Планер Лак-12

Расскажите пожалуйста Ваши впечатления от полетов на нем! Какие детали маршруты? С водой и без? Какие повадки у него? Действительно ли он так опасен для пилота среднего уровня? Что скажете о его надежности? И какова была дальнейшая судьба Вашего экземпляра? Летает ли он сейчас?

Прошло уже почти 30 лет с тех пор, как я крайний раз летал на Лак-12. Сейчас уже трудно судить насколько было сложно на нем летать кому-то в первый раз.
В те времена в планерных клубах СССР учебным планером в основном был Бланик Л-13 который сильно отличается по лётным характеристикам от Лак-12
и я думаю, что возможно было трудно сразу сесть в кабину "Летувы" с опытом полётов только на "Бланике", тем более что Лак-12 одноместный планер и дать
"вывозную" на нём нельзя. Для меня особых проблем полётов на нём не было. Во первых я к тому времени уже летал на самолётах почти 10 лет. Во вторых
я переучивался с самолёта на планер используя планеры ASK-21 и Grob-103, которые имеют ЛТХ ближе к Лак-12, чем Л-13. Самым сложным для меня, это было привыкнуть к качеству планирования при заходе на посадку. Так-же нужно было учитывать его относительно небольшую угловую скорость вращения по крену
(большой размах крыла). Однажды я допустил слишком большой крен при показательном пролёте над аэродромом, планер начал опускать нос и пока я выравнивал крен(для вывода из спирали), скорость быстро "ушла" на красную отметку. Вывод из пике пришлось делать при большой перегрузке(что-бы не воткнутся в землю). Помню одно - крыло выгнулось так, что из кабины казалось, что концы крыльев были почти в вертикальном положении. Ну и при посадке нужно тоже следить за креном - низко расположенное крыло может "зацепить" землю, а это чревато поймать "циркуль". А так в воздухе планер ведёт себя предсказуемо и без вредных привычек. Пару раз в парении я допускал скорость упасть до 60 км/ч, но планер вёл себя спокойно, только чувствовалась
"вялость" в рулях управления. Дальних перелётов я не делал(не дальше 100 км от базы) и поэтому с балластом не разу не летал. Про его судьбу больше ничего не слышно. Но думаю можно "пробить" через FAA его бортовой N412BK, если не поменяли. Это фотографии от его нового владельца, тогда бортовой номер оставался прежним:

lak12-trailer-070320.jpg

N412BK Ken Ward (Large).jpg
 
Спасибо за рассказ, Бен! В советские времена Лак-12 считался венцом карьеры планериста. Чтобы допуститься на него нужно было стать как минимум КМС, отлетав на янтарях большое количество часов. Возможно из-за этого и сформировалось мнение что Лак очень сложен в пилотировании и требует от пилота огромного мастерства. Однако реальные причины такого отбора пилотов на Лаки были совсем иные. По рассказам многих гуру, кто отлетал на Лаках многие сотни часов, складывается такая картина. В первую очередь Лак-12 на конец 80-х в СССР считался рекордным планером, позволяющем реализовывать 500+ км маршруты и показывать на них большие скорости. То есть в иерархической системе это не машина для полетов вокруг точки и обучения маршрутным полетам, эту роль отводили Янтарям. Вполне логично, что реализовать потенциал Лака и показать хорошие результаты на нем мог лишь опытный пилот, прошедший янтарную школу и имеющий соответствующие регалии в виде КМС и выше. Во-вторых, Лаков было значительно меньше в аэроклубах чем тех же янтарей, а сломать Лак на посадке гораздо проще чем Янтарь. Поэтому и ценилась эта матчасть много больше чем Янтари - мол сломали Янтарь - так не беда, привезут еще, их как грязи. А вот если сломали Лак - это гораздо бОльшая проблема. Ну соответственно и доверяли не каждому такую матчасть.

А по факту Лак-12 очень дружелюбный аппарат. Конечно же с некоторыми оговорками. В полете - просто песня! Прекрасно стоит в потоке, может обкручивать даже самые узкие потоки (удается крутить 120 м диаметр), на переходах очень комфортен - длинные крылья становятся своего рода гибкими демпферами, снижающими тряску. Загнать его в критический режим непросто, но если все же получилось то выходит из них медленно - сказывается большая инертность. У меня за 4 сезона ни разу не случалось, хоть люблю крутить 45 и узко. Основные трудности на взлете и особенно посадке. Все из-за длинных и низко расположенных консолей, они при любом удобном случае стремятся на контакт с землей, что в свою очередь чревато циркулем и поломкой хвостовой балки. Если все эти вещи не забывать, то эксплуатация Лака приносит лишь радость от полетов. И пилотировать его вполне по силам людям без КМС.
 
Вот это мега интересно! Ахиллесова пята Лак-12 это его сборка, точнее финальная часть стыковки крыльев. Точность изготовления (подгонки) крыльев и фюзеляжа не очень высокая, из-за этого соединить две половинки крыла бывает очень сложно, даже когда помогает несколько человек. Как Вы делали это в одиночку???? Просто не представляю и очень прошу более подробно рассказать как и чем Вы стягивали крылья, как добивались чтобы каждый палец попал куда следует?

Я сделал такое приспособление для этого:
Сшил два чехла(из материала типа Брезента), которые одевались на законцовки плоскостей. К ним пришил ленту от стяжки(как на фото) и когда обе консоли крыла уже были вставлены(вернее их лонжероны) в фюзеляж, то обе ленты я начинал стягивать с помощью "трещотки"(этой стяжки), а сам ходил и направлял консоли, что-бы пальцы попали во свои гнёзда и постепенно натягивал стяжку пока они не вставали на свои места. И так потихоньку сводил их вместе пока отверстия в лонжеронах не совпали для установки фиксирующего их "штыря". Ничего сложного в этом процессе с этой приспособой не было.
Жалко фото этого устройства в действии я не сделал, а только это:

Лак-12 на заднем дворе дома(4).jpg
 
Я сделал такое приспособление для этого:
Сшил два чехла(из материала типа Брезента), которые одевались на законцовки плоскостей. К ним пришил ленту от стяжки(как на фото) и когда обе консоли крыла уже были вставлены(вернее их лонжероны) в фюзеляж, то обе ленты я начинал стягивать с помощью "трещотки"(этой стяжки), а сам ходил и направлял консоли, что-бы пальцы попали во свои гнёзда и постепенно натягивал стяжку пока они не вставали на свои места. И так потихоньку сводил их вместе пока отверстия в лонжеронах не совпали для установки фиксирующего их "штыря". Ничего сложного в этом процессе с этой приспособой не было.
Жалко фото этого устройства в действии я не сделал, а только это:

Гениально!!!!! Браво!!!!! 👍👍👍 Сейчас же займусь изготовлением этого незаменимого помощника! Спасибо за совет!
Есть наводящие вопросы:
1. Трещотка находится сверху фюзеляжа? Или снизу?
2. Когда лента натягивается и встречает сопротивление стыковки, то мне кажется крылья начнут выгибаться вверх (если трещотка сверху фюзеляжа). Так ли это?
3. Получается что Вы даже не использовали ключ, который одевается на пины лонжеронов и помогает окончательно стянуть половинки крыла?
4. Поделитесь пожалуйста секретом обратной процедуры - как разомкнуть половинки крыла от фюзеляжа? Или здесь только ключом?
 
Последнее редактирование:
Гениально!!!!! Браво!!!!! 👍👍👍 Сейчас же займусь изготовлением этого незаменимого помощника! Спасибо за совет!
Есть наводящие вопросы:
1. Трещотка находится сверху фюзеляжа? Или снизу?
2. Когда лента натягивается и встречает сопротивление стыковки, то мне кажется крылья начнут выгибаться вверх (если трещотка сверху фюзеляжа). Так ли это?
3. Получается что Вы даже не использовали ключ, который одевается на пины лонжеронов и помогает окончательно стянуть половинки крыла?
4. Поделитесь пожалуйста секретом обратной процедуры - как разомкнуть половинки крыла от фюзеляжа? Или здесь только ключом?

1) Вся приспособа находилась сверху фюзеляжа.
2) Была такая тенденция, но с таким усилием(что-бы выгибались консоли) тянуть не приходилось.
3 и 4) Пользовался по мере надобности.
Вся идея этой приспособы была в том, что не нужно было другого человека, что-бы удерживать фюзеляж и другое крыло от движения во время стыковки консолей .Во всяком случае всё это давало возможность собирать и разбирать планер мне одному.
 
Да, идея хорошая! 👍

Я тоже один собираю планер, но иногда хотелось бы, чтобы кто-то придержал консоль от выталкивания ее другой консолью во время сборки.
 
Гениально!!!!! Браво!!!!! 👍👍👍 Сейчас же займусь изготовлением этого незаменимого помощника! Спасибо за совет!
Есть наводящие вопросы:
1. Трещотка находится сверху фюзеляжа? Или снизу?
2. Когда лента натягивается и встречает сопротивление стыковки, то мне кажется крылья начнут выгибаться вверх (если трещотка сверху фюзеляжа). Так ли это?
3. Получается что Вы даже не использовали ключ, который одевается на пины лонжеронов и помогает окончательно стянуть половинки крыла?
4. Поделитесь пожалуйста секретом обратной процедуры - как разомкнуть половинки крыла от фюзеляжа? Или здесь только ключом?
Да, идея хорошая! 👍

Я тоже один собираю планер, но иногда хотелось бы, чтобы кто-то придержал консоль от выталкивания ее другой консолью во время сборки.

Нейлоновая лента стяжки, на такой длине, немного растягивалась и получался "эффект резинки на рогатке" - оба крыла сами стремились "стянутся" к друг другу и всё что мне нужно было делать, это ходить от одного крыла к другому и немного их "покачивать" из стороны в сторону и они "садились" на место.
 
Нейлоновая лента стяжки, на такой длине, немного растягивалась и получался "эффект резинки на рогатке" - оба крыла сами стремились "стянутся" к друг другу и всё что мне нужно было делать, это ходить от одного крыла к другому и немного их "покачивать" из стороны в сторону и они "садились" на место.

Возможно Ваш Лак был более удачно изготовлен. Мой экземпляр, а так же несколько других, которые доводилось собирать имеют одну и ту же болячку. Из четырех пальцев (по два с каждой стороны фюзеляжа) только три садятся в шарниры легко. Чтобы заставить войти четвертый приходится тратить много усилий и подпирать крыло снизу своим горбом стоя на четвереньках... Причем иногда получается стянуть крылья относительно быстро (минут за 10), а иногда минут по 40 приходится возиться, что некоторые помощники начинают расходиться от безысходности. Из-за того, что сборку/разборку проводил лишь раз в сезоне, то так и не смог до сих пор выработать какую-то систему и понять как собирать стабильно быстро. Надеюсь с новой приспособой смогу разобраться как быстро стыковать и впредь не иметь таких проблем со сборкой.
 
Причем иногда получается стянуть крылья относительно быстро (минут за 10), а иногда минут по 40 приходится возиться


Это говорит о том, что в первом случае начальное взаиморасположение фюзеляжа и консолей было правильным, а во втором нет. Чаще всего проблема в том, как высоко подняты законцовки консолей по отношению к фюзеляжу и друг другу.

Если в собраном состоянии нанести маркером контрольные риски, которые будут помогать выставить правильное взаиморасположение консолей и фюзеляжа перед стыковкой консолей, то делать это будет гораздо легче. У меня есть такая риска на фюзеляже на стенке коробки, в которую входят консоли и на "языке" консоли, которая вставляется первой. Сначала я вставляю первую консоль и поднимаю ее пока конец "языка" не совпадет с риской на фюзеляже. Потом вставляю вторую косоль и поднимаю (или опускаю) ее до тех пор, пока верхний край "языка" не будет параллелен риске на "языке" первой консоли. Все, теперь все стоит как надо и можно пытаться соединять консоли.

У меня, конечно, другой планер, но тут, главное, принцип. Я как-то в своей ветке рассказывал, как я собираю планер, там на фотках видно эти риски. Вот ссылка:

 
Извиняюсь перед хозяином ветки интерисуюсь может кто подскажет плнер с фото на опознание можно в личку чтоб не засорять тут
 
Последнее редактирование:
Возможно Ваш Лак был более удачно изготовлен. Мой экземпляр, а так же несколько других, которые доводилось собирать имеют одну и ту же болячку. Из четырех пальцев (по два с каждой стороны фюзеляжа) только три садятся в шарниры легко. Чтобы заставить войти четвертый приходится тратить много усилий и подпирать крыло снизу своим горбом стоя на четвереньках... Причем иногда получается стянуть крылья относительно быстро (минут за 10), а иногда минут по 40 приходится возиться, что некоторые помощники начинают расходиться от безысходности. Из-за того, что сборку/разборку проводил лишь раз в сезоне, то так и не смог до сих пор выработать какую-то систему и понять как собирать стабильно быстро. Надеюсь с новой приспособой смогу разобраться как быстро стыковать и впредь не иметь таких проблем со сборкой.

Мой Лак-12 специально собирали на экспорт(как Демонстратор), хотя вся его сборка - ручная работа и возможно на Вашем где-то и накосячили. Насколько я помню у меня таких проблем не было
 
Мой Лак-12 специально собирали на экспорт(как Демонстратор), хотя вся его сборка - ручная работа и возможно на Вашем где-то и накосячили. Насколько я помню у меня таких проблем не было
Не, если бы накосячили, то он бы всегда с трудом собирался. А так бывает же, что и за 10 минут собирают, значит просто приспособиться надо.

Наверное не совсем корректно с моей стороны называть это косяком. Скорее особенность конструкции, требующая вдумчивого подхода. Мы как правило решаем этот вопрос количеством людей, что приводит к спешке и усталости, так как трудно долго держать и толкать консоли по 100+ кг. После совета Бена насчет стяжек для крыльев начал прокручивать в голове весь процесс и понял, что проблему надо решать не количеством, а качеством! Для этого, помимо стяжки, нужны хорошие точно регулируемые подставки под крылья. Причем нужно чтобы они могли не только подниматься вверх/вниз, но и регулировать угол атаки каждой консоли. Буду придумывать конструкцию и изготавливать зимой из подручных материалов.

Вот нашел несколько фото с камер наблюдения, это весенние танцы с Лаком. Много людей, времени и матюков. Пора это менять!
IMG_4628.jpeg
IMG_4627.jpeg
IMG_4626.jpeg
IMG_4625.jpeg
IMG_4624.jpeg
 
Леха, ты по весне подходи. Покажу как устроено 🤣 . У тебя только крылья очень низко, моя приспособа наверное не подойдёт.
 
это весенние танцы с Лаком. Много людей, времени и матюков.

Да, я бы столько народу, в нашем клубе(в штатах), никогда-бы не нашёл. Клуб не большой и в лётный день найти кого-то было почти невозможно. Здесь небольшое видео о клубе и как летное поле(и всё что там было) пострадало от торнадо который прошёл через аэродром. Но это случилось ещё до моего вступления в клуб:
 
Вообще Атланта(штат Джорджия) расположена в очень хорошем месте для полётов на планере. Мы там выполняли все три вида планерных полётов. На юге штата Джорджия равнинная местность и там идеально выполнять парящие полёты в термических потоках. На севере начинаются горы "Аппалачи, которые тянутся на тысячи километров на север(до Канады). Там мы зимой(преобладающие западные ветры) выполняли полёты "над грядой" и даже полёты "на волне". Оба вида этих полётов просто "фантастические". Если в первом - ты "несёшься" на планере в нескольких метрах от вершины горы, то во втором ты находишься на высоте нескольких километров(часто там нужен кислород) в совершенно спокойном воздухе "ламинарного" воздушного потока, как авиалайнер на высоте 10 тысяч.
И так(в обоих случаях) можно лететь сотни километров не снижаясь или набирать высоту в "термике". В этом видео Майкл, из планерного клуба Атланты, рассказывает об этих полётах:

 
Нашёл видео моих полётов на планере Лак-12 в планерном клубе "Atlanta Soaring Club" штат Georgia и на планере ASK - 21 на выезде в лагерь для полётов в горах, на аэродроме Andru's в штате Северная Королина. Правда это было ещё в 1991 году.

 
Леха, ты по весне подходи. Покажу как устроено 🤣 . У тебя только крылья очень низко, моя приспособа наверное не подойдёт.
Валер, спасибо! В принципе хорошо понимаю как работает механический помощник, даже были мысли обзавестись таким с дистанционным управлением. Не бюджетно только.... А сам я такую конструкцию не осилю сделать.
 
Назад
Вверх