Конструкция и строительство самолета Карбон Каб

Как практик по самолету со складными крыльями, вы можете коротенько рассказать, что ЕЩЁ хорошо и, что плохо с инженерной точки зрения в этом концепте, и что "напрягает, и что радует", как пользователя ?


Как-то на выставке Сан энд Фан мы затронули эту тему с Юрием Яковлевым (Аэропракт). Я отметил, что эта функция мне не пригодилась, хотя у меня это было одним из основных требований при поиске самолета. Он сказал, что они сразу это поняли, поскольку подавляющее большинство хранит самолеты в аэропортах. В итоге стало понятно, что эта функция нужна только тогда, когда она нужна, т.е. нет другого варианта хранения. Поэтому усложнять самолет (и делать его дороже поэтому) смысла, с точки зрения бизнеса, особого нет, если основной массе потенциальных покупателей это не нужно.

С инженерной точки зрения это зависит от разработчика. На мой взгляд самые простые системы у Китфокса и у Колба. У Колба самолет со сложенными крыльями занимает минимум пространства.

Насчет радует и напрягает - радует, что она есть и гипотетически ее можно будет использовать. Напрягает, что это, все таки, довольно серьезная процедура. Очень сильно зависит от того, как это сделано. Например, на моем Еврофоксе (тот же Китфокс) надо отсоединять управление флаперонов и я знаю трагический случай, когда перед полетом забыли подсоединить эту тягу. На моем Хайлэндере, который я строю, тросовое управление и закрылками и элеронами и ничего отсоединять не надо.
 
С инженерной точки зрения это зависит от разработчика. На мой взгляд самые простые системы у Китфокса и у Колба. У Колба самолет со сложенными крыльями занимает минимум пространства.
Да простят мое "несносное любопытство".... Меня в свое время восхитил (на фотографиях) узел складывания консолей крыльев мотопланера Фурнье-5 ... В ваше поле зрения такие крылья и их владельцы попадали?
 
Давненько...

Давненько нет ничего нового от автора. Хотелось бы узнать почему.

Я уже раньше отмечал что заявленная производителем набора продолжительность сборки самолёта конечно реально, но в нормальной американской жизни , в домашних условиях, невозможна. Если ещо и работать.

Автор, А-У!

Отзовись. Хоть будем знать что жив-здоров. ( причин для приостановки проэкта , в штатах может быть быть масса. И все обьективные)
 
Спасибо за беспокойство, Леонид, у меня все хорошо. Самолет почти готов, осталось совсем немного, в основном бумажная работа.
Надеюсь к осени полечу.
Заняло все 5 лет к сегодняшнему дню. В принципе я на столько и рассчитывал. Почему так долго?
Ну в основном потому что кроме самолетов у меня еще много чего есть что занимает кучу времени (трое детей, дом, дача и тд). Ангар купил, пока все сделал там внутри, заняло полгода. На выставки езжу тоже, вот на сан и фане был в этом году. С семьей тоже надо в отпуск ездить, а то дети вырастут а окажется что я все это время стоил самолет, пока они росли, тоже не очень.
Вообще дома я бываю примерно 9 мес в году, остальное время в разьездах по делам. В июле - сентябре работать часто невозможно из за жары. Поэтому в результате работать приходится когда остается время. Когда переехал в ангар, то стало еще все медленнее, по пробкам туда не каждый день доезжаешь.
По самой работе - из за непонятной документации - если есть свободные скажем 10 часов, то реально 8 из них занимает чтение форумов, чтобы разобраться что же надо сделать. Часто целый час читаешь, смотришь видео как другие сделали, потом едешь в ангар и там за 10 минут все делаешь. КПД мизерный конечно. Второй самолет займет наверное в 2 раза меньше времени. Шишек очень много набил конечно, переделывал много.
Но сейчас уже почти все готово, бензин в баках, скоро буду двигатель гонять.
 

Вложения

  • Screenshot 2025-05-05 at 7.09.19 AM.jpg
    Screenshot 2025-05-05 at 7.09.19 AM.jpg
    228 КБ · Просмотры: 149
По самой работе - из за непонятной документации - если есть свободные скажем 10 часов, то реально 8 из них занимает чтение форумов, чтобы разобраться что же надо сделать. Часто целый час читаешь, смотришь видео как другие сделали, потом едешь в ангар и там за 10 минут все делаешь. КПД мизерный конечно. Второй самолет займет наверное в 2 раза меньше времени.

Как все знакомо! На этом много бизнеса сделано - люди, собрав один самолет, потом за деньги, типа помогают строить другим и неплохо на этом зарабатывают.
 
Но сейчас уже почти все готово, бензин в баках, скоро буду двигатель гонять.
Т.е. уже можно поздравить с окончанием строительства и пожелать беспроблемных испытательных полётов!

На этом этапе уже можно подсчитеь общие затраты ( по материалам, без затрат труда) и сообщить столь важные цыфры интересующимся. По моим наблюдением стоимость набора выросла за 5 лет процентов эдак на 30. И явно будет рости и дальше.

А как выглядит приборная панель?
 
Да, строительство закончено. Осталось мелочь - поставить пвд, сделать отверстия под слив воды и тд. Реально уложиться в несколько недель при моем темпе.
По затратам - я обычно не пишу о деньгах но если спросили, отвечаю. Точно это невозможно посчитать. Я думаю что сам кит подорожал процентов на 40. Ну я много потратил еще сверх того, например одна краска может 6 тыс стоила, я даже точно не знаю. Вообще я деньги не считал, я не вижу в этом смысла - это никак не изменит мою жизнь но сожрет мое время, поэтому я этим не не занимаюсь. Много инструмента, много заказов со спруса. По мелочи может тыщи 3-4 набежало. Компрессор там пару тыщ и тд. Я вообще думаю что я очень примерно чисто деньгами потратил около 280-290 тыс. Ну ангар еще пришлось купить за 250, там надо было сделать душ и туалет еще. Много денег вообщем.
Новый самолет такой сейчас около 370-390 стоит для справки.
И я до моего последнего посещения сан и фана думал что это прямо много. Понимаете, я помню когда новые Еврофоксы стоили 68 тыс. Но после того как я увидел что люди встали в очередь за копией P-51 от Scalewings с ротаксом (посмотрите в гугле) то я как бы аккуратно пробился через толпу к немцам которые их отгружали и поинтересовался сколько стоит кит на что получил цифру в 550 тыс долл за кит и 695 тыс за новый самолет (напоминаю, это с 915 ротаксом). И я подумал что они сумашедшие, опять таки пока один мой знакомый не купил кит спокойно заплатив за него требуемую сумму и радовался как ребенок "что пришлось ждать всего полгода". Вообщем я понял что не понимаю ничего я а не они. Так что я теперь думаю что все до полумиллиона за самолет - это вообще бесплатно. То есть если говорить о деньгах то мы живем во время когда 0.01% населения к 50-60 годам аккумулируют такие ресурсы что им можно продать игрушки за миллион сравнительно легко, а остальные летают на самолетах 60х годов и копят деньги на новые шины, такая вот реальность распределения доходов. Кому то удается лавировать где то посередине, такие люди еще есть, но эта прослойка точно уменьшается. Все будут летать на убитых сесснах вообщем. Я вот думал о сан и фане отчет написать, время все нет.
По поводу панели - дойду до ангара - сделаю побольше фоток, запощю.

ПС. был тут по работе на конференции. очень знающие люди говорят что сталь подорожала на 40% с нового года. И все остальное примерно также. И мы еще не видим реального эффекта, скоро увидим значит.
 
Да, строительство закончено. Осталось мелочь - поставить пвд, сделать отверстия под слив воды и тд. Реально уложиться в несколько недель при моем темпе.
По затратам - я обычно не пишу о деньгах но если спросили, отвечаю. Точно это невозможно посчитать. Я думаю что сам кит подорожал процентов на 40. Ну я много потратил еще сверх того, например одна краска может 6 тыс стоила, я даже точно не знаю. Вообще я деньги не считал, я не вижу в этом смысла - это никак не изменит мою жизнь но сожрет мое время, поэтому я этим не не занимаюсь. Много инструмента, много заказов со спруса. По мелочи может тыщи 3-4 набежало. Компрессор там пару тыщ и тд. Я вообще думаю что я очень примерно чисто деньгами потратил около 280-290 тыс. Ну ангар еще пришлось купить за 250, там надо было сделать душ и туалет еще. Много денег вообщем.
Новый самолет такой сейчас около 370-390 стоит для справки.
И я до моего последнего посещения сан и фана думал что это прямо много. Понимаете, я помню когда новые Еврофоксы стоили 68 тыс. Но после того как я увидел что люди встали в очередь за копией P-51 от Scalewings с ротаксом (посмотрите в гугле) то я как бы аккуратно пробился через толпу к немцам которые их отгружали и поинтересовался сколько стоит кит на что получил цифру в 550 тыс долл за кит и 695 тыс за новый самолет (напоминаю, это с 915 ротаксом). И я подумал что они сумашедшие, опять таки пока один мой знакомый не купил кит спокойно заплатив за него требуемую сумму и радовался как ребенок "что пришлось ждать всего полгода". Вообщем я понял что не понимаю ничего я а не они. Так что я теперь думаю что все до полумиллиона за самолет - это вообще бесплатно. То есть если говорить о деньгах то мы живем во время когда 0.01% населения к 50-60 годам аккумулируют такие ресурсы что им можно продать игрушки за миллион сравнительно легко, а остальные летают на самолетах 60х годов и копят деньги на новые шины, такая вот реальность распределения доходов. Кому то удается лавировать где то посередине, такие люди еще есть, но эта прослойка точно уменьшается. Все будут летать на убитых сесснах вообщем. Я вот думал о сан и фане отчет написать, время все нет.
По поводу панели - дойду до ангара - сделаю побольше фоток, запощю.

ПС. был тут по работе на конференции. очень знающие люди говорят что сталь подорожала на 40% с нового года. И все остальное примерно также. И мы еще не видим реального эффекта, скоро увидим значит.

А есть у вас part catalog на него?
Нам самодельщикам тут вот конструкция очень интересна, меня вот конструкция поста управления сильно интерестно.
Было бы неплохо если фото сборки опубликовали. Особенно всякие узлы, кронштейны, педали.
 
В нашем порту есть один КАрбон Каб. Я его увидел впервые месяца три назад. Подошёл, познакомился, осмотрел , поговорил. КАб сертифицированный, 16-го года выпуска. С большими колёсами и листовой рессорой. Хозяин купил его с налётом 500 часов за 270 тыс. долл.
Мне конечно хотелось уговорить его покататься, но решил что вот так сразу это будет неприлично. Поговоирли об модификации ангара ( у нас одинаковые) и я ушёл.

В прошедшее воскресенье опять его увидел. Зашел уже с конкретным планом договориться полетать. Но увы, налетавший на нем уже 160 часов хозяин на прошлой неделе дал циркуля.

Удивительное дело, на законцовке крыла только краску стёрло, ткань целёханька, а правый задний лонжерон погнулся. Погнулся заметно, с волнами по обшивке и клинящимся элероне.

Самолёт застрахован и конечно всё будет исправлено. Ремонтировать будет местный механик, мой хороший знакомый ( облётывал мой Каб после реставрации), посмотрим как ему понравится высверливать заклёпки , которыми ткань приделана к нервюрам. Лично мне эта технология сильно не нравится, именно из за ремонтопригодности.

Ну а потом конечно полетаем.
 
Ну 2016 года это наверное FX-2, предыдущая модель. Цена еще очень сильно зависит от авионики, разница может 30-40 тыс быть. Автопилот и тд. Я взял все опции которые были. И еще амортизаторы купил серьезные.
По поводу высверливать заклепки - это не очень сложно, я высверливал, не так чтобы сильно устал. Зато вот отдирать обшивку - это просто пытка, надо же старый клей еще смывать. Вообще проблема Карбон каба в том что много чего сделано одноразово.
То есть скажем на суперкабе можно все разобрать и собрать. ноль клея и ноль VHB (двухсторонняя липкая лента для склеивания поверхностей которую легко приклеить но очень сложно отодрать). На карбон кабе в угоду весу и быстроте сборки очень много чего приклеивается на ленте, на клее что потом вообще невозможно ремонтировать. Например заканцовки крыла карбоновые приклеены к лонжеронам на клею. А стекла в кабине приклеены в раме на ленте. В целом такие решения дают примерно около 50 кг выигрыша в весе. Но зато они вообще не ремонтопригодыные. Кроме того я недавно ставил лобовое стекло, оно очень тонкое - они на всем хотят сохранить вес. И вроде как бы это норм, никто не жаловся что стекло ломается. Но я сам пролетал на суперкабе через провода и порвал их. А вот на карбон кабе не смог бы - стекло бы разрушилось. Так что вот эти 50 кг идут с очень большой ценой во всех отношениях.
 
Лет 10 назад решил присесть на дорогу и не заметил столбов. Спасло то что делал низкий проход на 70 милях в час хотя обычно захожу за 52. У меня стояла камера, показал клип своему механику с налетом 10 тыс часов, он сказал что "хххм, ну значит время твое не пришло еще".
 

Вложения

  • one second before.png
    one second before.png
    1,1 МБ · Просмотры: 53
Назад
Вверх