Опять Буран, РМЗ-640.

Zavod

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Ненецкий АО
Здравствуйте!
Извиняюсь за вторжение, но у меня есть вопрос который непосредственно касается балансировки коленвала, вернее подобия балансировки, пусть и далеко не технологически правильной и даже хуже чем на "коленках".

Имею новые запчасти для сборки движка РМЗ-640.
К сожалению коленвал уже "положил" в картер. Откручивать не хочется, так как посадил на анаэробный герметик, да и толком нет спецов по балансировке колен в наших краях. Цилиндры с поршнями пока лежат рядом.
Собственно вопрос...
Правильно ли будет, если я помимо подгонки по весу поршней с пальцами, кольцами, подшипниками и стопорными кольцами подгоню вес шатунов положив картер на бок взвесив шатуны на весах и убрав лишний металл с шатуна имеющего больший вес?
Надеюсь понятно объяснил.
Заранее спасибо за ответы.
С уважением, Владимир.



 
 
Откуда
Москва
Zavod сказал(а):
подгоню вес шатунов положив картер на бок взвесив шатуны на весах и убрав лишний металл с шатуна имеющего больший вес?
С одной стороны хорошо сделать хоть что нибудь, что приведет к симметрии. С другой стороны, когда я взвешивал отдельно головы шатуна, то это были еще те танцы с бубнами. Потому как при кажущейся горизонтальности шатуна, значения могли быть +- 2 грамма. Очень сложно ТОЧНО будет сбалансировать.
Далее. Вот у меня к примеру шатуны имеют разницу в массе 10 гр. Попытался найти, где эти 10 гр могли спрятаться на одном, чего нет на другом. На самой головке практически ничего найти невозможно. Некоторое утолщение, точнее видимая разность толщин наблюдалась в переходе с двутаврового тела шатуна на радиус кривошипа. Но это уже в картере. Возможно, если это не погрешность измерения, у них отличается толщина стенки двутавра. В любом случае литье шатуна - безобразное. Особенно на фоне шатунов 503. Как бы и силовые толщины схожи, если только полки двутавра повыше будут, но все все ровно и симметрично.
Даже стало интересно, Тайгу 500 так же делают или с качеством Бурана.
Одним словом, затея подгонки массы головок шатунов на собранном моторе - не реальна  :IMHO А в теории конечно лучше сделать. Хотя разница массы шатунов будет все равно. Слишком мало её приходится на голову.

ЗЫ. Кстати вот такие шатуны, вот с такой поверхность ребер. ИМХО напильник, шкурка и полировка им необходимы.
 

Вложения

Zavod

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Ненецкий АО
Спасибо за свои соображения камрады...
potoki сказал(а):
Потому как при кажущейся горизонтальности шатуна, значения могли быть +- 2 грамма.
Мне кажется это просто сделать - берем школьные весы и кладем на них сразу два шатуна и хрен с ней с этой горизонтальностью. А пилить думаю надо там, где проходит центр масс шатуна и не заморачиваться на головки. Эх, физика, физика...
ЗЫ. Думаю положительный эффект полюбому должен быть.
 
Всем привет! Обнаружил с удивлением, у себя на Буране- вот такие поршня, такого раньше не встречал, риски по всему поршню, кто нибудь может, прокоментировать сей девайз: :D
 

Вложения

augen

Я люблю строить самолеты!
potoki сказал(а):
С одной стороны хорошо сделать хоть что нибудь, что приведет к симметрии
Доброго здоровья Всем! Владимир здравствуйте!

Если решили надо довести до " ума ", затея очень хорошая.
potoki сказал(а):
Даже стало интересно, Тайгу 500 так же делают или с качеством Бурана
Не только на Тайге но и навых Буранах, качестве штамповки шатуна, знАчительно выше, чем выложенные Вами. Все эти наплы надо аккуратненько, без следов прижога (синева) спилить и заполировать.

Выкладываю форму головки и фрезеровку тела шатуна. Полки не полированы -пока ( некуда ставить, мотора нет)
 

Вложения

augen

Я люблю строить самолеты!
babeiko сказал(а):
Всем привет! Обнаружил с удивлением, у себя на Буране- вот такие поршня, такого раньше не встречал, риски по всему поршню, кто нибудь может, прокоментировать сей девайз
Не удивляйтесь! Таких девайсов было много. Впервые такие канавки увидел на "ледовой Яве" 1986 году. Это масло удерживающие канавки. Такой девайс, совместно с рисками на гильзе хорошо защищал двигатель от прихвата. И на высоких оборотах создавал условия для работы пленки масла, практически без разрыва пленки. Поршень с такими канавками требует частой очистки (кнавки коксуются и преращаются в наждак). при неправильном выполнении канавок юбку поршня обрыволо, сечение  канавки должно быть овальным. Сейчас другое видение проблемы смазки, но это уже другая тема.
 
Откуда
Москва
babeiko сказал(а):
Всем привет! Обнаружил с удивлением, у себя на Буране- вот такие поршня, такого раньше не встречал, риски по всему поршню, кто нибудь может, прокоментировать сей девайз: :D
Дима! Уже Евгений обяснил. До кучи почитай этот пост http://www.snowmobile.ru/forum/viewtopic.php?p=742036#p742036 или всю ветку. :) Мне понравился такой креативчЭг.

Судя по всему спортсмены именно так уже очень давно поршни смазывали. Точнее масло задерживали.

Евгений!
По Вашей картинке шатуна. Можно привести цифры, сколько должно остаться металла в дополнение к той информации, сколько снимать. Мали ли, если будут какое расхождение, что бы не перестараться :)
 

Вложения

augen

Я люблю строить самолеты!
Владимир! можно и не делать скос боковых поверхностей на верхней головке.Такой скос, если не ошибаюсь дает снижение веса около 4 грамм, ну а остальное по рисунку. Поршни выложу завтра ( шайбы на колен вале) .Поршень новый, хозяин не разрешил снимать, а старый просто грязный, фломастер на нем не рисовал, надо отмывать.

В принципе фрезеровал тело шатуна так: заглубляешся фрезой пока не будет поверхность чистая и+ еще 1 мм.
 

Вложения

augen

Я люблю строить самолеты!
Доброго здоровья Всем!

Владимир Выкладываю шайбы бурана. Двигатель новый 1.5 месяца в работе небыл. Кстати на фотографии не видно наверное, но тащека которая ближе к выходному концу вала, без следов мехобработки, поверхность после штампа. Ближняя щека обточена на 5 класс поверхности (Чистовая обработка)
 

Вложения

augen

Я люблю строить самолеты!
Ну а это обещанное. Черным фломастером обведены места которые можно "чикать"
 

Вложения

Откуда
Москва
augen сказал(а):
Черным фломастером обведены места которые можно "чикать" 
Замечательно! Со второй фоткой вопросов кажется нет. По двум другом, боюсь без дополнительных пояснений и инструкций не посвященному человеку будет не просто понять. На сколько глубоко и плавно углубляться по первому варианту и чесно говоря плохо видно на заключительной.
 

augen

Я люблю строить самолеты!
Согласен Владимир! Тут нужен пример.К сожалению на сегодняшний день у меня нет поршня ,что бы все это продемонмтрировать, но ищу лихорадочно. Может даже в ближайшие дни удастся найти поршень. Этот ,что на фото забрали на запаску, на нем можно "вернуться".
 
Откуда
Москва
Мне лично пока не к спеху. С шатунами работы еще хватит на долго :)
Возвращаясь к балансировке коленвала. Можно её осуществить с минимальными отсечениями, а можно с тем же коэффициентом, отмахнуть еще железа. По массе в сумме на всем колене, можно облегчить на 0,5 кг. Не беря в расчет заполнение объема камеры кривошипа, уменьшение массы колена будет сказываться на разные характеристики.
1. Обороты Х.Х. И тяги на этих оборотах. Не случайно, к примеру, снегоход Буран славится не скоростными свойствами, а именно тяговитостью. Т.е. бОльшим моментом на меньших оборотах. А это прямое действие большого объема цилиндров, большого и моментного коленвала (читай маховика.). Собственно нам то все это не нужно. Обороты требуются большие, ВВ имеет весомый момент инерции (сам себе маховик).
2. Динамика раскрутки. Для наземной техники - это актуально. Для винта - пожалуй нет  :-?.Чуть быстрее или попозже это произойдет, не со светофора  же стартовать  ;D
3. Как влияет на максимальные обороты и мощность большая или меньшая масса коленвала - не понял, не нашел.
4. И самое главное. Рессурс и надежность. Как это в нашем случае скажется, так же не ясно. Во всяком случае мне :). Любое использование мощности, чем больше тем сильнее будет снижать рессурс. Это понятно. Но само по себе снижение массы коленвала приведет к увеличению нагрузок в нем ???  Может быть тяжелый коленвал - это во благо ???

Проще говоря, можно сделать щеки либо такие, либо такие. Коэффициент одинаков. Масса и момент инерции - разные. Что нам оптимальнее по комплексу параметров?
 

Вложения

kvadratov

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Москва
Не  забываем  -  когда  обсуждаем  статическую  балансировку  коленвала  -  что  есть  динамическая  балансировка.

Если  сделать  очень  лёгкий  коленвал  -  динамические  рывки  от  шатуна  с  поршнем  -  никуда  не  денутся.  Конечно  винт  -  играет  роль  маховика.  Особенно  если  жостко  стоит  на  коленвале.  Но  он  не  всегда  жостко  стоит  на  коленвале  -  часто  через  редуктор.

И  ещё  -  противовесы  коленвала  -  при  изменении  оборотв  изменяют  и  свой  момент  инерции.  Как  и  поршень.  Ну  или  не  момент  -  а  скажем  импульс  инерционного  воздействия...

Короче  дебри  физики  процесса  -  хитры.

А  вывод  к  которому  я  веду  -  такой :  нецелесообразно   пытаться  сделать  на  коленвале  экономию  веса  в  1 - 2  кг  -  и  при  этом  ухудшать  балансировку  на  оборотах.

Пара  килограммов  -  не  даст  тотальных  преимуществ.

Если  делать  балансировку  -  нужно  снимать  с  коленвала  минимально  необходимое  количество  металла.  Если  коленвал  будет  слишком  лёгким  -  повысятся  пульсирующие  нагрузки  на  редуктор.  А  оно  Вам  нужно ?

В  погоне  за  весом  народ  иногда  доходит  до  абсурда.
Например  начинают  сверлить  дырочки  в  ободах  колёс...
 

Вложения

Откуда
Москва
kvadratov сказал(а):
Незабываем-когда обсуждаем статическую балансировку коленвала-что есть динамическая балансировка.
Помню. Но в отличии от четырехтактных моторов, где шатуны снимаются отдельно без разбора самого колена, в Буране это невозможно сделать. И значит отбалансировать динамически коленвал -  задача не тривиальная.
kvadratov сказал(а):
Есликоленвалбудетслишкомлёгким-повысятсяпульсирующиенагрузкинаредуктор
Вот этот вопрос больше всего и интересует. Причем скорее не нагрузки на редуктор, а именно на сами движущие и не движущие части мотора. Редуктор чаще всего клиноременный и ему все "резиново" :), двигатель более жесткий.
Облегчение - не самоцель. Хотя любое локальное снижение массы полезно в целом. И 1/2 кг не исключение.  Конкретно уменьшение массы коленвала 640 интересует со стороны возможного увеличения оборотов и значит, мощности. Если это вообще связанные параметры.  :-/  Если нет, то пускай будет больше маховика :)
kvadratov сказал(а):
импульс инерционного воздействия
Познакомьте с этим зверем. Как  его приручить :). С моментом как бы понятно, он от оборотов не зависит. В конце концов момент можно поднять не увеличивая массу. Больше работы, но возможность остается. В любом случае, оперируя понятием массы коленвала, которая участвует в другом основополагающем параметре - моменте инерции, хорошо бы иметь какие ни будь необходимые численные значения этих важных факторов. Или чем больше, тем лучше?

@ augen

Евгений! Можно уточнить, привильно я ли понял чертеж?
И вот еще фотка дальней щеки. Кстати ответная щека, в отличии от 503, делается целиком с кривошипным пальцем. Может его погнули как то, где то?

P.S. Посмотрел внимательно все составляющие колена. Оказалось, что подобный "ореол" имеет и самая первая щека. Так же с отверстием под палец. И опять противоположная с самим кривошипным пальцем, ничего подобного не имеет. В виду полного отсутствия каких либо следов трения на сопрягающих деталях, можно предположить не проблемы мотора во время работы, а банальный локальный нагрев при изготовлении этих двух схожих деталей  :D
Опять же, разница в размерах толщин щек, так же симметрична и разнится парно. Соотвественно это можно учесть в парной статической балансировке, и не делать длительную доводку по идеальной симметрии каждого элемента.

ЗЫ. Нашел единственную картинку коленвала от Элана 640. Мелкая правда, но видно, что такой дизан колена придумали не наши. Они очень точно содрали с Ротакса тех времен и ни на шаг не отходят от винтажного стиля до сих пор :)
 

Вложения

Zavod

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Ненецкий АО
Камрады, выручайте...
В общем завалил я картер на бок и взвесил оба шатуна за верхние головки - разница оказалась 15 граммов. :eek: Что делать - пилить или нет металл с шатуна? А вдруг эта разница в нижней шейке шатуна лежит... Не дайте загубить новый коленвал. :'( 
 

augen

Я люблю строить самолеты!
Доброго здоровья Всем!

Владимир! Согласен с уважаемым Kvadratov, что снимать надо минимальную массу. При вращении к/вала есть еще такой параметр, как равномерность вращения, т.е я к чему:угловая скорость в начале рабочего хода, в середине и в конце разная и уменьшается к концу оборота. Если добавить к этому то, что смесь нужно сжать в середине оборота и в конце, то видим, что роль у маховика не только страгивать вездеход или машину с места ( кстати 80% энергии выносного маховика для этого и предначны), но еще и помогать поршню дважды сжимать смесь, тем самым сохраняя скорость вращения к/вала. Но для собственного вращения маховика и особенно для раскрутки нужна определенная мощность. Поэтому все прогрессивные моторы-это компромис между сохранением скорости вращения и приемистостью. Естественно у высокооборотистых моторов, даже четырехтактных, к/вал обладает очень малым моментом инерции вращения. На больших оборотах неравномерность угловой скорости за оборот, снижается за счет уменьшения времени процесса.

Владимир! Вы тоже обратили внимание, что палец запресован в обе щеки. Интересно, что это за приблуда.
По поводу синевы на вашей щеке. Это не дефект и не затир шатуна. Поверхность отверстия, скорее всего подкалена ТВЧ.

Владимир! Нет здесь не нужно убирать металл. И дело не прочности, а в сохранении геометрии внутренней поверхности головки. По этой же причине нельзы увеличивать внутренний диаметр пальца-теряется его форма- так называемая овализация. Допускается только конусная расточка с обеих сторон
 
Вверх