Расследование ОФ СЛА Катастрофа дельталета в Адыгее 30 октября 2022 г.

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.
может клочья и там и остались висеть,вы посмотрите стреловидность ,она же поменялась,из-за ослабления поперечины
когда поперечина складывается стреловидность не меняется а крыло складывается мгновенно. На видео видно, что крыло после первого витка ещё не сложилось .
 
Что может привести к разрушению консоли уже в середине первого витка? Обычно это происходит после нескольких витков🤔 Может это быть если винт дернул трос поперечины?
 
Оборвавшийся трос как резинка выстреливает через килевой карман в сторону винта и попадает в винт.
По вашим кадрам (3 и 4 ) хорошо видно что телегу сильно повернуло относительно крыла и похоже винт начал рубить кромку а может и троса антипик отсюда и звук.. ИМХО
Трос поперечины не сможет так выстрелить, он же не резиновый ! Да и карман килевой у этого крыла достаточно узкий (с трудом можно руку просунуть).
 
Последнее редактирование:
Намотанный на винт трос дергает свое заднее крепление и разрушает его (тройной хлопок).

Три лопасти винта. Первая-бьет, вторая-отрывает, третья-наматывает. Может быть и так ... все может быть. Т.е. причина в состоянии техники. И плюсом все сопутствующие факторы.
 
Все логично, но маловероятно
Маловероятно почему? Потому что троса на виду? Это да, но прощелкать проблему можно запросто!! Тросики антипик крепятся к обшивке через китайские винтовые карабины. Они бывает незаметно раскручиваются. И это не видно практически. Сам я их проверяю всегда перед полетами. И всем рекомендую! Кроме того, лямки крепления карабинов на погибшем крыле были перешиты, судя по всему. Так как задняя кромка крыла расширялась. Крыло видело много солнца. Нитки крепления лямок врядли кто-то проверял. При выполнении фигур выпендрежа антипики могли сработать. И тросик вполне мог отделиться от крыла.
 
Три лопасти винта. Первая-бьет, вторая-отрывает, третья-наматывает.
Тогда хлопки слились бы в один. Здесь ситуация развивалась гораздо медленней, чем скорость вращения винта.
 
Дельталет выполняет горку со значительной перегрузкой. На вершине горки не выдерживает и обрывается трос поперечины в переднем креплении. (Снимок 1 и 2). Оборвавшийся трос как резинка выстреливает через килевой карман в сторону винта и попадает в винт. Отчетливо виден дымок.(Снимок 3). Намотанный на винт трос дергает свое заднее крепление и разрушает его (тройной хлопок). (Снимок 4). Лавина пошла.

Даже если я ошибаюсь, в любом случае троса поперечины требуют особо тщательного ежедневного предполетного контроля.

1) На вершине горки перегрузка меньше 1 и тросу обрываться нет причин.
2) Как правило поперечина натягивается двумя отдельными тросами и запас прочности заложенный в этом узле чрезвычайно велик именно потому что осмотр переднего узла крепления тросов и центрального шарнира поперечины сильно затруднен. Обрыв одного троса не приведет к складыванию крыла.
3) Намотанный на винт трос будет после аварии отлично виден в обломках и если бы это было об этом бы точно сказали но вроде никто не говорил такого.

Однако не спорю что в принципе возможна ситуация когда один заранее оборванный трос лежит в килевом кармане и ждет возможности оттуда выпасть. Однако и в этом случае поведение крыла изменится что насторожит пилота. У меня было подобное. Крыло Спорт-15 сразу стало тянуть в сторону не сильно и я продолжил полет. Осмотр выявил что в результате перехлеста в задней пряжке реально работал только один трос натяжки поперечины а второй просто болтался.
 
Одной из возможных причин мог быть отстегнувшийся тросик антипике. При попадании в винт, он наматывается, отрывает мотор от подушек, и задирает мотор вверх. И тогда возможно перерубание винтом килевой трубы. Среди обломком и была перерубленная в задней части килевая труба. Хотя возможно конечно, что встреча винта и килевой трубы случилось в процессе кувыркания аппарата.

Не обладает тросик антипики такой прочностью чтобы оторвать мотор от подушек. Его просто отрубит или оторвет.
Однако опасность может быть в том что замотанный тросик дернет карабин возле мачты и отогнет его (а там часто ставят очень слабые карабины на 3-4-5 мм с пружинкой). Далее "освобожденные от карабина" тросики антипикушек намотает на винт и отогнет вниз заднюю кромку обшивки создав мощный момент на пикирование.
 
Одной из возможных причин мог быть отстегнувшийся тросик антипике. При попадании в винт, он наматывается, отрывает мотор от подушек, и задирает мотор вверх. И тогда возможно перерубание винтом килевой трубы. Среди обломком и была перерубленная в задней части килевая труба. Хотя возможно конечно, что встреча винта и килевой трубы случилось в процессе кувыркания аппарата.
Был реальный случай отстегивания тросика антипике (лет 10 назад, Волгоград, АХР, крыло Стренжер). Тросик намотался на винт и резко дёрнул крыло за вершину мачты. Аппарат с двух метров выполнил мертвую петлю и "приземлился" на поле. Пилот цел. Спасла, как ни странно, малая высота.
В обсуждаемом видео катастрофы эта версия, как мне кажется, не просматривается.
 
Версия про обрыв любого троса считаю полностью не состоятельной.

1.Трос поперечины:
Полностью согласен с Tonus. Каким образом трос поперечины может выстрелить в винт, мне не понятно от слова совсем. А учитывая его длину, версия про его "намотку на винт" выглядит высосанной из пальца. Перерубание винтом троса поперечины - это полный бред, который даже обсуждать не имеет смысла.

2.Тросик антипике:
На одной из фото с места падения, хорошо видна лопасть и редуктор, на оси которого нет никаких признаков «намотки троса». Фото достаточного разрешения, поэтому все довольно хорошо видно:
https://reaa.ru/threads/katastrofa-deltaleta-v-adygee-30-oktjabrja-2022-g.104145/post-2073674

Кроме того, поведение аппарата с такой проблемой будет полностью противоположно тому, что мы видим на видео. Не вижу смысла повторяться, sob в своем сообщении доходчиво описал как будет развиваться ситуация https://reaa.ru/threads/katastrofa-deltaleta-v-adygee-30-oktjabrja-2022-g.104145/post-2164779

3. Троса от килевой на трапецию:
Во-первых в нормальном полёте достать винтом до килевой достаточно сложно, а когда это случается, то это значит, что был достигнут предел упругой деформации конструкции в результате нештатных нагрузок.
Во-вторых, даже если такое произошло, винт разрушается о килевую не представляя опасности для тросов. О чем свидетельствуют кадры, руки пилота находятся в положении от себя, угол между телегой и крылом не имеет существенных рассогласований. Другими словами имела место быть отрицательная нагрузка, почему отрицательная? Потому что положительная только увеличивает это расстояние.

Про троса мне кажется уже проходили. Не имеет смысла ходить по кругу и повторять одно и тоже. Если нет новых фактов, которые могут подтвердить предыдущую теорию, то не стоит замусоливать тему бесконечными повторениями.

Всех благ и Синего Неба
 
Произошел банальный срыв крыла из-за потери воздушной скорости. Маневр горка + местная аэрология.
 
Ну если в винт ничего не попало, тогда чем обЪясните практически на ровном месте возникший ни с того, ни с сего белый дымок от винта и отчетливо слышимые хлопки, а сразу после этого за 1,5 секунды полный кувырок с разрушением крыла? На видео других кувырков я не встречал разрушения крыла в самом начале первого оборота. Получается либо крыло разрушается, а затем следует кувырок, либо по каким-то другим причинам происходит кувырок, а крыло разрушается от перегрузок уже через несколько оборотов. Очевидно, что здесь первый случай. Поймем что попало в винт- получим ответы на все вопросы. Еще одно наблюдение: длина дымка по траектории составляет примерно 2 корпуса дельталета, что может быть только от кратковременного воздействия.
 
Ну если в винт ничего не попало, тогда чем обЪясните практически на ровном месте возникший ни с того, ни с сего белый дымок от винта и отчетливо слышимые хлопки, а сразу после этого за 1,5 секунды полный кувырок с разрушением крыла? На видео других кувырков я не встречал разрушения крыла в самом начале первого оборота. Получается либо крыло разрушается, а затем следует кувырок, либо по каким-то другим причинам происходит кувырок, а крыло разрушается от перегрузок уже через несколько оборотов. Очевидно, что здесь первый случай. Поймем что попало в винт- получим ответы на все вопросы. Еще одно наблюдение: длина дымка по траектории составляет примерно 2 корпуса дельталета, что может быть только от кратковременного воздействия.
Еще раз "имела место быть отрицательная нагрузка, почему отрицательная? Потому что положительная только увеличивает это расстояние."
Хлопки и дымок - это звенья одной цепи. Винт достал килевую, при ударе мелкие частицы краски и композита образовали пылевое облако, которые видно на видео. Звук доходит с задержкой из-за расстояния, что в принципе понятно.
Откуда взялась отрицательная? Потому что погодные условия были как-бы мягче выразиться НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ. Вот здесь описано:
Про погоду написал Silver Wing , сказанное сходится с архивными данными, ветер 7м/с, порывы 14м/c:
https://reaa.ru/threads/katastrofa-deltaleta-v-adygee-30-oktjabrja-2022-g.104145/post-2075143

7м/c в горных условиях - это страшно, а порывы в 14м/c - лично для меня это за гранью.
В таких условиях снижаться ниже гребня находясь в непосредственной близости у склона опасно для любого летательного аппарата.
А если учесть тот факт, что у склона подветренная сторона имеет южную экспозицию, то мощный термический поток может еще сильнее усугубить ситуацию.
Переход от +6 м/c в -6м/c с выпихнутой ручкой - называется динамический срыв и заканчивается кувырком.
На это указывает уменьшение купольности в начале развития ситуации, опусканием носа при неизменном положении рук с последующем касанием килевой лопастями.
Гляньте верхние фото справа налево в комментарии igoryn555 https://reaa.ru/threads/katastrofa-deltaleta-v-adygee-30-oktjabrja-2022-g.104145/post-2164433

И да, не было никакого второго витка, крыло сложилось на первом витке, так происходит с современными нагруженными аппаратами. Это ортодоксальные конструкции с площадями под 20м2 делали пару оборотов прежде чем сложиться, скорости другие.

По сути причиной катастрофы является неблагоприятные погодные условия и ошибка пилотирования. Не могу утверждать, что правильные и своевременные действия могли повлиять на положительный исход, но тем не менее шансов в этом случае много больше. Только спассистема могла выручить с вероятностью 99%.
Самым правильным решением в данной ситуации было - оставаться на земле.
 
Последнее редактирование:
Не стал бы так однозначно утверждать о влиянии погоды. Мне приходилось летать в горах (не на дельталете конечно). Бывает при пересечении хребта за несколько секунд потеря высоты 500 метров и даже более. Здесь хоть хребта и нет, но ничто не указывает на резкое изменение траектории полета от воздействия атмосферы, да еще с такой силой, чтоб деформировать конструкцию телеги так, чтобы винт достал до килевой. И еще: обратите внимание, крыло в начале кувырка старается выдержать траекторию полета, а телега резко за него запрокидывается. Думаю это возможно только по техническим причинам. Как вариант наматывание троса на винт, тем самым приблизить килевую к себе. Но винт мог только частично зацепить трос, резко дернуть и разрушить конструкцию крыла. Тогда на валу не останется кусков троса. Понятно, что у каждого в голове своя картинка. Я никого не переубеждаю. Истину узнаем по результатам расследования.
 
Еще раз "имела место быть отрицательная нагрузка, почему отрицательная? Потому что положительная только увеличивает это расстояние."
Хлопки и дымок - это звенья одной цепи. Винт достал килевую,
Вы подумайте секундочку, как мог винт достать килевую при отрицательной перегрузке???? Что именно согнулось?? Телега в бараний рог, или может крыло? От отрицательной перегрузки. И какая должна быть эта перегрузка для таких деформаций? И откуда она такая взяться могла???? Ну ахинея абсолютная!! Уж извините за прямоту.
 
Вы подумайте секундочку, как мог винт достать килевую при отрицательной перегрузке????
Согласен!.. Отрицательной перегрузки там явно не видно но в невесомость(или около того) точно попали.. Может из за этого двигатель дыманул !? Масло на цилиндры и в сапун подняло..
 
  • Мне нравится!
Reactions: ASI
Согласен!.. Отрицательной перегрузки там явно не видно но в невесомость(или около того) точно попали.. Может из за этого двигатель дыманул !? Масло на цилиндры и в сапун подняло..
А щелчок? От гидроудара масла под поршень? Теоретически возможно. На практике не знаю таких случаев. Я когда на крышу лег в работающей машине, с мотором ничего не случилось. Даже не заглох. Хотя возможно это некорректная аналогия.
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.
Назад
Вверх