к вопросу.
Несущая способность крыла в безграничной жидкости определяется направлением схода струй с ЗК (читай -- СРЕДНЕЙ линии профиля).
В экране основная доля ПС создаётся подпором, типа, -- нижней поверхностью крыла, следовательно, определяется углом атаки по НЕЙ (нижней).
Обратите внимание на сечение ПНП. Относительно тонкий профиль. Поэтому особой разницы вблизи и вне экрана по эффективному альфа не проявляется.
У заднего же с уходом от экрана верхняя поверхность включается в создание ПС сильнее (особенно в сочетании и сравнении с плоской нижней под меньшим углом), по другому: направление схода струй приобретает бОльшую (в сравнении: (1) с тем, что было в экране и (2) передним крылом) вертикальную составляющую, или (что то же) -- увеличение эффективного альфа при отходе от экрана. Это дополнительный способ обеспечить (увеличить) продольную статическую устойчивость (кроме продольного V, шайб только впереди в сочетании с малым удлинением, и т.п.).

PS. Самое последнее (шайбы, только впереди) -- это не к Йоргу.
 
Последнее редактирование:
Чем кончилось-то? Возят пассажиров по рекам Европы?
Предположу, что метеозависимость для разработчиков оказалась непреодолимым бизнес-фактором при оказании услуг для европейцев-потребителей.
Не очень стройно согласованное предложение, но, думаю, -- понятно.
 
Для рек мореходность до 0,3м вполне достаточна это плата за простату конструкции и простое управление
Его не надо пилотировать Это главное
Аэролодки получили большое распространение только благодаря простому управлению
В отличии от дельталетов, автожиров , самолетов и парапланов
На рисунке винт сильно наклонён вперед
а на видео он практически в горизонте
Или это разные экранопланы ?
Экранопланы Йорга не получили распространения, возможно еще и из за цены
В то время не были распространены ПВХ конструкции и упрощенные крылья
 
Последнее редактирование:
определяется углом атаки по НЕЙ (нижней)
особой разницы вблизи и вне экрана по эффективному альфа не проявляется.
- Не выдумывайте! Подпор определяется в основном соотношением площадей входного и выходного сечений. При достаточно малом выходном сечении профиль вообще пофиг: можно убрать обшивку на нижней поверхности на одной(!) из половин крыла - и модель на такую асимметрию никак не отреагирует:

А вот что касается верхней поверхности - она работает всегда, над экраном даже интенсивнее, чем в свободном полёте - потому что над ней проходит больше воздуха (включая "выдавленный" из-под крыла вокруг передней кромки). Что у экрана, что без - проходит по траектории, определяемой кривизной "горба" - и испытывает соответствующее центростремительное ускорение, создавая пониженное давление. В отсутствие срыва.

И насчёт положительного V у Йорга - я всё ещё не уверен. Если говорить об абсолютном угле атаки (отсчитываемом относительно положения нулевой подъёмной силы) - то похоже, что эти углы практически одинаковы. Напомню, что у крыла со средней линией в виде дужки окружности абсолютный альфа равен углу наклона хорды задней половины средней линии. У профилей NACA 4-й серии примерно так же.

Уверен, что возле экрана V не очень важно. У Йорга выполнено главное условие устойчивости по перегрузке (по углу атаки) применительно к экраноплану-тандему: переднее крыло имеет бОльшую нагрузку на площадь и поэтому меньше отстоит (в % хорды) от экрана.
 
Последнее редактирование:
🙂

На рисунке винт сильно наклонён вперед
а на видео он практически в горизонте

Да всё там с наклоном винта в том видео на месте:

Углы 3.png


(а ещё и плюс при разных ракурсах, искажения на фото и видео могут иметь место быть 😉)
 
Подпор определяется в основном соотношением площадей входного и выходного сечений.
Соедините ПК и ЗК и будет альфа нижней. И могу согласиться лишь с тем, что для дужки альфа эффективный тоже растет.
А вот что касается верхней поверхности - она работает всегда, над экраном даже интенсивнее, чем в свободном полёте - потому что над ней проходит больше воздуха (включая "выдавленный" из-под крыла вокруг передней кромки).
Глупости. Себя почитайте. Выдавливает давление, которое здесь первично. Вы же, говоря про верхнюю, должны понимать, что там работает ЦИРКУЛЯЦИЯ, которой в полной мере быть не может, потому как сходящему потоку ниже экрана дороги нет.
И это, не говоря, про рекомендованные толщины профиля в экране и срывные явления.
 
Последнее редактирование:
Соедините ПК и ЗК и будет альфа нижней. И могу согласиться лишь с тем, что для дужки альфа эффективный тоже растет.

Глупости. Себя почитайте. Выдавливает давление, которое здесь первично. Вы же, говоря про верхнюю, должны понимать, что там работает ЦИРКУЛЯЦИЯ, которой в полной мере быть не может, потому как сходящему потоку ниже экрана дороги нет.
Кстати интересно бы посмотреть дымовую визуализацию того что происходит за крылом работающим вблизи экрана. Формируются ли классические вихри ?
 
Назад
Вверх