Интервью с Андреем Кареткиным

Андрей Кареткин: «Небо не жалует нарушающих Небесный Кодекс!»

…Там, где в квартире обычных  людей расположена гостиная с мягкой мебелью и шкафами с хрустальными рюмками за стеклом, у легенды дельтапланерного спорта Андрея Кареткина разложены детали каркаса крыла,  а в углу прислонился воздушный винт. Кстати, книжные шкафы  у Кареткина тоже есть, но они под завязку забиты литературой на авиационную тему: справочниками, учебниками , документальными хрониками и мемуарами, фотоальбомами. Мы перелистываем один из них, и перед глазами разворачивается история российского дельтапланерного спорта…


- Андрей  Вячеславович, вы посвятили себя дельтапланам, а есть ли у вас налет на самолетах?
- Я хотел стать летчиком и даже пытался поступать в Барнаульское  высшее военное училище лётчиков, но не прошёл медицинскую комиссию.  Позже, в 1974 году, благодаря содействию известного лётчика-испытателя В.В. Винницкого, я попал на планерную станцию ЦАГИ. Мне посчастливилось выполнить несколько учебных полётов с инструктором на планере КАИ-12 с легендарной горы Клементьева в Коктебеле. Такое нельзя забыть! Позднее я  пробовал управлять самолетом и даже вертолётом. Но, видимо, я слишком крепко «осел» в дельтапланеризме, поэтому эти полёты меня «не зацепили». 
- Почему?
- Пилотирование самолётом не прямое, а через рычаги, тросики,  качалки… Пилот самолета сидит в комфортной кабине, он прикован к приборам и…  изолирован от воздушного пространства. А в полёте на дельтаплане и дельталёте  всё совершенно иначе, там стихию чувствуешь и буквально в ней растворяешься. Это истинный полёт!
- Но вы уже давно летаете и учите летать не на «чистом» дельтаплане, а на дельталете – моторном аппарате. Это же почти маленький самолет!
- Есть на дельтаплане мотор или нет – это неважно. Суть полета на дельталете та же самая. А что мотор? С какого-то момента он становится  такой же неотъемлемой частью пилота, как и крыло.
- А в чем заключается «суть полета» на дельтаплане или дельталете?
- Суть полета в том, что  ты сливаешься с воздушной средой, в которой летишь! Это когда всеми своими рецепторами чувствуешь и  понимаешь все, что происходит в воздухе. В идеале -  летишь как птица! Кстати, чаще наблюдайте за птицами…
- А вы часто наблюдаете за птицами?
- Постоянно. Всегда и везде. Это главные  наши помощники. Наблюдая за их полётом  можно  на 50-60 процентов спрогнозировать, что тебя ждет после взлёта – сила и направление ветра, турбулентность. И вообще, стоит ли взлетать…
- Вы ассоциируете себя с какой-то конкретной птицей?
-  С вороном, это универсальная птица! Ворон великолепный пилотажник и вообще хорошо держится в воздухе. Еще у него прекрасные взлетно-посадочные характеристики.
- Возвращаюсь к «слиянию дельтапланериста с воздушной стихией». Это слияние получается всегда или без борьбы со стихией не обходится?
-  Какая борьба! С кем? С природой? Каким сумасшедшим надо быть, чтобы возомнить себя достойным этой борьбы!  Слияние, единение... Ну, может быть, кратковременное единение случается, пока природа благосклонна.
- А не страшно дельтапланеристу висеть высоко над землей на трубочках, обтянутых тряпочками?
- Нет, если всё делаешь правильно, не страшно. В полёте на дельтаплане или дельталёте в максимальной степени сохраняется некий человеческий масштаб бытия и поэтому  редко возникает чувство страха. Не могу объяснить это научно…
И потом за 30 лет я много народу поднимал в воздух, и чтобы человек сразу после взлёта запросился на посадку – это единичные случаи. Обычно после полета – это совсем другой человек, он счастлив и улыбается!  И хотя через 15 минут его лицо примет свой исходный «автопортрет», но момент истины – это первые минуты сразу после полета!
- А вы  тоже много лет поднимаетесь за этими первыми послеполетными минутами счастья? Для чего летаете?
- Дурацкий вопрос! И ответ на него тоже будет дурацким - есть такая «болезнь небом». Может это отклонения в психике, может что-то ещё в этом роде. Ну какая разница! Кто-то в море уходит, кто-то пешком к полюсу пробивается. Одно скажу точно - именно на таких больных человечество и выезжает, и держит  высокую планку «хомо сапиенса», не опуская её до животно-растительного уровня.
- В вашей летной практике был случай, когда вы упали на взлете и долго потом лечились и восстанавливались.  У вас была только одна такая серьезная авария?
- Да, но мне ее хватило!
- А был ли после выписки из больницы страх перед полетом?
- Был.
- Как преодолевали?
- Преодолевал несколько лет. Даже целое десятилетие.  Потихонечку-полегонечку подходил к тем режимам, которые меня подвели. Отступал, пробовал с другой стороны. Очень помогло, что рядом со мной летали друзья, они были мне опорой и помогли вернуться в строй.
- Многие  после травм не смогли пересилить себя и вернуться к полетам, как вы считаете, это правильно или они струсили?
- Это правильно. Если чувствуешь непреодолимый страх, то не надо насилия над собой, надо  уходить. У меня получилось преодолеть страх, хотя я уже давно не иду вперед в летном мастерстве.
- Почему? Ведь совершенству нет предела?
- Все просто - каждое новое поколение идёт дальше предыдущего. Это жизнь, так должно быть…
- А чем еще  отличается новое поколение дельтапланеристов от старого?
- Для молодых людей сейчас меньше возможностей летать. Откуда, к примеру, у студента  деньги на дельтаплан? На коленке его не построишь - современный дельтаплан куда сложнее, чем те, на которых мы летали.
- Раньше в СССР тоже не просто было купить, а уж тем более построить дельтаплан. Во всяком случае, я не припомню такого магазина, где продавались бы трубы из сплава Д-16Т, а также  дакроновая ткань…
- С материалами все было нормально, советская власть оставляла нам ходы и дырки в заборах! Государство делало вид, что этого не видит, а мы делали вид, что не воруем. Например, мы с моим другом Наимом Адиатуллиным  за четыре года построили своими руками 12 дельтапланов! Правда тогда техника была проще.
- А ваш дельталет, на котором летаете сами  и обучаете учеников, это самоделка?
- Да! Я закончил его постройку в 1994 году. С тех пор регулярно его переделываю и улучшаю. От первоначального варианта осталась только горизонтальная балка и кое-какие комплектующие.
- И крылья сами делаете?
- Нет, изменения касаются только тележки. Современные крылья слишком сложны, это дело профессионалов.
- А вы как-то классифицируете своих учеников?
- Никак. Зачем какая-то классификация? Наблюдаю за ними, конечно. Есть такой раздел авиационной педагогики - методика лётного обучения. Она накапливает опыт и шлифуется уже сто лет. Там всё давно известно. 
- А  какие-нибудь особые методы работы с учеником в воздухе используете?
- Особых методов у меня нет, потому, что тех, что давно изобретены и опробованы – вполне достаточно. Их надо лишь  творчески применять, учитывая индивидуальные особенности  ученика. Еще предпочтительнее поощрять, чем ругать. Это всегда создает хороший психологический фон между инструктором и учеником. Но,  когда дело касается освоения  важнейших элементов пилотирования, я  уже не спешу с поощрениями, добиваюсь результата, что называется,  «не взирая на лица»….
- Это как?
- Да очень просто. Как в школе – дробим сложное на простые составляющие и упрямо, раз за разом долбим упражнение, добиваясь полного освоения. Чтобы взбодрить монотонность процесса иной раз приходится использовать непечатную лексику. В конце концов, мы не на приёме у английской королевы…
А вот семь шкур с ученика спускать приходится позже, когда он уже начнёт летать самостоятельно. Спускаю шкуры в его же интересах -  чтобы не опережал событий! На этом этапе начинающего пилота поджидает много опасностей. И пока он сам не осознает, что в полёте всё очень серьёзно, это не катание на карусели в парке Горького, за ним нужен жёсткий присмотр. Но, впрочем, при обучении чаще возникает другая проблема…
- Какая проблема?
- Многие ученики считают, что если они заплатили деньги за обучение, то этого уже достаточно для того,  чтобы особо не напрягаться в учебе. Раньше в аэроклубах как было? Попробуй  что-нибудь не выучить по теории – тебя даже близко не подпустят к самолету!
А сейчас я спрашиваю ученика - ты этот теоретический раздел читал? Он отвечает: «Я его полистал». Задаю несколько вопросов и понятно, что он ничего не «полистал». Что делать? Сажаю  неуча на дельталёт и начинаем проходить теорию в процессе летной практики. Иногда приходится провоцировать с его стороны ошибку, заставляя задуматься над ее причиной и тут же подсовывать теоретическое обоснование.  Вот тогда ученик и  задумывается, что теория с практикой едины и начинает более серьезно относиться к учебе.
В общем, инструктору приходится одновременно быть инструктором и воспитателем старшей группы детского сада. Правда забавно?
Вообще самая лучшая система подготовки пилотов – в профессиональной авиации. Там на всех этапах летной карьеры – начиная с приема в летное училище, идет жесткий отсев непригодных. Это правильно, никаких скидок здесь быть не должно - слишком большую цену придётся платить за нелепые ошибки каких-нибудь  бездарей
В воздухе нельзя расслабляться, небо не жалует нарушающих Небесный Кодекс!

Беседовал Донат Москалев

Оригинальный текст+фото: http://aucofsla.ru/novosti/andrey-karetkin-nebo-ne-zhaluet-narushayuschih-nebesnyiy-kodeks.html
 
Не так ужжжж!
Пилот самолета сидит в комфортной кабине, он прикован к приборам и…изолирован от воздушного пространства.
Есть самолёты и без комфорта,есть и вовсе без кабины, и приборов не больше,чем у дельталёта! 😉
 
Не так ужжжж!
Пилот самолета сидит в комфортной кабине, он прикован к приборам и…изолирован от воздушного пространства.
Есть самолёты и без комфорта,есть и вовсе без кабины, и приборов не больше,чем у дельталёта! 😉

  Ну-уу... это мы с тобой знаем Алексей...  А Андрей просто подоходчивее журналюге объяснил почему масло масляное. 😉
 
Вообще самая лучшая система подготовки пилотов – в профессиональной авиации. Там на всех этапах летной карьеры – начиная с приема в летное училище, идет жесткий отсев непригодных.

Ну что, господа, желающие летать. Для Вас есть офигенный способ:

(1) Идем к Кареткину

(2) Платим деньги

(3) Он Вас "жёстко отсеивает" как непригодных (за что - сам решит).

Вопрос Кареткину: деньги-то возвращать "жестко отсеянным"  будем, чи що?????
 
Если уж Андрей «отсеивает», значит, курсант и вправду полный болван. Я в течение года практически постоянно наблюдаю как Андрей работает, да и сам со своим трехлетним летным стажем считаю себя зеленью зеленой, и не стесняюсь ходить за советом 🙂, так что определенное представление о Летчике и Инструкторе составил.

Вот, кстати, забавная фотка Андрея, сделанная этим летом у нас в Батюшково (кто хочет крупнее — вот ссылка: https://picasaweb.google.com/lh/photo/g3kyyWuY4dI5teioed1RqtMTjNZETYmyPJy0liipFm0?feat=directlink):
IMG_2708.jpg
 
Если уж Андрей «отсеивает», значит, курсант и вправду полный болван.

  +100500. 

    Я Андрея с 87-го года знаю...  Это мой друг и чрезвычайно честный и добросовестный человек... а на обучении он только седину заработал. :-?
 
Да, забыл указать выходные данные: автор фото — Александр Гандкин 🙂.

Кстати, еще насчет Андрея: человек до такой степени любит Небо, что ему проще слетать на соседнее поле, чем съездить 🙂. Когда мы во время облета при посадке на учебном поле погнули стойку моему самолету, Андрей, приземлившись на это поле чуть раньше нас, прыгнул в аппарат, слетал на аэрдром (~ минута лету) и привез огромный ящик с инструментом 🙂.
 
Когда мы во время облета при посадке на учебном поле погнули стойку моему самолету, Андрей, приземлившись на это поле чуть раньше нас, прыгнул в аппарат, слетал на аэрдром (~ минута лету) и привез огромный ящик с инструментом . 
- И это далеко не единственный раз 🙂 На фото  одна из таких спасательных операций, когда у Форсажа другого пилота при посадке на учебном поле отвалилось колесо... Это маленький пример А.В. Кареткина как Человека... Когда познакомился с ним как-то сразу пошло на "Ты", но узнав поближе незаметно для себя перешел на "Вы", наверное потому, что проникся большим уважением к этому Человеку.

Как Пилот - любит иногда такие кренделя в воздухе изобразить, что невольно вспоминаешь фильмы о  Чкалове...

Сарказм TheRaven считаю как минимум неудачным, потому что если говорить как об Инструкторе, то это Инструктор  с большой буквы, может и от бога... Он подходит к каждому ученику со всей серьёзностью. Вы видели его тетрадку по которой он работает с учлётами?  Будет возможность - обязательно гляньте, впечатляет. Ну а если он кого и отсеет,  по причине  "профнепригодности", то этот "несчастный" должен будет ему пожизненно, т.к. другие могут и "за уши" притянуть...
Обратный пример - я 15 часов!!! провел на заднем сиденье с другим инструктором и конца края этому видно не было, попросившись к Кареткину, я ровно через час занятий  вылетел самостоятельно!!! Как говорится "почувствуйте разницу" или "комментарии излишни"...
 

Вложения

  • P1000342__1024x768_.JPG
    P1000342__1024x768_.JPG
    169,5 КБ · Просмотры: 99
Вообще самая лучшая система подготовки пилотов – в профессиональной авиации. Там на всех этапах летной карьеры – начиная с приема в летное училище, идет жесткий отсев непригодных.

Ну что, господа, желающие летать. Для Вас есть офигенный способ:

(1) Идем к Кареткину

(2) Платим деньги

(3) Он Вас "жёстко отсеивает" как непригодных (за что - сам решит).

Вопрос Кареткину: деньги-то возвращать "жестко отсеянным"  будем, чи що?????
                                                                                                                                                                                                             У Андрея учеников и желающих научиться летать, да и просто покататься - пруд пруди.  Только он что-то никак не разбогатеет на этом деле.   Я был его курсантом 12 лет назад и программа обучения была по-моему 15часов налета перед самостоятельным.  Так он меня выпустил через 5часов 45минут  - сказав мне, что я уже сам летаю и брать с меня деньги и доводить программу до конца нет смысла.  Андрей выпускает ученика сразу, как только верит и знает  точно, что тот уже может сам.    Я знаю ребят, которых он выпускал самостоятельно уже через 2,5-4 часа обучения и они сейчас много и отлично летают.  Но вот до сей поры, когда я или встречаю Андрея или по телефону с ним говорю - он всегда интересуется как я летаю  - приятно.   Хороший и порядочный человек - здоровья ему и мягких посадок
 
Так это же Кости Мешальникова Форсаж был 🙂! То-то я смотрю, поле знакомое 🙂. Вот на него, родимое, Андрей нам и привез две недели назад инструменты 🙂))!

@ OSS, мы друг друга знаем? Я Виталий, как раз из Батюшково.
 
О-о, Кареткин -- это эпоха!
Впервые услышал о нём, когда он стал Чемпионом Союза на безмоторном "Атласе".
Потом имел удовольствие познакомиться лично.
Правильный пилот, правильный инструктор!
А сейчас я спрашиваю ученика - ты этот теоретический раздел читал? Он отвечает: «Я его полистал». Задаю несколько вопросов и понятно, что он ничего не «полистал». Что делать?
Такая же беда. И что с этим делать?
Все молодые "с пеной у рта" спорят, какую они получат "корочку", и все отмахиваются от вдумчивого и тщательного изучения теории.
Времена...
 
Да, дорогого стоит, когда о человеке так много добрых слов говорят.
К сожалению, не знаком. Но понимаю: что человек, что инструктор качественный.
Снимаю шляпу.
 
Хорошее интервью, журналисту зачёт!  :IMHO

Человеку и моему Инструктору Андрею Вячеславовичу Кареткину огромное Уважение!

Кстати, на о.Чкалова именно Андрей нас направил - вспомнил, что в 2011г 75лет чкаловскому перелёту исполняется.  ;D
 
Андрей наверное самый опытный из ныне летающих пилотов/инструкторов, очень преданный небу при этом очень скромный. Спасибо что опубликовали его интервью.

На счет сарказма "каркающего" - зря вы так. Видимо не знаете Андрея лично. Повезло тем кто у него учился.
 
@OSS, мы друг друга знаем? Я Виталий, как раз из Батюшково.
Ага, а я Иван оттуда же 🙂! Что Виталий, в шлеме уже не узнаёшь? 🙂 Кстати мы тогда с твоего аппарата ось снимали пока ты где-то очень далеко был 🙂

P.S. - хорошо, что Кареткин на форумы не ходит, а то раздал бы нам всем "пряников" по первое число за такую писанину 🙂 потому что  действительно
при этом очень скромный
 
Не знаю почему сюда не вошла справка - исправляю это досадное упущение. Хотя конечно было бы неплохо перенести в первое сообщение, да и фотки из интервью тоже. Ссылка это не то...

Справка: Кареткин Андрей Вячеславович, инструктор АУЦ ОФ СЛА


•1975г – начало занятий дельтапланеризмом.
•1977 г - закончил Московский институт инженеров  Гражданской авиации (МИИГА ).
•1981 г - абсолютный чемпион РСФСР и СССР 1981 г. по дельтапланерному спорту.
•1980-1986гг - старший тренер УАП и АС ЦК ДОСААФ СССР по дельтапланерному спорту.
•1984 г - рецензент и редактор  первого переводного в СССР  методического пособия М.Ордоди «Дельтапланеризм».
•1981-1985 гг - участвовал в разработке нормативной и технической документации  по дельтапланерному спорту.
•1983 г - и.о. Председателя межведомственной комиссии ( МАП-ДОСААФ) по запуску в серию первого отечественного серийного дельтаплана “Славутич-УТ”.
•1983-2005 гг - председатель комиссии по безопасности  полетов ОФ СЛА России. До организации федерации дельтапланерного спорта СССР на общественных началах  - председатель технической комиссии Московской зоны Оргкомитета дельтапланеризма СССР.
•1986-1994гг - командир отряда СЛА Экспериментального молодежного технического обьединения ( ЭМТО ) «Гидраэр» при МЗ им.П.О.Сухого.
•1995 - 2004 гг - летчик-инспектор СЛА Управления авиации ЦС РОСТО, эксперт ЛТЦ «ЭЛИЦ СЛА» России.
•2003 г - распоряжением Минтранса присвоена  квалификация  «эксперт по сертификации ЕЭВС» («Пилот- испытатель-эксперт»).
•2008 г - постановлением ОФ СЛА РФ присвоена  высшая профессиональная квалификация МАСТЕР по специальности «инструктор» и «пилот СВС эксперт-испытатель».
Суммарный налет на дельтапланах и дельталетах( класс «О» и «R» по  классификации ФАИ)  3150 часов. Стаж безаварийных полетов более 25 лет.  Перерывов в  полетах нет.

Неоднократно награждался Почетными грамотами ЦК ДОСААФ СССР.

Награжден Почетным Знаком  РОСТО, медалью ЦС РОСТО «Первый трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин», медалью «В память 850-летия Москвы».[/b]
 
Назад
Вверх