Небесная блоха

Что же касается профилей крыла, то применять оригинальные (см. картинку из книги Минье) на современном этапе это анахронизм. Все ролики с полетами современных «блох» демонстрируют или плоско-выпуклые, или двояко выпуклые несимметричные.
Профиль "Блохи" S-образный! Это важно!
Еще по занятиям авиамоделизмом помню, что иметь заостренный профиль чревато неожиданными срывами потока
В принципе верно,однако рейка по передней кромке,в данном случае может выполнять роль турбулизатора,влияние которого может быть очень благоприятным. Имею на сей счёт 1 личное наблюдение. 😉
 
В принципе верно,однако рейка по передней кромке,в данном случае может выполнять роль турбулизатора,влияние которого может быть очень благоприятным
" Более турбулизованный" пограничный слой  на верхней части профиля позволит достигать  больших углов атаки, по сравнению  с "изначальным". Верно?
(Разделять на четкие: ламинарный, турбулентный-как то рука не поворачивается)
 
Профиль "Блохи" S-образный! Это важно!

Для создания продольной устойчивости на самолетах классической схемы устраиватся т.н. продольное V,  т.е. стабилизатор устанавливается под меньшим углом, чем крыло.
На бесхвостках не имеющих стабилизатора для создания продольной устойчивости применяют S-образные профили с отогнутой вверх задней кромкой. Применяя такой профиль на своей первой "блохе" Минье, вероятно, надеялся таким образом повысить продольную устойчивость своего аппарата. Примечательно, что  на всех последующих "блохах" как Минье, так и других  конструкторов такой профиль более не применялся.
Скорее всего, надобность в таких профилях отпала во время борьбы с неуправляемым пикированием, когда база между крыльями была значительно увеличена.
Так, или иначе,  на видеороликах современных блох (если только это не исторические копии) подобных профилей не наблюдается.
Что же до технологичности, то сами знаете: на выпуклых участках поверхности профиля тканевая обшивка держится хорошо, на прямолинейных сносно, на "впуклых" - плохо.
 
Тут дело не в устойчивости ЛА,а в шарнирных моментах самого переднего крыла,которое на уменьшение угла атаки оттягивается резинкой. Т.е. Изменение продольного момента отн. шарнира,в зависимости от угла атаки должно быть минимальным.
 
Вот оно, что... Т.е. это было важно  именно на "блохе" Минье. Так как я предполагаю применять неподвижные крылья, то этот вопрос снимается?


См. схему:
 

Вложения

  • ______new.JPG
    ______new.JPG
    34,6 КБ · Просмотры: 381
Неподвижные крылья с рулями уже были - на советкой авиетке Октябренок, которая кстати отлично летала.

Цитата:
«Октябренок»

В 1935 г. в ОКБ-1 МАИ, которое возглавлял П. Д. Грушин, приступили к проектированию легкого самолета для участия в конкурсе проектов маломощных самолетов, организованном Осоавиахимом и Авиавнито. Основными требованиями конкурса являлись: максимальная безопасность полета, широкая доступность пилотирования (т. е. возможность пилотирования лицами, не имеющими специальной летной подготовки), возможность применения самолета для тренировочных полетов летчиков, имеющих достаточную летную практику и, главное,- низкая стоимость самолета и его эксплуатации.


Работа над «Октябренком» (так конструкторы назвали свой самолет) включала не только расчеты, но и постройку продувочной модели, проработку различных компоновочных схем.

В результате был создан самолет интересной аэродинамической схемы: моноплантандем с верхним расположением несущих поверхностей (рис. 12).

У «Октябренка», в отличие от получившей в те годы большое распространение схемы «Небесной блохи», переднее и заднее крылья были установлены неподвижно, но на переднем крыле по всему размаху были установлены щелевые элероны-закрылки. Заднее крыло жестко крепилось к фюзеляжу и не имело органов управления. Управление самолетом производилось только элевонами, выполнявшими функции руля высоты, закрылков, руля поворота и элеронов. В отличие от «Небесной блохи» Минье, переднее крыло которой крепилось к фюзеляжу с помощью горизонтального шарнира и было связано с ручкой управления, у «Октябренка» был значительный разнос крыльев по продольной оси, а также принципиально новая система управления. Благодаря этому «Октябренок» был лишен недостатков, присущих «Небесной блохе».


Они заключались в потере продольной устойчивости и затягивании ее в отвесное пикирование, из которого «Небесная блоха» не выходила, так как эффективность действия шарнирно подвешенного переднего крыла резко падала с ростом угла пикирования. В отличие от «Блохи» рули высоты на переднем крыле «Октябренка» сохранили свою эффективность на всех режимах полета. Это было выявлено в процессе продувок в аэродинамической трубе и подтверждено летными испытаниями «Октябренка».

Установка рулей высоты на переднем крыле позволила получить высокие значения коэффициента подъемности, особенно на посадке, и резко уменьшить тенденцию к авторотации.

Изменение центровок от 40 до 60% САХ не влияло на продольную устойчивость самолета. При центровках от 40 до 50% САХ самолет был устойчив, имел нормальный диапазон балансировочных углов. На больших углах атаки устойчиво парашютировал без срыва в штопор. Эти качества самолета позволяли летать на нем пилотам с незначительной летной подготовкой. В этом случае управление по курсу, крену и тангажу осуществлялось только посредством ручки управления.
 

Вложения

  • okt1.jpg
    okt1.jpg
    108,2 КБ · Просмотры: 347
  • okt2.gif
    okt2.gif
    65,2 КБ · Просмотры: 370
При центровках от 50 до 60% САХ устойчивость уменьшалась, но была достаточна для пилотов, прошедших курс обучения на самолете У-2. В этом варианте к педалям подключался руль поворота. Для первого варианта центровок (для массовой машины) педали служили только для управления хвостовым колесом.


Первый полет «Октябренок» с двигателем «Объе-Дюнн» мощностью 27 л. с. (19,8 кВт) совершил 23 октября 1936 г. Летчик-испытатель А. И. Жуков – шеф-пилот завода им. Авиахима – быстро набрал высоту 1000 м, сделал несколько пролетов над аэродромом, скользил, делал «восьмерки». Самолет был устойчив и надежен. При взлете разбег самолета составил 50-60 м, а при посадке он пробежал всего 15 метров.

30 октября, поднявшись с аэродрома аэроклуба МАИ в Химках, А. И. Жуков пролетел на «Октябренке» над МАИ и проделал ряд фигур над Тушинским аэродромом.

Созданием самолета «Октябренок» студенты МАИ продемонстрировали свои большие возможности. В работе над самолетом принимали активное участие П. И. Бландов, П. В. Семенов, А. А. Лебединский, А Н. Гринчик и другие.

На «Октябренке» летали также А. А. Лебединский и С. Холобцев, прибывшие из летной школы и летавшие в аэроклубе МАИ инструкторами.
 

Вложения

  • oktyabrenok-1.jpg
    oktyabrenok-1.jpg
    41,2 КБ · Просмотры: 298
  • oktyabrenok-2.jpg
    oktyabrenok-2.jpg
    37 КБ · Просмотры: 305
  • oktyabrenok-c1.jpg
    oktyabrenok-c1.jpg
    12,1 КБ · Просмотры: 301
А это так, для развития интереса, самолет "Внук Октября". Насчет полетов ничего не известно.
 

Вложения

  • vnuk.jpg
    vnuk.jpg
    74,1 КБ · Просмотры: 374
Неподвижные крылья с рулями уже были - на советкой авиетке Октябренок, которая кстати отлично летала.

Да, был и такой аппарат... Честно сказать - мне не очень понятно, зачем рули высоты там установили на переднем крыле? Попробуйте провести аналогию с самолетом обычной схемы: при взлете вы на разбеге не отрывая хвоста от земли выпускаете закрылки! Класс?!  Потом, мотор "Сальмсон" 45 л.с. - по сегодняшним меркам это уже для двухместного самолета...
 
Вот здесь руль высоты тоже не переднем крыле, но летают гады  ;D Но это конечно чистый тандем, от блохи ушедший далеко.
На Октябренке рули высоты на переднем крыле сохраняли свою эффективность на всех режимах полета. Это было выявлено в процессе продувок в аэродинамической трубе и подтверждено летными испытаниями «Октябренка».

Установка рулей высоты на переднем крыле позволила получить высокие значения коэффициента подъемности, особенно на посадке, и резко уменьшить тенденцию к авторотации.
 

Вложения

  • ac9_quickie.jpg
    ac9_quickie.jpg
    32,3 КБ · Просмотры: 292
Не знаю...Я как-то далек от Рутановских изысков, а тем более от их перепева.
Скажите, MadMax! Вы просто интересуетесь историей авиации, или вам хочется построить "Октябренка" Грушина?
 
Установка рулей высоты на переднем крыле позволила получить высокие значения коэффициента подъемности, особенно на посадке, и резко уменьшить тенденцию к авторотации. 

Знаете ли, у большинства спортивных самолетов посадочная скорость в пределах 80 - 100 км/час. У "блох" - 45 - 55 км/час.
О какой прибавке коэффициента подъемности еще мечтать? Разположение элевонов на заднем крыле позволяет получить технику взлета, аналогичную обычным аппаратам. Т.Е. полученный навык можно переносить на более серьезные самолеты. Потом, технически проще организовать проводку управления к заднему крылу, нежели к переднему, установленному на ферме...
 
От истории никуда не деться. Октябренка я привел для примера, чтоб показать возможность развития блохи Минье в более надежный вариант. А построить я хочу аппарат аналогичный "Антису", но пока возможности даже начать постройку нет, приходиться довольствоваться изучением форума  🙁
 
По первым прикидкам получается:

Длина.....................................3,4м
Высота....................................1,65м
Размах Пк................................6м
Размах Зк.................................5м
Площадь общая .....................11м[sup]2[/sup]
Вес пустого.............................140 кг
Полетный вес...........................245кг
Максимальная скорость ..........118 км/час
Посадочная скорость................55 км/час
Двиг...........................................27 л.с.

Как видим - ничего выдающегося, зато просто и технологично.
 
В принципе верно,однако рейка по передней кромке,в данном случае может выполнять роль турбулизатора,влияние которого может быть очень благоприятным. Имею на сей счёт 1 личное наблюдение.

Можно подробнее?
 
Многих любителей, вознамерившихся построить  самодельный самолет и летать на нем, вполне естественно волнует вопрос безопасности  полетов.  Памятуя о таких моментах, как срыв в штопор и выход из него, они пытаются отыскать такую концепцию самолета, которая  в значительной мере способна исключить подобные случаи. Отсюда вера в «несрываемость» уток и тандемов.
Попадание на срывные режимы – это в любом случае потеря горизонтальной скорости и как следствие, резкое возрастание вертикальной. На восстановление   нормального режима полета необходимо какое-то время и запас высоты, будь то «штопорный» самолет или «несрываемая» утка. Если выход на срывные режимы произошел на высоте 20 – 30 м, это приведет к аварии независимо от схемы и свойств самолета. Если же высота в этот момент будет достаточна для восстановления нормального режима полета, то причем здесь схема?

Анри Минье, имевший несколько неудачный опыт обучения полетам на самолете, испытывал затруднения при выводе самолета из штопора. История этой коварной фигуры сложного пилотажа насчитывает сотни трагедий.

«…Лётчик унтер-офицер Червинский, проштопорив на таком же самолёте (ньюпор XI) с высоты 1500 метров до земли, чудом остался жив. При этом он сделал наблюдение, гораздо более важное, чем поначалу показалось его коллегам, по его словам, «рули не действовали… самолёт вращался носом вниз, и попытки вытянуть его только усиливали вращение». Т.е. БЕСПОЛЕЗНО тянуть ручку «на себя».
…суть дела Арцеулов справедливо усмотрел в том, что встречный поток воздуха обтекает попавший в штопор самолёт под чересчур большими углами снизу и сбоку. Говоря техническим языком, самолёт находится на закритических углах атаки и больших углах скольжения. Именно от этого и возникает неуправляемая авторотация — самовращение.А раз так, значит, для вывода из штопора нужно постараться прежде всего поставить самолёт «по потоку» — педалью руля направления устранить боковое скольжение, а рулём высоты опустить нос самолёта. Вот это-то и представлялось лётчикам противоестественным! С первых дней обучения полётам они усваивали, что, если нос самолёта опускается, надо противодействовать этому, отклонив ручку управления на себя. Вот они, попав в штопор и оказавшись в положении носом к земле, и тянули ручку изо всех сил (вспомним наблюдение лётчика Червинского), только УСУГУБЛЯЯ этим штопор.
«… по концепции Арцеулова выходило, что в штопоре надо отклонять ручку вперёд, к приборной доске, от себя. Отклонять, чтобы ещё больше опустить и без того опущенный нос самолёта!
…Но вспомним, что в штопоре самолёт не просто летит носом к земле, а одновременно вращается, как бы ввинчивается в воздух. Как прекратить это вращение по крену? С первых шагов обучения лётному делу в сознание… нет, даже не в сознание, а в подсознание, в набор самых прочно сидящих рефлексов лётчика намертво въедается автоматизм: кренит влево — парируй, отклоняя ручку вправо; кренит вправо — ручку влево. Тут и думать не надо. Рука сама действует… И так естественно напрашивается: в штопоре тоже, чтобы прекратить вращение, отклонить ручку в обратную сторону. Но делать этого ни в коем случае НЕЛЬЗЯ! Штопор — единственное исключение! В нем отклонённая «обычным» образом ручка только УХУДШАЕТ выход… Теоретически это теперь известно каждому зеленому учлету. А практически… Попробуйте, поскользнувшись на улице, взмахнуть руками не так, как вам подсказывает инстинктивная реакция, а повинуясь каким бы то ни было теоретическим предписаниям. Ну как, удалось это вам?.. Одна из особенностей лётной профессии как раз в том и состоит, что пилот иногда действует, давя в себе естественную рефлекторную реакцию…» (с).

Именно все эти сложности подтолкнули А.Минье к изменению классичекой (со времен Эсно-Пельтри) системы управления. Он решил примирить инстинкты испуганного летчика с необходимыми действиями при выводе из штопора, т.е. завести управление рулем поворота на ручку вместо элеронов. Воплотить в жизнь свои мысли и желания ему удалось ценой некоторого ограничения управляемости своим самолетом. Так, на его «блохе» становится невозможным выполнение такого маневра, как скольжение. Это накладывает определенные ограничения на управляемость, мешает выполнить, например, правильный взлет с боковым ветром, уточнить заход на посадку и т.д.

Таким образом, говорить о «нештопорящей  блохе», вероятно, неправильно. Другое дело, что нескоростной самолетик с малой удельной нагрузкой на крыло, с огромным незатененным рулем направления при ПРАВИЛЬНЫХ действиях должен "выскакивать" из срыва, как поплавок. Абсолютно безразлично, с каким органом управления соединена   проводка Р.Н.
В предлагаемой мною схеме внешний вид и схема «блохи» почти не изменяется. Применение нормальной системы управления не исключает манеры управления по «блошиному», т.е. если есть желание – шуруй ногами, вызывая крены.   
 
Назад
Вверх