а скотч вещь такая. Чтобы он работал его нужно прижать. В зажатом состоянии он не пухнет а та часть влаги, что попадает на него не велика и быстро выпаривается. И применение его как основной крепёжный материал не использовать. Хотя, как я писал, есть специальные скотчи заменители заклёпок. Просто всё это нужно знать и грамотно испльзовать. На моей машине на крыле была надпись из металла приклена на скотч. Машине было лет 12-15. Я помял крыло, при замене хотел надпись перенести на новое, так вот я её чуть оторвал подрезая ножичком тонким, надпись даже пришлось править. Другой случай я одно время практиковал ремонт машин. И очень был удивлён. Когда ко мне приезжали помятые машины а на них всякого рода молдинги и наклейки сидели на скотче и в момент удара были перекошены но полностью не оторваны. Так, что скотч скотчу рознь.
Вы совершенно правы, Юрий - абы каким скотчем, естественно, пользоваться нельзя, но существующие типы двусторонних скотчей фирмы 3М ( действительно, используемые и на Боингах, и для приклейки панелей автобусов к каркасу), имеют очень высокую прочность и устойчивость к внешним воздействиям. На Ларос-100 клееклепаные соединения с таким скотчем составляют основу конструкции: при этом, фактически, заклепки выполняют лишь функцию прижима, а нагрузки практически полностью берутся скотчем. При замене панелей обшивки в доработке для повышения допустимой перегрузки, процесс ее отделения от каркаса занял почти по два дня на консоль - отрывать пришлось по сантиметру при уже отсверленных заклепках. А самолет эксплуатировался, в т.ч. и в условиях сильной жары и хранился без чехлов - что, при его черном цвете, можно считать самыми жесткими условиями; никаких следов отслоения скотча при замене обшивки не было обнаружено.
Замечу еще, что полимеризация связующего такого скотча и происходит вследствие впитывания влаги из воздуха - после полимеризации никакие воздействия воды уже не влияют на его свойства.