Избушки на курьих ножках (Авиац.археология-12)

albert

Я люблю строить самолеты!
"Крылья, ноги... Самое главное - хвост!"
О крыльях и хвостах сказано немало, сегодня про ноги, т.е. шасси.

Братьям Райт хватало посадочных полозьев, но очень скоро везде использовали колесное шасси - ну, просто удобнее в эксплуатации. Оно быстро эволюционировало в самый популярный вариант (трехстоечное с хвостовым костылем/колесом), но были и исключения.

Фирма "Вуазен" активно использовала 4-хколесный "автомобильный" вариант. С ним и самолет проще взлетал, и лучше подходил для машин с толкающим винтом. Схема прижилась и успешно использовалась на серийных военных машинах.
Voisin-III.jpg

Вуазен 3
Voisin-VII-LC.jpg

Вуазен 7

Позже четыре колеса стали применять "по назначению" на многочисленных попытках создания "летающих автомобилей" (аппаратов, приспособленных и для полета, и для наземных дорог). Вообще, эта тема сродни поискам "Святого Грааля", может, и стоит выложить подборку.
Один из таких - французский Тампье T.3 (1921 г.).
12300L.jpg

Тампье Т.3

Сделан был достаточно грамотно - в отличие от многих более поздних попыток, он имел непосредственный привод колес.
804-1.jpg

Но в целом, конечно, это просто складной самолет.

Ближе к автомобилю, и с более обтекаемым 4-хстоечным шасси был "Airphibian" выпуска 1946 г. (США, "Continental Inc."). Тем более что отсек с пассажирами действительно можно было использовать как авто, отстыковав "самолётную" часть.
fa2-19.jpg



"Airphibian"
 
"Автомобильное" шасси использовали и на Стаут "Sky Car II" (1942 г.), хотя это обычный самолет. Он претендовал на статус личного транспорта, и такое шасси применили в надежде позже адаптировать его к движению на дорогах.
Sky-Car-II.jpg

"Sky Car II"

Некоторым исключением является Соутерн Эркрафт "Roadable" (1947 г.). Здесь шасси ближе к самолетному (с носовым колесом), отделяемая наземная часть. Но вот пригодность к езде...
Это к мистеру Бину и программе "Топ Гир" - они многократно высмеивали склонность трехколесных машин к опрокидыванию.
1695975023158140200.jpg

roadable-1.jpg

roadable.jpg

Соутерн Эркрафт "Roadable"

Ну и напоследок, чтобы закрыть тему "автомобилей" - самоделка Халсмер "Aero Car 3" (1959 г.). Автор применил боковые балки - аналог автомобильной рамы.
Aero-Car.jpg

Aero-Car-3.jpg

"Aero Car 3"
 
Нечто подобное стояло на экспериментальном самолете КВП XV-11 "Marvel" разработки MSU (Государственный университет Миссисипи) в 1966 г. Но это специальное шасси "Pantobase" по патенту Струкова, позволяющее садиться на воду и снег.
xv11-4.jpg



"Marvel"

Сильное впечатление производил самолет американского конструктора O'Neill "Magnum" 1982 г. Как ни странно, эта каракатица на четырех тараканьих лапках - не что иное, как "Bush-plane". Четыре ноги были нужны, чтобы откинуть вбок хвостовую часть фюзеляжа (привет самолету "Горыныч"!). При необходимости на них, как на аутригеры, ставились поплавки.
298478.jpg

"Magnum"
 
Существует много летательных аппаратов с четырехопорным шасси - это беспилотные с посадкой на парашюте. У нас можно вспомнить яковлевские "Шмель-1" и "Пчела-1Т".
1520778270_pchela.png

"Пчела-1Т"

Из той же оперы - украинский "Альбатрос" (2000 г.)



a4k-2.jpg

"Альбатрос"

Для беспилотников с их малой массой прочностные вопросы решаются проще, и возможны весьма необычные схемы посадочных устройств. Вот довольно свежий разведывательный БПЛА "Flexrotor" (Aerovel Corp., 2020 г.).
Flexrotor.jpg

Flexrotor

Он является конвертопланом: летит по-самолетному, садится и взлетает как вертолет. Для посадки хвостовая часть расщепляется на 4 части, образуя опоры.
d5dfe1f775bb.jpg

Flexrotor

На другом конце размерной шкалы находятся изделия ракетной техники. Самые большие "ноги" - у ступеней ракет-носителей "Falcon". Первоначальную отработку посадочные устройства проходили на аппарате "Grasshopper".
Spx_Grasshopper_02.jpg

Grasshopper
 
Пожалуй, самое необычное посадочное устройство (в этом выпуске) - у легкого вертолета Джайродайн YRON-1 "Ротосайкл" (1955 г.).
1013-33-2-1.jpg

YRON-1

Военные требовали обеспечить возможность посадки на воду. Но при малых размерах на обычных поплавках была высока вероятность опрокидывания. Инженеры применили тот же подход, что и для буровых платформ: использовать поплавки в виде свай или колонн, более стойких к волнению. Для лучшей устойчивости добавили демпфирующие пластины. При переходе в горизонтальный полет поплавки с пластинами разворачивались "по потоку".
295470.jpg


Ну а всевозможные колесно-гусеничные и другие гибриды - как нибудь в другой раз.
 
Назад
Вверх