Продолжая работы по восстановлению и возвращению в небо двух самолётов Ил-14Т я снова и снова убеждаюсь, что самолёты имеют душу. И если ты обращаешься с ним, как с другом – он тебе отвечает тем же. Старается помочь, показать себя с лучшей стороны. И даже "болеющий" самолёт бодрится и хочет показать, что он ещё может пригодиться, что его нельзя списывать.
Измерение компрессии на левом моторе
Какое-то время назад, я просил у помощи – поделиться высокооктановым топливом 100LL. Левый мотор «Голубой мечты» не додавал 100 оборотов, была вибрация, нехарактерные металлические звуки, наддув не соответствовал оборотам. Сколько мы ломали голову, выставляли магнето, меняли проводники, свечи.
Топливо нам подарил Александр Давыдов (пилот-инструктор вертолёта из школы горных полётов
HELiACTiON - репортажи о школе можно посмотреть в ПилотТВ
№1,
№2), в кол-ве достаточном для гонки обоих моторов. Правый мотор – выдал все режимы, прям по книжке. А вот левый даже на 100LL не смог заработать как нужно. Нет, номинал он выдавал честно, но что-то было не то в его работе. И особенно это чувствовалось после гонки правого. Оставлять в таком виде его работу было нельзя!
Запланировав работы на воскресный день и пригласив Николая Васильевича Мотовилова мы неспеша стали разбираться.
Замер компрессии
Поиск ВМТ
Николай Васильевич
Вывернули все передние свечи, и стали замерять компрессию по всем цилиндрам. Замер проводили дифференциальным методом американским компрессометром.
Измерение компрессии
[media]http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=8z28A_ssWpg[/media]
Результат колебался от 93 до 65, но в одном из нижних цилиндров компрессия отсутствовала. Вообще нет! Что это? Клапан или поршень? Отвёрткой через свечное отверстие удалось достать до поршня…. Так... поршень не соединён с коленчатым валом и спокойно двигается отвёрткой…. Эх…. Бедолага. Что же там внутри? Либо обрыв шатуна, либо разрыв поршня. Надеемся на второе.
Надо снимать цилиндр! Приступили к снятию шлангов, дефлекторов, проводников…. Цилиндр один из самых неудобных для демонтажа. Александру пришлось изготавливать специальные ключи. Как в сказке – три дня и три ночи мы бились чтобы снять цилиндр. И вот - все подходы подготовлены, цилиндр можно снимать, 20 держащих его болтов вывернуты, но цилиндр не выходит... Тут то становиться ясно, что все плохо - замятая юбка не дает свободно выйти цилиндру. В итоге пришлось фактически выкорчёвывать цилиндр из двигателя.
Снятый цилиндр. Юбка замята
Поршень и обломок шатуна
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Когда сняли цилиндр, стало ясно что произошёл обрыв шатуна. И случилось это достаточно давно т.к. отсутствовал фрагмент длиной около 10 см и концы обломков шатуна были прилично забиты. Значит, мотор достаточно длительное время работал в таком состоянии, кроша огрызком шатуна юбки других цилиндров, противовесы, поршня…
Да, теперь я отчётливо понимаю, что этот мотор делали для войны - потеря 1 цилиндра приводит к уходу всего 100 оборотов в минуту. Мотор работает и выдаёт номинальный режим!!! Т.е. на нём можно продолжать полёт. Собственно, в войну истребители Ла-5ФН с похожими моторами умудрялись летать после разрушения одного из цилиндров от попадания снаряда.
Посадочное место цилиндра
По информации от Шнырёва Андрея Геннадьевича, когда-то сталкивавшегося с нашим самолётом, – с левым мотором были проблемы и предположительно случился гидроудар. Не хотелось в это верить - я думал, может Геннадьевич что-то путает. Но его слова подтвердились. Как мы теперь видим – действительно был гидроудар. Обычно это случается из-за того, что лопасти не провернули перед запуском и масло, просочившееся в цилиндры во время стоянки, не позволяет поршню переместиться в верхнюю точку. В итоге шатун повредили или сломали, но продолжили эксплуатировать.
В итоге – левый мотор под замену. Но, скорее всего, он пойдёт в ремфонд как донор. А нам предстоит найти либо другой мотор или восстановить один из имеющихся у нас, подаренных нам Ильинским Борисом и Лейко Олегом.
Съем воздушного винта
Чтобы снять мотор, сначала надо снять с него воздушный винт. Помимо этого нам нужно будет разобрать втулку воздушного винта, провести её диагностику, заменить все резиновые уплотнения в стаканах, т.к. наблюдались потеки масла на лопастях.
Снят кок, на гайку одет спецключ
Отворачивание втулки винта
Выкручивание лопастей
Алексей и Саша выворачивают лопасти. Вес каждой лопасти - около 30 кг. По книжке демонтаж выглядит следующим образом - "открутите хомут и от руки выкрутите лопасть", но в жизни все несколько иначе.
"Звонок другу" - телефонные консультации с Мотовиловым Николаем Васильевичем
Проливка узлов крепления керосином
А дальше началось самое интересное - Саша начал разбирать винт АВ-50, изготавливая специнструмент, разыскивая и читая специальную литературу.
Глубокой московской ночью созвонился с директором Черского (посещение этого аэропорта
описано у Сергея Доли) - Николай Андреевичем. Он очень по-доброму отнёсся к нашему проекту, нашёл людей, кто хорошо знает конструкцию двигателя и винта. Так, что у нас теперь можно позвонить не только Николаю Васильевичу! Правда, втулку они не разбирали - этим занимались ремзаводы, поэтому тут нам придется попотеть.
Александр рассказывает о разборе втулки
[media]http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=WxfSlwreW7U[/media]
Александр
Колокол силового цилиндра
Силовой цилиндр
Отмыв силового цилиндра
[url=http://fotki.yandex.ru/users/vulkan-avia/tags/%D0%B0%D0%B2-50/view/548687