Отказ УСа на планере. Что делать?

Закупоренные льдом входы анероидно-мембранных приборов не позволяют правильно измерять воздушную скорость, так как Сверхлёгкие ВС в основном не имееют обогрева ПВД, то при температурах близких к нулю можете столкнуться с неполным отказом указателя скорости. Это очень опасно, так как можно не сразу заметить что скорость не та.
Было это осенью несколько лет назад, взлетаем с курсантом на А-22, а скорость подозрительно медленно растёт судя по показаниям УС. При этом на слух двигатель в норме и показания тахометра соответствуют и динамика в норме и курсант молодец на взлёте не переводит взгляд в кабину. Быстро набрали высоту круга, уже идём в горизонте и скорость только только подошла к заветной отметке. Курсант пока естественно ничего не понял, вроде всё в норме. После третьего как положено он гасит скорость до приемлимой для выпуска закрылков (сначала во взлётное, а после четвёртого в посадочное),он убрал газ и сохраняя горизонтальный полёт ждёт пока погаснет скорость, а она и не торопится уменьшаться. Тут уж я ему подсказал что у нас не полный отказ и у него будет внеплановый урок по заходу без УС, с чем он блестяще справился. При снижении прибор показывал всё ту же скорость что и в горизонте и только после остановки самолёта стрелка медленно встала таки на 0. Курсант справился с проблемой, так как был обучен, но не сумел распознать не полный отказ.
Вывод: если на взлёте УС чудит, а в гп всё опять в норме, то уже работаем как при отказе УС (не верим показаниям прибора). В гп у нас давление в приборе выровнялось, а в наборе и на снижнии не успевало из-за меньшего диаметра отверстия приёмника.
 
так так так... про ПВД на А-22 а можно ставить с подогревом у кого есть опыт?
 
можно ставить с подогревом у кого есть опыт? 

Классическое ПВД с обогревом даёт большую погрешность на малых скоростях, ввиду особенности конструкции.  Вывод: Не надо летать при около нулевых температурах и при повышенной влажности. А уж ежели по приказу "Сталина, бомбить Берлин", пришлось вылететь, то в кармане надо иметь хотя бы обычный смартфон с GPS и любой из программ, показывающей скорость относительно земли.  Даже, если Вы попали в незнакомой местности с отказом ПВД и нужно зайти на посадку, то достаточно двух встречных проходов, что бы вычислить примерную скорость ветра, а направление смотреть по наклону деревьев, кустов, дымов и так далее. На планере может не хватить высоты для второго захода, тогда надо приложить все усилия для визуального контроля силы и направления ветра и сделав для себя поправку, заходить по показаниям GPS. Лично я не единожды пользовался таким приёмом и сажал аппарат довольно мягко и без последствий.
 
Не надо летать при около нулевых температурах и при повышенной влажности

Верно.
С вечера как раз тепло и влажно, а с утра подморозило и сухо. Где-то в трубке получился конденсат, физика однако.
Ну и как говориться: хороший лётчик летает в хорошую погоду, а плохой - в плохую. Всякое в жизни бывает. Речь о том как выкрутиться из ситуации. Надеюсь камикадзе среди нас нет, чтобы лезть специально в СМУ.

в кармане надо иметь хотя бы обычный смартфон с GPS и любой из программ, показывающей скорость относительно земли.

Согласен. Если готовимся к посадке можно опредилить примерное направление и скорость ветра и всё.

и сделав для себя поправку, заходить по показаниям GPS

Опасный совет, пилотировать имея только путевую скорость. Она нужна только для навигации.
 
Опасный совет, пилотировать имея только путевую скорость. Она нужна только для навигации.

Однажды меня попросили перегнать только что купленный чешский самолёт на другой аэродром.  Я спросил хозяина: с аппаратом всё в порядке? Да, всё хорошо, бензина полный бак, мотор работает уверенно, планер исправен. Отлично, тогда летим!  И вот уже в разбеге я вижу, что  стрелка УСа на нуле, а в наборе стало понятно, что и все остальные приборы тоже на нуле и бортовая GPS наглухо зависла...   И что, прикажете делать, а? Мы уже в возхдухе, летим на дальний маршрут по заявке, мой авторитет не позволяет вернуться обратно на полосу... Достаю из кармана смартфон, забиваю в AIRNAVPRO путевые точки и докладываю деспу расчётное время прохождения...  А через пару-тройку часов прилетаем в точку назначения на совершенно пустую полосу... Посреди поля. Ни колдуна, ни кустов, ни деревьев... Пришлось делать четыре прохода над КТА с разных сторон и записывать скорости. Направление и скорость ветра не трудно было вычислить.  А что бы посадка прошла успешно, держал в глиссаде чуть выше скорость (км на 10-15) , чем положено для подобных аппаратов и "повисев" на подушке лишних метров 150, спокойно притёр аппарат к полосе. Конечно такой полёт  не для новичков, но опыт, вещь наживная и только что вылетевшим, самостоятельно, парням  советую держать всегда в кармане надёжный смартфон с модулем GPS и загруженной прогой AIRNAVPRO.  И самое главное, никогда не паниковать!

Удачных полётов, Парни!  :~)
 
А уж ежели по приказу "Сталина, бомбить Берлин", пришлось вылететь, то в кармане надо иметь хотя бы обычный смартфон с GPS и любой из программ, показывающей скорость относительно земли.

Ваши слова. 🙂 Я же говорю всякое бывает, а возможно лучше было сесть, зачем уходить на маршрут с неисправными приборами. Погода может преподнести сюрприз и авторитет может не помочь 😉
Ладно без обид ;D
 
Приборы дублирующие скорость и тем более обогрев ПВД ни к чему если латаем по правилам визуальных полётов. Главный прибор в таких полётах был и остаётся "капот-горизонт", а остальные вспомогательные. Наслаждайтесь визуальным полётом! :~)
 
Приборы дублирующие скорость и тем более обогрев ПВД ни к чему если латаем по правилам визуальных полётов. Главный прибор в таких полётах был и остаётся "капот-горизонт", а остальные вспомогательные. Наслаждайтесь визуальным полётом! 
Вы это серьёзно? Ну-ну. Иногда капот-горизонт, без оценки реальной воздушной скорости приводит к совсем другому "капоту".
 
А в чём проблема, зачем мне на планере дублировать УС, когда одного за глаза?

Сам УС дублировать на обычном планере, действительно не стоит. А вот следить за трубками, которые соединяют ПВД и пилотажные приборы, необходимо регулярно. Потому как там скапливается конденсат. И если магистральные трубки проложены не совсем корректно, с провисаниями и без сепараторов (специальных отстойников для скапливания воды), то рано или поздно отказ УСа неизбежен. Зимой это будет полный отказ, а летом частичная потеря показаний.  В моём случае с чешским аппаратом,  в ПВД и трубках оказался плотный слой песка, забивший наглухо и статику и динамику. Проверяйте перед каждым вылетом матчасть и летайте долго, радостно и безаварийно!  :~)
 
Я начинал летать на Бланике в 1970 году. Тогда у нас было специальное упражнение - полет с заклеенными указателями скорости, вариометром и высотомером. Пока правильно не выполнишь - самостоятельно не выпускали.  Летали даже девченки. До сих пор помню и применяю эти навыки.
   Точно так.Летали по два раза, с разными инструкторами,если всё нормально, только тогда выпускали на самостоятельны.Я всегда открывал форточку,прислушивался потоку воздуха.
На самом деле есть множество подсказок, указывающих пилоту на скорость полета планера. Шум в форточке не самый главный из них. Первое - управляемость. При снижении скорости планер становится все более "тупым" и это заметно даже новичку. Не маловажно - капот горизонт. Вообще планерист летает как правило по капот горизонту, поглядывая на УС только изредка. Ну и шум воздуха, обдувающего фонарь. Правда тут надо иметь слух. Но при некотором опыте вполне прилично определяется скорость. А вот форточка как раз не очень информативна. Шум от нее зависит не только от скорости но и положения форточки, а так же от наличия скольжения при неточном пилотировании. А вообще, у каждого пилота свои предпочтения. Важно сохранять выдержку и помнить чему учили инструктора. Ну и немножко собственного опыта то же. С самолетом по сложней. Но там то же есть свои подсказки. Например та же управляемость, режим работы двигателя и шаг винта, тот же шум воздуха, показания вариометра да и капот горизонт. Как правило можно доверять не одному какому-то фактору а сразу нескольким. В общем то же можно выживать. Главное не паниковать. И быть готовым к такому ходу событий. Ведь отказ приборов может настигнуть вас в совершенно стандартной ситуации. У меня на Бланике однажды в ПВД залетела травинка на высоте 300 метров. Оторвалась от буксировщика. Кто этого ожидал...
 
Вот всего неделю назад, 6 октября 2019 года, выполнял парение в облаках на Бланике. У земли температура 8 градусов. Нижняя кромка кучевки 700 метров. В облаке, на высоте 1600 метров УС резко ушел на ноль. Визуально - на трубке ПВД образовалась огромная сосулька. Горизонта нет. Пришлось работать строго по авиагоризонту. Убрал вращение по флажку, выставил курс на аэродром, а тангаж по авиагоризонту. Благо, перед заходом в облако выставил авиагоризонт на скорость 70 км/час  - так удобнее виражи делать в облаке. Вышел из облака. Погулял. Сосулька отвалилась на высоте 300 метров. Опять подтверждаю - тут главное не паниковать, и включать голову.
 
Меня учили летать на планере вообще без приборов - закрывали все приборы и нужно было посадить планер в нужную точку на полосе.  И это было уже на современных планерах с закрытой кабиной(ASK-21 и Grob-103) 😉
 
Приборы дублирующие скорость и тем более обогрев ПВД ни к чему если латаем по правилам визуальных полётов. Главный прибор в таких полётах был и остаётся "капот-горизонт", а остальные вспомогательные. Наслаждайтесь визуальным полётом! 
Вы это серьёзно? Ну-ну. Иногда капот-горизонт, без оценки реальной воздушной скорости приводит к совсем другому "капоту".
Совершенно все верно было написано. По капоту-горизонту на планере контролируется скорость. Полет с заклееными приборами ( по отдельности "отключается" высотомер и скорость)- это 4-ое упражнение по КУЛП входит в программу первого года обучения пилота-планериста.    
 
Я начинал летать на Бланике в 1970 году. Тогда у нас было специальное упражнение - полет с заклеенными указателями скорости, вариометром и высотомером. Пока правильно не выполнишь - самостоятельно не выпускали.  Летали даже девченки. До сих пор помню и применяю эти навыки.

Это упражнение и сейчас обязательно.
 
Приборы дублирующие скорость и тем более обогрев ПВД ни к чему если латаем по правилам визуальных полётов. Главный прибор в таких полётах был и остаётся "капот-горизонт", а остальные вспомогательные. Наслаждайтесь визуальным полётом! 
Вы это серьёзно? Ну-ну. Иногда капот-горизонт, без оценки реальной воздушной скорости приводит к совсем другому "капоту".
Вы точно летали 4 упражнение КУЛП 😉 ?
Очевидно , не летали.
Давайте без фантазий?
Планеристы летают по капот-горизонт постоянно . На УС смотрят изредка , для проверки
 
Что делать?
Ну, во первых не паниковать. Ситуация  на сколько не приятная, на столько и обыденная.
Вы не указали тип, но будем считать , что Бланик.
На буксире скоростеметр вам ваще без надобности.Сколько на буксе, столько и у вас.
В Вашем случае тянуть надо было на круг. Обоснование- режим полета должен быть стандартным, без лишних вводных.
Если проблема только в УСе (колпачек на ПВД 😛), контроль параметров по дублирующим(вар., высотометр).
Вообще полет капот-горизонт, приборы  ТОЛЬКО контроль. Триммер от себя, но не до конца, пусть аппарат висит на ручке.
На глиссаде превышение скорости не криминал. Больше 115 закрылки вытащит настоящий мужик. Они же больше 110 гудят весьма характерно. Придете в точку с превышением скорости, на полных интерцепторах перелетите метров 50.
А вообще конечно тренироваться надо. И упражнение в КУЛПе было соответствующее. Хорошо-бы инструктора грамотного и влетанного.
Исчерпывающе.
Добавлю лишь, что закрылки ( Бланике)  начинают издавать характерный звук уже после 100-105 и если не ставить их на "защелку" , на 105-110 они начинают характерно убираться .
 
Вот всего неделю назад, 6 октября 2019 года, выполнял парение в облаках на Бланике. У земли температура 8 градусов. Нижняя кромка кучевки 700 метров. В облаке, на высоте 1600 метров УС резко ушел на ноль. Визуально - на трубке ПВД образовалась огромная сосулька. Горизонта нет. Пришлось работать строго по авиагоризонту. Убрал вращение по флажку, выставил курс на аэродром, а тангаж по авиагоризонту. Благо, перед заходом в облако выставил авиагоризонт на скорость 70 км/час  - так удобнее виражи делать в облаке. Вышел из облака. Погулял. Сосулька отвалилась на высоте 300 метров. Опять подтверждаю - тут главное не паниковать, и включать голову.

Долгими зимними вечерами почитайте метеорологию и на следующий лётный сезон Вы уже не будете стремиться в облака при температуре +8 градусов у земли ибо на 1000 м над ней будет всего +1.5 градуса (градиент 6,5 градусов) а если влажность более 80%, то опять будете повторять свой "подвиг" (Родина это точно не оценит). Чудес не бывает, так как физические процессы в атмосфере развиваются по определённым законам, да и не забывайте обращать внимание на температуру точки росы 🙂
 
Назад
Вверх