Укрощение заднестоечника (перевод)

Нормальному самолёту посадка "плетью" само собой не полезна, речь о касании хв.колесом чуть раньше основных, когда посадочный угол получается больше стояночного, чтобы погасить излишнюю скорость, "усадить" что ли самоль...) или пощупать землю) Но не перебирать, тогда точно будет "приложение".
Я говорю о "ненормальных самолетах" , у которых все признаки "столовости" и особенно с ОСОБО энергопоглощаюими шасси. Это и Шторьх , с длинноходными аммортизаторами , и Вильга , и Хорнет Стол и т.д... Они изначально спроектированы под обсуждаемые посадки. Поэтому , в отличии от "нормальных" самолетов , им особо такие посадки не страшны. ". https://dzen.ru/shorts/65cc8236b3f7d43c0e1cfb5a?share_to=link
А вот я так и не понял , зачем Экстре и подобным нужен такой "хардкор"...
 
Я этим летом занимался самостоятельным обучением на своем самолете. Подлеты. Из того, что я сумел понять в этом вопросе, то, что я вообще не понимаю, как люди садят самолет на основные стойки. У меня, при малейшем касании основными в непосадочном положении получается классический козел. Отскок метра на два, как минимум... Приходилось добавлять газ, чтобы потом не шмякнуться без скорости, а полосы мало. А вот на три точки хорошо, мягко, получается и хвостовым касался тоже. И тоже неплохо. Правда у меня рессора, может он поэтому еще такой прыгучий.
 
Смысла в таких посадках не много, разве что потренироваться или показать кому как выглядит классический "козёл". Напряжно очень.
Не согласен. Посадка на основные - основной (пардон за тавтологию)) способ посадки с сильным боковиком и вообще, с сильным ветром. Строишь глиссаду ниже обычного, скорость держишь на 10-20 км/ч больше, выравниваешь - пониже и газ убираешь в момент касания. Главное - никаких движений рогами (ручкой) в момент касания. При нормальном же профиле захода, с таким ветром, можно и бесскоростного козла отмочить. Когда заходишь "на газьях" на повышенной скорости - меньше зависишь от ветра и его порывов. Меня так учили - и я так учил...
С уважением.
 
Есть такой самолёт - И-1Л - производное от да не к вечеру будет упомянут СЛ-90 " Леший " Так вот он на 110 полноценно летит , а на 100 - валится . Закрылков у нет нет . Гриша Боровиков сажал его только на две точки , а Гриша летать умеет дай Бог каждому . Вооот бы посмотрел на я на пилота - "трёхточечника" - что он исполнит на нём раньше : козла или свалит на крыло ? А вот КитФокс-7 Серёжа Куделин сажает хоть на две точки , хоть на три - по ситуации . Потому мне думается всё зависит в первую очередь от модели самолёта , а уж потом от подготовки пилота .
 
Я этим летом занимался самостоятельным обучением на своем самолете. Подлеты. Из того, что я сумел понять в этом вопросе, то, что я вообще не понимаю, как люди садят самолет на основные стойки. У меня, при малейшем касании основными в непосадочном положении получается классический козел. Отскок метра на два, как минимум... Приходилось добавлять газ, чтобы потом не шмякнуться без скорости, а полосы мало. А вот на три точки хорошо, мягко, получается и хвостовым касался тоже. И тоже неплохо. Правда у меня рессора, может он поэтому еще такой прыгучий.
Если держать чуть повышенную скорость то у вас получится удержать на основных без отскока...
 
Посадка на основные - основной (пардон за тавтологию)) способ посадки с сильным боковиком и вообще, с сильным ветром.
Спасибо, Александр! Согласен)
Старый стал, ленивый, в сильный ветер не летаю)))
Правда наша ПП подкидывает сюрпризы даже при умеренных ветрах. Лес слева и лесополоса справа в одной из половин полосы часто генерят роторы. Влетая в ту сторону или садясь с той стороны, всё время ожидаешь пакости. И встретить такую пакость бывает полегче, когда уже бежишь на трёх колёсах.
А таки да, с боковиком же (как учили) подкрадываешься на повышенной скорости низёхонько на газу и стрижёшь траву колёсами...
Но мой самолётик, в отличии от Ан-2, сильно легче, не инертный и на рули реагирует много быстрей, почти как пилотажник. Вот я и подзабывать стал что зачем)) Мне легче на нём простричь траву до момента срыва, а газ сбросить чуть-чуть раньше - задница и спина меньше намыливаются, чем бежать на двух колёсах)))
 
Есть такой самолёт - И-1Л - производное от да не к вечеру будет упомянут СЛ-90 " Леший " Так вот он на 110 полноценно летит , а на 100 - валится .
Если доделаю, предстоит освоить))) Только у меня СЛ-90 и у него размах и площадь больше и закрылки есть.
Этот заднестоечник прям классический. Колея шасси большая очень.
Путевая неустойчивость заднестоечника на рулении, разбеге-пробеге в прямой зависимости от двух факторов: колея и расстояние от линии опор основных стоек до проекции ЦТ на поверхность.

У нас в клубе был биплан КС-201, который как оказалось нельзя даже садить на чистый бетон. Чистый, в смысле не посыпанный песком. Была одна посадка на асфальто-бетонную хорошо выметенную и помытую полосу, так чудом удержали от разворота. Сразу как коснулись, повело. Нога до упора, визг резины и самолёт перебросился в другую сторону. Снова (другая) нога до упора, опять с визгом резины, но тут скорость уже погасла. Больше попыток сажать на бетон не было. В Йошкар-Оле, куда летели, сажали на грунт рядом с бетонкой. На траве и даже бетоне, что был слегка песком заметён, проблем не было.
Я на "Леший" поглядываю с подозрением, видимо он с бетоном тоже не дружит.
Заднестоечники они для грунта.
 
Спасибо, Александр! Согласен)
Старый стал, ленивый, в сильный ветер не летаю)))
Вот это правильно! Хорошие лётчики летают в хорошую погоду! (с) ☝🧐
Был бы у меня свой аппарат - летал бы только с 08.00 до 13.00. И при погоде миллион/миллион.😁
 
Читаю, читаю и понимаю, что все летают так как их научили/показали, а понимания того, что мы делаем с самолетом на посадке в смысле физики процесса отсутствует напрочь. Типа меня так учили, я так учу и это верно! Как медведь в цирке на велосипеде, едет, а как и зачем, нафиг надо.
Посадка, если грубо, это доведение до срыва на минимальной высоте. То есть, мы не даем самолету коснуться полосы до того момента пока он может лететь, а как мы это делаем, правильно, выбираем РУС на себя насколько это возможно, тем самым выводим крыло на большой угол атаки и неважно какие у вас шасси.
И только выжав до капли всю энергию из самолета мы гарантированно ставим его на полосу без риска козления.

Ветер встречный по полосе, глиссаду повыше, скорость повыше, ветер может пропасть и вы провалитесь, в торце полосы нырок к полосе, выравнивание и далее как обычно выдерживаем самолет на минимальной высоте, не давая ему сесть, пока сам не встанет на полосу.

При боковике закрываемся крылом и ставим самолет на хвостовую и подветренное колесо, либо закрываемся скольжением и перед самым касанием дав ногу выравниваем самолет по полосе.

Попытка поставить самолет на полосу на повышенной скорости и малых углах атаки это провокация козла со всеми вытекающими...
 
Посадка, если грубо, это доведение до срыва на минимальной высоте.
Позволю себе маленькое замечание: всё-таки не до срыва, а до момента, когда подъёмная сила станет меньше силы тяжести.
До срыва при этом доводить не обязательно.
 
Не совсем с вами согласен в части формулировки, уменьши угол атаки и вот вам подъемная сила меньше силы тяжести, приложи об планету и вот вам козел.
Зачем его уменьшать если посадочное положение создано?
А дальше теряется энергия (скорость) и падает подъёмная сила.
Задача снизить энергию самолета и остановить его на земле, а не притереть колеса в ГП на скорости больше посадочной.
Это как на шоу, колесами по воде чиркают, а летят быстро.

У меня тут рядом конспект по аэродинамике из училища лежит:

Этапы посадки:
Планирование - производится приближение самолёта к земле.

Выравнивание - криволинейное движение с высоты 5-6 до 0,75-1м. В процессе выравнивания обороты двигателя убираются полностью.

Выдерживание производится для уменьшения скорости до посадочной с одновременным снижением до высоты 0,15-0,25 м (по основным колёсам).

Приземление - момент касания земли в конце выдерживания с посадочной скоростью (двумя колёсами - для трехстоечной схемы шасси, тремя - для схемы с хвостовым колесом).

Пробег - прямолинейный участок движения самолёта по земле с момента приземления до полной остановки.
 
Есть ещё формулы:
Там условия торможения на выдерживании и выравнивании. IMG_20241219_200616.jpg
 
И определение посадочной скорости - наименьшая скорость БЕЗОПАСНОГО приземления при альфа посадочном.
А если срыв - то где безопасность? IMG_20241219_200632~3.jpg
 
Пример когда пилот справился с управлением и не допустил циркуль ниже на видео. Фабула: он купил айрбайк и поставил ему колеса побольше. Но шасси оказались слижком хлипкими для таких колес, и на касании стойки слегка согнулись. Самолет потащило в бок. Пилот не стал рулить штурвалом, а сохранил управление последовав за центром тяжести. Я думаю он молодец. Циркуля удалось избежать, но всякие фонари на полосе миновал лишь чудом.
 
Пример когда пилот справился с управлением
Ошибка за ошибкой. Сначала скозлил классически, скоростной козёл или если правильно, преждевременное касание. Потом на видео вырезано как он направление не удержал и с полосы съехал. Опыта с хвостовым колесом у чела явно мало.
 
Назад
Вверх