Позволят ли частным пилотам вытащить транспортную отрасль России.
26-27 октября 2018 года, состоялась XII Конференция Ассоциации частных пилотов и владельцев воздушных судов России, которой предшествовали обсуждения в региональных отделениях текущего состояния дел с малой авиации в России. Главным информационным поводом была недавняя телеграмма Росавиации от 27.09.2018 г. о приостановлении использования на авиаработах ЕЭВС и запрета выполнения их частными пилотами.
Последствия данного решения могут быть очень печальными, прежде всего для потребителей, а именно для предприятий сельского хозяйства и Федерального агенства лесного хозяйства. На авиалесоохране, например, более 50% всего объема работ, а это около 25 тысяч летных часов в год, выполняли частные пилоты на сверхлегких и легких ВС, являющихся единичными экземплярами (ЕЭВС). Себестоимость у них в 5-15 раз ниже, чем у ВС коммерческих авиакомпаний, которые используют более тяжелую и, следовательно более дорогую технику, имеющую сертификат типа.
Потери при выполнении этого запрета, составят не менее 5 миллиардов бюджетных рублей ежегодно. Но даже если эти дополнительные средства будут изысканы, такого количества самолетов и летного состава в коммерческих авиакомпаниях просто нет физически. И в ближайшие лет десять не предвидится. Тем более на такую, ярко выраженную, сезонную работу.
В России некому сегодня пассажиров возить, авиакомпании кричат в голос: катастрофически не хватает пилотов, а кто-то в Росавиации считает, что они будут заниматься лесопатрулем и авиахимработами.
Кстати на химработах частные пилоты на ЕЭВС выполняли более 90% всего объема по стране. И никто эти объемы не закроет. Не говоря уже о том, что даже те, которые сегодня выполняются, это только часть необходимого.
Какие при этом убытки получит сельскохозяйственные предприятия, никто не может даже посчитать. Только Россия вышла на первое место по экспорту зерна в мире, так на тебе - взяли и включили тормоз. Прямо как будто по заказу американских фермеров.
Как говорил Марцелло, герой бессмертной трагедии Шекспира «Гамлет»: « - Неладно, что-то в королевстве датском». То бишь у нас, в штабе отрасли. Так раньше называли здание на Ленинградском проспекте 37. Решения, принимаемые Росавиацией в последние годы по отношению к авиации общего назначения (АОН), авиационным учебным центрам (АУЦ), использованию посадочных площадок и многому другому, мягко говоря, вызывают недоумение не только у сообщества частных пилотов, но и у подавляющего большинства специалистов в отрасли.
Причем наблюдается некий отраслевой цугцванг – каждое последующее решение, только ухудшает ситуацию. Нормативная база, регламентирующая выполнение полетов малой авиации (в частности АОН), явно отстает от современных требований и поэтому процесс просто зашел в тупик. А ведь этот сегмент экономики страны, при грамотном его регулировании, мог бы приносить в бюджет России сотни миллиардов рублей ежегодно. В США, например, он дает более 150 млрд. долларов, а это триллион рублей по курсу.
Концепция изменения законодательства регулирующего АОН.
Для исправления ситуации, на мой взгляд, нужно разработать в рамках Ассоциации (АОПА Россия) Концепцию изменения нормативной базы, регламентирующую функционирование АОН, и предложить ее регулятору. В концепции предложить не только то, что мы, как частные пилоты хотели бы видеть, но и обязательно показать, что это даст в итоге отрасли и экономике страны в целом и как повлияет на уровень безопасности полетов. Предварительные наброски мы обсудили на общем собрании Омского регионального отделения Ассоциации и на встрече с пилотами Алтайского края, где тоже организуется региональное отделение. Предложения были приняты. Я довел их до участников Конференции, и мы договорились обсудить их, как можно широко и открыто. Может, что-то добавить, что-то изменить и затем итоговый документ продвигать через все имеющиеся структуры для реализации.
Путь, по которому пошли некоторые наши коллеги, а именно предложение не концепции, а изменение некоторых положений различных ФАПов – тупиковый и даже вредный. Например, одна наша общественная организация, проявила инициативу и ни с кем не посоветовавшись, направила в Минтранс поправки в ФАП, где в частности прописан запрет на использование ЕЭВС в коммерческих целях, мотивируя это тем, что другого решения Минтранс не подпишет. Но последствия такого предложения трудно себе даже представить, так как подавляющее количество ВС АОН именно ЕЭВС. И потом, нельзя при строительстве дома начинать с приобретения краски для пола, не имея полного проекта. Ведь может оказаться, что материал пола тут окажется совсем другой и краска вообще не понадобится.
Поэтому не правкой ФАПов нужно сейчас заниматься, а выработать базовую концепцию, т.е. основные принципы, на которых должна будет функционировать АОН в России. А уж после принятия ее регулятором, он сам внесет соответствующие изменения во все нормативные акты. Для этого у него есть всё, и люди, и ресурсы.
Самое первое с чего должен начинаться любой нормативный документ это определения, чтобы всем было понятно, о чем идет речь. В Воздушном Кодексе РФ определение АОН звучит следующим образом:
ВК РФ Ст.21 п.3
Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения.
Существующая редакция ВК РФ давно уже не соответствует реальному положению дел. Например, авиаработы, хоть и выполняются эксплуатантами, но это все равно воздушные суда АОН. Авиакомпании, выполняющие чартерные перевозки пассажиров на бизнес джетах – выполняют их опять-таки под свидетельством эксплуатанта АОН. В докладе Сторчевого О.Г., который он озвучил 30.10.18 на заседании Общественного совета при ФАВТ, прозвучала цифра о количестве выполненных международных полетов на воздушных судах АОН: в 2016 году – 1592, в 2017 году – 3078. Рост - в два раза. Но львиная доля тут именно чартерных полетов по перевозке пассажиров на бизнес джетах АОН. Что в соответствии с существующей редакцией статьи ВК РФ является его нарушением.
К чему это приводит? Некоторые недобросовестные авиакомпании используют этот пробел в законодательстве для устранения конкурентов с рынка, расцветает произвол со стороны правоохранителей и контролирующих органов Росавиации и Ространснадзора, растет коррупция, и главное, тормозится развитие авиакомпаний, занимающихся этими видами бизнеса. Любой бизнес, а тем более такой капиталоемкий как авиация, не может широко развиваться, понимая, что его в любое время могут закрыть на вполне законном основании.
Вывод: существующая редакция уже сегодня не соответствует реальному положению дел и серьезно тормозит развитие, поэтому предлагается следующая:
ВК РФ Ст.21 п.3
Гражданская авиация, не используемая для регулярных коммерческих перевозок, относится к авиации общего назначения.
Основные положения Концепции.
1. К выполнению всего спектра коммерческих полетов, выполняемых воздушными судами АОН допускаются любые типовые ВС, а также ЕЭВС с МВМ до 5700 кг.
Обоснование:
Отечественного рынка производителей легких ВС АОН с МВМ до 5700 кг к сожалению за почти тридцать лет рыночной экономики в стране так и не сформировалось. Ему просто не дали возможности этого сделать.
Причина всё та же. Если законодательство, регламентирующее ту или иную отрасль, носит запретительный характер, бизнес туда не идет. Поэтому воздушные суда для целей АОН обычно привозят из-за рубежа. Большей частью из США. Самолеты приходят в разобранном виде в контейнерах. Сборка и доведение их до эксплуатационного состояния под нужды заказчика проводится не сертифицированными предприятиями или собственником самостоятельно.
При этом, в подавляющем большинстве случаев, проводится доработка в части приборного оборудования, электроснабжения, топливной системы и так далее.
И данное ВС, по определению, перестает быть типовым. На нем остается не выполненным целый ряд бюллетеней, установлено не предусмотренное производителем оборудование, изменена конструкция ВС, и поэтому оно на полном основании регистрируется как ЕЭВС.
После чего специализированным предприятием проводятся определенные работы по проверки его технического состояния и облет летчиком-испытателем (который должен выполняться только один раз при первой проверке после проведения изменения конструкции). После чего уполномоченным органом Росавиации выдается Свидетельство летной годности (СЛГ). И это в полном соответствии с действующим законодательством, и менять тут ничего не нужно. На этапе первых работ при регистрации ВС.
Из общего количества ВС АОН в стране - 4557, ЕЭВС в Реестре - 3065 или 67,3%. И до тех пор, пока в России не появятся отечественные ВС, сертифицированные как тип и доступные по цене потребителю, развитие АОН не может идти без ЕЭВС.
Наличие в России всего 1 492 ВС АОН имеющих сертификат типа, говорит о ничтожности этого сектора экономики для такой страны как наша. Для справки в США количество таких ВС АОН более 250 тысяч, то есть почти в 170 раз больше. Кстати именно США являются бенефициаром такого запретительного законодательства в России, так как являются основным производителем воздушных судов для General Aviation (АОН) в мире. А мы, своим не продуманным законодательством, вольно или не вольно им подыгрываем, не давая развитию производства самолетов для малой авиации, хотя интересных конструкций представленных нашими инженерами и конструкторами уже достаточно много.
Поэтому для массового развития этого вида авиации, и чтобы не потерять те объемы, которые уже выполняются на авиаработах и при выполнении чартеров, необходимо закрепить на законодательном уровне право использовать ЕЭВС АОН в коммерческих целях. Ограничив их только воздушными судами с максимальной взлетной массой до 5 700 килограмм.
Продолжение следует.
26-27 октября 2018 года, состоялась XII Конференция Ассоциации частных пилотов и владельцев воздушных судов России, которой предшествовали обсуждения в региональных отделениях текущего состояния дел с малой авиации в России. Главным информационным поводом была недавняя телеграмма Росавиации от 27.09.2018 г. о приостановлении использования на авиаработах ЕЭВС и запрета выполнения их частными пилотами.
Последствия данного решения могут быть очень печальными, прежде всего для потребителей, а именно для предприятий сельского хозяйства и Федерального агенства лесного хозяйства. На авиалесоохране, например, более 50% всего объема работ, а это около 25 тысяч летных часов в год, выполняли частные пилоты на сверхлегких и легких ВС, являющихся единичными экземплярами (ЕЭВС). Себестоимость у них в 5-15 раз ниже, чем у ВС коммерческих авиакомпаний, которые используют более тяжелую и, следовательно более дорогую технику, имеющую сертификат типа.
Потери при выполнении этого запрета, составят не менее 5 миллиардов бюджетных рублей ежегодно. Но даже если эти дополнительные средства будут изысканы, такого количества самолетов и летного состава в коммерческих авиакомпаниях просто нет физически. И в ближайшие лет десять не предвидится. Тем более на такую, ярко выраженную, сезонную работу.
В России некому сегодня пассажиров возить, авиакомпании кричат в голос: катастрофически не хватает пилотов, а кто-то в Росавиации считает, что они будут заниматься лесопатрулем и авиахимработами.
Кстати на химработах частные пилоты на ЕЭВС выполняли более 90% всего объема по стране. И никто эти объемы не закроет. Не говоря уже о том, что даже те, которые сегодня выполняются, это только часть необходимого.
Какие при этом убытки получит сельскохозяйственные предприятия, никто не может даже посчитать. Только Россия вышла на первое место по экспорту зерна в мире, так на тебе - взяли и включили тормоз. Прямо как будто по заказу американских фермеров.
Как говорил Марцелло, герой бессмертной трагедии Шекспира «Гамлет»: « - Неладно, что-то в королевстве датском». То бишь у нас, в штабе отрасли. Так раньше называли здание на Ленинградском проспекте 37. Решения, принимаемые Росавиацией в последние годы по отношению к авиации общего назначения (АОН), авиационным учебным центрам (АУЦ), использованию посадочных площадок и многому другому, мягко говоря, вызывают недоумение не только у сообщества частных пилотов, но и у подавляющего большинства специалистов в отрасли.
Причем наблюдается некий отраслевой цугцванг – каждое последующее решение, только ухудшает ситуацию. Нормативная база, регламентирующая выполнение полетов малой авиации (в частности АОН), явно отстает от современных требований и поэтому процесс просто зашел в тупик. А ведь этот сегмент экономики страны, при грамотном его регулировании, мог бы приносить в бюджет России сотни миллиардов рублей ежегодно. В США, например, он дает более 150 млрд. долларов, а это триллион рублей по курсу.
Концепция изменения законодательства регулирующего АОН.
Для исправления ситуации, на мой взгляд, нужно разработать в рамках Ассоциации (АОПА Россия) Концепцию изменения нормативной базы, регламентирующую функционирование АОН, и предложить ее регулятору. В концепции предложить не только то, что мы, как частные пилоты хотели бы видеть, но и обязательно показать, что это даст в итоге отрасли и экономике страны в целом и как повлияет на уровень безопасности полетов. Предварительные наброски мы обсудили на общем собрании Омского регионального отделения Ассоциации и на встрече с пилотами Алтайского края, где тоже организуется региональное отделение. Предложения были приняты. Я довел их до участников Конференции, и мы договорились обсудить их, как можно широко и открыто. Может, что-то добавить, что-то изменить и затем итоговый документ продвигать через все имеющиеся структуры для реализации.
Путь, по которому пошли некоторые наши коллеги, а именно предложение не концепции, а изменение некоторых положений различных ФАПов – тупиковый и даже вредный. Например, одна наша общественная организация, проявила инициативу и ни с кем не посоветовавшись, направила в Минтранс поправки в ФАП, где в частности прописан запрет на использование ЕЭВС в коммерческих целях, мотивируя это тем, что другого решения Минтранс не подпишет. Но последствия такого предложения трудно себе даже представить, так как подавляющее количество ВС АОН именно ЕЭВС. И потом, нельзя при строительстве дома начинать с приобретения краски для пола, не имея полного проекта. Ведь может оказаться, что материал пола тут окажется совсем другой и краска вообще не понадобится.
Поэтому не правкой ФАПов нужно сейчас заниматься, а выработать базовую концепцию, т.е. основные принципы, на которых должна будет функционировать АОН в России. А уж после принятия ее регулятором, он сам внесет соответствующие изменения во все нормативные акты. Для этого у него есть всё, и люди, и ресурсы.
Самое первое с чего должен начинаться любой нормативный документ это определения, чтобы всем было понятно, о чем идет речь. В Воздушном Кодексе РФ определение АОН звучит следующим образом:
ВК РФ Ст.21 п.3
Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения.
Существующая редакция ВК РФ давно уже не соответствует реальному положению дел. Например, авиаработы, хоть и выполняются эксплуатантами, но это все равно воздушные суда АОН. Авиакомпании, выполняющие чартерные перевозки пассажиров на бизнес джетах – выполняют их опять-таки под свидетельством эксплуатанта АОН. В докладе Сторчевого О.Г., который он озвучил 30.10.18 на заседании Общественного совета при ФАВТ, прозвучала цифра о количестве выполненных международных полетов на воздушных судах АОН: в 2016 году – 1592, в 2017 году – 3078. Рост - в два раза. Но львиная доля тут именно чартерных полетов по перевозке пассажиров на бизнес джетах АОН. Что в соответствии с существующей редакцией статьи ВК РФ является его нарушением.
К чему это приводит? Некоторые недобросовестные авиакомпании используют этот пробел в законодательстве для устранения конкурентов с рынка, расцветает произвол со стороны правоохранителей и контролирующих органов Росавиации и Ространснадзора, растет коррупция, и главное, тормозится развитие авиакомпаний, занимающихся этими видами бизнеса. Любой бизнес, а тем более такой капиталоемкий как авиация, не может широко развиваться, понимая, что его в любое время могут закрыть на вполне законном основании.
Вывод: существующая редакция уже сегодня не соответствует реальному положению дел и серьезно тормозит развитие, поэтому предлагается следующая:
ВК РФ Ст.21 п.3
Гражданская авиация, не используемая для регулярных коммерческих перевозок, относится к авиации общего назначения.
Основные положения Концепции.
1. К выполнению всего спектра коммерческих полетов, выполняемых воздушными судами АОН допускаются любые типовые ВС, а также ЕЭВС с МВМ до 5700 кг.
Обоснование:
Отечественного рынка производителей легких ВС АОН с МВМ до 5700 кг к сожалению за почти тридцать лет рыночной экономики в стране так и не сформировалось. Ему просто не дали возможности этого сделать.
Причина всё та же. Если законодательство, регламентирующее ту или иную отрасль, носит запретительный характер, бизнес туда не идет. Поэтому воздушные суда для целей АОН обычно привозят из-за рубежа. Большей частью из США. Самолеты приходят в разобранном виде в контейнерах. Сборка и доведение их до эксплуатационного состояния под нужды заказчика проводится не сертифицированными предприятиями или собственником самостоятельно.
При этом, в подавляющем большинстве случаев, проводится доработка в части приборного оборудования, электроснабжения, топливной системы и так далее.
И данное ВС, по определению, перестает быть типовым. На нем остается не выполненным целый ряд бюллетеней, установлено не предусмотренное производителем оборудование, изменена конструкция ВС, и поэтому оно на полном основании регистрируется как ЕЭВС.
После чего специализированным предприятием проводятся определенные работы по проверки его технического состояния и облет летчиком-испытателем (который должен выполняться только один раз при первой проверке после проведения изменения конструкции). После чего уполномоченным органом Росавиации выдается Свидетельство летной годности (СЛГ). И это в полном соответствии с действующим законодательством, и менять тут ничего не нужно. На этапе первых работ при регистрации ВС.
Из общего количества ВС АОН в стране - 4557, ЕЭВС в Реестре - 3065 или 67,3%. И до тех пор, пока в России не появятся отечественные ВС, сертифицированные как тип и доступные по цене потребителю, развитие АОН не может идти без ЕЭВС.
Наличие в России всего 1 492 ВС АОН имеющих сертификат типа, говорит о ничтожности этого сектора экономики для такой страны как наша. Для справки в США количество таких ВС АОН более 250 тысяч, то есть почти в 170 раз больше. Кстати именно США являются бенефициаром такого запретительного законодательства в России, так как являются основным производителем воздушных судов для General Aviation (АОН) в мире. А мы, своим не продуманным законодательством, вольно или не вольно им подыгрываем, не давая развитию производства самолетов для малой авиации, хотя интересных конструкций представленных нашими инженерами и конструкторами уже достаточно много.
Поэтому для массового развития этого вида авиации, и чтобы не потерять те объемы, которые уже выполняются на авиаработах и при выполнении чартеров, необходимо закрепить на законодательном уровне право использовать ЕЭВС АОН в коммерческих целях. Ограничив их только воздушными судами с максимальной взлетной массой до 5 700 килограмм.
Продолжение следует.