По факту, где российская ракета многоразовая? Где многоразовый челнок? Нету. И 90 млн. долл. за одного космонавта тоже нету.
Если Вы заметили, то, как правило, Россия не отвечает симметрично на действия американцев.
По поводу многоразовости неких частей в космическом пуске.
Здается мне, что это уже кто то проходил и далеко не с положительным результатом.
Возьмем многоразовый челнок.
Кроме бака с горючим и с окислителем в нем было всё многоразовое.
Твердотопливные ускорители - многоразовые.
И ???
Прогорела прокладка в том месте где не смогли всё проконтролировать. Итог потеряли многоразовый челнок не долетев до орбиты.
Про астронавтов можно не беспокоиться, у них там пачками их запускают.
Теперь другая ситуация.
Твердотопливные ускорители наинадежнейшие, но отвалилась теплоизолирующая плитка от пристяжного бака и от удара ею отвалились самые важные теплозащитные плитки от челнока.
И ???
Потеряли второй многоразовый челнок.
Зачем нужна многоразовость?
Ясно дело, для сокращения стоимости среднестатистического запуска.
А если в этом многоразии из 5 штук потеряно две штуки, то дешевизна даже относительно самих себя уже под большим вопросом.
И вопрос этот обнуляет все задуманные преимущества.
И с другой стороны.
Сколько будет стоить навороченный автомобиль ручной сборки и сколько будет стоить серийный автомобиль?
С третьей стороны.
Челнок был рассчитан на заброску довольно крупногабаритных грузов, а потребность в такой доставке была не 100 %%.
Поэтому частенько запуск челнока был схож со стрельбой из пушки по воробью.
Вот тут то и наш несимметричный ответ.
Для космонавтов на орбиту проверенный "Союз", а для грузов "Прогресс", или если побольше, то "Протон".
И всё это серийное, а стало быть дешевле.
И если учесть, что любая гайка (а в каждой гайке вложена наша скромная зарплата) в нашем исполнении раза в четыре дешевле заморской гайки, то стоимость космической техники еще уменьшается.
Так что можно сломя голову повторять максовские варианты, а можно двигаться по своей программе.
По поводу потерянных 90 миллионов зеленых.
Да, приток денег сократился, но не намного.
Скажем космический турист раньше тянул на 20 миллионов.
А с астронавтов драли по 90.
Рынок однако.
Теперь можно вместо американца других запускать, то ли своих, то ли кто попросится.
Или Вы думаете, что мы сгорим со стыда и не будем летать на своих "Союзах"?
Будем как и прежде. А подойдет время будет и новый корабль.
Пока мы будем чесать репу по поводу делать или не делать многоразовые части, американцы всё досконально опробуют и по их следам можно будет просчитать выгоду от той многоразовости.
Но все же к каждому вопросу надо подходить с линейкой, или хотя бы со костяными счетами.
Если в корабле три человека, то стоимость полета явно не 90 * 3 = 180 миллионов долларов.
Вот и судите сколько срубили с американцев за это время.
А то что рынок постоянно меняется, то это известно всем.
Ну брали бы мы с них по социалистической совести по 20 лимонов, и что? Думаете американцы от этого перестали думать о собственном корабле?
Так что многоразовость не простое дело, тут ари
Хметика нужна.