Позвольте мне вставить свои "пять копеек" по этой теме, т.к. здесь упоминалась наше компания.
Мы продали в США, начиная с конца прошлого тысячелетия 😉 больше 40-а наших самолетов разных моделей.
Начинали мы еще до появления класса LSA в 2005 году, продавая наши самолеты в виде "наборов" в классе Experimental. Наши самолеты продавались разными фирмами: Spectrum Aircraft, FPNA, Aeroprakt America. Сейчас продаются польской фирмой Aeroprakt Manufacturing.
На самом деле процесса сертификации, как мы это понимаем, в классе LSA нет, так как в нем отсутствует понятие "сертификат типа ВС".
Для того что бы продавать самолет такого класса в США, предприятие разрабатывает самолет, испытывает его в полете и на земле, создает производство, разрабатывает инструкции касающееся производства и самолета, производственную документациюв и, наконец, производит самолеты. Все это делается самостоятельно, без участия FAA, но в соответствии со стандартами ASTM для этого класса ВС.
Для того, что бы счастливый покупатель смог зарегистрировать свой новый самолет и получить сертификат летной годности, производитель выпускает декларацию установленной FAA формы, где ДЕКЛАРИРУЕТСЯ соответствие данного самолета ряду требований ASTM. И все - самолет может летать.
То есть, вся ответственность за "правильность" самолета лежит на задекларировавшем это производителе. FAA может провести аудит производителя в любой момент и им нужно предоставить всю доказательную документацию на соответсвие самолета требованиям ASTM, в короткий период времени. В случае же возникновения аварии или катастрофы самолета по конструктивным причинам, аудит обеспечен автоматически.
FAA признает производителем любую компанию на территории США и компании других стран, авиационные администрации которых, имеют подписанные договоры о взаимном признании сертификатов типа ВС. Так называемый Bilateral Agreement.
Не все страны имеют такой договор. Например словенская фирма Pipistrel, имеет офис в Италии для этих целей.
Самое интересное, что между FAA и МАКом давно подписан такой договор и производители России могут ЛЕГАЛЬНО (с точки зрения FAA 😉) производить самолеты в классе LSA и продавать их в США.
А теперь "ложечка дегтя" 🙂: В США рынок самолетов LSA не такой большой, как некоторые думают. Причин несколько. Прежде всего, это огромное количество подержанных самолетов, цена которых намного меньше нового самолета LSA. И то что старый самолет потребляет больше авиационного бензина раза в два, чем новый самолет LSA автомобильного бензина не играет роли - на аэродромах в США автобензин редкость, а авиационный не намного дороже и самый дешевый в мире. Вот и остается одно преимущество - медицинский сертификат. Но это аргумент только для дедушек, так как получить медсертификат 2-го класса в США можно за 15 минут и 100 USD, если ты немного здоров и не полный псих. 🙂
Так что, пока не выкатают все старые самолеты и бензин не подорожает (сейчас обратная тенденция), с продажами LSA будет туго. 🙁