Решил, что не буду влезать в обсуждение самого происшествия, но имея некоторый опыт хочу развеять кое-какие заблуждения.
Электрический разряд в самолёт в большинстве случаев прилетает в размытой облачности, для этого даже не нужно лезть в грозу.
Пилотаж - это конечно прикольно, но в деле пилотирования большого пассажирского лайнера не поможет ни разу. Более того, укрепившиеся навыки шурования ручкой и педалями в данном деле явное зло.
Аэродромные тренировки тоже прикольно, но проблема в том, что они выполняются на самолёте без загрузки, со взлётным весом (а часто и центровкой) отличающимся от обычного процентов на 30. Поэтому как средство ознакомления с такой конфигурацией - это хорошо (с управлением пустым самолётом тоже есть проблемы), но как средство тренировки так себе. Современный полнофункциональный тренажёр по крайней мере не хуже.
Превышение посадочной массы на 1600 кг - это несущественная величина для самолёта этого класса (при том что центровка не меняется).
Явно выраженных проблем в подготовке пилотов у нас три, и они не касаются лётных училищ. Первая - современный экономический уклад России выбил из эксплуатации целые классы техники, именно те, на которых начинающие пилоты получают свой опыт и навыки. Т.е. техники типа Цессны Караван , Ан-2, Кинг Эйр, Ан-24, ATR, DHC-8 сейчас эксплуатируется на порядок меньше, чем Боингов и Эйрбасов. Где начинающим пилотам набираться опыта?
Второй - диктат "эффективных менеджеров" привёл к тому, что пилоты боятся даже не ошибиться, а просто слегка выйти даже не за ограничения, а за установленные для них "целевые" показатели полёта. Потому как всё контролируется, а у нас премии, продвижение, хорошие рейсы и т.д. А это значит летаем в полном автомате, вторым пилотам летать не даём.
Третья проблема - отсутствие ЛИЧНОЙ ответственности за подготовку пилотов. Даже в совке после катастрофы по явной вине экипажа слетали со своих постов все командиры (от эскадрильи до объединённого отряда). Сейчас же всем всё похрен. Поэтому ввод в КВС и продвижение по службе ведётся по любым каналам - родственные связи, блат, подхалимство или просто взятки (ведь быстро окупаются). Всё, за исключением профессионального уровня. Несогласные могут кинуть в меня помидором, но результат как говорится налицо.
У регулятора (Росавиации) лётные кадры в виде летающих инспекторов отсутствуют как класс. В любой цивилизованной стране такое даже представить себе невозможно.
Поскольку проблемы эти системные и решать их никто не собирается, вынужден предположить, что количество катастроф "на ровном месте" будет только расти. Хотелось бы ошибиться, но действительность не внушает оптимизма