Укрощение заднестоечника (перевод)

Ошибка за ошибкой. Сначала скозлил классически, скоростной козёл или если правильно, преждевременное касание. Потом на видео вырезано как он направление не удержал и с полосы съехал. Опыта с хвостовым колесом у чела явно мало.
У него довольно старый канал на ютубе, из которого видно, что летает он давно, и все его самолеты с хвостовым колесом. В последующем видео он сделал разбор на эту аварию, там не выдержали стойки шасси, так как при касании на асфальте более тяжелого колеса надо раскарутить мгновенно бОльшую массу, от чего стойка отогнулась. Большинство в такой ситуации еще чиркнули бы крылом, а он сориентровался и сохранил управляемость самолетом.
 
Руление на заднестоечном самолёте очень похоже на езду на двухколёсном велосипеде, тоже, от природы, неустойчивом. Можно очень долго обсуждать, куда нужно правильно поворачивать руль, чтобы не упасть, но начинающему велосипедисту это мало поможет. Быстро вырабатывается правильный рефлекс, и велосипед как-то больше не падает, вот и всё. Про крепкое пристёгивание и ощущение пятой точкой - всё правда, но приходит само собой при интенсивных полётах.
Посадка, если грубо, это доведение до срыва на минимальной высоте.
Меня так тоже учили, и это разумно, если стоит задача коснуться на минимально возможной скорости, чтобы не прыгать потом на кочках. В срыве на высоте 10 см есть элемент неожиданности, но если самолёт сконструирован правильно, то он не будет валиться на крыло, просто мягко упадёт на шасси с высоты 10 см.

Что касается первого касания задней стойкой, то у меня за ним сразу всегда следует жёсткое неконтролируемое приземление на основные. Оно и понятно: сила реакции опоры, действующая на заднее колесо, сравнима с тем, как если бы я резко дал ручку от себя. Резкое уменьшение угла атаки и клевок вперёд. Ничего приятного в этом нет, впрочем, как и страшного.

Посадку на основные стойки я так и не освоил, поскольку до 15 узлов боковой составляющей ветра мне хватало посадки на три точки, хотя, похоже, это и предел. При большей боковой составляющей летать не приходилось, но, честно, я не очень верю, что посадка на основные стойки была бы выходом. Да, коснуться полосы на большой скорости может быть и проще (а может быть и нет, если учесть неизбежную турбулентность и огромную склонность к козлению). Но потом-то всё равно предстоит замедляться, и ветер начнёт неизбежно разворачивать, по мере уменьшения эффективности РН. Так что, если опустить без отрыва хвостовое колесо ещё невозможно, а полностью данной педали уже не хватает, чтобы удерживать направление, то посадка без циркуля остаётся невозможной, ибо остаётся диапазон скорости, в котором ни опустить колесо, ни противостоять развороту не получается. На широкой полосе можно заходить по диагонали против ветра, благо пробег против такого ветра получается минимальным.
 
Так что, если опустить без отрыва хвостовое колесо ещё невозможно, а полностью данной педали уже не хватает, чтобы удерживать направление, то посадка без циркуля остаётся невозможной, ибо остаётся диапазон скорости, в котором ни опустить колесо, ни противостоять развороту не получается.
А про дифференциальные тормоза забыли?
 
но, честно, я не очень верю, что посадка на основные стойки была бы выходом
Согласен.
Такая посадка при боковом ветре имеет смысл, если самолёт оборудован раздельными или дифференциальными тормозами. Если один общий на оба колеса тормоз, как на моём самолётике, то лучше до последнего держать самолёт в воздухе. И лучше плюхнуться на три точки в режиме срыва с высоты 20-30см, чем притирать.
А ещё при боковике я стараюсь посадить самолёт не на средину полосы, а ближе к краю, чтобы если не получится чётко удержать направление, то хотя бы не в кусты. Да и разворачивать самолёт в конце пробега лучше на ветер.
Полоса у нас не широкая, по диагонали никак.
Раньше, когда на моём самолёте вообще тормозов не было, радиус разворота был большой и надо было с бокового края полосы начинать разворот и только на ветер, и то иногда приходилось выходить из самолёта и доворачивать хвост вручную.

Недавно сажал самолёт с боковичком на лыжах на сильно обледенелую полосу. После укатки остались борозды, которые протаяли и обмёрзли. Прям шасси жалко было на пробеге; ветром сносило и долбило о борозды боковой поверхностью лыж, очень неприятно, но ничего не поделаешь. На взлёте перед отрывом та же картина. Теперь пожалуй подожду, когда снегом припорошит. Сейчас у нас тает и течёт.
 
Согласен, с дифференциальными тормозами были бы дополнительно варианты при сильном боковом ветре. Но и на моём самолётике их нет. А так - соглашусь с каждым словом Айрата, у меня точно такая же картина сложилась. Бывало, вылезал и разворачивал вручную, в аэропорту рулил по траве вокруг огней. Всё было, кроме лыж 🙂
 
Про простую опору (тупо костыль) разобрали про дифференцированные тормоза разобрали, а расскажите бывалые пжлт про управляемую хвост опору. Какой вариант выбрать. Там тоже сильно неоднозначно и компромисс на компромиссе. В башку лезет самый простой = колесо(колесико) на оси поворота РН . Далее идут самоориентирующиеся (а-ля тачка магазинная тележка😉) потом на пружинных демпферах или вообще с включаемым-отключаемым стопорением поворотов но это все усложнение утяжеление. Имеется ввиду для легкой авиетки драндулетки до 115кг. Или все же остановиться на самом простом неповоротном и забить на технические выкрутасы.
 
Или все же остановиться на самом простом неповоротном и забить на технические выкрутасы.
На технические выкрутасы точно забить, но сделать поворотным, управляемым через пружины.
С костылём, при хорошем обдуве киля с РН, тоже можно, но управляться будет плохо; придётся периодически выскакивать из самолёта, чтобы довернуть в ручную. Без тормозов управлять можно будет только на большом ровном поле.
Жёсткое управление на лёгком самолёте не нужно, живучесть конструкции плохая.
 
С костылем у нас было. Задолбались ,,башмак,, менять и это по грунтовке. Из чего только не делали, из дюрали из титана из стали. Из стали стирается терпимо но дюже жирно-толсто не сделать ибо вес на плечо =центровка туды ее рас туды. Так что долгоиграюмость получается такая же как с дюралью. ,,Жестко,, имел ввиду неповоротно (лев-прав) а амортизацию т.е. подрессоривание(вверх-вниз) должно быть в любом варианте. Тормозов тогда не было и тут костыль как раз частично выполнял эту функцию. Но это конечно не выход из положения. Тормоза нужны. Но вот на распутье-- толи с раздельным управлением по колесам делать, толи совместное но управляемое хвостовое колесо. Управляемое КАК? Жестко или... Через пружины это как работает растолкуйте. Управляется ли х. колесо принудительно но через демпфирование пружин или просто самустанавливающееся но заневоленное частично пружинами. или типа на малый угол жестко поворачивается педалями а дальше пружинами как то.... того-й
 
С костылем у нас было. Задолбались ,,башмак,, менять и это по грунтовке. Из чего только не делали, из дюрали из титана из стали. Из стали стирается терпимо но дюже жирно-толсто не сделать
Накладка из полиуретана - решение. Поинтересуйтесь, насколько на женских "шпильках" он работает лучше, чем любой металл.
 
Вот так:
 

Вложения

  • Снимок12.JPG
    Снимок12.JPG
    27,4 КБ · Просмотры: 50
В те времена полиуретана не было, мож оно и к лучшему 😉
Про фото. Видеть то я это видел. Кто бы объяснил, не механизм действия а, как бы это сказать, физику процесса влияния на устойчивость или управляемость. Вроде как когда хвост навесу но скорость еще мала(РН слабо эффективен) , педалями сравнительно энергично но на короткое время двиг-двиг, и тут хвостик опускается на землю а колесо его швырь в лево, в следующюю секунду пружины нна тебе в обратную как мячик прыг скок только по горизонту. Не? Ну или в обратном порядке, когда сначала катится по земле и в следующую секунду(секунды) рраз и в воздухе а РН еще плохо уп....
Не кидайте тапками, я только спросил
 
В те времена полиуретана не было, мож оно и к лучшему 😉
Про фото. Видеть то я это видел. Кто бы объяснил, не механизм действия а, как бы это сказать, физику процесса влияния на устойчивость или управляемость. Вроде как когда хвост навесу но скорость еще мала(РН слабо эффективен) , педалями сравнительно энергично но на короткое время двиг-двиг, и тут хвостик опускается на землю а колесо его швырь в лево, в следующюю секунду пружины нна тебе в обратную как мячик прыг скок только по горизонту. Не? Ну или в обратном порядке, когда сначала катится по земле и в следующую секунду(секунды) рраз и в воздухе а РН еще плохо уп....
Не кидайте тапками, я только спросил
При рулении по земле дал ногу - РН отклонился. От него через качалку пружина тянет хвостовое колесо - самолет повернул.
А если колесо уже в воздухе, то значит стабилизатор с РВ и РН, соответственно, уже эффективны.
Не усложняйте!
 
и тут хвостик опускается на землю а колесо его швырь в лево
Это без пружин в управлении такое наверное возможно, с пружинами как раз такого не будет.
Надеюсь, конструктивно на вашем самолёте ось поворота колеса впереди точки опоры.
 
Я считаю что так как показано на фото, делать
нельзя.

Пружины от вилки руля направления к колесу должны быть натянуты и не иметь никакого люфта.

Кстати, в прошлый вторник я получил опыт рулёжки самолета с костылём сзади ( описал в разделе юмора).

Очень неприятно и неудобно. Хорошо что у меня на Кабе тормоза раздельные, иначе бы пришлось вызывать эвакуатор.


Пружины к заднему колесу у меня натянуты конкретно жостко. Управляемость хорошая. Но я уже исал что при полётах по кругу сажусь на два колеса и взлетаю с них же, не касаясь задним.

А вот при полной посадке , для снижения дистанции , подкрадываюсь к посадочной линии на высоте полметра и замедляюсь до срыва потока. Плюх, и тут же ручку на себя чтобы заднее колесо добавило торможение. А уже только потом начинаю аккуратрно давить на тормоза.
 
Последнее редактирование:
Всё правильно, пружины должны иметь небольшой преднатяг. Фотка для понимания конструкции.
 
Конструкция управляемого Maule Tailwheel на фото ниже, вольный перевод найденного в сети.

Качалка 6 соединяется с рулем направления пружинами. В нормальном состоянии полувилка 26 соединена с качалкой стопором, и управляется рулем направления. Однако при угле поворота качалки влево >40 градусов полувилка расстопоривается и вращается свободно во все стороны, до тех пор пока стопор не совпадет со своим нормальным положеием и не защелкнется снова.

maule-1.png

1. Общий вид. Заметно что пружины разные, чтобы уменьшить вероятность шимми.

maule-2.png

2. Составные части. Для управления. Представляют интерес вертикальная ось полувилки, стопорное кольцо 4, качалка 6, стопор 8 со штыриком, пружинка 9, а также немаркированная металлическая скоба, по которой скользит штырик.

maule-3.png

3. Ось полувилки 3 входит в кольцо 4, и они не вращаются относительно друг друга

maule-4.png

4. Стопор в нормальном состоянии зацепляется с кольцом 4, так что качалка получается соеденена с полувилкой. В свободном состоянии стопор выходит из кольца, так что полувилка с кольцом вращаются свободно относительно качалки.

maule-5.png

5. Штырик стопора скользит по скобе 12, кривизна которой подобрана так, чтобы штырик вытащил стопор из кольца при угле руля направления 40 градусов влево (при вращении винта по ЧС).

От себя добавлю, что на моем самолете колесо расстопоривается при достижении угла 40 в обе стороны, не только влево. Видимо бывают разные модификации. 40 градусов достичь просто нажав на педаль не получиться, надо еще иметь инерцию, или например вручную толкать хвост самолета вбок.
 
Получится, если зажать тормоз с одной стороны. Я так разворачиваюсь на месте.
Я в том смысле, что руль направления даже вроде и не отклоняется на 40 градусов, и надо чем-то помочь, типа инерции или диф. тормозов.
 
Я считаю что так как показано на фото, делать
нельзя.

Пружины от вилки руля направления к колесу должны быть натянуты и не иметь никакого люфта.
Считайте.
На Як-55 конструкция давно работает.
 
Вобщем целом получается основная проблема ПРИНУДИТЕЛЬНО управляемого х. колеса в том чтобы при малой скорости(скорости пешехода) соотношение с углом поворота РН было примерно 1:1 . А при возрастании скорости, х. колесо становилось (желательно постепенно а не скачкообразно) становилось более флегматично. Только вот механически(дебри цифроэлектроники в расчет не берем) это трудно если вообще не выполнимо. Поэтому делается упрощенно ступенчато. Медленно-- управляемое (принудительно) Быстро-- застопорено. И даже такое упрощенное решение довольно таки сложно и тяжело (вес в хвосте)== в авиетке не приемлемо. + думается в предложенной выше (или подобной) конструкции появятся люфты. Стало быть ее нужно изготавливать не из гвоздей а из... хромансиль закалка итд. Вобщем не гаражные технологии. Тогда уж... а не проще ли просто отдельные троса управления на х. колесо. двуплечая качалка на педалях и на них же отключаемый-включаемый стопорок. Нажал ботинком ==расстопорилось от педалей и стало самостоятельным самоориентирующимся и слегка заневоленным пружиной
 
Назад
Вверх