Если на крыле обшивка из современных тканей, то с высокой долей вероятности после капотирования придется менять обшивку? Даже если силовой каркас при этом не пострадал? Интересное замечание. Это касается только современных плёночных материалов или обычного дакрона тоже?
"Я Вам не скажу за всю Одессу..."
Дакрон - это одно из названий торговой марки семейства тканей на основе ПЭТФ-полимера. Они отличаются плетением, плотностью набивки, постобработкой, конструкцией ( сочетание разных по толщине нитей, композиция с плёночными материалами ).
Почему-то, после 2000-х годов у меня появилось смутное подозрение, что эти ткани стали производить не такими, как в "прошлом веке"... Больно быстро отслаивалось ламинатное покрытие... Вытягивался парус из "дорогого" импортного "дакрона".
После проведённых с несколькими тканями тестов на деформацию образцов вытягиванием, определились особенности определённых марок тканей. Но эти марки были самыми не дорогими, доступными в России и, потому, широко распространёнными. Киевляне (компания Аэрос) имели сравнительно масштабное производство, близость к поставщикам из Европы и налаженную логистику. Потому, могли позволить себе закупать и изготавливать паруса из тканей, более подходящих для дельталётных крыльев.
Утвердившись однозначно в том, что "старые" ткани лучше новых разработок, имеющихся на рынке, я намеренно, выкупил пару битых парусов из "дакрона" производства "ДО 2000-х гг." Третий парус - "Стренджера" из польского "дакрона" примерно 1994-1996 года производства пережил уже три каркаса и около 5 разрушений аппарата. При этом, после ремонта показывал удивительную стабильность лётных качеств и остаётся до сих пор стабильно комфортным, "мягким" в управлении крылом. Для спокойных, прогулочных полётов и обучения - отличный вариант.
С
современными полимерными ламинированными тканями опыт близкого общения и наблюдения за поведением обшивки при хранении и эксплуатационных ( и не эксплуатационных ) нагрузках, начался с появления в ангаре "Французов" - Биониксы, Нувиксы. Вывод однозначный - ламинаты
, категорически не терпят хранения в собранном виде, особенно при воздействии солнечного света ( даже через остекление ). Старение и существенное изменение свойств происходит за 2-3 сезона такого хранения.
Общее наблюдение касается любых полимерных тканей. В течение времени, из полимера испаряется пластификатор и ткань охрупчивается, становится более жёсткой, микроволокна - ломкими. Это приводит к тому, что даже при хранении в рулоне, у ткани снижаются механические свойства.
Плёночные материалы особенно подвержены изменениям механических характеристик со временем...
К стати сказать, процесс
ламинирования плетёной ткани применяют в основном, чтобы предотвратить эти процессы - старение, охрупчивание.
Как "сказала" Луна:
"Ни что не вечно подо мной..."
Если это современное крыло, с сравнительно высокой нагрузкой на м2 площади ( дельталётное крыло 14-15 м2 ) изначально с высокими аэродинамическими параметрами, то тем сильнее будет изменение этих параметров при "потяжке" ткани паруса. Например, крылья с большой площадью и малой нагрузкой - "тихоходы" имеют более простую конструкцию паруса и, изначально, ( конструктивно ) относительно не высокие аэродинамические качества. Такие крылья будут меньше изменять свои качества при перегрузке, повреждениях и ремонте паруса. То есть, на весьма "средненьких" крыльях менее заметно ухудшение аэродинамики крыла из за старения ткани или её деформации от вытягивания. На высококачественных крыльях "потяжка" и старение ткани паруса значительно сильнее меняет его характеристики.
На мой взгляд*, это оценивается примерно так:
- посредственные крылья - изменяются характеристики на 15...20%;
- качественные крылья - изменения на 35...50%
*( Аргументированное оспаривание приветствуется...)
Касательно капотирования...
При сильном ударе -
ДА. Обшивка не подлежит
безопасной эксплуатации ( как в случае с "Атомом", описаном "Otto" )
В моей практике, было не одно, не два и даже не три... крыла, которые после капотирования и ремонта не годились к безопасной эксплуатации... Парочка была "убита" не имея даже существенного налёта и срока хранения. Сразу - от производителя - в первые вылеты - хлоп - ремонт ..... продажа....
В данных случаях, я описываю не мои личные коммерческие "достижения", а процессы к которым был причастен в качестве инструктора или эксперта по оценке состояния крыла после ремонта.