На 14-й странице я приводил расчёт нагрузок для деревянных стоек шасси. Сосновый материал не выдержал расчётов на устойчивость.
Воспользовался онлайн-калькулятором
Расчет стойки онлайн Требованию устойчивости в моём случае удовлетворяет обычная стальная труба диаметром 30 мм и толщиной стенок чуть больше 2 мм. В продаже была ближе всего по параметрам труба 28 мм диаметром, но с толщиной стенки 2,8 мм. Я её и взял.
Долгое время планировал для амортизации использовать пружины, даже делал соответствующие расчёты. Была мысль использовать мощные амортизаторы от спортивного мотоцикла. Но в конечном итоге решил пойти по классической схеме резино-шнуровой амортизации.
Не без труда нашёл продавца резиновых шнуров и проч. сходных материалов. На этом сайте
ООО «ТЕХНОИМПЭКС» - Общий каталог тросов - LIROS Gummiseil (Германия) хороший выбор. Дана диаграмма нагрузок, приведена таблица максимальных нагрузок. Купил у них 6 метров красного немецкого шнура диаметром 12 мм. Прислали почтой. Из приведённой диаграммы следует, что растяжение моего шнура до 150% соответствует нагрузке 80 кг. Предельно растягиваться шнур может по меньшей мере до 200%, т.е. вдвое. Из всех этих данных следуют несложные расчёты. Вес летательного аппарата принимаем как 500 кг и считаем, что весь он приходится на основные стойки шасси. Тройной перегрузке при ударе о землю будет соответствовать вес 1500 кг. На каждую опору будет приходиться вес 750 кг.
На этом рисунке шасси в нормально-обжатом положении.
Далее. Из чертежа на миллиметровочной бумаге, на котором я нанёс изображение фронтального вида шасси при нормальном обжатии и при максимальном обжатии (когда между диском винта и грунтом остаются нормативные 20 см), я вычислил ход амортизационной подкосной тяги. Сначала я нашёл угол отклонения стойки шасси от нормально обжатого на стоянке до максимально допустимого при грубой посадке. Он составил 15 градусов. Я принял, что когда самолёт поднимается в воздух, и шасси опускается, угол этого отклонения составит тоже 15 градусов (или это слишком много?). Нанеся все три положения шасси на чертёж, я нашёл, что ход амортизационной тяги моего пирамидального шасси от нулевого положения до крайне допустимого составит 14 см.
Если в самом нижнем положении шасси намотать шнур длиной петли 15 см, но без натяга, то в предельно допустимом положение шнур растянется почти вдвое. Из приведённой диаграммы не ясно, сколько он выдержит при таком растяжении.
Нормальное обжатие шасси соответствует нормальному весу без перегрузки и примерно 150-процентному растяжению шнура, что следует из того же чертежа. Такое растяжение держит 80 кг, как сказано выше, значит, для веса в 250 кг будет достаточно 3-4 проходов шнура, т.е. две петли. Окончательно подбирать потребное количество петель и их длину буду на готовых стойках с навешенным двигателем. Здесь я несколько теряюсь.