А мне кажется, что в плане простейших "народных" схематичек незаслуженно забыта схема полусамолетов. Единственным условным представителем которой на сегодняшний момент является дельтапланерная москито. Если коротко, то суть в том, чтобы мотор ехал сзади на собственных колесиках, а пилот бежал ногами. Это позволяет использовать легкие простенькие ножки с колесиками, потому что массу пилота при посадках учитывать не нужно. И почти весь вес аппарата приходится на это полушасси, самому почти не нужно таскать тяжести. Принцип как у садовой тачки, в общем 🙂.
Но при этом в полете такой самолет ничем не отличается от любого другого самолета - аэродинамическое управление, жесткость конструкции и т.д. Но какое упрощение конструкции! Не нужна управляемая передняя вилка (тот еще геморой при изготовлении), взлетный вес меньше килограмм на 30 по сравнению с тележечными вариантами, разборность опять же проще, чем вариант с полноценной тележкой. Буксировать на поле можно пешком как тачку, если поле рядом с домом, или за машиной как прицеп если далеко. Высота травы в поле практически не имеет значения, так как винт высоко (мотор на уровне пояса или выше), а ногами можно пробежать по буеракам и кочкам где ни один ультралайт не проедет.
Но для безопасных стартов и посадок удельная нагрузка на крыло не должна превышать 8-10 кг/м2, то есть площадь крыла должна быть 15-18 м2. И нужно обладать хоть какой-то физической формой и реакцией.
И так как таких аппаратов в природе нет, то видимо у такой схемы есть еще какие-то принципиальные недостатки, иначе такие давно летали бы сотнями =). Впрочем, в истории такие преценденты, конечно, были (ссылку сейчас найти не удалось, к сожалению).
Конструктивно это может быть как летающее крыло с прямой стреловидностью, так и классическая схема с хвостовым оперением. А так как строгих ограничений по массе благодаря собственному шасси нет, то технологии изготовления вполне могут быть "дачными", из материалов попроще, но для компенсации их некачественности с бОльшим запасом прочности. И в багажник благодаря тому, что на себе все это тащить при старте не нужно, можно нагрузить много - палатки, спальники, удочки =), то есть для авиапутешествий такой вариант тоже вполне годится, имхо.
Если хорошо продумать конструкцию и сделать нормальное описание процесса постройки с фотографиями, то такие аппараты могли бы быть доступны для изготовления даже тем, кто никогда не держал стамеску в руках. Деревянный свободнонесущий коробчатый лонжерон, пенопластовые нервюры. Ну или классическая трубчатая конструкция, смотря кому с чем удобнее работать - с деревом или трубами.