Расследование ОФ СЛА Катастрофа дельталета в Адыгее 30 октября 2022 г.

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.
Книга Азарьева "Опасные режимы полёта дельтаплана" в главе 3.2 Неуправляемое пикирование
Интересная формула демонстрирующая, как меняется угол атаки крыла при попадании в нисходящий поток.
Там это в контексте глубокого пикирования, но для нашего случая очень показательно.
При попадании в нисходящий поток -6м/c у дельтаплана летящего со скоростью 12м/с. угол атаки измениться на 26.5 градусов!!!!
Другими словами, если я сделал горку, реализовал избыток скорости в набор и вышел в горизонт с углом ниже среднего, то попадая в нисходящий поток или поток попутного направления у меня угол резко становиться критическим, если я продолжаю удерживать трапецию на том же уровне, как мы видим на видео, то кувырок неизбежен, так как набегающий поток к хорде совершенно далек от диапазона нормальных значений.
Далее, чисто мое субъективное мнение: при разгрузке крыла, в результате воздействия турбулентности, необходимо подтянуть трапецию, для удержания угла атаки в рабочем диапазоне. У меня происходит инстинктивно, досталось в наследство от дельтапланов и парапланов. Работаешь в термике на поджатых клевантах, получил заброс в ядре - руки вверх. Разгрузку на выходе из термика - ручку трапеции сразу к себе. С удовольствием выслушаю конструктивные возражения.

 Pikirovanie.jpg
 
Книга Азарьева "Опасные режимы полёта дельтаплана" в главе 3.2 Неуправляемое пикирование
Интересная формула демонстрирующая, как меняется угол атаки крыла при попадании в нисходящий поток.
Там это в контексте глубокого пикирования, но для нашего случая очень показательно.
При попадании в нисходящий поток -6м/c у дельтаплана летящего со скоростью 12м/с. угол атаки измениться на 26.5 градусов!!!!
Другими словами, если я сделал горку, реализовал избыток скорости в набор и вышел в горизонт с углом ниже среднего, то попадая в нисходящий поток или поток попутного направления у меня угол резко становиться критическим, если я продолжаю удерживать трапецию на том же уровне, как мы видим на видео, то кувырок неизбежен, так как набегающий поток к хорде совершенно далек от диапазона нормальных значений.
Далее, чисто мое субъективное мнение: при разгрузке крыла, в результате воздействия турбулентности, необходимо подтянуть трапецию, для удержания угла атаки в рабочем диапазоне. У меня происходит инстинктивно, досталось в наследство от дельтапланов и парапланов. Работаешь в термике на поджатых клевантах, получил заброс в ядре - руки вверх. Разгрузку на выходе из термика - ручку трапеции сразу к себе. С удовольствием выслушаю конструктивные возражения.

Посмотреть вложение 520273
Не знаю, с какой скоростью был нисходняк , в который я попадал, только троса хлопнули и полетел дальше. А угол как был, так и остался. Друзья показывали видео, как в Чегеме ногами в парус влетали, но кувырка не последовало.
 
Не знаю, с какой скоростью был нисходняк , в который я попадал, только троса хлопнули и полетел дальше.
Важно понимть разницу в разгрузке на границе восходящего потока и довольном массивное воздействии воздушной массы за препятствием, да еще и с попутной составляющей.

А угол как был, так и остался.
Если вы о угле атаки, так он постоянно меняется, так как угол атаки это угол между хордой и набегающим потоком.

Друзья показывали видео, как в Чегеме ногами в парус влетали, но кувырка не последовало.
Чтобы обсуждать хотелось бы видео увидеть, сам попадал в такие ситуации, действовал, как учили - проблем не возникало.
 
Не знаю, с какой скоростью был нисходняк , в который я попадал, только троса хлопнули и полетел дальше. А угол как был, так и остался. Друзья показывали видео, как в Чегеме ногами в парус влетали, но кувырка не последовало.

В дополнении к сказанному гляньте вот это короткое видео, название которого говорит само за себя: Base Jump Style (Hang gliding)
Тут народ прыгает с отвесной стены с дельтиком. Считай старт с нулевой скоростью, состояние разгрузки и прижимают ручку, чтобы не кувыркнуться.
Можно в настройках поменять скорость и глянуть с замедлением.
 
Не ломайте цитирование при ответе, пожалуйста
[ Дельталет с макс. газом и макс. скоростью устремляется вверх. По мере подъема скорость падает( тяга меньше веса) и уменьшается нагрузка на крыло. Уменьшением угла атаки переводим дельталет в горизонт( опять уменьшается нагрузка на крыло), а двигатель работает в режиме близком к макс. Перевод в горизонт заставляет двигаться по кривой ( центробежная сила опять разгружает крыло)...режим работы близок к макс. И что мы видим далее...В обеих случаях дельталет через левое крыло уходит в кувырок...ПОЧЕМУ??? Под действием тройной разгрузки крыла, мы видим полет набора труб обтянутых тканью летящих по кривой под действием тяги, а мощный реактивный момент, не встречая сопротивления крыла,легко валит его влево, а дальше кувырок... ЧТО мешает при переводе в горизонт, уменьшить тягу и нагрузить крыло всей массой аппарата переведя его в режим планирования ...Трижды мне пришлось отказаться от макс. тяги в пользу обычной гравитации и я не пожалел об этом ( макс. масса расположена на 1,5--2,0м ниже точки опоры), а вот отдача трапеции от себя в режиме набора скорости,это фатально. Аппарат сам выйдет в горизонт, для чего и нужны правильные антипики... ( А то что крыл с изъянами, Владимир продемонстрировал удачно). Берегите себя, голова нужна не только для ношения шапки... С уважением.... Стечение этих ситуаций приведет к катастрофе любое крыло( мне бы хотелось в этом ошибиться)

QUOTE="Иванов, post: 2080429, member: 716"]
Кручение тележки вокруг вертикальной оси, при маневрировании по тангажу - это работа гироскопических сил.
[/QUOTE]
Согласен на все сто... при движении трапеции на себя, ГМ воздушного винта правого вращения как раз будет скручивать тележку влево и вниз, что мы и видим на видео, вот и объяснение втягивания в кувырок... отсюда наши действия нужно вовремя убрать все паразитное влияние работы силовой установки, помните об этом всегда
 
В дополнении к сказанному гляньте вот это короткое видео, название которого говорит само за себя: Base Jump Style (Hang gliding)
Тут народ прыгает с отвесной стены с дельтиком. Считай старт с нулевой скоростью, состояние разгрузки и прижимают ручку, чтобы не кувыркнуться.
Можно в настройках поменять скорость и глянуть с замедлением.
Что вы хотели этим сказать?
 
Что вы хотели этим сказать?
Пытался ответить на вашу реплику "А угол как был, так и остался." более расширенно, не очень понятно, что именно вы имели в виду.
Если речь идет о классическом угле атаки, то я ответил выше.
Если речь идет о положении трапеции, то видео указывает на то, что в случае разгрузки необходимо прибрать ручку, по сути тоже самое только в математическом виде сформулировал Азарьев.
 
Начинался тут всякого. Летаю уже 35 лет и вот страшно стало. Надо думаю бросать , а то вдруг кувырок.😵
 
  • Мне нравится!
Reactions: ASI
Пытался ответить на вашу реплику "А угол как был, так и остался." более расширенно, не очень понятно, что именно вы имели в виду.
Если речь идет о классическом угле атаки, то я ответил выше.
Если речь идет о положении трапеции, то видео указывает на то, что в случае разгрузки необходимо прибрать ручку, по сути тоже самое только в математическом виде сформулировал Азарьев.
В моих примерах дельтаплан , всё таки , имел скорость. А в вашем не имел. Прибирать ручку нужно не потому, что так рекомендовал Азарьев, а потому, что прибирая ручку, вы увеличиваете запас центровки. Что же касается Азарьева, исходя из того, что он написал, у меня большие сомнения в то, что он летал на дельтаплане, и читал учебник по аэродинамике.
 
Пытался ответить на вашу реплику "А угол как был, так и остался." более расширенно, не очень понятно, что именно вы имели в виду.
Если речь идет о классическом угле атаки, то я ответил выше.
Если речь идет о положении трапеции, то видео указывает на то, что в случае разгрузки необходимо прибрать ручку, по сути тоже самое только в математическом виде сформулировал Азарьев.
Разговаривал с дельтапланеристом, все звали его «танкист». Насчёт старта дельтаплана с воздушного шара. У него был на-то время опыт. На вопрос нужноли зажимать трапецию при старте, чтоб быстрей развить скорость. Он сказал, что первый раз он так и делал и на воздушном шаре видели его нижнею поверхность (близко к кувырку). Советовал держать трапецию в полётном положению и немного дать свободы.
 
Разговаривал с дельтапланеристом, все звали его «танкист». Насчёт старта дельтаплана с воздушного шара. У него был на-то время опыт. На вопрос нужноли зажимать трапецию при старте, чтоб быстрей развить скорость. Он сказал, что первый раз он так и делал и на воздушном шаре видели его нижнею поверхность (близко к кувырку). Советовал держать трапецию в полётном положению и немного дать свободы.
Смотря в каком положении он находился. Если подцеп был через отверстие для мачты - однозначно, если фал шел сзади в районе килевой - тогда соглашусь.
Прибрать ручку отличается от "прыгнуть в трапецию". В Saint Hilare есть рампа для дельт, отвесная, шаг и пропасть - все старты оттуда на поджатой ручке, не видел ни одного, кто бы стартовал в полётном положении.

А теперь из разряда потеоритизировать, безо всякой претензии на истину.
Чисто мое предположение, если отпустить дельтик вниз головой, то притянутый к трапеции пилот первые секунды будет создавать момент на переход к положительному углу, плечо у трапеции приличное, тело пилота весит значительно больше крыла. Как только появиться скорость - начнут работать антипики.
 
Рассогласование телеги и крыла как то уж слишком.

Посмотреть вложение 520165
Спасибо Тонус за фото!!! Что я вижу на этом фото??? Видим управляющее действие пилота на ввод в левый крен, вроде все правильно,ничего особенного.... На самом деле здесь четко видно как мы ВСЕ управляем аппаратом... Смещение ЦМ в полной мере не происходит, происходит поворот вокруг ЦМ из за того что нет силы смещающий одновременно и двигатель, поэтому эффект управления уменьшается в разы, а сайлентблоки в узле этому только способствуют. Возможно применение совместно и велосипедного усилия ( кто то здесь рассказывал об этом) поспособствуют созданию этого усилия...хороший эффект от килей на аппарате у ОТТО ... И еще.. Крутка безобразная из за установки лат на лопухах, т.к. геометрия никак не способствует хорошей управляемости и устойчивости.. Вот это я вижу четко и неспроста Медник на своих Рево поставил управляемые кили на обтекателях основных шасси....Как то вот так... С уважением ( это мое видение ситуации, многие видят совершенно другое, а мне хочется чтоб все летали грамотно и безопасно..а на таких крыльях пилотаж ну точно не канает)
 
Начинался тут всякого. Летаю уже 35 лет и вот страшно стало. Надо думаю бросать , а то вдруг кувырок.😵
Как говорят на Руси, не страшно только....., но в нашем случае. страх--это подсказка интуиции для разбора и осмысления возникшей ситуации ведь без этого не будет движения вперед...непонимание приведет только к ЧП, что ни есть хорошо...Здоровый сарказм необходим.. С уважением други!!!
 
... И еще.. Крутка безобразная из за установки лат на лопухах, т.к. геометрия никак не способствует хорошей управляемости и устойчивости.. Вот это я вижу четко и неспроста Медник на своих Рево поставил управляемые кили на обтекателях основных шасси....
А у каких крыльев нет лат в лопухах и где там крутка ? Сколько видел крыльев, особых отличий в латах не увидел...На данном крыле наоборот вроде бы тут определили что оно "плоское"...
На том фото лопухи оттопырены потому что в этот момент была очень сильная нагрузка на крыло (резкий выход из пикирования) это хорошо видно на видео !
Консоли по выгибались от перегруза. А в прямом полете все как обычно см. фото.

крыло.jpg

И потом судя по видео пилот не испытывал каких то проблем с устойчивостью и управляемостью.
 
А у каких крыльев нет лат в лопухах и где там крутка ? Сколько видел крыльев, особых отличий в латах не увидел...На данном крыле наоборот вроде бы тут определили что оно "плоское"...
На том фото лопухи оттопырены потому что в этот момент была очень сильная нагрузка на крыло (резкий выход из пикирования) это хорошо видно на видео !
Консоли по выгибались от перегруза. А в прямом полете все как обычно см. фото.

Посмотреть вложение 520393
И потом судя по видео пилот не испытывал каких то проблем с устойчивостью и управляемостью.
Уважаемый Тонус!!! Если под нагрузкой парус принимает такую форму, провал лопухов, это уже ЧП, это говорит о том, что в геометрии лат, заведомо неправильная аэродинамика... Так не должно быть!!!
 
Уважаемый Тонус!!! Если под нагрузкой парус принимает такую форму, провал лопухов, это уже ЧП, это говорит о том, что в геометрии лат, заведомо неправильная аэродинамика... Так не должно быть!!!
Так я же не спорю,конечно так не должно быть, просто хочу понять ..
А скажите вот на этом фото (см.ниже) тоже не правильные латы ? Это из за них так повыворачивало лопухи?
Х__14.jpg


..это говорит о том, что в геометрии лат, заведомо неправильная аэродинамика

По моему это говорит о том что крыло запредельно перегружено !
Поправьте меня если я не прав...
 
Последнее редактирование:
Рассогласование телеги и крыла как то уж слишком.

Посмотреть вложение 520165
Концевые латы зажаты...под нагрузкой они не так должны стоять...Отсюда можно говорить ,что профиль не соответствует раскрою, а раскрой похоже не соответствует жесткости консоли... я вот об этом, так я думаю...( разбираем трагедию именно на этом аппарате) убедите в обратном
 
Концевые латы зажаты...под нагрузкой они не так должны стоять...Отсюда можно говорить ,что лекальная кривая переднего шва не соответствует жесткости консоли... я вот об этом, так я думаю...( разбираем трагедию именно на этом аппарате) убедите в обратном
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.
Назад
Вверх