Постройка легкого самолета собственной конструкции : "Челленджер" Ч-1

Отверстия в трубе лишают её возможности работать на кручение, а это главное преимущество трубы. Дырявая труба тяжелее клёпаного короба или тавра, гораздо эффективнее травить трубу по длине, или если и дырявить, то только самый кончик куда даже от элерона момент не доходит. Если момент воспринимается замкнуным лобиком, или замкнутой средней частью крыла, то труба в качестве лонжерона противопоказана.
 
Отверстия в трубе лишают её возможности работать на кручение, а это главное преимущество трубы. Дырявая труба тяжелее клёпаного короба или тавра, гораздо эффективнее травить трубу по длине, или если и дырявить, то только самый кончик куда даже от элерона момент не доходит. Если момент воспринимается замкнуным лобиком, или замкнутой средней частью крыла, то труба в качестве лонжерона противопоказана.
Вы правы. Смысл трубы в лонжероне крыла ,вместо двутавра ,именно в восприятии крутящей нагрузки на фоне упрощения технологии изготовления "гаражного самолета"
 
Отверстия в трубе лишают её возможности работать на кручение, а это главное преимущество трубы. Дырявая труба тяжелее клёпаного короба или тавра, гораздо эффективнее травить трубу по длине, или если и дырявить, то только самый кончик куда даже от элерона момент не доходит. Если момент воспринимается замкнуным лобиком, или замкнутой средней частью крыла, то труба в качестве лонжерона противопоказана.
Вы слишком уверены в своем понимании работы конструкции - а, между тем, сильно заблуждаетесь.
Ну, представьте себе трубу Д100 с вырезанным отверстием Д30 - по- вашему, она уже не держит кручение и ее можно скрутить рукой? Думаю, сами понимаете, что это бред. Или на сверлить множество маленьких отверстий, удалив треть материала - оставшийся вполне продолжит работу на кручение. Посмотрите на конструкцию Шуховской башни в Москве - она вообще, представляет собой решетку, но прекрасно воспринимает как изгиб, так и кручение.
Таким образом, говорить можно лишь о степени ослабления конструкции от отверстий облегчения - и эта зависимость не будет линейной.
Далее: крутящий момент, как и изгибающий, на конце крыла нулевой, а по мере приближения к корню, растет: поэтому, сечение трубы может быть облегчено в максимальной степени, а в корне сечение останется полным, возможно, даже с усиливающими накладками.
 
Трубчатым
лонжерон делают, обычно, не для оптимизации веса, а для упрощения технологии: труба служит сборочным стапеле, позволяя обеспечивать высокую точность,издавать крутку и т.д.

Владимир Павлович, при всем уважении, но я работаю на оборонном заводе и мы используем трубы отечественные из Д16Т ВСМПО Ависма близких сердцу самодела диаметров - 70-100 мм при стенке 2-3 мм вот прям сейчас. 100% поступающих труб на входном контроле - кривые и требуют рихтовки. Отклонение оси концов на длине 6 м достигает 5 мм. И прогибы посередине по 3 мм. Нам же требуется не более плюс-минус 0.2 мм. Рихтовка механизированная освоена, но любителю такие методы неподъемны. А простых методов я не знаю, может и есть, но я не в курсе.

Может, у нас поставщик не тот , может, раньше было лучше, может для лонжерона такая точность и не нужна и на эти отклонения можно наплевать, но в трубу - стапель я не верю на сегодняшний день. А вот в собранный на заклепках двутавр или швеллер - верю. Потому что его легко и понятно как сделать прямым даже в гаражных условиях. Начиная от технологии клепки, кончая просто киянкой. Трубу киянкой не поправить.
 
Последнее редактирование:
Владимир Павлович, при всем уважении, но я работаю на оборонном заводе и мы используем трубы отечественные из Д16Т ВСМПО Ависма близких сердцу самодела диаметров - 70-100 мм при стенке 2-3 мм вот прям сейчас. 100% поступающих труб на входном контроле - кривые и требуют рихтовки. Отклонение оси концов на длине 6 м достигает 5 мм. И прогибы посередине по 3 мм. Нам же требуется не более плюс-минус 0.2 мм. Рихтовка механизированная освоена, но любителю такие методы неподъемны. А простых методов я не знаю, может и есть, но я не в курсе.

Может, у нас поставщик не тот , может, раньше было лучше, может для лонжерона такая точность и не нужна и на эти отклонения можно наплевать, но в трубу - стапель я не верю на сегодняшний день. А вот в собранный на заклепках двутавр или швеллер - верю. Потому что его легко и понятно как сделать прямым даже в гаражных условиях. Начиная от технологии клепки, кончая просто киянкой. Трубу киянкой не поправить.
Вы знаете, склепать кривой швеллер или двутавр, тоже легко и запросто. А отклонение оси трубы на 5 мм при шести метрах длины - действительно ни о чём в нашем деле...
 
Владимир Павлович, при всем уважении, но я работаю на оборонном заводе и мы используем трубы отечественные из Д16Т ВСМПО Ависма близких сердцу самодела диаметров - 70-100 мм при стенке 2-3 мм вот прям сейчас. 100% поступающих труб на входном контроле - кривые и требуют рихтовки. Отклонение оси концов на длине 6 м достигает 5 мм. И прогибы посередине по 3 мм. Нам же требуется не более плюс-минус 0.2 мм. Рихтовка механизированная освоена, но любителю такие методы неподъемны. А простых методов я не знаю, может и есть, но я не в курсе.

Может, у нас поставщик не тот , может, раньше было лучше, может для лонжерона такая точность и не нужна и на эти отклонения можно наплевать, но в трубу - стапель я не верю на сегодняшний день. А вот в собранный на заклепках двутавр или швеллер - верю. Потому что его легко и понятно как сделать прямым даже в гаражных условиях. Начиная от технологии клепки, кончая просто киянкой. Трубу киянкой не поправить.
Это ваша проблема - верить, или не верить.
На досуге, как-нибудь, поищите нивелировочную схему любого ЛА и посмотрите допуски - я этих схем нарисовал уйму, и только подтверждаю свою позицию. 5 мм на шести метрах вполне пригодно для любого крыла, какое только может представить себе не только самодел. Поверьте, мой опыт от вашего отличается далеко - да, к тому же, понимание требований также.
Отклонение от теории обводов Су-27 составляет до 30 мм.
 
Владимир Павлович, 100% поступающих труб на входном контроле - кривые и требуют рихтовки. Отклонение оси концов на длине 6 м достигает 5 мм.
но любителю такие методы неподъемны.
А простых методов я не знаю, может и есть, но я не в курсе.
Трубу киянкой не поправить.
Как же) Ну вот из головы вам "рац предложение" как поправить. Натянуть нитку на деревянной стапель и гнуть нагрузкой с упором(опорой) под местом изгиба или закрепив в "колодке" в обхват . но 5 мм действительно незначительно(что ниже подтверждают авторитетные участники форума) да и на 6 метрах при текущей L/2= 4.5 м . Кроме того изгиб в полете будет в РАЗЫ больше

UPD: посмотрел на предыдущих страницах, изгиб под нагрузкой от 37мм до 1.05м . Наверное я чтот в испытании накосячил Тов.Некорян Лизга или Иванова Александра или кого либо из неравнодушных, прошу провести контрольное испытание в солиде если минутка найдется, по данным указанным в следующем сообщении.

Вы знаете, склепать кривой швеллер или двутавр, тоже легко и запросто. А отклонение оси трубы на 5 мм при шести метрах длины - действительно ни о чём в нашем деле...
Согласен с вами, спасибо за комментарий.

Это ваша проблема - верить, или не верить.
На досуге, как-нибудь, поищите нивелировочную схему любого ЛА и посмотрите допуски - я этих схем нарисовал уйму, и только подтверждаю свою позицию. 5 мм на шести метрах вполне пригодно для любого крыла, какое только может представить себе не только самодел. Поверьте, мой опыт от вашего отличается далеко - да, к тому же, понимание требований также.
Отклонение от теории обводов Су-27 составляет до 30 мм.
Тов. Лапшин спасибо за авторитетное мнение по поводу так внезапно поднятой с пола "проблемы" !!!
 
Последнее редактирование:
Неожиданно зашел на форум и рад что тема так долго остававшаяся без изменений ожила! Зашел что бы еще в который раз удостовериться что выбор трубчатого лонжерона оптимален для L=4.5м q=95-100кг в виде д16т D=120х3мм с подкосом(по факту полу-лонжероном) до сечения 2.3м под sin90 пруток D=45мм . (на фотографии "подкос"-труба, изменено на пруток в той же конфигурации с уменьшением веса и диаметра)
Отлегло.... Спасибо всем!!!
А то увидел самолет Solar Stratos с размахом 25м при S=24м и стало интересно ,какой же лонжерон там? Неужели труба выдержит такой размах??? Есть у кого мысли ???

Докладываю: Приступил к оборудованию мастерской, сборке рабочей станции для чтения Солида(снятия чертежей непосредственно на рабочем месте из проекта подготовленного на другом компьютере), закупке инструмента. Со следующего месяца планирую начать закупку фанеры для изготовления нервюр.

По расчетам необходимы листы 2.5мм(сосна) но мне сказали где то на форуме что таких нет в природе по этому будет 3мм. Если кто то может подсказать оптимального поставщика с доставкой по Пермскому краю буду благодарен

В качестве стапеля для сборке планирую использовать конструкцию ,которую можно наблюдать на заднем фоне кадра из видео, для закрепления и прочей работе по сборке крыла.

1715625204189.png
1715625235929.png
1715626506469.png
 
Последнее редактирование:
Это не стапель. Как вы сказали, это конструкция :

для закрепления и прочей работе по сборке крыла.

На эту конструкцию крыло ставят уже после сборки и проводят на нем последующие работы (навеска механизации, обтяжка и т.д.)

Стапель это другое, это конструкция именно для сборки крыла. Что-то типа вот этого:

sm20180818_115136.JPG


sm20180819_160745.JPG
 
Итак, с лонжероном вроде ,не без коллективной помощи раскидались. Расчеты чуть попозжА)

Теперь новый элементарный вопрос. Предвкушаю новую битву:

1 .Верно ли утверждение что крыло установленное 26.5% САХ обеспечит балансировку по умолчанию???

2. И верно ли что эта методика правильная и ей можно пользоваться для дальнейшего расчета:

1716056022913.png

1716056046686.png

1716056071643.png

1716056101604.png
--->тоесть центровка не обязательно 25% а может быть например, условно 0.23< 0.35<0.44.....????? и это ОК?

Привожу свои значения для дальнейшей дискуссии и выдачи рекомендаций:

1716056427360.png


Точка переднего края (без учета наплыва) х=1400мм точка САХ 26.5 х=1750мм Точка Ц.т х= 2000мм . Крыло прямое. Хвостовая балка 2.7 САХ от точки 0.265 -//- , бак 30л х=2450мм

Да, нифига не бьет, нужно с эти что то делать. Вопрос КАК??? если крыло сдвигать уже назад некуда, итак закрылки ниже фюзеляжа(видно на фото)





1716057395595.png
1716057642068.png




Спасите, братцы))))

P.s НУ ачешуительно же крыло стоит??? Не??? Я прям смотрю на модель и экстаз ловлю.... Че не так то??? Нафига его еще двигать? Ломайте меня полностью))) Ибо я не могу пока осознать что там неправильно
 
Последнее редактирование:
Иван, привет. Мне кажется ты как то все усложнил ). Взял бы готовый фюзель простенький, под себя его подогнал, крыло проверенное приделал и у тебя готовый самолет по твоим чертежам и простой в изготовлении. И уже начал бы строить.
 
Иван, привет. Мне кажется ты как то все усложнил ). Взял бы готовый фюзель простенький, под себя его подогнал, крыло проверенное приделал и у тебя готовый самолет по твоим чертежам и простой в изготовлении. И уже начал бы строить.
Привет. Гештальт закрываю. Победа любит подготовку. Да усложнил но иначе никак.
Мне нужен прототип для выхода на рынок в дальнейшем. Гранты-шманты вся фигня. Что бы каждый желающий мог приобрести почти по себестоимости ,тысяч до 500 свой собственный "идеальный" летательный аппарат, с кастомной кабиной-крыльями-двигателем- так далее полностью опциональный под свои задачи. Хочешь петли крути, а хочешь планером летай, хочешь круизи по маршруту.....
Не во имя бизнеса и наживы а во имя мечты и развития легкой авиации России, что бы каждый желающий кому только это придет в голову мог позволить себе свой собственный самолет, а не заслыша слово "самолет" делал глаза по 5 рублей и задумчиво качал головой....
Самолет это как говорил когда то Генри Форд "Не роскошь , а средство передвижения" + "мы сюда ходим каждый день не строить автомобили, мы ходим на войну!" , причем не самое технически сложное. Кроме того у меня есть собственное исчерпывающее видение идеального во всех аспектах самолета. Безукоризненно спроектированного и полностью адаптированного под энтузиаста.
Так чтоб комар носа не подточил и челюсть отвисла.
Венцом творения по прошествии многих лет поставил себе что то вроде Як-152 с движком 1000лс и допустимой перегрузкой +8 -6, миллиона за 1.5-2..... но это утопия с запасом лет на 20.....
А то строят всякие АКМы и продают за 9млн... Я просто в а*уе с наглости этих людей.... Они конечно будут и рассказывают про неимоверные трудности с производством но мне кажется очевидно зачем и для чего они строят самолеты, коммерсы б**ть.....

А насчет фюзеляжа и начала постройки отвечаю: Мне предлагали и я даже ездил смотреть готовый аля-арго самолет всего за 200 000 причем с условиями 100 000 сразу а остальную половину потом , только заберите..... Но его приобретение не вписывается в выше обозначенную концепцию

Сейчас - уже подготовил помещение 11м х 8м для мастерской, закупил часть инструмента. Приступаю к ее оборудованию.

Вот есть еще дней 20 что бы завершить проектирование модели, установить крыло В ПРАВИЛЬНОЙ ТОЧКЕ по центровке и балансировке и уже просто читать с проекта и спокойно строить. Но чет не бьет нефига. Крыло двигать некуда к хвосту . Балансировать оперением чтоль? или балку удлинять? или размер-эфективность ГО увеличивать . или или или .... Вот прошу совета опытных участников что бы уже все сделать как надо... Но чет не особо пока отклик... Книг наскидывали (спасибо) миллион.... Все по науке спроектировал.... Однако....
Еще пару дней подожду, если конкретики не наступит буду методом тыка и эксперементов с перебором значений элементов подбирать балансировку .... Там дальше как пойдет.
Форум же и создан для этого , что бы люди увлеченные любительским авиастроение помогали друг другу делать общее дело.... А получается просто курилка какая то.... Кто то хвалиться , кто то хейтит, кто то умничает.... А воз и ныне там.... Так посмотришь все эксперты ,еп т*** м*** какие , так дайте совет, просветите, помогите .... Где??? Правильно .. В .....
И если я не прав киньте в меня камень..... Но лучше подтвердите корректность и пригодность формул чуть выше к расчету и дайте рекомендации по балансировке...... и очень прошу ,без очередных отправок в библиотеку.....
 
Последнее редактирование:
Кстати , если кому то вдруг захочется присоединиться и приобщиться к великому, действительно создавать и творить историю, строить то что изменит мир ,реализовать видение и амбиции, применить свой интеллект и знания непосредственно в практическом авиастроении ,быть частью команды увлеченных и самоотверженных энтузиастов, совершать полеты и постигать вершины приглашаю в Пермский край. Есть "жилой комплекс" , мастерская , вся необходимая для жизни инфраструктура, свободное воздушное пространство класса G, летное поле(разлив Камы, зимой лёд 40см толщиной) 3.5км х 7км..... Все в шаговой доступности и даже ехать никуда не надо , проснулся и вот оно все. Если вдруг - пишите в ЛС
 
Привет. Гештальт закрываю. Победа любит подготовку. Да усложнил но иначе никак.
Мне нужен прототип для выхода на рынок в дальнейшем. Гранты-шманты вся фигня. Что бы каждый желающий мог приобрести почти по себестоимости ,тысяч до 500 свой собственный "идеальный" летательный аппарат, с кастомной кабиной-крыльями-двигателем- так далее полностью опциональный под свои задачи. Хочешь петли крути, а хочешь планером летай, хочешь круизи по маршруту.....
Не во имя бизнеса и наживы а во имя мечты и развития легкой авиации России, что бы каждый желающий кому только это придет в голову мог позволить себе свой собственный самолет, а не заслыша слово "самолет" делал глаза по 5 рублей и задумчиво качал головой....
Самолет это как говорил когда то Генри Форд "Не роскошь , а средство передвижения" + "мы сюда ходим каждый день не строить автомобили, мы ходим на войну!" , причем не самое технически сложное. Кроме того у меня есть собственное исчерпывающее видение идеального во всех аспектах самолета. Безукоризненно спроектированного и полностью адаптированного под энтузиаста.
Так чтоб комар носа не подточил и челюсть отвисла.
Венцом творения по прошествии многих лет поставил себе что то вроде Як-152 с движком 1000лс и допустимой перегрузкой +8 -6, миллиона за 1.5-2..... но это утопия с запасом лет на 20.....
А то строят всякие АКМы и продают за 9млн... Я просто в а*уе с наглости этих людей.... Они конечно будут и рассказывают про неимоверные трудности с производством но мне кажется очевидно зачем и для чего они строят самолеты, коммерсы б**ть.....

А насчет фюзеляжа и начала постройки отвечаю: Мне предлагали и я даже ездил смотреть готовый аля-арго самолет всего за 200 000 причем с условиями 100 000 сразу а остальную половину потом , только заберите..... Но его приобретение не вписывается в выше обозначенную концепцию

Сейчас - уже подготовил помещение 11м х 8м для мастерской, закупил часть инструмента. Приступаю к ее оборудованию.

Вот есть еще дней 20 что бы завершить проектирование модели, установить крыло В ПРАВИЛЬНОЙ ТОЧКЕ по центровке и балансировке и уже просто читать с проекта и спокойно строить. Но чет не бьет нефига. Крыло двигать некуда к хвосту . Балансировать оперением чтоль? или балку удлинять? или размер-эфективность ГО увеличивать . или или или .... Вот прошу совета опытных участников что бы уже все сделать как надо... Но чет не особо пока отклик... Книг наскидывали (спасибо) миллион.... Все по науке спроектировал.... Однако....
Еще пару дней подожду, если конкретики не наступит буду методом тыка и эксперементов с перебором значений элементов подбирать балансировку .... Там дальше как пойдет.
Форум же и создан для этого , что бы люди увлеченные любительским авиастроение помогали друг другу делать общее дело.... А получается просто курилка какая то.... Кто то хвалиться , кто то хейтит, кто то умничает.... А воз и ныне там.... Так посмотришь все эксперты ,еп т*** м*** какие , так дайте совет, просветите, помогите .... Где??? Правильно .. В .....
И если я не прав киньте в меня камень..... Но лучше подтвердите корректность и пригодность формул чуть выше к расчету и дайте рекомендации по балансировке...... и очень прошу ,без очередных отправок в библиотеку.....
Храни тебя господь!
 
Вы правы. Смысл трубы в лонжероне крыла ,вместо двутавра ,именно в восприятии крутящей нагрузки на фоне упрощения технологии изготовления "гаражного самолета"
на бд-4 посмотрите. 50 лет летают и не парятся. может просто знания другого уровня?
 
Мне нужен прототип для выхода на рынок в дальнейшем. Гранты-шманты вся фигня. Что бы каждый желающий мог приобрести почти по себестоимости ,тысяч до 500 свой собственный "идеальный" летательный аппарат, с кастомной кабиной-крыльями-двигателем- так далее полностью опциональный под свои задачи. Хочешь петли крути, а хочешь планером летай, хочешь круизи по маршруту.....
Однако!!!
 
Что бы каждый желающий мог приобрести почти по себестоимости ,тысяч до 500 свой собственный "идеальный" летательный аппарат, с кастомной кабиной-крыльями-двигателем- так далее
Занимаю очередь. Если получится лучше АКМ-а и за указанную сумму (в рублях на сегодняшнюю дату, надеюсь?) - возьму два.😉
 
Иван, прочтите мою ветку. Там вы найдёте ответы на ваши вопросы и не только на них.
Ветку специально веду, дабы осветить все этапы от проектирования и до полётов, именно чтобы любой желающий понимал с чем придётся столкнуться и как оно может быть.
 
Назад
Вверх