Майор: по поводу 3-го и 4-го пилота ты прав: пару раз нас спрашивали кто пилот, а кто пассажир. (условия пересечения границы разные) На что Гена невозмутимо отвечал: здесь все члены экипажа. И как в детской считалочке: первый-второй-третий-четвертый...
Все, мои фотки кончились (остальное касается выставки, вернее того, что меня интересовало. Но я думаю, что там были фотографы значительно лучше чем я и вы, друзья все увидите)- я хронологию озвучил, а дальше парни порадуют своими.
Подводя черту под своим повествованием хочу сделать две вещи:
1. Выразить огромную благодарность нашим Литовским друзьям за их поддержку и помощь, только благодаря им наш полет в конце концов состоялся. Поддержка наших Европейских коллег не была сведена только к советам: мы получили от ребят полные комплекты карт, АИПов, и т.д. Планирование и размещение ФПЛов полностью взял на себя Игорь. Радиообмен для группы вели по очереди Тадеуш и Игорь.
Отдельное спасибо Гене за его самолет и организацию вылета из Украины.
2. Выводы:
- Безопасность: знание авиационного английского - 40% безопасности. В условиях когда и ты и дисп не являются native speakers очень часто имеет место неправильное восприятие например, частоты или давления.
Еще 40% - подготовка, котрая включает в себя up-to-date карты, ПО в компьютере и ЖПСе, планирование маршрута и запасных, знания АИПов и т.д.
И только оставшиеся 20%, на мой взгляд, это навыки пилотирования и матчасть.
- Готовность выполнять полеты за границей. Теоретически мы готовы к полетам там (принципы-то те же), но ментальность у нас и у них таки да сильно отличается. Я не уверен что обошелся бы без поддержки наших коллег и не накосячил если бы летел в первый раз за границу сам. Советское требование для самостоятельного пересечения границы после 18 раз вторым возникло не на пустом месте. 18 раз это конечно слишком, но хотя бы 1-2 раза пересекать границу с кем-то, а потом уже самому - имеет смысл чтобы получить опыт и не накосячить. Надо очень четко понимать, что там все значительно формальней чем у нас: у нас можно попросить принимающего решение закрыть глаза на погоду, медицину или матчасть. Поулыбаться, потрындеть или налить рюмку. Там это просто не пройдет. Все очень формально и ничего личного.
- Документы. У вас могут не проверять документы хоть полгода, но уж если проверят - проверят все вплоть до резинки от трусов. В Хафене кому-то пришло в голову выборочно проверить документы именно у нас. Они проверяли (а для экономии времени фотографировали) все: ЛГ, медицину, регистрацию, даты издания карт, версии и даты ПО в ЖПС и в компьютере. После чего инспектор сдержанно сказал: "я давно не видел такой подготовки".
- Затраты. Могаза нет почти нигде. Надо быть готовым платить 1,5-2 Евро за литр 100ЛЛ. Плата за стоянку разная: от 5 до 20 Евро в сутки.
Благодаря Игорю и его усилиям по резервации мы недорого платили за отель, машину и т.д. Еще фишка - объявить свои полеты тренировочными. Это работает как минимум в Польше и позволяет сэкономить на цене взлета-посадки в аэропортах.
- "Старая" Европа относится к нам мягко говоря недружелюбно. Пример: всего в одном месте на выставке нашел нужный мне электронный анемометр. Стоит он относительно недорого - 110 Евро. Они говорят - у нас последний, все остальные уже разобрали. Тестовый запуск не получился - говорят села батарейка. Могу купить барейку у них? Говорят - нет таких, но он работает. Иду в павильон к авиамоделистам и нахожу нужный мне размер. Ессно анемометр не работает. Возврат прибора занял полчаса и пришлось ответить хамством в ответ на их хамство.
Еще одно подтверждение этого тезиса было в ресторане рядом с нашим отелем - отношение официантов к нашей многочисленной, но нешумной и воспитанной компании было мягко говоря некорректное. Спас ситуацию тот самый парень который живет в Германии уже 10 лет. Он построил и официантов и менеджера ресторана по поводу качества обслуживания. Зато приятно удивила Польша. После Германии летели в КАтовице как к себе домой. Все юыло очень дружелюбно и благожелательно (во многом конечно благодаря дружбе Гены с польскими коллегами)
Вот такие мои впечатления. Надеюсь, коллеги по перелету добавят сюда свои фотографии и впечатления!