Ну что, господа коллеги, опишу как я наконец умудрился оказаться в небе в славный день 9 Мая, о чем тут уже написал Виталич!
На самом деле в небе я уже был очень много раз, но ни разу так, чтобы прям один. Своего борта у меня никогда не было, и я всегда летал с кем-то, в основном с Сергеем на его Кабе. Пока он его не продал. В результате у меня появились какие-то навыки по управлению самолетом, но в серьез их воспринимать было нельзя, поскольку за все годы я так ни разу и не сделал ни самостоятельного взлета, ни посадки.
Ситуация изменилась, когда «Муха» Виталича стала моей. Стало ясно, что нужно учиться, тем более что «Муха» - скоростной и непростой самолет, да еще и с хвостовой опорой. Благодаря Сергею (ему вообще за многое спасибо, но в том числе и за это!) мне удалось найти инструктора, который занимается обучением на своем самолете Свифт К10. Это такой двухместный аппарат украинского производства с 912 Ротаксом, обсуждали его здесь:
https://reaa.ru/threads/samoljot-k10-swift.18471/ .
Договорились, и обучение началось. Первые же полеты показали, что я не умею НИЧЕГО! Свифт постоянно норовил в воздухе жить своей жизнью, и я совершенно не понимал, что с ним делать. Прикинув, что такое обучение обещает быть долгим и затратным, я стал думать, как бы облегчить процесс… Было очевидно, что для нормального летания нужны определенные навыки и рефлексы, часть из которых можно было получить только в реальном самолете, а вот другую часть можно было попробовать сформировать на компьютере, если сделать на его основе более-менее правдоподобный тренажер!
Идея показалась реально интересной!
Детальная проработка вопроса на вирпильских ресурсах привела к скорому появлению следующих ништякОв:
1. В качестве симулятора был скачан X-Plane 10. По ряду отзывов именно эта прога обладала максимальной реалистичностью полетов, за что и снискала почет и уважение. Есть еще 11 версия, она лучше, но мой комп ее не потянул.
2. На Авито был приобретен джойстик Кобра М5 с бесконтактными датчиками осей. Вирпилы от него пищат, и остальные серийные джойстики вроде как хуже, поскольку используют переменные резисторы, которые шумят и дергаются.
3. Функции РУДа взял на себя джойстик Thrustmaster, который остался у меня еще со времен бурной молодости в «Ил-2 Штурмовик». В самом блоке джойстика давно умерли переменные резисторы, но Руд и кнопки работали нормально!
4. Педали…. Были приобретены вот такие педали, по сути одни из топовых вирпильских педалей, тяжелые и ядреные! Делает их один человек в славном городе Сочи. Они используют бесконтактный магнитный датчик поворота и обеспечивают очень точное позиционирование практически без шумов и мертвых зон!
Все это, собранное в кучу, выглядело примерно так:
Первые же «полеты» в Иксплэйне показали, что у меня получился очень мощный тренажер! Но, как для любого нормального инструмента, конечный результат всегда зависит не столько от самого инструмента, сколько от того, как им пользоваться. Наиболее разумный вариант для меня оказался такой: я отлетывал час с инструктором на Свифте, смотрел что получалось, а что нет, ставил себе задание и отрабатывал его в Иксплэйне. И так по кругу. Прогресс пошел, но совсем не такой, на какой я рассчитывал. И вскоре я понял почему.
Дело в том, что не все йогурты, вернее самолеты, одинаково полезны для обучения. Свифт имел массу преимуществ, он достаточно скоростной, небольшой по размерам, пилоты сидят рядом и при этом он на 912 Ротаксе летит 170 км/ч на вменяемых оборотах. У него удобная кабина, и много чего еще. Но вот его устойчивость в воздухе была, мягко говоря, не самая лучшая. Нет, в осеннем «молоке» он летел нормально, но когда в воздухе случалась колбасня, то все… При выдерживании одинакового режима двигателя и положения капот-горизонт, он мог лететь то вверх, то вниз, то ровно. В результате высота постоянно плавала, причем не только у меня, но и у инструктора тоже. Курсовая устойчивость – отдельная песня. Любой порыв разворачивал самолет, шарик убегал и возникало скольжение, которое само не убиралось. Приходилось все время шуровать педалями. Под конец я даже начал к этому привыкать, скольжение уже ловилось вестибуляркой и ноги сами чего-то там нажимали.
Все это резко контрастировало с Кабом, который летал как утюг, и на котором после взлета про педали можно было вообще забыть до самой посадки. Опыт Анатолия, автора «Фантика», который так же учился на этом же Свифте, и имел опыт полетов на Злине 142, был в точности такой же! Я никогда не скажу что Свифт плохой самолет, просто учиться на нем надо дольше. Но, зато, если его нормально освоить, думаю потом будет уже пофиг на чем летать, хоть на метле!
В общем к 9 Мая 2022 года я подошел с таким багажем:
1. Умею летать в Иксплэйне почти как Валерий Чкалов, а может даже лучше!
2. Довольно много был в небе, вроде дохрена чего знаю, но ни разу сам не взлетел и не сел. А на Свифте за 10 часов ни разу не смог нормально пройти над полосой!
3. Цессна 172 в Иксплэйне летает почти как серегин Пайпер Каб в реальности, только несколько быстрее, и другое шасси. То есть симулятор нормальный, не врет!
4. По словам Сергея, «Муха» во многом похожа на Каб, но, зараза, быстрая и верткая. При этом весьма устойчивая по всем осям.
5. Капец как хочется вылететь самостоятельно! А на аэродроме стоит свой самолет…
Продолжение следует... (но это не точно)