Помогите с расчетом, пожалуйста!

skyhawk_pilot

Я люблю летать на STOLах!
Откуда
Краснодар
Друзья! Мне достался фюзеляж самолета, точнее, весь самолет (а-ля Bearhawk) . Крылья сгнили (были деревянные), самолет стоял буквально в болоте, прошлые владельцы его тупо сгнобили. Для тех, кто в теме - самолет ШаГ-150 Юнона. Скорее всего, в другой ветке форума я смогу выкладывать информацию о его восстановлении.
Итак, суть вопроса.
Есть фюзеляж, стабилизатор, руль высоты, руль направления. Все родное, живое. У меня есть крылья от самолета Берхок, они больше по площади и размаху, больше САХ, соответственно, тоже, чем были родные. Есть двигатель Viking Subaru, сделан Яном Эггенфеллером на основе Subaru J253, поставлялся в виде комплекта для самолетов Vans RV-7 на замену Lycoming IO-360, уже прямо с моторамой, но моторама шире, чем профиль фюзеляжа Юноны, да и вынос от противопожарной перегородки, скорее всего, будет другим.
Из всего этого я хочу собрать самолет. А теперь, собственно, вопрос. Есть ли какая-то методика расчета центровки, компоновки самолета без заканчивания МАИ, ХАИ и прочих *АИ? Ведь у нас много самодельщиков, построивших огромное количество хорошо летающих самолетов, 90% из них не имеют авиационного образования. Хотя, к своему стыду, у меня аж три авиационных образования - авиатехник, и дважды пилот. Но все равно я сомневаюсь в своих знаниях и способностях к самостоятельному расчету самолета и прошу помощи коллективного разума со ссылками на учебники, методички, формулы и так далее. Более конкретно - мне нужно правильно расположить крыло и двигатель.
Всем огромное спасибо заранее за содержательные ответы!
 
Очень кратко 😉

Дружище, спасибо, я этот файлик сейчас мучаю (теоретически пока), но обрывки знаний, оставшиеся после училища, сбивают меня с толку. Возникло еще больше вопросов. Откуда мерить плечо, например? От ЦТ (0.25 САХ)? И что вообще должно в итоге получиться?
 
Дружище, спасибо, я этот файлик сейчас мучаю (теоретически пока), но обрывки знаний, оставшиеся после училища, сбивают меня с толку. Возникло еще больше вопросов. Откуда мерить плечо, например? От ЦТ (0.25 САХ)? И что вообще должно в итоге получиться?
Выбираете любую удобную вам точку отсчета (нулевой шпангоут, например) и направление отсчёта (опять же, как удобнее, например, вперёд расстояния с плюсом, назад от шпангоута с минусом).
И составляете табличку с весовой сводкой в виде произведения массы агрегата на его плечо (расстояние до него от нулевого шпангоута с + или -).
Суммируете всё, что насчитали, и результат делите на массу всего самолета (сумму масс его составных частей).
Получится число - это расстояние до центра тяжести от вашей точки отсчёта.
Поскольку самолет почти готовый 🙂 , то массу и центр тяжести фюзеляжа например, определите взвешиванием на трёх весах.
И двигайте ваши агрегаты ( СУ, консоли и др,) чтобы итоговый центр тяжести оказался в диапазоне допустимых центровок.
 
.
И двигайте ваши агрегаты ( СУ, консоли и др,) чтобы итоговый центр тяжести оказался в диапазоне допустимых центровок.

Уже становится понятнее! Спасибо! Но вопросов всё равно не убавляется. Точнее , одни разрешаются, другие тут же возникают. Правильно я понимаю, что расстояние от агрегата берётся от центра массы или центра тяжести этого агрегата? Собственно, на данный момент это пока единственный оставшийся вопрос.
 
Уже становится понятнее! Спасибо! Но вопросов всё равно не убавляется. Точнее , одни разрешаются, другие тут же возникают. Правильно я понимаю, что расстояние от агрегата берётся от центра массы или центра тяжести этого агрегата? Собственно, на данный момент это пока единственный оставшийся вопрос.
Естественно
 

Ага... Спасибо! Значит, не всё ещё забыл. А где взять диапазон допустимых центровок? Он применяется к крылу? То есть информация о диапазоне допустимых центровок будет в данных на крыло берхока? Фюзеляж берхока в этой ситуации роли не играет?
 
И куда пихать данные о массе фюзеляжа? Нужно ли определять его ЦТ и заносить в эту таблицу как произведение массы на плечо? Если да, то плечо считать от выбранной точки до фактического ЦТ фюзеляжа?
 
Скажем так...
А1.png

Будет очень просто составить таблицу и ввести полученные массы и центры масс агрегатов. А также присвоение значений агрегатам с неизвестным размещением.
 
В программе учтены возможности определения центровки на стадии проектирования и уже готового аппарата. В первом случае в ячейки (сине-сереневого цвета) вбиваем вес в килограммах и плечё от точки отсчёта (ТО) до ЦТ агрегата в метрах. Программа сама покажет расстояние от точки отсчёта до ЦТ. Если вбить данные ещё и о расстоянии до передней кромки средне аэродинамической хорды и саму величину САХ выраженную в метрах, то она покажет ЦТ выраженную в %, дополнительно к уже имеющемуся расстоянию от ТО до ЦТ.
Точку отсчёта можно брать любую, хоть от кончика хвоста, но удобнее таки от самой передней части😉 (в данном случае, в примере она взята от кончика кока винта).
И второй вариант. Имея уже готовый аппарат, выставляем его в горизонт и подкладываем под точки опор весы. Либо сразу три, либо пользуясь одними, поочередно перемещая их под каждую из опор, сохраняя горизонтальное положение самолёта. Значения от точки отсчёта до середины весов, а так же получившийся вес, заносим в табличку. Таким образом, в ней окажется заполнено всего три графы и данные о расстоянии до передней кромки и величине САХ.
Если надо подкорректировать, или посмотреть варианты коррекции ЦТ, то можем внести в табличку дополнительный вес (скажем аккумулятор) и зная его вес, двигать (уже условно, только в программе, так как вес мы знаем и куда поставим, на каком удалении от ТО тоже) от ТО. Значения эти тоже вносим в таблицу и получаем подкорректированный ЦТ. Изменяя его положение, видим как меняется и сам ЦТ.
Таким образом, играясь со значениями, мы можем посмотреть центровку с полным баком и одним пилотом, двумя, пустыми баками и одним-двумя пилотами и т.д.
Как-то так🙂. Коротко не получилось.
 
Я бы сделал так: собрал бы самолёт без двигателя. Определил центровку с топливом, экипажем и т.д. После этого остаётся посчитать где должен быть двигатель. Точку отсчёта взять от противопожарной перегородки. Поскольку у вас готовый фюзеляж, вы не сможете поменять расположение крыла, оперения, управления, кресел Остаётся варьировать расположения двигателя. Ну, может быть ещё шасси можно как-то передвинуть. Кстати, как вы собираетесь стыковать крыло? Вероятнее всего стыковые узлы фюзеляжа не совпадут со стыковыми узлами крыла.
 
Я бы сделал так: собрал бы самолёт без двигателя. Определил центровку с топливом, экипажем и т.д. После этого остаётся посчитать где должен быть двигатель. Точку отсчёта взять от противопожарной перегородки. Поскольку у вас готовый фюзеляж, вы не сможете поменять расположение крыла, оперения, управления, кресел Остаётся варьировать расположения двигателя. Ну, может быть ещё шасси можно как-то передвинуть. Кстати, как вы собираетесь стыковать крыло? Вероятнее всего стыковые узлы фюзеляжа не совпадут со стыковыми узлами крыла.

Ну, на самом деле моей мыслью и было собрать полностью самолет без ВМУ, а потом уже плясать как-то с ней... Только я думал не считать, а вывешивать ВМУ на временных кронштейнах, меняя их длину.

Крыло я уже состыковал, не зря же я авиатехник. Именно авиатехник, а не авиаконструктор, то есть когда конструктор говорит "прилюбить вот это к вот этому именно на таком расстоянии" - я беру это и делаю, ибо это я люблю, умею, практикую. А рассчитать - это пока для меня проблема. Я могу ровно крепко и красиво приварить, точно также приклепать, протянуть проводку, подключить приборы и авионику, заставить работать механизацию и т.д. Но мне нужна помощь именно с расчетами, то есть как сделать по планеру все на своих местах.
 
Для просветления почитайте РДК СЛА: https://reaa.ru/threads/rdk-sla.90126/
Тут все в сжатой и доступной для самодела форме. Но его (самодела) унижать не стоит - по уровню знаний и опыта, полученных самообразованием, он бывает и выше некоторых "профессионалов".
Вообще в файловом архиве форума, безвозмездными трудами участников, собрано литературы очень много. Не ленись бери и пользуйся.
 
Ну, это все равно короче, чем учиться 5 лет в МАИ... Спасибо!
В МАИ 5.5 лет учат пониманию как правильно проектировать самолет. Расчет центровки это 1/10 000 из того что желательно знать при самостоятельной постройке .
 
Для просветления почитайте РДК СЛА: https://reaa.ru/threads/rdk-sla.90126/
Тут все в сжатой и доступной для самодела форме. Но его (самодела) унижать не стоит - по уровню знаний и опыта, полученных самообразованием, он бывает и выше некоторых "профессионалов".
Вообще в файловом архиве форума, безвозмездными трудами участников, собрано литературы очень много. Не ленись бери и пользуйся.

Спасибо, я много чего перелопатил с файлового архива форума. Я и не унижаю самоделов, как я могу унижать самого себя?
 
В МАИ 5.5 лет учат пониманию как правильно проектировать самолет. Расчет центровки это 1/10 000 из того что желательно знать при самостоятельной постройке .

Это именно то, чего я не знаю. К остальному вопросов у меня нет. По фото снимал конструкцию и строил самолеты, а с заменой крыла и двигателя и с убегающей из-за этого центровкой столкнулся впервые. Но знаю, что так происходит, поэтому и обращаюсь за помощью...
 
Назад
Вверх