Вернувшись в Москву я снова сел за ноутбук с целью зафиксировать все свои впечатления, полученные от воздушного путешествия. Мой рассказ остановился на моменте, когда мы облетали самолёт и ждали погоды чтобы начать перелёт. Предыдущий отчет
вот тут.
Утром 8 июля 2012г на Камчатке погода снова была нелётная. Нижний край облачности фактически лежал на земле. Лететь в горах по такой погоде было нельзя. Владимир утром нас забрал из гостиницы и мы опять сидели на аэродроме Николаевка. Олег начал нервничать. Чувствовалось, что ему очень хочется уже лететь, двигаться по маршруту. Ещё вчера он начал шутить – говоря, что «три дня ты гость, а на четвёртый день – гастарбайтер». А был расслаблен, спать уже не хотелось, самолёт был полностью готов к перелёту. Поэтому я принялся за изучение видео-матчасти - камер gopro. Скачал свежую прошивку, одну камеру прошил и сил читать инструкцию в офисе аэроклуба. Через некоторое время вошёл Владимир со словами «Олег и Виктор Иванович полетели на разведку погоды, пошли их встречать». Бросив всё и схватив фотоаппарат я выскочил на улицу. Облачность действительно поднялась метров до 500-600. Это уже что-то! Но удастся ли пройти горы и выйти на западное побережье Камчатки, омываемое Охотским морем? Не будут ли там стоять выносы? Это такие языки тумана, которые приходят с моря и могут простираться на десятки километров, закрывая все от земли и высот которыми мы планировали пролётеть. Не закроются ли перевалы за нами? Что творится вдоль западного побережья Камчатки? На эти вопросы ответа не мог дать никто…
Разведчики решили пройти через озеро Начикинское, через перевалы до западного побережья.
Вот в дали показалась жёлтенькая точка, которая постепенно начала расти в размере. Послышался стрекочущий звук робинсона. Это малыш R-22.
Вертолёт приземлился и из него вышли задумчивый Олег и Виктор Иванович.
Пройти можно, подавай план – сказал Олег. Я рванул в штаб. План был подан практически моментально. Тут же стал названивать в Хабаровский зональный центр с просьбой побыстрее посмотреть и принять план. Так как было воскресенье, и официально аэропорт «Чайка» в Усть-Хайрюзово не работал, план был подан с посадкой на геоточке. План прошёл!
Владимир начал звонить Наталье Викторовне – директору аэропорта «Чайка». Она соглашается нас
принять, предупреждая, что диспетчерского обслуживания не будет.
Отлично! Мы сами определим направление и скорость ветра и сможем выбрать оптимальный курс посадки. Сопровождать нас вызвался Геннадий Крошкин на своей 172 Цессне.
Пробежав метров 500 мы мягко оторвались от ВПП. Набор высоты производили очень аккуратно. Самолёт предельно перегружен! Но это вынужденная мера. Для нас важен каждый литр бензина. С собой взято только самое необходимое: бензин, неприкосновенный аварийный запас еды (специально изготовленный фирмой «Сухпаёк.рф» ), аптечка, палатка, спальники, и минимальный набор дюймовых инструментов для полевого ремонта. Также фото и видео техника.
Набрав 100 метров я начинаю связываться с Елизово-круг. Докладываю, что произвёл взлёт с площадки «Николаевка» и следую в Усть-Хайрюзово через оз.Начикинское. Диспетчер круга удивляется, что я иду через озеро и приказывает следовать мне обходным маршрутом на Коряки, аргументируя своё решение тем, что в районе аэродрома все полёты выполняются по установленным трассам. Эх, но, ведь, я же в заявке указал все поворотные пункты своего маршрута, бензина в обрез, маршрут предлагаемый диспетчером непонятен тем, что там по погоде. И в то же время я связан по рукам и ногам – я не могу послать диспетчера, т.к. иду в его классе «С». Что делать? Приходится хитрить. Обещаю доложить, когда выйду в указанную им точку. Сам же срезаю километров 40, захожу за первую горку (УКВ связь пропадает) и выхожу на заданную трассу. Звоню по мобильному в МДП и прошу доложить в Елизово-круг, что в такую-то минуту в такой-то точке вышел из зоны круга и следую по МВЛ. У меня уточняют, есть ли спутниковый телефон и обговариваем рубежи докладов. УКВ связь на Камчатке фактически только в районе круга аэропорта. По долинам, где есть дороги неплохо работает сотовая связь, в остальных местах – только спутниковый телефон.
Проходим озеро Начикинское. Геннадий, следовавший рядом с нами, прощается и ложится на обратный курс. Звоню Владимиру – докладываю «оз.Начикинское, борт порядок».
Снова перед нами лежит новый перевал, за которым мы должны увидеть Охотское море! Зазор между нижней кромкой облачности и перевалом 50-100м. Пролазим!
При всей суровости природы на Камчатке – она необыкновенно красива! Я бы даже сказал божественна красива. Реки кристально чисты, с высоты видишь дно реки, долины идеальны, горы строги, вулканы – высылают чувство преклонения. Мне удалось посмотреть маленький кусочек природы Камчатки. И я очень-очень хочу туда ещё вернуться.
А если бы вы знали, сколько там интереснейших мест ещё осталось. Это и долина Гейзеров, и мыс Лопатка, остров Шумшу, Парамушир, Онекотан. Каждая сопка или Вулкан имеют множество интереснейших истории и легенд.
Я как завороженный слушал Виктора Ивановича и Владимира, когда они начинали рассказывать про тайны Камчатки, что где видели, с чем сталкивались. Например на островах, находящихся на юге Камчатки, до сих пор остались военные строения времён Великой отечественной войны. Осталось что-то от железной дороги, построенной японцами. Где-то стоят пушки, снятые с крейсеров и непонятно какими силами установленные на горах. Также, только оказавшись на Камчатке я выяснил, что трасса Алсиб проходила и через Камчатку. Особенно активно она действовала в заключительный период Великой Отечественной Войны, когда велась война с Японией. До сих пор в горах Камчатки лежат остатки Аэрокобры. В 80-х годах вертолётчики нашли двухмоторный американский бомбардировщик с экипажем. Но к сожалению, в тот момент почему-то его на стали доставать, прилетели сотрудники из органов и просто взорвали этот самолёт. А через несколько лет, когда отношения между Россией и США потеплели, на это место прилетела целая делегация из США. Они искали своих пилотов. Нашли лишь несколько костей и взорванные обломки самолёта…
Пролетая вдоль гор – мы своими глазами видели обломки Ил-76 разбившегося на Камчатке несколько лет назад. Его оказалось невозможно снять с горы. Так он там и лежит, потихоньку сползая в ущелье.
Сколько ещё тайн таит в себе этот удивительный край вулканов, гейзеров и безумно красивой природы?
Наш маршрут пролегал вдоль западного побережья полуострова. Оно представляет собой тундру, расстилающуюся от подножья гор и до Охотского моря. Это где-то 50-70 км. Вдоль него по устьям рек расположены рыболовецкие базы, занимающиеся добычей и переработкой рыбы и икры. Путина уже началась. Фактически она идёт с середины лета и до осени, набирая максимальный оборот в августе. Каждый рыбзавод получает квоту на вылов рыбы. Рыбу ловят как в море, так и в реках.
Что интересно – рыба, когда-то появившаяся из икринки в одной из многочисленных рек Камчатки, стремиться вернуться именно в свою речку. Иногда рыб, идущих из моря вверх по течению бывает такое количество, что вода буквально кипит. Помимо квот на вылов рыбы, есть ещё так называемые «проходные дни», когда рыбзаводы прекращают вылов рыбы, давая ей возможность пройти на нерест в реку.