Что-то не пойму, какого лешего тут на Коваленко набросились?
Я в 12 или 13 году купил у него КИТ-набор Е12НК с итальянским мотором Симонини Эво. Типа, 33 итальянских лошадинных сил [smiley=wink.gif]
Очень благодарен судьбе, что летать пришлось не с дороги, а на частном аэродроме, где сначала "облетали" меня на учебных самолетах, потом мой аппарат, и только потом разрешили вылететь на нем самому. Читал учебник по Як-52, для понятия аэродинамики.При сборке на аэродроме общался и общаюсь с авиатехниками - командиры у них из военной авиации.
Иногда, в резкой даже форме мне бывало доводили информацию по теме безопасности при работах.И в шортах и шлёпках в ангар и к полетам не пустят. Это я к тому, что к примеру, без упоров в колеса мотор не запущу. И вообще это делаю, сидя Е12НК, держа тормоз, как учил инструктор, с криком от винта!.
РУД, кстати, у меня при сбросе газа доходит до Х.Х. и никуда дальше не уходит на второй оборот(может у вас собран как-то не так?) Крайний полет в конце июля 2019 года.
Так вот:
1) Считаю, что планер самолета сделан достаточно крепко и с должным качеством. НО слабое место дешманские колеса с китайских тележек. Поэтому Евгению Коваленко большой респект за правильный выбор компоновки и исполнения! Далее обосную почему.
2) Считаю, что возникшие за период эксплуатации самолётика проишествия, которые могли привести к серьезным последствиям связаны с парамоторным двигателем: 1 цилиндр, 1 свеча, редуктор, хоть и итальянский, но, оказывается, тоже бывает брак, и проводка(тут уж мой косяк - собирался, даже провода купил, но руки не дошли)
Что "вылазило" при эксплуатации:
а) в 13 году отрыв оси итальянского редуктора с разрушением винта и посадкой в картофельное поле на встречу склону(винт был от Галаса - отличная тяга! В момент отрыва нижней лопастью ударило по ногам, НО хорошо, что ноги прикрыты дюралюминиевым листом - лопасти разрушились, а на кокпите осталась просто вмятинка); Садился почти по вороньи - планер и пилот -целы! Писал об этом выше, давно [smiley=thumbup.gif]
Я после этого обратился к Евгению Коваленко, и, благодаря ему, итальянцы, признав свой косяк прислали новый редуктор. + он прислал свою, доработанную ось с подшипниками [smiley=thumbsup.gif]
б) в 16году потери оборотов на взлете( благо, взлет короткий, длины ВПП хватает с трехкратным запасом взлетов-посадок)- замена диафрагм карбюратора, + дополнит.вакуумный насос от японского мопеда;
в) в 17ом отключение в полете прибора контроля двигателя. Сначала чехарда показаний оборотов двигателя, потом погас. Работа самого двигателя не изменилась. продолжил полет. Посадка штатная. Когда на земле разобрал этот "показометр", увидел, что части, торчащие на "ножках" и входные провода поотламывались от вибрации выше пайки. Всё пропаял, часть проводов заменил - работает. Пока.
г) в 18ом при тренировках взлётов-посадок с боковым ветром разбило китайские колёса основного шасси(поле после АН-2 кочковатое, люди на Цессне взлетали сбоку по траве, а я по кочкам катался на задних колесах с задранным передним колесом и проверял скорость отрыва [smiley=happy.gif])
Вовремя увидел, что колеса разваливаются (точнее, уже не вовремя, и пришлось менять наружные боковины - благо или нет, но диски разборные, на болтах. Заменил наружние, внутренние с приваренным тормозным диском оставил...они начнут умирать позже). Через день летал снова до окончания отпуска. Заменил аккумулятор. Заменил выключ. зажигания - закис, сгорел, сдох.
д) больше забавного было в текущем 19году.
Решил улучшить:поставил блок приборов килограммов 5 весом МИКБО и трубку Вентури ниже обдува винта, заменил фонарь кабины поликарбонатом с 1мм на 2мм, сделал больше,выше - ветром в лоб уже не обдувало(собирался аккум в сторону хвоста перенести, чтоб центровку не нарушить, - но... не перенес -(подвесить не на чем, а так сказали, что лучше передняя, чем задняя. Разбег не увеличился, отрыв также, где-то метров 60, скорость на отрыве примерно 45 -50))
Ручку в полёте всегда с 12 года приходилось держать, так как рули высоты всегда вниз отклонялись и на стоянке, и в полёте. Поэтому, в этом году поставил триммер с одной стороны - тянущее усилие почти ушло(планировал с другой стороны тоже поставить, как подсмотрел на оранжевом Е12НК у форумчан с Петрозаводска, кажись). Заменил вакуумный насос на электрический, правда, китайский, но аналог фордовского. Но по ощущениям - всегда тяга как бы на пределе. Летал на белорусских винтах - у меня их было 2. По ходу, одинаковые по тяге. В 18году приобрел 3х лопастной переставной от Полини250 у нашего форумчанина, а также, на заказ мне изготовил один товарищ с Новосиба 2х лопастной - винт красивый, лёгкий с переклея берёзы, но оказался тяжел для мотора на этой редукции. Оба новых винта работают тише по шуму, мало вибрации, но и обороты не более 5000 по тах. Взлет дольше, набор очень вялый, ну и скорость ниже,что-то около 50-55.
Вот я и словил на одном из этих винтов сваливание. Был ПОЛНЫЙ штиль, я на метрах70-80 пытаюсь ещё набрать высоты. Но тут налетел первый ветерок, первая волна, что ли... Ударил по диагонали слева сзади(не ударил - толкнул). Я чуть РУСом влево, для компенсации. Самолет резко, град 50-60 валится на правое крыло, и скользит боком к земле очень быстро. ручку влево и на хвост влево - 0 реакции. Быстро в голове - сыплюсь! РУС от себя, чуть вправо, хвост вправо. Потеря высоты метров 50, может, меньше(всё очень быстро происходит), но с набором скорости до 80-90 и выходом метров 30 над землёй. Сел на землю, с пилотами Цессен проанализировали, тут же снял винт этот, поставил белорусский. и дальше полетел. И заказал редуктор с редукцией 1:3.(ещё не вокнул)
Дальше, уже в июле при посадке китайское уставшее колесо попало то ли в нору суслика, то ли кочку - вырвало подшипники, я затормозил, колесо осталось на месте - вот почему Е.Коваленко делает схождение колёс(правда, надо на чуть меньший угол) - колесо не улетает,а остаётся на оси. Я даже почти до ангара доехал. Купил уже другие колеса - уже штампованные и сваренные диски. На завтра уже летал.
Ну и самый "забавный" инцидент произошел за неделю до окончания отпуска.
В тот день налетался уже почти до насыщения - погода была пасмурная, с легким движением воздуха(разница между показаниями УС и GPS где-то 5-6 мк/ч). Стал позволять делать горки, развороты почти на месте - самолет слушается отлично и предсказуемо. Все класс! Заправил ещё раз полный бак, полетал над полями, набирал высоту метров 200. Но по мере набора высоты визуальная скорость снижается, по УС и GPS скорость 60 -70, а над землёй движется медленно. Скучно и при воздушных толчках, особенно, после того сваливания как-то не приятно.
Вернулся к полосе. Потренировался на "отказ двигателя", когда на метрах 30 -40 от земли РУД на Х.Х. и посадка планированием. Заметил, но не осмыслил: когда сброшу обороты самолет опускает нос, разгоняется с потерей высоты и потом на скорости по крутой глиссаде подхожу к полосе, выравниваю и нормально сажусь. Как-то,коллеги на железных самолетах спрашивали:- А ты чего так пикируешь на полосу при планировании? Мы сначала боялись за тебя, что у тебя что-то ещё "отказало", кроме двигателя".
(Потом как-то, решили, что однопрофильное крыло такого силуэта создает большое сопротивление, поэтому при сбросе тяги скорость падает и, чтоб компенсировать отсутствие тяги , надо по-круче держать глиссаду.)
В общем, коллеги уехали домой. А я ещё кружок над полем и выхожу к полосе. Метров 100 до забора аэродромчика, а дальше полоса... Подо мною нарезанное плугами поле(очень неровное, но после дождей земля уже мягкая). Высота моя- высота бетонных столбов(не знаю, сколь они?5? 8?10м?), что стояли в стороне от поля,вдоль дороги...
И тут тухнет мотор...(он даже не кашлял. Просто, как в игре Flight Симулятор мы превратились в планер, но в игре был запас высоты, а тут нет). Нос опускается, и мы летим в землю. Очень хотелось РУС на себя, но мозг понимает, что нельзя и без толку - никакой отзывчивости на движения РУС нет, как обычно. У самой земли начал слушаться-выравниваться, но высоты не хватило :~~) :-[ Касание пришлось на перед. стойку где-то под углом гр30(и не касание, а удар), около 60км/ч, далее капотирование и тишинааа. Вишу на ремнях, подо мною крылья, на них бежит бензин из дырочки в бензобаке, что для воздуха. И тихо работает бензонасос..Он же электрический.
Отстегнул один ремень - без труда отстегнулся, из-под второго ремня пришлось выныривать.(вот в чём разница, говорят, автомобильных ремней от авиационных - на авто они отстёгиваются, когда нагрузку снимешь...,а вверх ногами как?). В общем, вылез, выключил тумблеры. Аккумулятор у меня АМG- не вытекает(специально такой брал). бак(канистра 10л) выдернул из "липучек" - вылилось четверть бака, осталось столько же. Сходил позвал человека, с ним мы обратно, через мотор перевернули аппарат, вытащили на дорогу, далее я его на задних колёсах покатил в ангар. Уже перед ангаром думаю, дай попробую запустить мотор, вдруг... И что самое забавное - мотор даже без груши, праймера и даже без бака заработал сразу(видно в трубках ещё осталось)! А, ну я ещё обломки винта снял перед запуском. А чтоб в разнос не ушел -на Хол.Ходу. Заглушил, хотел погрустить, но помощник, что помогал переворачивать, сказал -Радуйся, что у тебя никаких последствий. Скажи Ангелу спасибо.
И Правда. Ни царапины! Спасибо двум ремням и каске(при ударе осталась краска от верхней трубы на каске - удар был, но скользящий, без нокдауна(без каски могло быть хуже)) И Евгению!
Повреждения:
1. удар приняла передняя стойка - согнулась, колесо уперлось в трубу снизу.
2. Сломан винт(но это не планер и есть ещё)
3. Подогнулись плавным изгибом 2 подкоса правого крыла, когда на спину лёг.
4. Согнулись педали и ось педального узла( видимо, при ударе я согнул их ногами) ВСЁ!
всё остальное целое! Как и я. Геометрия рамы тоже норм, негнутая!
Выводы:Вибрация мотора,видимо,где-то сломала провод-отказ ВМУ!Центровка-сильно передняя(моя вина)!Я-хулиган-балбес. Е12НК-молодец!