обсудим ПД-10 или лодочный мотор для Аэросаней

Юрий Ер

Грамотный, не есть, умный.
Откуда
Ижевск
У меня есть опыт эксплуатации такого двигателя на аэросанях. Поделюсь по позже.
 

Юрий Ер

Грамотный, не есть, умный.
Откуда
Ижевск
В своё время, будучи ещё пацаном, очень любил строить аэросани. Самый доступный в то время был ПД 10.
Слабенький бегали тяжело больше по насту но как говориться счастья было полные штаны. Лучше всего подходил цилиндр от иж 49 (чугуний) Продувочные окна совпадали полностью. Цилиндр 56го приходилось мудрить с посадочным местом, чтобы уплотнить продувочные окна. Но самое главное положение колен вала отличалось строго на 90градусов. Приэтом приходилось ставить и поршень от пускача. Но так как и диаметр пускачёвского поршня был меньше приходилось искать поршень последнего ремонта он струдом удовлетворял но лучшего не было. Винт метр без редуктора 1,3 с редуктором.
Лучшего результата добился когда спарил два пускача. Двигатель получился хорошый хоть и не лёгкий. Таскал двоих хорошо. Спаривал низами там где шестерни приводов(с зада) собрал редуктор . Шестерни самодельные. Маленькие на коленвалах диаметр 66, 30зубьев модуль 3. Средняя диаметр 99, 31 зуб ну и модль естественно 3. Закрывался стольной плитой,толщина 8мм, на болты, через прокладку. Ступица самопальная токарным методом в виде усечённой пирамиды. Маховики сняты. Выточил буксы срезал валы, профрезеровал пазы под лопаточку у  магнето, и закрепил магнето. Потом для облегчения запуска поставил батарейное зажигание заменив магнето на генератор  Иж Ю Вторе магнето убрал совсем. Двигатель смотрелся и работал очень солидно. Был существенный недостаток часто разбивало шпонки на малых шестернях раза два за сезон. Вот примерно такая картинка.
Да рабочий ход был одновременно в обеих цилиндрах. Сейчас можно приспособить зажигание от Окушки.
 

dombrov

Я люблю строить самолеты!
  Вот я всё-таки не понял: эта ветка тоже для умной толковищи про то, какие мы мудрые механики, или как?  С какого бодуна "похоронили" Пд-10 , как двигатель для аэросаней и одноискровое магнетто тоже?  Один умный механик мне как-то сказал: "Нет плохих моторов! Есть плохие механики!"  И вот уже взялись за Привет... Ну с такими познаниями, у Вас, господа-механики, и с Приветом тоже ни хрена не выйдет!
   Какие-там аэросани? Мы прошли полный курс первоначального пилотирования самолётом и успешно вылетели самостоятельно, а потом ещё и налетали каждый по несколько часов........ и всё на том же Пд-10-м!  И работала эта машина безотказно! И не на оборотах 3000, а на оборотах 5000 в минуту! И магнетто было самое обычное, тракторное! А максимальную тягу на метровом винте мы получали 55 Кг! И было это не зимой, а знойным летом! И было нас всего - человек 20!  И возможным это стало потому, что работать нас учил наш незабвенный учитель Баранников Анатолий Александрович, который был технический талант от природы, а мы у него учились.  А теперь, когда Баранников так и остался навек 37-летним, а мы стали полувековыми дедами, мы продолжили его дело. Подвергшийся балансировке КВ пускача в совокупности с правильной резонансной трубой и всё с тем же магнетто и с родным К-62-м карбюратором , способен долбить на своих максимальных оборотах пока не кончится бензин в баке без всякого перегрева и заклинивания при температуре +30 градусов Цельсия.  Такой движок и стоит теперь на моих аэросанях. 
   Так вот я и говорю. Книжки надобно читать, господа и отечественную технику не хаять в силу своей необразованности и отсутствия опыта.  Тщательнее надо подходить к двигателям, понимать процессы надо глубжей! А то, услышат, что если продувочные каналы полирнуть, так мошьностти прибавится, и сидят полируют, с видом гениального двегателиста. А у самого ступень между картером и продувочным окном по сантиметру!!! А то,  "подшипники хреновые". Плохому танцору всегда подшипники мешают!  Пусть человек построит санки на Пд-10м - это самый экономичный вариант, тем более, что он у него уже есть! Надо только правильно всё сделать.  Было бы желание, а клавиатура под рукой найдётся!
 

Denis911

Я люблю строить самолеты!
  Вот я всё-таки не понял: эта ветка тоже для умной толковищи про то, какие мы мудрые механики, или как?  С какого бодуна "похоронили" Пд-10 , как двигатель для аэросаней и одноискровое магнетто тоже?  Один умный механик мне как-то сказал: "Нет плохих моторов! Есть плохие механики!"  И вот уже взялись за Привет... Ну с такими познаниями, у Вас, господа-механики, и с Приветом тоже ни хрена не выйдет!
   Какие-там аэросани? Мы прошли полный курс первоначального пилотирования самолётом и успешно вылетели самостоятельно, а потом ещё и налетали каждый по несколько часов........ и всё на том же Пд-10-м!  И работала эта машина безотказно! И не на оборотах 3000, а на оборотах 5000 в минуту! И магнетто было самое обычное, тракторное! А максимальную тягу на метровом винте мы получали 55 Кг! И было это не зимой, а знойным летом! И было нас всего - человек 20!  И возможным это стало потому, что работать нас учил наш незабвенный учитель Баранников Анатолий Александрович, который был технический талант от природы, а мы у него учились.  А теперь, когда Баранников так и остался навек 37-летним, а мы стали полувековыми дедами, мы продолжили его дело. Подвергшийся балансировке КВ пускача в совокупности с правильной резонансной трубой и всё с тем же магнетто и с родным К-62-м карбюратором , способен долбить на своих максимальных оборотах пока не кончится бензин в баке без всякого перегрева и заклинивания при температуре +30 градусов Цельсия.  Такой движок и стоит теперь на моих аэросанях. 
   Так вот я и говорю. Книжки надобно читать, господа и отечественную технику не хаять в силу своей необразованности и отсутствия опыта.  Тщательнее надо подходить к двигателям, понимать процессы надо глубжей! А то, услышат, что если продувочные каналы полирнуть, так мошьностти прибавится, и сидят полируют, с видом гениального двегателиста. А у самого ступень между картером и продувочным окном по сантиметру!!! А то,  "подшипники хреновые". Плохому танцору всегда подшипники мешают!  Пусть человек построит санки на Пд-10м - это самый экономичный вариант, тем более, что он у него уже есть! Надо только правильно всё сделать.  Было бы желание, а клавиатура под рукой найдётся!
Вот оптимистично человек написал, спасибо огромное
 

ss727

Я люблю строить самолеты!
Про магнето. На СВП стоит обрезаная мотопомпа, а на ней тракторное магнето. Наработало оно часов наверное 100, без отказов.  Двигатель подьемный, т.е постоянно в работе.
 

Юрий Ер

Грамотный, не есть, умный.
Откуда
Ижевск
Про магнето. На СВП стоит обрезаная мотопомпа, а на ней тракторное магнето. Наработало оно часов наверное 100, без отказов.  Двигатель подьемный, т.е постоянно в работе.
Да нет на магнето нечего грешить. Сколько работало не разу не рассыпалось, во в сяком случае у меня. Сами иногда его выводят из строя сбивают угол абриса регулируя зажигание поворотом кулачка, искра резко ослабевает, или исчезает в обще. Восстановить просто. Поворачиваете ротор как почувствуете заедание( как бы) чуть только перевалите заедание тут и фиксируйте разрыв. Потом  +- коррекция по чуть чуть. И всё заработает. Очень не любит пригорание контактов. Про кондёр не забывайте, тоже имеет большое значение. Ну и не лазь в хорошо отлаженный механизм. Лучший совет механика.
 

Starteh

Я люблю строить самолеты!
Просто информация для размышления. Много лет назад тоже построил с участием авиакружковцев аэросани. Цель была аналогичной - повозиться с ВМГ, управление носовой лыжей было педальное (наработка навыков самолетного управления педалями), погонять. Схема была простая трубчатая, похожая на дельтателегу из треугольников, получились легкие. Движок "Привет 22"с восходовскими цилиндрами, магнето. Винт Ф1,06м, шаг, не помню точно, 0,4-0,5м, с саблевидными концами. Тянул около 50 кгс на стопе. Двоих вытаскивал из сугроба, гоняли по озеру. Одному на полный газ было страшно выходить - скорость охрененная, бывало и переворачивались, я тогда во второй (не последний) раз нос сломал ;D. Основная причина была в неоднородности поверхности озера после оттепели: то снег, то лед. По льду немного боком повело, а на снег вылетел - краш...С тех пор считаю, что если скорости аэросаней большие, нужно ставить за винтом вертикальную плоскость - руль направления, он не избавит, но поможет избежать таких неприятностей.     Свою толику опыта такое творчество дало, конечно, впоследствии самостоятельно и самолет освоил. Так что на пользу, а движек какой - сам выбирай. ПД 10, наверное, попроще все же. Успехов!
 

dombrov

Я люблю строить самолеты!
Прочитал воспоминания Стартеха и свои нахлынули.
Я думал, что на санях разгонюсь километров до ста...
И вот привезли санки зимой на аэродром. Всё уже было в запустении и полосу никто не чистил, но она не вся была под снегом. Покатались сперва по полосе, а потом решили на простор! Боковая грунтовая полоса казалась бесконечной снежной равниной с некрепким настом. На глаз она была идеально ровной!  Но уже на скорости около 60 км/час, я понял, что снежную равнину нельзя путать с асфальтированным шоссе.  Санки неслись, как самолёт на разбеге! Сначала плавно, описывая плавные волны рельефа. А потом эти волны превратились в ухабы, на которых санки получали такой грубый толчок, что у меня чуть почки из0 рта не выскакивали. И это невзирая на то, что была рессорная аммортизация лыж.  Рука сама стала прибирать руд - до ста километров мне уже разгонять расхотелось.
Но у аэросаней есть завораживающий момент. Сначала лыжи тонут в рыхлом снегу, а потом с ростом скорости, снаряд начинает переходить на глиссирование по снегу - лыжи уже торчат наружи и такая плавность хода... Точно, как во время взлёта самолёта, когда колесо уже в воздухе, а высота - сантиметров 10 над землёй!  Полёт, да и только! Красота!
 

Starteh

Я люблю строить самолеты!
Со стороны особенно красиво смотрятся. Наши как крейсер взбивали носовой лыжей рыхлый снег, он взлетал, и обдав "пилота", завихрялся винтом в длинную снежную трубу. Завораживающее зрелище :).  Добавлю еще, что если проект - чисто аэросани для практического использования, то ручное путевое управление лучше и надежнее, чем ножное.
 

Denis911

Я люблю строить самолеты!
у меня воздушный руль через троса, но думаю приобрести трос и редуктор для лодки, там управление понадежнее. :)
 

Юрий Ер

Грамотный, не есть, умный.
Откуда
Ижевск
zet сказал(а):
Смело ставь винт на маховик
Не надо ребята маховик. У ПД тяжёлый колен вал его вполне достаточно для нормальной работы двигателя. Назначение маховика на пускаче больше для запуска, верёвку намотать.  Если кто знает двигатели, от Иж 49 до Иж Планета думаю подтвердят. Они устроены также как ПД 10 Потому и поршневая на них используется. На ИЖ 49 коленвал был с пустотами а щёки закрыты жестянными дисками для уменьшения пространства картера что способствовало повышению давления в картере и как результат лучшая продувка.  ПД 10 с Ижевскими цилиндрами, зимой, не греется, и потому не заморачивайтесь с водянным охлаждением. Очень важно, не ставьте ижевские поршни, положение коленвала отличается на 90градусов. Вырезы на поршнях, вместо продувочных окон, попадают на впускное, полностью меняя фазы газораспределения. На пускачёвских поршнях по возможности сделайте вырезы как на Ижевских только сместив их на 90градусов. Двигатель хоть и работает но мощности не развивает чихает в карбюратор, так как впускное окно, открывается рано. Доработки поршня сделайте по месту. Сначала снимите крышки продувочных окон на цилиндре и чертилкой намет те места выреза на поршне.
 

ветерок

Я люблю строить самолеты!
аэросани Ветерок эксплуатировались с 1972 по 1983 моим отцом.когда жили в Иркутской области летом устанавливались поплавки,и на рыбалку.т.е.техника на круглый год.может тогда качество коленвалов было неплохое единственное отец менял поршневые кольца.диаметр винтов 1.3м.до этого в Башкирии эксплуатировались по выходным дням.дорог тогда зимой особо не было,вот к деду в соседнюю деревню и мотались(отец,мать,сестра и я).короче снежный автомобиль.
 

dombrov

Я люблю строить самолеты!
  Классные санки, "Ветерок". Интересно, какую суммарную тягу развивали сразу два движка? Хотя врядли кто-либо её мерял. Ясно и так, что тяги было более чем достаточно.
 

v3254

Я люблю строить самолеты!
Первый колон вал я запорол как мне кажется применив для смазки масло ТНК для двухтактников, По моему оно не чего не смазывает и губит любой мотор
А вот это вряд-ли, масло 2Т применялось лет 5 на 2-х моцах -ЮП у сына , Планета у меня и вот эти санки http://video.yandex.ru/users/vad-cozlov2012/view/1/ .
Впечатления самые положительные, нагара не даёт, свечи чистые приятного светло-коричневого цвета мешал 1 к 25 с аи -80
 

v3254

Я люблю строить самолеты!
zet сказал(а):
Смело ставь винт на маховик
Не надо ребята маховик. У ПД тяжёлый колен вал его вполне достаточно для нормальной работы двигателя. Назначение маховика на пускаче больше для запуска, верёвку намотать.  Если кто знает двигатели, от Иж 49 до Иж Планета думаю подтвердят. .
  Подтверждаю- маховик в топку. Я вобще вал со стороны маховика обрезал и проточил внем паз под магнето а винт посадил с обратной стороны, обрезав картер по максимуму. ЭТО выгоднее по нескольким причинам : 1 -втулка ВВ упирается во внутреннюю обойму радиально упорного шарикоподшипника внешняя обойма которого находится между двух стопорных колец- таким образом на сам КВ осевая нагрузка не передаётся что сильно увеличивает его ресурс , и потом 2 подшипника со стороны винта значительно снижают изгибающий момент на валу, 2- цилиндр стоит выхлопными окнами назад, что позволяет сделать эффективный глушитель ( уровень шума такой, что за 200 метров мотор уже не слышно, а вот снегоход соседа воет так что за километр слыхать ) , правда придётся изготовить впускной патрубок под 90 градусов вбок но это несложно, 3- зато несложно сделать подвод тёплого воздуха от выхлопных патрубков , без этого ниже минус 10 гр мотор терял мощь из-за обмерзания карба.
По магнето тоже добавлю, регулировал один раз : зазор  0,4 мм в конт-х , опережение  3,2мм по индикатору , потом 3 года эксплуатации никуда не лазил- не было повода :)
Вот как-то так :IMHO
 

kazah

Я люблю строить самолеты!
У нас на санках стояла силовая установка на базе мотора Вихрь 25 с клино-ременным редуктором. Тяга 75 кг. Охлаждение водяное. Помпа от стиральной машины. Радиатор маслянный от ЗИЛа 130. Резво очень бегали санки. Очень.. Два года катались.. :'(
 
Вверх