По срокам обучения.
Если собрать весь опыт, отметившихся на этой ветке -- получается вот что.
Необходимый налёт до самостоятельного вылета определённого курсанта зависит от следующих факторов:
- возраста курсанта, наиболее предпочтительно 16-22 года,
- типа ВС, наиболее предпочтительны Цессны-172 и близкие к ним по характеристикам, то есть учебные, устойчивые, предсказуемые, неприхотливые модели,
- способностей курсанта, неспособных я встречал 2-3%,
- упорства, настойчивости и трудолюбия курсанта,
- таланта и опыта инструктора,
- непрерывности обучения, отсутствия больших перерывов,
- плотности графика обучения,
- внеполётного участия курсанта в авиационной жизни (это влияет на психологию),
- предыдущего лётного опыта, который иногда играет отрицательную роль,
- физического состояния курсанта, состояния его здоровья, тесно связанного с возрастом,
- психологического настроя и подготовки.
Дополню, что в советской системе подготовки (которая, кстати, была неплохой), часто было отчисление "по лётной неуспеваемости", не всегда оправдано. Торопились избавиться, потому что платил не сам курсант, а использовались государственные деньги, поэтому была уравниловка, считалось, что все курсанты "обязаны" вылететь самостоятельно через "N" часов.
Ещё одно наблюдение. Сейчас необходимое время налёта до самостоятельного вылета возросло примерно на 20% по сравнению с 80-90 годами. Причиной является изменение менталитета обучаемых: оторванность от технических знаний, умений и навыков (сейчас молодёжь даже свой автомобиль не обслуживает. Поэтому.)
Ещё важно. Самостоятельный вылет -- это не конец обучения! Это самое начало обучения! Помню, 1,5 года назад я сильно был удивлён тем, что мой курсант, свободно летавший по кругу, в зону и по маршруту ни разу не смог, как я ему не показывал, выполнить проходы над землёй на высоте даже 10 метров! Правильно! Согласно "Программам подготовки пилотов СВС" к авиаработам допускаются после 150 часов налёта! А у него на тот момент было всего часов 30!