Мотопланер "Аргентавис" - дисколёт

Thread moderators: argentavis
С Новым годом товарищи, и с новыми проектами!
Ну что же, проект самолёта плавно трансформировался в самолёт с дисковым крылом.
Имея острое желание получить аппарат с максимальной степенью готовности к полету и в попытках решить вопросы складывания крыла, привели меня к такому решению.
Тему мы эту уже достаточно остро обсуждали с товарищами в группе на вайбере, и сейчас я уже по сути принялся за реализацию этого варианта.
Ну и что бы немного поднять настроение форумчанам, решил уведомить и здесь о том, что делаю сейчас, и что планирую в дальнейшем.

Тема дисколета и Небесной блохи меня интересовали всегда и я решил объединить достоинства этих аппаратов в едином концепте.
Почему диск?
Складывание крыльев как на Блохе меня не устраивает по причине того, что габариты по ширине всё таки достаточно большие, и в прицеп такой вариант не запихнуть.
Складывание по типу ульфа тоже достаточно сложное в реализации.
Да и дисковое крыло меня тоже давно интересует.
Я решил втиснуть сложеный аппарат в размер 1200, по ширине прицепа. Внутри у него 1300, по 50мм будет свободный зазор.
Поэтому членится диск будет не на 3, как на блохе, а на 5 сегментов. Сложеные вдвое консоли, будут опускаться вниз и не будут выходить за габарит шасси. Концевая часть консоли поднимается наверх и потом с первым сегментом опускается вниз. Первый сегмент подпирается двумя подкосоми, с каждой стороны, а концевой фиксируется на нижней стороне в проушинах лонжеронов. Шарниры кнцевых консолей будут на верхней плоскости крыла, а первого сегмента на нижней. Поэтому диск будет образован двумя плоскими поверхностями и только в передней части диска будет сформирован лобовой профиль.
Толщина диска, максимальная будет 200 мм.
Конструкция крыла трёхлонжеронная, с нервюрами и внутренними раскосами.
Диаметр диска в 4,5м позволяет это сделать.

Изучая видео советсих дископланов 1964 года, пришел к выводу, что неустойчивость по крену у первого дископлана, связана из, за плохой устойчивости по курсу, из-за затенения оперения, которое находится над крылом в возмущеной зоне.
Еще это усугубляет кабина с плохой обтекаемостью сзади. Она сделана округлой, что возможно приводило к развитию дорожки Кармана, и как следствие раскачка по крену из-за поочередно сходящих вихрей за кабиной
Поэтому, я решил имеющуюся хвостовую балку расширить вниз, добавив рейку с двумя перемычками. Хоть один товарищ меня и подбивал сделать новую, решил просто слегка облегчить эту обточив, и уменьшив толщину раскосов.
Получилась по сути сотовая конструкция. Ну кому то она может и не понравится, но делать новую нет ни времени, ни желания, да и материалов собственно тоже ограниченое количество.
Осталось укрепить хвостовую килевую часть фермы фанерными 2мм накладками, сделаными из 3 мм.
Просто сострогал и сошлифовал один слой. Получилась двухслойная фанера.
В основном конструкция в общих чертах в голове.
На бумагу пока предварительный эскиз перенес только вид сбоку.
Проработку крыла в чертежах начну делать после того, как закончу фюзеляж с моторамой.
Для моторамы и несущей балки со стойкой подобрал материал и тоже кое что сделал.
Ну и вот фотки...

20240104_165237.jpg


20231121_222659.jpg


20231217_153946.jpg


20231214_130636.jpg
 
Ну и в процессе обсуждения этой темы с товарищами, у нашего авиамоделиста Анатолия, возникло желание сделать радиоуправляемую модель этого дисколета.
Модель тоже в процессе изготовления, делается по моим эскизам в соответствии с моими пожеланиями. К весне наверно будет готова.
На ней обкатаем некоторые вопросы по диапазону возможных центровок и площадям рулевых поверхностей элевонов.

IMG-9d75228755ccc08e72ea7ff6fc9836b8-V.jpg


IMG-eff2ededb40301a1692a662cdabe1055-V.jpg
 
Складывание крыльев как на Блохе меня не устраивает по причине того, что габариты по ширине всё таки достаточно большие, и в прицеп такой вариант не запихнуть.
На Блохе крыло не обязательно складывать, оно там не имеет механизации и органов управления - если оба крыла сделать свободнонесущими цельными, их можно целиком снимать и вдоль прицепа на ложементах перевозить.
 
На Блохе крыло не обязательно складывать, оно там не имеет механизации и органов управления - если оба крыла сделать свободнонесущими цельными, их можно целиком снимать и вдоль прицепа на ложементах перевозить.
В том и суть, чтобы не снимать, а в течении 5 минут привести самолет в лётное состояние при минимальных операциях по рассоединению некоторых силовых узлов.
Да и не войдет цельное блошиное крыло в мой прицеп. Оно 6 с лишним метров. Прицеп 1300х 4800 внутри.
И опять одному его ни снять ни постааить.
 
В том и суть, чтобы не снимать, а в течении 5 минут привести самолет в лётное состояние при минимальных операциях по рассоединению некоторых силовых узлов.
Да и не войдет цельное блошиное крыло в мой прицеп. Оно 6 с лишним метров. Прицеп 1300х 4800 внутри.
И опять одному его ни снять ни постааить.
При таких исходных выгоднее все-таки вложится в модернизацию прицепа (установить и узаконить верхний багажник + кран-укосину), чем городить разъёмное крыло (более тяжёлое и менее надёжное). Прицепу летать не нужно!
 
При таких исходных выгоднее все-таки вложится в модернизацию прицепа (установить и узаконить верхний багажник + кран-укосину), чем городить разъёмное крыло (более тяжёлое и менее надёжное). Прицепу летать не нужно!
И чем это выгоднее? Как раз наоборот.
Я поставил себе техническую задачу. Втиснуть сложеный самолет в указаные габариты. Громоздить кран на прицеп и в итоге получить сложный и далеко не быстрый техпроцесс по сборке самолета.
Хрен редьки не слаще.
В принципе я мог бы возить крыло на верхнем багажнике Патриота. И я возил на нём 6 метровые профиля со стойкой на бампере.
И консоли от Арго к стати. Но это совсем не то чего мне хотелось бы.
Но снятие и установка крыла неизбежно потребует многих рук. А я от этого хочу уйти и добиться приведения в летное состояние за 5 минут не привлекая никого для этого дела. Это программа минимум.
Хочу полной независимости. Ну а по надежности, скажу, что аварий блохи, по причине разрушения замков и шарниров мне неизвестны. Все можно рассчитать.
Да крыло будет тяжелее, чем цельное, но и нагрузка на площадь будет достаточно низкая.
Чем то надо платить, за экономию предполетного времени.
 
И чем это выгоднее? Как раз наоборот.
Я поставил себе техническую задачу. Втиснуть сложеный самолет в указаные габариты. Громоздить кран на прицеп и в итоге получить сложный и далеко не быстрый техпроцесс по сборке самолета.
Хрен редьки не слаще.
В принципе я мог бы возить крыло на верхнем багажнике Патриота. И я возил на нём 6 метровые профиля со стойкой на бампере.
Но снятие и установка крыла неизбежно потребует многих рук. А я от этого хочу уйти и добиться приведения в летное состояние за 5 минут не привлекая никого для этого дела. Это программа минимум.
Хочу полной независимости.
Володя, бейся-бейся...!
Только отойдя от идеи планера ты придёшь к мартышкиному труду над заведомо нелетучей самоделкой с аэродинамическим качеством фанерного листа.
Понятно, что хозяин-барин, а мы наблюдатели в этом цирке😀!
 
Володя, бейся-бейся...!
Только отойдя от идеи планера ты придёшь к мартышкиному труду над заведомо нелетучей самоделкой с аэродинамическим качеством фанерного листа.
Понятно, что хозяин-барин, а мы наблюдатели в этом цирке😀!
Развлекайтесь на здоровье.
План Б у меня тоже имеется.
На этой же базе, я смогу и классическую схему собрать.
Снять диск, поставить обычное крыло с флаперонами и ГО. В конструкции я предусматриваю такую возможность.
То, что этот фюзеляж будет и с дисковым крылом летать, у меня нет никаких сомнений.
Помнится мне и про Арго чуть не хором говорили, что с безредукторным бураном он не взлетит, и перетяжелен дескать, и мотор слабый.
Но полетел, и не плохо полетел, но логистика связаная с ним, меня просто убила.
Этот самолет будет легче и удобнее в использовании.
Я надеюсь.
А на счет аэродинамического качества, я и не обольщаюсь. Того что будет, будет достаточно для полетов вокруг поляны а на большее я и не претендую, рекорды ставить не собираюсь.
 
А я понимаю
Володя, бейся-бейся...!
Только отойдя от идеи планера ты придёшь к мартышкиному труду над заведомо нелетучей самоделкой с аэродинамическим качеством фанерного листа.
Понятно, что хозяин-барин, а мы наблюдатели в этом цирке😀!
А я понимаю Владимира. Конечно конструктору, привыкшему строить деревянные самолёты, намного труднее модернизировать железный прицеп, чем построить новый самолёт. В отличие от самолётостроителя здесь без серьёзного инженерного образования и опыта не обойтись.
пы.сы. не забываем также и о пятиминутном лимите по времени приведения ЛА в лётное состояние!
 
А я понимаю

А я понимаю Владимира. Конечно конструктору, привыкшему строить деревянные самолёты, намного труднее модернизировать железный прицеп, чем построить новый самолёт. В отличие от самолётостроителя здесь без серьёзного инженерного образования и опыта не обойтись.
Вот как раз с металлом то я связан всю свою рабочую жизнь и создавать металлические конструкции умею.
И прицеп к стати я тоже сделал сам. Вернее верхнюю, контейнерную часть с тентом. В основе только покупная номерная площадка с мостом и рессорами. И каркас мастерской с несущими фермами из металлопрофилей тоже проектировал и варил сам. Шпалы в стенах тут только как утеплитель работают.
И кран сгородить на прицепе могу, это совсем не проблема, но не хочу.
Надо понимать, что кран и связаные с ним работы никак не ускорят сборку. Только облегчат. А у меня стоит иная задача!
Просто хочу складное, дисковое крыло и чтобы влезло в означеные габариты. Задача непростая, и интересная. Просто, я иду своим путем. А вам только и остается, что наблюдать и не ерничать.
 
Пять сегментов сколько же там узлов стыковки будет.Плоский схематичный фюзеляж,сколько же расчалок потребуется.Самое простое было выкинуть все эти рейки ,поставить жесткую продольную трубу фюзеляжа (по типу Дар Соло) ,спереди мотор,внизу этот обтекатель с креслом.Крылья оставить прежние и не в коем случае не отрезать.Крыло подкосное и без гаечных соединений- просто стержни и булавки.Получился бы прекрасный самолет для обучения.Уверен собрать и разобрать в одиночку возможно.Собрал пару вечеров полетал,душу отвел и домой.Все эти безхвостки в воздухе как коровы на льду.Блоха в разы лучше.
 
В том и суть, чтобы не снимать, а в течении 5 минут привести самолет в лётное состояние при минимальных операциях по рассоединению некоторых силовых узлов.
Да и не войдет цельное блошиное крыло в мой прицеп. Оно 6 с лишним метров. Прицеп 1300х 4800 внутри.
И опять одному его ни снять ни постааить.
 
Пять сегментов сколько же там узлов стыковки будет.Плоский схематичный фюзеляж,сколько же расчалок потребуется.Самое простое было выкинуть все эти рейки ,поставить жесткую продольную трубу фюзеляжа (по типу Дар Соло) ,спереди мотор,внизу этот обтекатель с креслом.Крылья оставить прежние и не в коем случае не отрезать.Крыло подкосное и без гаечных соединений- просто стержни и булавки.Получился бы прекрасный самолет для обучения.Уверен собрать и разобрать в одиночку возможно.Собрал пару вечеров полетал,душу отвел и домой.Все эти безхвостки в воздухе как коровы на льду.Блоха в разы лучше.
Вариант с трубой рассматривал, но нужна развитая килевая часть под диском. Поэтому решил оставить эту ферму и даже ее расширить.
Расчалок много не потребуется. Две максимум, и то от хвоста к кабине в район крепления ремней безопасности.
В сборе с центропланом хвост будет представлять собой Т образное сечение и будет связан с ним короткими подкосиками из трубок овального сечения. 4 штуки и то две из них будут за спиной в обтекателе кабины. И будет 4 подкоса к двум основным лонжеронам к точкам фиксаторов концевых сегментов. Тросовых расчалок не будет.
Будут внутренние раскосы в каркасе крыла. Там же в центроплане и бензобак будет.
Да, блоха в определенном смысле лучше но дисковое крыло будет компактнее.
И вы, как всегда преувеличиваете. В разы блоха не может быть лучше. И как это считать, по каким критериям?
Всё относительно!
Этот самолет будет летать, без сомнения!
Как слон, ли как корова это уже, кто как сфантазирует. Посмотрим, сравним. Судить и оценивать пока нечего!
Поэтому не торопитесь давать оценки, чтобы потом не выглядеть смешными.
 
Вот как раз с металлом то я связан всю свою рабочую жизнь и создавать металлические конструкции умею.
И прицеп к стати я тоже сделал сам. Вернее верхнюю, контейнерную часть с тентом. В основе только покупная номерная площадка с мостом и рессорами. И каркас мастерской с несущими фермами из металлопрофилей тоже проектировал и варил сам. Шпалы в стенах тут только как утеплитель работают.
И кран сгородить на прицепе могу, это совсем не проблема, но не хочу.
Надо понимать, что кран и связаные с ним работы никак не ускорят сборку. Только облегчат. А у меня стоит иная задача!
Просто хочу складное, дисковое крыло и чтобы влезло в означеные габариты. Задача непростая, и интересная. Просто, я иду своим путем. А вам только и остается, что наблюдать и не ерничать.
ЗДря вы так! Я и не думал ёрничать. На самом деле грамотно сделанный прицеп-трейлер действительно может значительно упростить процесс сборки. Я сам недавно стал обладателем легкоразборного самолёта с прицепом-трейлером, которые купил на этом форуме:
Простора и быстрота сборки самолёта просто поражают, но особое моё восхищение именно прицепу. Заказчиком был пожилой немец, которому разработали его(прицеп) таким образом, чтобы пилот мог САМОСТОЯТЕЛЬНО!! собрать-разобрать самолёт(кстати, полноразмерный, двухместный) выкатывая-закатывая его в прицеп. Проверил лично, получилось с первого раза. Собрал минут за 40, разобрал минут за 30. Это включая время выкатки-закатки в трейлер. При наработке опыта, думаю время можно сократить вдвое. Кстати, есть немецкие доки на прицеп, вся конструкторская документация, немецкому дедушке он обошелся почти в 5000 евриков.
Да, забыл добавить, прицеп по -сути является мини ангаром, в котором самолёт и хранится. На прицеп есть регистрация в ГАИ. Размеры, конечно, немного больше, чем у вашего - 150Х600 внутри.
 
ЗДря вы так! Я и не думал ёрничать. На самом деле грамотно сделанный прицеп-трейлер действительно может значительно упростить процесс сборки. Я сам недавно стал обладателем легкоразборного самолёта с прицепом-трейлером, которые купил на этом форуме:
Простора и быстрота сборки самолёта просто поражают, но особое моё восхищение именно прицепу. Заказчиком был пожилой немец, которому разработали его(прицеп) таким образом, чтобы пилот мог САМОСТОЯТЕЛЬНО!! собрать-разобрать самолёт(кстати, полноразмерный, двухместный) выкатывая-закатывая его в прицеп. Проверил лично, получилось с первого раза. Собрал минут за 40, разобрал минут за 30. Это включая время выкатки-закатки в трейлер. При наработке опыта, думаю время можно сократить вдвое. Кстати, есть немецкие доки на прицеп, вся конструкторская документация, немецкому дедушке он обошелся почти в 5000 евриков.
Да, забыл добавить, прицеп по -сути является мини ангаром, в котором самолёт и хранится. На прицеп есть регистрация в ГАИ. Размеры, конечно, немного больше, чем у вашего - 150Х600 внутри.
Да, я видел похожий прицеп. Такое видео сборки кто то выкладывал на Аргошной ветке. Цельное крыло с основными стойками шасси на нём. Собирается прямо на прицепе. И это действительно серьезная и сложная конструкция. Браво конструктору и восхищение. Но спроектировать и изготовить такой прицеп равносильно постройке самолёта.
Я пошел другим путем. Членение диска на 5 сегментов, дает мне возможность сборки этого крыла прямо в мастерской. При чем центроплан послужит стапелем для сборки последующих сегментов. Просто вы смотрите со своей точки зрения и не видите мой проект с моей точки зрения и не знаете о многих деталях.
Уверен, у вас еще не раз будет возможность удивиться и порадоваться, а может и повеселиться. Ну уж как получится.
Проект в работе, и в нём уже мало что можно изменить. Как говориься ни убавить ни прибавить. Так что наберитесь терпения.
Секретов никаких я держать не буду. Весь процесс буду так же освещать.
Будет у вас и возможность обсудить некоторые вопросы по ходу дела. И где то мне вероятно понадобятся советы более опытных товарищей.
Так же всегда готов принять конструктивную критику.
А пока проект будет двигатьсясв выбраном направлении. Иначе, если человек не знает в какую гавань держит путь, для него ни один ветер не будет попутным!
 
После обклейки фанерой и текстолитом хвост стал очень жестким на кручение. При этом вес остался таким же, как до обрезания. Так что никаких расчалок ему не потребуется, еще и потому что по всей длине до конца киля будет жестко связан с центропланом.

20240214_145754.jpg
 
Порисовал переднюю стойку. От первоначального варианта с рычажной стойкой отказался в пользу штокового с вильчатой рессорой. Основные детали уже выточил.
В колесико диаметром 185мм купил подшипнички, выточил распорные втулки.
Сделал вильчатую рессору.

20240214_152139.jpg
 
Назад
Вверх