Muprhy Moose SR 3500 (Мёрфи Муз) или просто лось

Thread moderators: DobroBro

DobroBro

Лосевод
Откуда
Сибирь
Всем привет!
Наконец нашёл время и силы начать описывать наш путь доведения до лётного состояния мёрфи муза или просто лося 🙂

Немного вводных данных
Речь в этой теме пойдёт о самолёте, построенном из канадского кит-набора в Казахстане, а затем купленного и перевезённого в Омск.
Страница кита на сайте производителя - http://www.murphyair.com/detail/moose.html
ДвигательO-540M-14P
Мощность250 л.с.400 л.с. (360 л.с.)
Максимальный взлётный вес1588 кг1588 кг
Вес пустого748 - 794 кг771 - 861 кг
Полезная нагрузка794 - 840 кг725 - 816 кг
Ограничения по перегрузкам+5.7 -3.8+5.7 -3.8
Площадь крыла16.9 кв. м.16.9 кв. м.
Скороподъёмность4.8 м/с7.6 м/с
Разбег244 м182 м
Пробег182 м182 м
Скорость сваливанияБез закрылков 103 км/ч / Полные закрылки 93 км/чБез закрылков 103 км/ч / Полные закрылки 93 км/ч
Скорость не превышаемая304 км/ч304 км/ч
Максимальная скорость в горизонтальном полёте250 км/ч281 км/ч
Круизная скорость (75%)230 км/ч241 км/ч
Запас топлива227 литров303 литра (очень странная цифра,
у нас в документах и не только у нас,
фигурирует число 380
)
Расход топлива (75%)53 л/ч57 л/ч
Практическая дальность (75%)981 км1280 км
Небольшая предыстория есть здесь - https://reaa.ru/threads/murphy-moose.5165/ (также видел ещё одну подробную тему о постройке лося, но к сожалению, никак через поиск больше не находится).
Конкретно наш самолёт строился в Караганде, затем перебрался в Алматы, где был доведён до лётного состояния и даже немного пощупал крылом воздух.
Время облёта и пробных полётов - 2013 год, и к сожалению по разного рода не позитивным причинам, на этом году наш самолёт и встаёт на "хранение".
По документам и со слов продавца, самолёт стоял с 2013 по июнь 2021, хранение было уличным.

"Наши дни"
Купили самолёт в середине мая на двоих. Текущие владельцы - Андрей (я) и Максим. Как раз в это время Казахстан закрыл свободное пересечение границы на фоне коронавируса, поэтому многие моменты пришлось решать удалённо. Очень много времени занял поиск транспортной компании и решение вопросов с документами. На удивление, таможню прошли быстро и без сюрпризов (хотя сюрпризы ожидались). И вот, 28 июня 2021 года лось прибыл в наши объятия 🙂
IMG_20210628_201734_2.jpg

IMG_20210628_201758.jpg

IMG-20210628-WA0035.jpg
Что мы имеем:
  • Кессон в одной консоли крыла течёт (в другой не течёт, и как позже мы узнали, это заслуга "интегрированных" баков вместо кессона 🙄)
  • Давно не запускавшийся двигатель (по формуляру - каждые 3 месяца проводилась переконсервация + раз в год/полгода его всё-таки запускали, лучше бы этого не делали 😩)
План был такой - разобрать всё (в разумных пределах) и проверить состояние, качество сборки. Проверить и в случае необходимости заменить всю тросовую проводку, электрическую проводку, различные шланги и соединения, резиновые уплотнения и прочее. Работа над крылом в приоритете. Двигатель решили не пробовать запускать, а снять и проверить его состояние с помощью разборки (и вышло что не зря мы так решили).

Крыло
Так как оба полукрыла у нас были сняты и можно сказать очень просились в работу - мы решили с них и начать. К тому же очень было интересно узнать в чём причина течи топлива и посмотреть состояние кессонов.
photo_2021-09-07_21-15-42.jpg

p.s. на месте Толика я бы оставил свой "автограф" только при 101% уверенности за свою работу 🧐
Точную причину проблем с кессоном определить сложно, но всё сходится к двум моментам: некачественная подготовка поверхностей и/или неподходящий для этих целей герметик (возможно нарушение процесса нанесения герметика).
С второй консолью ещё интереснее - по следам герметика видно, что кессон там начинали делать также как и в первой консоли, но что-то пошло не так и решили "врезать" обычные баки.
photo_2021-09-07_21-15-35.jpg

photo_2021-09-07_21-15-39.jpg
Соединительные трубки оказались лопнувшими.
В итоге мы встали перед выбором - заморачиваться с восстановлением кессонов или с изготовлением аналогичных баков ...
Оба варианта нам не нравились.
Баки: емкость получалась сильно меньше заложенной (с двух баков на консоль выходило 150-155 литров, вместо 190) + вырезанные нервюры также смущали.
Кессоны: очень много головняка с отчисткой, подготовкой, выбором герметика, его нанесением и т.д. и т.п. + нет никаких гарантий что через 3-5 лет они снова не потекут.

Подумав и перебрав несколько вариантов, решили восстанавливать "родную" структуру крыла, то есть изготовить нервюры и используя их, сделать интегрированные сварные баки. Нервюры и стенки баков изготовлены из 1мм АМг6.
По сути нервюры будут являться перегородками и внешними стенками будущих баков. На каждое полукрыло по 2 бака, большой и маленький.
photo_2021-09-07_21-15-00.jpg
Спасибо Сергею SeriyGus за изготовленные нервюры 🤝
photo_2021-08-16_09-46-28.jpg

photo_2021-09-09_16-40-12.jpg
На текущий момент баки мы закончить не успели и соответственно сборку крыла тоже. В ближайшие 2 недели планируем изготовить первый пробный бак и примерить его, если всё будет ок, то продолжим остальные.

Форум не позволяет в рамках одного сообщения прикладывать более 10 фото. Поэтому нужно дробить 🙂
 
Продолжу, оказывается я не могу редактировать свои сообщения после 60 секунд с момента написания. Надеюсь модераторы поправят это дело 👀

Фюзеляж
По фюзеляжу, чтобы прямо критических моментов, мы не выявили, но недостатков много. В целом складывалось ощущение, что куда-то очень сильно торопились при сборке.
Усилили сужающуюся хвостовую часть, в районе последнего шпангоута. Устранили недоклёп по полу и лонжеронам. Вырезали 2 дополнительных окна (они и должны были быть). Поменяли обшивку днища, крыши (крыша была сделана из нескольких кусков, сделали одним листом). Поменяли и укомплектовали лючками места, которые ими должны быть укомплектованы 🙂 И ещё много много другой различной, но необходимой работы ... Роману привет, держись 😁
photo_2021-09-07_21-15-33.jpg

photo_2021-09-07_21-15-30.jpg

photo_2021-09-07_21-15-25.jpg
Двигатель
У нас установлен двигатель М-14Б, компоновка АН-14. Время работы с начала эксплуатации - 249 часов (если верить формуляру). Казалось бы, двигателю ещё работать и работать, и лезть в него не скоро, но... Мы всё таки были настроены на снятие, разбор и дефектовку двигателя. Вот здесь нас ждали неприятные новости, после снятия цилиндров выяснилось что поршни больше мертвы чем живы, а цилиндры отполированы в зеркало. Причём все были как на подбор, без исключений.
photo_2021-09-07_21-16-28.jpg

photo_2021-09-07_21-16-54.jpg
Из своего опыта работы с автомобильными двигателями, причин задиров юбки поршня может быть много:
  • неправильная работа карбюратора, и как следствие большое количество топлива, которое сильно смывает масляную плёнку в цилиндре;
  • абразивный износ поршней в следствии попадания загрязнений в камеру сгорания (через систему впуска и/или плохой работы масляного фильтра)
  • перегрев двигателя
  • кратковременные запуски без прогрева двигателя
  • масляное голодание, прозевали уровень масла
Возможно кто-то сталкивался с таким на этих двигателях М14-Б(П) и знает более реалистичную причину - пишите, интересно услышать мнения. Я пока склоняюсь к мнению о некачественном подходе к консервации и запусках двигателя ...

К счастью цилиндры практически не имеют овальности, и есть запас по допускам на расточку и хонинговку.
Но вот поршни, с этим вообще беда - найти практически нереально.
Общался с серпуховским металлистом - по телефону разговаривают, но просят написать электронное письмо с запросом необходимых запчастей. Пишешь им письмо - ответа не дождешься. В сумме, написал писем 5, по телефону это дело не толкается. Возможно найдётся время на личную поездку в Серпухов.
Также общался с Румынами (M-14P Spare Parts,M-14V26 Spare Parts, Overhauling M-14P engine, Overhauling M-14V26 engine, Russian Overhauled Engines) - на контакт очень тяжело выйти, и также не отвечают на письма.
Пока что выглядит как затык в процессе, но хорошо что сейчас есть много дел помимо двигателя и нас это не стопорит.
Что также интересно - в остальном двигатель выглядит достаточно бодро 🤔
Кстати, вот маркировка поршней:
photo_2021-09-07_21-17-08.jpg
Маркировка ничем не отличаются от поршней М-14П кроме литеры "Б" в конце.
 
На текущий момент мы остановились на смывке старой краски, и подготовке частей планера к покраске.
photo_2021-09-07_21-17-05.jpg

photo_2021-09-09_22-22-20.jpg

Самые ближайшие планы:
  • сделать баки и собрать крыло
  • электрика
  • закончить очистку старой краски и готовиться к покраске
  • прояснить вопросы с запчастями к двигателю (заказать поршни)
 
Отличный самолет. Жаль у производителя проблемы и приостановили продажи.
Как показало время и отзывы, у Murphy Aircraft Mfg Ltd. было всё негладко и в лучшие времена 😁 Часто поставляли некомплектные КИТ-наборы, причём на это жаловались и на американских форумах.
 
Большая работа проделана. Подход правильный.парни молодцы.
Поршня может тут на форуме по кликаете.
Есть на форуме maslobak.
Игорь Б. С Быково МО. У него точно есть, дешево не отдаст , но можно поменять на что нить ему нужное.
Успехов Вам. Ждем новостей.
 
Как показало время и отзывы, у Murphy Aircraft Mfg Ltd. было всё негладко и в лучшие времена 😁 Часто поставляли некомплектные КИТ-наборы, причём на это жаловались и на американских форумах.
Это да, но за 48тыс американских рублей, сложно найти что похожее(это без двигателя и авионики)). Жене еще понравилось в что в теории туда можно третьим рядом туалет сделать, и полет на дальняк пройдет на ура)))
 
Да, при запасе топлива в 380 литров без биотуалета просто ни как.
При самом слабом расчете 6 часов. А вот на какое расстояние? Ну должно быть более 1200 км без посадки.
Маслобак литра на два надоб увеличить тогда.
 
Да, при запасе топлива в 380 литров без биотуалета просто ни как.
При самом слабом расчете 6 часов. А вот на какое расстояние? Ну должно быть более 1200 км без посадки.
Маслобак литра на два надоб увеличить тогда.
А дополнительный маслобак то стоит, и не на 2 литра, а чуть побольше 🙂 Мы вот как раз думали оставлять такое исполнение, или убрать его.
photo_2021-09-10_09-31-51.jpg
Правда, 6 часов в воздухе это нелегко во всех смыслах, лучше уж "перебежками" по 3-4 часа 🙂
 
6 часов нормально, больше да,будет тяжело в давольно спартанских условиях. Надо просто предусмотреть чтоб была возможность складывая спинки кресел переползать на второй ряд, вытянутся, по лежать на диване закинув ноги на спинку впереди стоящего кресла,
Туалет:
мальчики могут и в бутылку или на памперс по маленькому,
девочки в памперс и на пеленку.
Все в свое время проверенно. ( я про мальчиков, девочек на борту не было, на як 12 стоял доп бак на 130 литров, на лесопатруле висели по 6 часов.
Ну а по большому или терпим или био за шторкой.
Масло бак конечно же ужасен, а рядом расходный топливный? Смотрю он соединен с маслобаком, это разжижение масла что ли?
Не, надо все это заколхоженное выкидывать.
Самый емкий маслобак кажется от Як18 Т. Кажется 24 литра рбьем , а заливают до 20 литров
Надо по гуглить( уточнить) и посчитать на сколько его хватит.
Ну или взять доступный и если Вы справились с нервюрами то отформовать нервюры маслобака, отрезать обечайку и добавить секцию.
Будет аккуратно и по авиационному.
А иначе зачем столько топлива возить?
Лететь далеко , долго и терпеть 😄
Ну или ставить М601, тогда как раз почти на три часа хватит, зато скорость точно как номинирует производитель, за 250 наверно перевалит , и будут те же 1000 км но за меньшее время. Долой биотуалет 😉
У Вас там есть в ДОСААФ товаришь Андрей, он по этим двигателям спец, Л410 из руин поднимал.
 
Масло бак конечно же ужасен, а рядом расходный топливный? Смотрю он соединен с маслобаком, это разжижение масла что ли?
Нет, это как раз дополнительный маслобак 👀 Расходный находится внутри салона, у боковой стенки.
Эксперименты с двигателями это уж на далёкое будущее 🙂 М601 очень интересный двигатель 👍
 
Вчера получил письмо от производителя, опять начали кит наборы производить, сейчас даже скидку предлагают в 5к$, если сейчас заказ сделать, только как теперь это везти в рф
 
И чего дальше, будет продолжение?!
Надеялся что никто не спросит 😆
Эх, продолжение будет - вопрос времени 😵 Проект не забросили, мы будем идти до победного)
Очень сильно стопорнулись в работе по личным/бытовым/прочим причинам + были проблемы с местом работы по самолёту (физически просто негде было заниматься фюзеляжем и крупными узлами), да ещё куча различных факторов, но наверное самый критичный - нехватка времени и рук.
Чтобы я ещё раз вписался во что-то подобное)) это ровно тот случай когда из летающего ты превращаешься в строящего 🤣
Надо как то собраться и немного расписать)
Взбодрю ветку некоторыми фото:
Были удачно получены до февраля 22 года.
А вот другую часть новых запчастей отправленных уже 20 февраля, мы так и не получили,"зависли" на румынской таможне, конструктивного диалога с таможней и с мотостаром не вышло ...
Поршневые пальцы уже были раздобыты в России.

2023-12-22 22.13.42.jpg
2023-12-22 22.13.51.jpg
2023-12-22 22.24.55.jpg

2023-12-22 22.22.47.jpg
До жёсткого диска с фотками добраться пока не могу, поэтому особо "кучу" не покажу 😁
Переделаны двери - открываются теперь вверх.
2023-12-22 22.16.26.jpg

2023-12-22 22.16.15.jpg
И вишенка на торт) Столкнулись с некачественным кислотным грунтом.
Сразу без интриги, по советами был использован Reoflex.
На всякий чуть распишу - поверхность была качественно подготовлена, после смывки поверхности вымыты автошампунем и обильным количеством воды, зашкурены и обезжирены.
p.s. на кислотный грунт был нанесён эпоксидный серый грунт.

 
Последнее редактирование:
На кислотник наносим акриловый грунт , эпоксидный поднимает кислотный грунт.
Не знаю почему эпоксидный написал ...
Да, был акриловый нанесен

p.s. есть вероятность что какая то партия бракованная попалась, потому что стабилизатор был покрашен тем же самым и там всё ок (несколько раз проверили)
2023-12-23 00.14.06.jpg
 
Не видя как и чем производилась подготовка к грунтовке, (шлифмашинка - орбиталка или эксцетриковая, каким зерном (глубина риски), чем обезжирили (сколько раз) и через какое время после этой процедуры нанесли кислотник, пропорции смешивания грунтов), сложно сказать.
 
Назад
Вверх